Автор: Атласова Дарья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГБОУ " Новоалтайская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: г. Новоалтайск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ХОРЕОГРАФИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Раздел: дополнительное образование
КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
ХОРЕОГРАФИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Подготовила
Атласова Д. В.,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Новоалтайск, 2018
ХОРЕОГРАФИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Поиск путей эффективного реформирования российского образования проходит
в сложных социально-экономических условиях. Факт сохранения лучших
традиций отечественной культуры и бесценного национального
образовательного опыта остается бесспорным. Важная роль в этом вопросе
отводится искусству. Согласно Методическому письму
Министерства
образования РФ «О преподавании искусства в общеобразовательных
учреждениях» целью преподавания предметов, составляющих образовательную
область «Искусство» является формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение школьников
к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через
собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны стать средством очеловечивания, т. е. приживления
молодых людей к корням культуры [1].
Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются
средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены
выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с
музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение
в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Жюли Шарлотта ван
Кэмп (Julie Charlotte Van Camp) в своей диссертации[5] собрала основные
элементы, из которых состоят определения танца:
Танец это:
1.
человеческое движение, которое
2.
формализовано, т.е. выполняется в определенном стиле или по
определенным шаблонам;
3.
имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота
4.
сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками;
5.
имеет целью рассказ истории и/или коммуникацию или выражение
чувств, тем, идей,
6.
которому могут содействовать пантомима, костюм и пр.
Цель данной статьи — разобраться в накопившихся вопросах и обосновать
методическую значимость хореографии с позиции теоретических исследований,
методологических разработок и положительных результатов методического и
практического опыта, а также с учетом возможности решения ряда
психофизических и социальных проблем детей средствами танца.
Итак, на примере специальной коррекционной школы-интерната №
23 II, III, IV и VIвидов, давайте разберемся, чем осложнено эстетическое
воспитание детей с ограниченными возможностями. Данная проблема связана
не только со специфическими особенностями таких заболеваний, как нарушение
слуха, зрения, ДЦП, но и с нарушением интеллекта на фоне основного
заболевания. В совокупности это приводит к недостаточной
дифференцированности всех видов ощущений, замедленному темпу
восприятия, его узости, сочетающейся со сниженной способностью к
запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивому вниманию. Дети
физически ослаблены, с нарушением координации движений, плохо развитой
мелкой моторикой, повышенной утомляемостью. Их также отличает низкая
эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных
характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной
помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.
Почему же танец должен входить в систему государственного общего и
специального (коррекционного) образования?
Хореография для детей дошкольного, младшего школьного возраста, а так же
детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической
областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное
изменение психических, физических и социальных параметров свойств и
качеств личности.
Для обозначения процесса формирования личности в танце используется два
понятия – «танцевальное образование» и «танцевальное воспитание».
Понятия «образование» и «воспитание» тесно взаимосвязаны. Их общим
семантическим полем является «процесс обучения» [2, т.1, с. 165]. Как
танцевальное образование, так и танцевальное воспитание призваны
обеспечивать условия для всестороннего развития личности воспитанника:
психофизического, социального, эстетического, нравственного становления
учащихся [4]. В современной образовательной ситуации, в связи с
особенностями развития детей с ограниченными возможностями, требуется
четкое определение содержательного пространства танцевального образования и
танцевального воспитания, а также организации в них деятельности.
Так, за основу в своей работе я беру танцевально-двигательную терапию,
которая может служить мостом между миром сознания и бессознательного. В
отличие от других подходов (классический балет, народные, современные и др.
танцы) данный метод терапии использует образы или символы в работе с телом.
Танцевально-двигательная терапия применяется с целью развития у детей
самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия,
самоактуализации, интеграции частей Я [3]. Главным преимуществом в
использовании на занятиях хореографией танцевально-двигательной терапии
является гармоничное сочетание работы тела и психокоррекции (т.е
«танцевального образования» и «танцевального воспитания»). Формирование
образа «Я» в танце помогает детям более «тонко» и чутко воспринимать
произведения искусства. Ярким примером использования танцевально-
двигательной терапии могут служить задания типа: станцуй танец медведя
(зайца, птицы и т.д.) Усложненной формой задания могут служить упражнения
вида: произвольно станцуй под музыку. При этом берется разнохарактерная
музыка, например, вальс, полька, марш, фокстрот и др. Опыт работы показывает,
что медленный темп мальчикам дается с трудом, а девочки, наоборот, тяжелее
воспринимают музыку маршевого характера и музыку быстрого темпа. Это
связано с мужским и женским началом. Умеренный темп характерен
одинаковым воспритятием детей обоих полов. Данные задания могут
применяться как в качестве творческих заданий на внеклассных мероприятиях,
так и в качестве психодиагностики.
В работе над хореографической постановкой я использую три этапа:
1.
Создание технической базы.
На занятиях хореографией я знакомлю детей с различными танцевальными
направлениями. Учащиеся разучивают и отрабатывают отдельные движения,
комбинации. Основной целью данного этапа является техничное выполнение
каждого элемента и запоминание их последовательности.
2.
Формирование образа.
На каждом этапе работы над хореографической композицией, идея и смысл
хореографической постановки обсуждаются и корректируются педагогом вместе
с детьми. Формируются конкретные образы. Дети стараются передать чувства,
эмоции через движения. В процессе обсуждения образа желательно применять
такие приемы, как сказка, визуализация, игротанец. На данном этапе работы
очень важным является партнерское отношение педагога и воспитанников. В
этом случае дети являются не сторонними наблюдателями, а участниками
процесса. Такой подход не только вызывает интерес у детей, но и формирует
ответственность, активизирует творческий и мыслительный процессы.
3.
Соотношение трех единств в хореографической композиции
На этом этапе важно сформировать у детей понимание единства музыки,
движений и костюма. Лучше, если этот этап будет проходить в диалоговой
форме. Эскиз и пошив танцевального костюма способствует не только
формированию эстетического вкуса, но и прививает этические нормы общества.
Основной целью данного этапа служит донесение до сознания детей смысла
гармонии. Например, быстрые отрывистые движения не ложатся на плавную,
мелодичную музыку; широкие бросковые элементы неудобно выполнять в узких
костюмах; каждая мелодия несет в себе цветовую палитру, которая должна быть
сохранена и в цветовой гамме костюма. Здесь уместно применение такого
задания, как «Прослушай музыку и нарисуй». Сохранение триединства
желательно применять не только в работе над танцем, но и в работе над
театрализованной постановкой.
На каждом этапе мною проводится психокоррекционная работа по
формированию межличностных отношений, самосознанию, миропониманию.
Примером такой работы может служить объединение конфликтующих детей в
пары, или небольшие группы для выполнения творческого задания. Практика
показывает, что в процессе работы над заданием дети проходят три этапа: 1)
конфликт; 2) высказывание и обсуждение (здесь важная роль отводится педагогу
в качестве контролера равноправных действий); 3) совместная творческая
работа (что и является основной целью).
В результате такого подхода к ведению занятий, у воспитанников повышается
личностная самооценка, проявляется положительная динамика межличностных
отношений; возникает стремление узнавать новые, ранее не изучаемые ими,
танцевальные направления. Наряду с этим дети не просто проявляют интерес к
занятиям, но и стараются добиваться более высоких результатов, повышая
собственную критическую оценку.
Во время внеклассных занятий я провожу беседы по истории танца, истории
костюма, биографии артистов балета, просмотр и обсуждение (с какими
историческими и социальными событиями связан тот, или иной персонаж)
видеоматериала. Большинство занятий вызывает у детей живой интерес. Так
весьма результативной стала беседа со слабослышащими детьми «История и
творчество театра «Синематографъ». Видя на экране таких же людей, как и они,
ребята серьезно задумались о поступлении в Московский специализированный
институт культуры и искусства.
Учитывая возраст и специфику детей, большая часть занятий проводится в
форме игр (развивающие игры, игры-путешествия, викторины и т.д.). Основой
таких занятий могут стать уроки внеклассного чтения. Например, в процессе
работы над сказкой Шарля Перро «Золушка» я использовала следующие
задания:
1.
Отгадай загадки (проверяется степень усвоения прочитанного)
Часы бьют двенадцать! Неужто конец?
И спешно Она покидает дворец...
Ответь на вопрос, заслужи похвалу:
–
Туфельку кто потерял на балу? (Золушка)
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Сами ростом мы малы.
Глазки, словно ночь черны.
Так скажите, кто же мы? (Мыши)
2.
Помоги Золушке справиться с работой.
Игра «Разбери горох и фасоль». В миске перемешаны горох и фасоль. Детям
необходимо их разобрать: отдельно горох и отдельно фасоль. Целью данной
игры служит не столько результат, сколько развитие мелкой моторики руки.
Данную игру можно применять в первых классах, в коррекционных классах и в
классах, где степень развития мелкой моторики ниже среднего. Прекрасным
средством развития моторики является и такая игра, как «Собери бусы», в
которой детям нужно как можно быстрее собрать бусы на нить. Как вариант,
можно заменить бусины ягодами, например, рябиной.
3.
Научи Золушку танцевать. Дети, как бы, становятся на место учителя и
стараются не только правильно выполнить определенные элементы, но и
объяснить технику их выполнения.
4.
Нарисуй платье для Золушки. Подобные задания способствуют
формированию эстетического вкуса воспитанников.
Итак, опыт работы показывает, что хореография является не только методом
коррекции и формирования эстетического воспитания учащихся, но и прекрасно
интегрируется с другими общеобразовательными предметами, что повышает
значимость ее применения.
Таким образом, можно сделать вывод, что танцевальное искусство – массовое
искусство, которое доступно всем. Благодаря систематическому
хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую
эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и
музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию
профессионального хореографического искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Методическое письмо Управления общего среднего образования
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
(№1398/14 – 12 от 14.11.1997г.) «О преподавании искусства в
общеобразовательных учреждениях».
2.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Гл. ред. В.В. Давыдов. М:
Большая российская энциклопедия, 1993. Т.1; 1998. Т.2.
3.
Танцевально-двигательная терапия (сборник). Ярославль, 1994.
4.
Фомин А.С. Многофункциональная природа танца и проблемы его
изучения// Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-
педагогические, региональные и методологические аспекты: Первый Сибирский
научно-практический конгресс «Танцы народов Сибири». 10-17.08.2002г., г.
Новосибирск. Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2002.
5.
Julie Charlotte Van Camp Philosophical problems of dance criticism. PhD
dissertation (1981)