Напоминание

ХОРЕОГРАФИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


Автор: Атласова Дарья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГБОУ " Новоалтайская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: г. Новоалтайск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ХОРЕОГРАФИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Раздел: дополнительное образование





Назад




КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»

ХОРЕОГРАФИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Подготовила

Атласова Д. В.,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Новоалтайск, 2018

ХОРЕОГРАФИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Поиск путей эффективного реформирования российского образования проходит

в сложных социально-экономических условиях. Факт сохранения лучших

традиций отечественной культуры и бесценного национального

образовательного опыта остается бесспорным. Важная роль в этом вопросе

отводится искусству. Согласно Методическому письму

Министерства

образования РФ «О преподавании искусства в общеобразовательных

учреждениях» целью преподавания предметов, составляющих образовательную

область «Искусство» является формирование художественной культуры

учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение школьников

к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через

собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.

Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые

искусством, должны стать средством очеловечивания, т. е. приживления

молодых людей к корням культуры [1].

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются

средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены

выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с

музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение

в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Жюли Шарлотта ван

Кэмп (Julie Charlotte Van Camp) в своей диссертации[5] собрала основные

элементы, из которых состоят определения танца:

Танец это:

1.

человеческое движение, которое

2.

формализовано, т.е. выполняется в определенном стиле или по

определенным шаблонам;

3.

имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота

4.

сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками;

5.

имеет целью рассказ истории и/или коммуникацию или выражение

чувств, тем, идей,

6.

которому могут содействовать пантомима, костюм и пр.

Цель данной статьи — разобраться в накопившихся вопросах и обосновать

методическую значимость хореографии с позиции теоретических исследований,

методологических разработок и положительных результатов методического и

практического опыта, а также с учетом возможности решения ряда

психофизических и социальных проблем детей средствами танца.

Итак, на примере специальной коррекционной школы-интерната №

23 II, III, IV и VIвидов, давайте разберемся, чем осложнено эстетическое

воспитание детей с ограниченными возможностями. Данная проблема связана

не только со специфическими особенностями таких заболеваний, как нарушение

слуха, зрения, ДЦП, но и с нарушением интеллекта на фоне основного

заболевания. В совокупности это приводит к недостаточной

дифференцированности всех видов ощущений, замедленному темпу

восприятия, его узости, сочетающейся со сниженной способностью к

запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивому вниманию. Дети

физически ослаблены, с нарушением координации движений, плохо развитой

мелкой моторикой, повышенной утомляемостью. Их также отличает низкая

эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных

характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной

помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.

Почему же танец должен входить в систему государственного общего и

специального (коррекционного) образования?

Хореография для детей дошкольного, младшего школьного возраста, а так же

детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической

областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное

изменение психических, физических и социальных параметров свойств и

качеств личности.

Для обозначения процесса формирования личности в танце используется два

понятия – «танцевальное образование» и «танцевальное воспитание».

Понятия «образование» и «воспитание» тесно взаимосвязаны. Их общим

семантическим полем является «процесс обучения» [2, т.1, с. 165]. Как

танцевальное образование, так и танцевальное воспитание призваны

обеспечивать условия для всестороннего развития личности воспитанника:

психофизического, социального, эстетического, нравственного становления

учащихся [4]. В современной образовательной ситуации, в связи с

особенностями развития детей с ограниченными возможностями, требуется

четкое определение содержательного пространства танцевального образования и

танцевального воспитания, а также организации в них деятельности.

Так, за основу в своей работе я беру танцевально-двигательную терапию,

которая может служить мостом между миром сознания и бессознательного. В

отличие от других подходов (классический балет, народные, современные и др.

танцы) данный метод терапии использует образы или символы в работе с телом.

Танцевально-двигательная терапия применяется с целью развития у детей

самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия,

самоактуализации, интеграции частей Я [3]. Главным преимуществом в

использовании на занятиях хореографией танцевально-двигательной терапии

является гармоничное сочетание работы тела и психокоррекции (т.е

«танцевального образования» и «танцевального воспитания»). Формирование

образа «Я» в танце помогает детям более «тонко» и чутко воспринимать

произведения искусства. Ярким примером использования танцевально-

двигательной терапии могут служить задания типа: станцуй танец медведя

(зайца, птицы и т.д.) Усложненной формой задания могут служить упражнения

вида: произвольно станцуй под музыку. При этом берется разнохарактерная

музыка, например, вальс, полька, марш, фокстрот и др. Опыт работы показывает,

что медленный темп мальчикам дается с трудом, а девочки, наоборот, тяжелее

воспринимают музыку маршевого характера и музыку быстрого темпа. Это

связано с мужским и женским началом. Умеренный темп характерен

одинаковым воспритятием детей обоих полов. Данные задания могут

применяться как в качестве творческих заданий на внеклассных мероприятиях,

так и в качестве психодиагностики.

В работе над хореографической постановкой я использую три этапа:

1.

Создание технической базы.

На занятиях хореографией я знакомлю детей с различными танцевальными

направлениями. Учащиеся разучивают и отрабатывают отдельные движения,

комбинации. Основной целью данного этапа является техничное выполнение

каждого элемента и запоминание их последовательности.

2.

Формирование образа.

На каждом этапе работы над хореографической композицией, идея и смысл

хореографической постановки обсуждаются и корректируются педагогом вместе

с детьми. Формируются конкретные образы. Дети стараются передать чувства,

эмоции через движения. В процессе обсуждения образа желательно применять

такие приемы, как сказка, визуализация, игротанец. На данном этапе работы

очень важным является партнерское отношение педагога и воспитанников. В

этом случае дети являются не сторонними наблюдателями, а участниками

процесса. Такой подход не только вызывает интерес у детей, но и формирует

ответственность, активизирует творческий и мыслительный процессы.

3.

Соотношение трех единств в хореографической композиции

На этом этапе важно сформировать у детей понимание единства музыки,

движений и костюма. Лучше, если этот этап будет проходить в диалоговой

форме. Эскиз и пошив танцевального костюма способствует не только

формированию эстетического вкуса, но и прививает этические нормы общества.

Основной целью данного этапа служит донесение до сознания детей смысла

гармонии. Например, быстрые отрывистые движения не ложатся на плавную,

мелодичную музыку; широкие бросковые элементы неудобно выполнять в узких

костюмах; каждая мелодия несет в себе цветовую палитру, которая должна быть

сохранена и в цветовой гамме костюма. Здесь уместно применение такого

задания, как «Прослушай музыку и нарисуй». Сохранение триединства

желательно применять не только в работе над танцем, но и в работе над

театрализованной постановкой.

На каждом этапе мною проводится психокоррекционная работа по

формированию межличностных отношений, самосознанию, миропониманию.

Примером такой работы может служить объединение конфликтующих детей в

пары, или небольшие группы для выполнения творческого задания. Практика

показывает, что в процессе работы над заданием дети проходят три этапа: 1)

конфликт; 2) высказывание и обсуждение (здесь важная роль отводится педагогу

в качестве контролера равноправных действий); 3) совместная творческая

работа (что и является основной целью).

В результате такого подхода к ведению занятий, у воспитанников повышается

личностная самооценка, проявляется положительная динамика межличностных

отношений; возникает стремление узнавать новые, ранее не изучаемые ими,

танцевальные направления. Наряду с этим дети не просто проявляют интерес к

занятиям, но и стараются добиваться более высоких результатов, повышая

собственную критическую оценку.

Во время внеклассных занятий я провожу беседы по истории танца, истории

костюма, биографии артистов балета, просмотр и обсуждение (с какими

историческими и социальными событиями связан тот, или иной персонаж)

видеоматериала. Большинство занятий вызывает у детей живой интерес. Так

весьма результативной стала беседа со слабослышащими детьми «История и

творчество театра «Синематографъ». Видя на экране таких же людей, как и они,

ребята серьезно задумались о поступлении в Московский специализированный

институт культуры и искусства.

Учитывая возраст и специфику детей, большая часть занятий проводится в

форме игр (развивающие игры, игры-путешествия, викторины и т.д.). Основой

таких занятий могут стать уроки внеклассного чтения. Например, в процессе

работы над сказкой Шарля Перро «Золушка» я использовала следующие

задания:

1.

Отгадай загадки (проверяется степень усвоения прочитанного)

Часы бьют двенадцать! Неужто конец?

И спешно Она покидает дворец...

Ответь на вопрос, заслужи похвалу:

Туфельку кто потерял на балу? (Золушка)

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

Сами ростом мы малы.

Глазки, словно ночь черны.

Так скажите, кто же мы? (Мыши)

2.

Помоги Золушке справиться с работой.

Игра «Разбери горох и фасоль». В миске перемешаны горох и фасоль. Детям

необходимо их разобрать: отдельно горох и отдельно фасоль. Целью данной

игры служит не столько результат, сколько развитие мелкой моторики руки.

Данную игру можно применять в первых классах, в коррекционных классах и в

классах, где степень развития мелкой моторики ниже среднего. Прекрасным

средством развития моторики является и такая игра, как «Собери бусы», в

которой детям нужно как можно быстрее собрать бусы на нить. Как вариант,

можно заменить бусины ягодами, например, рябиной.

3.

Научи Золушку танцевать. Дети, как бы, становятся на место учителя и

стараются не только правильно выполнить определенные элементы, но и

объяснить технику их выполнения.

4.

Нарисуй платье для Золушки. Подобные задания способствуют

формированию эстетического вкуса воспитанников.

Итак, опыт работы показывает, что хореография является не только методом

коррекции и формирования эстетического воспитания учащихся, но и прекрасно

интегрируется с другими общеобразовательными предметами, что повышает

значимость ее применения.

Таким образом, можно сделать вывод, что танцевальное искусство – массовое

искусство, которое доступно всем. Благодаря систематическому

хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую

эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и

музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию

профессионального хореографического искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Методическое письмо Управления общего среднего образования

Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

(№1398/14 – 12 от 14.11.1997г.) «О преподавании искусства в

общеобразовательных учреждениях».

2.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Гл. ред. В.В. Давыдов. М:

Большая российская энциклопедия, 1993. Т.1; 1998. Т.2.

3.

Танцевально-двигательная терапия (сборник). Ярославль, 1994.

4.

Фомин А.С. Многофункциональная природа танца и проблемы его

изучения// Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-

педагогические, региональные и методологические аспекты: Первый Сибирский

научно-практический конгресс «Танцы народов Сибири». 10-17.08.2002г., г.

Новосибирск. Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2002.

5.

Julie Charlotte Van Camp Philosophical problems of dance criticism. PhD

dissertation (1981)



В раздел образования