Напоминание

"Рекомендации для родителей по домашней работе с детьми, имеющими нарушения речи"


Автор: Скрипко Дарья Олеговна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ 28 "Петушок"
Населённый пункт: г.о. Подольск, поселок Быково, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рекомендации для родителей по домашней работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Дата публикации: 11.02.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для родителей по домашней

работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Полноценная коррекционная работа, направленная на устранение

речевых нарушений у детей, невозможна без регулярной работы дома. Чем

сильнее выражен речевой дефект у ребенка, тем больше внимания и времени

стоит уделять работе вне логопедического кабинета. Стоит помнить, что

коррекция речи – это сложный и длительный процесс, который отнимает у

ребенка много сил и времени. Кроме того, дети, имеющие нарушения речи,

часто более утомляемы, чем их нормативные сверстники. В связи с этим,

занятия по коррекции речи, как в классе, так и дома, должны строиться

особым

образом.

На

что

стоит

обратить

внимание

при

организации

к о р р е к ц и о н н о й

р а б о т ы

д о м а ?

Прежде всего, стоит помнить о том, что любая задача легче, если ее решение

осуществляется

на

эмоциональном

подъеме.

Ребенок

должен

быть

отдохнувшим, выспавшимся и в хорошем настроении. Не стоит заставлять

ребенка

заниматься,

это

может

вызвать

негативный

настрой

к

л о г о п е д и ч е с к и м

з а н я т и я м в ц е л о м .

Занятия должны осуществлять регулярно, ребенок должен осознавать, что эта

работа

необходима,

но

организация

занятий

не

должна

иметь

принудительный

характер

и

превращаться

в

дополнительные

уроки.

Стоит

обратить

внимание

на

выбор

места

занятия.

Это

необязательно

стандартная форма, когда родитель и ребенок садятся за стол и выполняют

задания. Лучше выбрать место удобнее и психологически комфортнее для

ребенка, например, можно разместиться на ковре (разумеется, если речь не

идет о выполнении письменных заданий при коррекции письменной речи).

Многие

задания

требуют

полной

сосредоточенности

ребенка

на

определенном

виде

деятельности,

поэтому,

стоит

ликвидировать

все

отвлекающие

факторы

и

создать

спокойную

атмосферу.

Некоторые

виды

работы можно осуществлять во время совместной прогулки. В основном это

различные игры, направленные на развитие речи детей.

Занятия не должны быть продолжительными и утомлять ребенка.

Если ребенок устал, лучше дробить задания и выполнять их в несколько

подходов. Не стоит утомлять ребенка и заставлять доделывать задания, если

о н

у с т а л .

В работе необходимо использовать разные методы и формы работы. Занятия

должны включать игровые виду деятельности, кроме того, следует чередовать

виды

работ.

Например,

если

выполнялись

задания

по

коррекции

звуко-

произносительной

стороны

речи,

стоит

их

разнообразить

игрой,

направленной на обогащение словаря ребенка. Кроме того, не лишними будут

задания на развитие внимания, памяти, мышления. Ведь как показывает опыт,

у

детей

с

речевыми

нарушениями,

часто

вторично

страдают

и

вышеперечисленные психические функции.

В работе обязательно должен присутствовать наглядный материал.

Если используются иллюстрации, необходимо, чтобы они были цветными.

Если же в тетради ребенка присутствуют черно-белые картинки, их следует

раскрасить.

Что

в

свою

очередь

будет

способствовать

развитию

мелкой

м о т о р к и

и ,

к а к

м ы

в с е

п о н и м а е м ,

н е

б у д е т

л и ш н и м .

Фонематический слух - основа правильной речи.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без

нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать,

анализировать

и

дифференцировать

на

слух

фонемы

(звуки,

из

которых

состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не

может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо

развивать

фонематический

слух

детям

с

речевыми

проблемами.

Порой

малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель

игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите,

что

ребенок

начал

слышать

себя,

свою

речь,

что

он

пытается

найти

правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В

какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй

их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Игры для развития фонематического слуха.

ЗООПАРК

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово:

мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр

(кость).

ЦЕПОЧКА

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим

звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот?

Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

Одним из основных факторов успешной работы является похвала

и поощрение. Родители должны указывать ребенку на его достижения. Кроме

того, ребенка стоит хвалить не только за результат, но и за старание. Тем не

менее, важно найти «золотую середину» и не перехваливать малыша. Ребенок

должен понимать, что он должен постараться и хорошо позаниматься, чтобы

получить одобрение со стороны родителей.

И, самое главное, ребенок должен чувствовать любовь

родителей, веру в его силы и успехи.



В раздел образования