Напоминание

Использование технологии развития критического мышления при работе с текстом.


Автор: Гиззатуллина Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лесниковский лицей имени Героя россии Тюнина А.В."
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии развития критического мышления при работе с текстом.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование технологии развития критического мышления при работе с

текстом.

Гиззатуллина И.Н., учитель начальных классов,

МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества

образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен

овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?

Конечно же - умением

учиться. Прежде всего у ученика должны быть сформированы универсальные

учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные

образовательные

стандарты

нового

поколения.

Чтобы

их

реализовывать,

возникает

необходимость

изучать

и

использовать

в

своей

педагогической

деятельности

технологию

развития

критического

мышления

с

опорой

на

работу

с

текстом.

Ведь

эта

технология

позволяет

развивать

критическое

мышление

учащихся

при

организации

их

работы

с

разными

источниками

информации. Сейчас стоит проблема: современные дети не хотят читать, т. к. у

всех детей телефоны, планшеты, компьютеры. Это гораздо для них интересней,

чем книга.

Цель

данной

технологии:

научить

ученика

самостоятельно

мыслить,

осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию,

чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Где можно это

сделать, как не на уроке чтения при работе с текстом. Мотивацию учащихся к

изучению нового материала осуществляю, привлекая их к самостоятельному

полаганию,

рефлексии,

а

также

организую

коллективную,

парную

и

индивидуальную работу на уроке. Такие уроки дают учащимся возможность

проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают

большую свободу творческого поиска. Базовая модель технологии вписывается

в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и

стадии рефлексии.

На первой стадии настраиваю учащихся на достижение целей, актуализацию

знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то

текста, сказки. На стадии реализации смысла дети активно конструируют новую

информацию,

устанавливают

связь

между

новым

или

ранее

усвоенным

материалом. Я на данном этапе поддерживаю у обучающихся активность в их

работе.

Здесь

и

идет

работа

непосредственно

с

текстом.

Учащиеся

могут

работать в паре или индивидуально. На последней стадии соотносят «новую»

информацию со «старой»; обобщают полученную информацию.

Я работаю в первом классе, именно с первого класса нужно научить ребенка

читать с интересом. Возьмем для примера рассказ Виталия Валентиновича

Бианки «Первая охота». Во время работы на стадии вызова дети включены в

активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой

вопрос: «Что я знаю?». По данной проблеме формируется представление, чего

же он не знает и хочет узнать. Очень хорошо использовать парную мозговую

атаку.

Детям предлагаю вдумчиво, внимательно прочитать рассказ, во время чтения

на

полях

делаются

пометки.

Если

в

тексте

ребенок

встречает

знакомую

информацию, то ставит на полях значок «

» - «Я это знаю».

Если прочитанное ребёнком противоречит тому, что он знал или думал, то на

полях появляется значок «–». Если информация является для ребенка новой, это

отмечается

значком

«+».

Если

многое

осталось

неясным

и

хотелось

бы

получить более подробную информацию по данному вопросу, ставится знак

«?».

Почему

именно

парная

мозговая

атака,

потому

что

очень

помогает

учащимся,

для

которых

сложно

высказать

свое

мнение

перед

большой

аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит

на контакт со всей группой. В рассказе «Первая охота» дети отметили значком

«+» сведения о ящерке, которая отбрасывает хвост, также они отметили «+», что

ящерка сидит под камнем и отращивает новый хвост. Многие дети встретили в

тексте известную информацию и отметили ее знаком «

». Это сведения о том,

как ящерка сидит на камне и греется на солнышке и щенок, который охотился за

ящеркой, был еще маленький. Детей удивило и заинтересовало, как ящерка

может безболезненно отбросить хвост и отращивать новый, и почему автор дал

такое название своему рассказу. После проделанной работы мы открываем

ранее заготовленную энциклопедию, и находим более подробную информацию

о ящерке. Мы плавно пришли на вторую стадию, где использую прием «Знаю -

хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица, которая заполняется в течение

урока.

На стадии рефлексии важно осмысление текста как единого целого, с

использованием

различных

форм

работы:

творческого

письма,

эссе

по

впечатлениям

от

рассказа,

сочинения-рассуждения,

дискуссии,

совместного

поиска.

Я

предлагаю

выбрать

пословицу,

которая

могла

бы

послужить

эпиграфом

к

произведению.

Мы

обсуждаем

с

детьми

эти

пословицы:

что

означают и почему подходят к рассказу. Затем я детям предлагаю порассуждать

«Какие

события

произойдут

дальше

со

щенком

и

ящеркой?».

«Какие

неожиданные повороты сюжета могут произойти дальше, по твоему мнению?»

Проводится коллективная работа, и здесь те ученики, которые в начале урока

боялись

высказывать

своё

мнение

на

аудиторию,

очень

активно

начинают

работать в обсуждении - рассуждении.

После изучения алфавита мы определяем начальный читательский опыт и

кругозор

детей:

я

провожу

устный

индивидуальный

опрос,

где

выявляю

интерес к книге и желание читать. Результаты заношу в таблицу.

В результате входного мониторинга было выявлено, что только 30% детей

интересуются чтением, читают дополнительную литературу. 15% детей вообще

не

могут

выразить

свои

мысли.

Итоговый

мониторинг

показал,

что

обучающиеся стали посещать школьную библиотеку, приносить из дома разные

энциклопедии, книги и рассказывать с интересом о прочитанном рассказе. 80%

детей стали читать с увлечением, каждый нашел для себя более интересную

литератур.

Кто-то

увлекся

военной

тематикой,

кто-то

-

книгами

истории

древнего мира, а большинству детей нравится читать сказки. Таким образом,

зная

читательские

интересы

детей,

я

строю

дальнейшую

работу

по

литературному чтению

Задействовать не только ум, но и чувства детей, научить быть вдумчивыми,

чувствующими

читателями,

умеющими

сопереживать,

понимать,

что

испытывает герой произведения, выражать свое отношение, это и есть главная

задача при использовании технологии критического мышления при работе с

текстом.



В раздел образования