Напоминание

Использование в обучении продуктивных технологий 21 века в рамках введения ФГОС.


Автор: Хабарова Зоя Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 11"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Использование в обучении продуктивных технологий 21 века в рамках введения ФГОС.
Дата публикации: 10.02.2019
Раздел: полное образование





Назад




Использование в обучении продуктивных технологий XXI века в рамках

введения ФГОС

Введение федеральных государственных образовательных стандартов

общего образования, реализация его идей требуют принципиально нового

подхода к организации образовательного процесса, так как образовательные

стандарты второго поколения определяют качественно новые положения о

целях,

содержании

образования,

требованиях

к

результатам

освоения

и

условиям реализации образовательных программ.

Реформирование

школьного

образования

и

внедрение

новых

педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как

важнейшее

условие

интеллектуального,

творческого

и

нравственного

развития

учащегося.

Именно

развитие

становится

ключевым

словом

педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Социальный

заказ

общества

в

области

обучения

выдвигает

задачу

развития

личности

учащихся,

усиления

гуманистического

содержания

обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и

развивающего

потенциала

учебного

предмета

применительно

к

индивидуальности каждого ученика. На уроках большое внимание уделяется

технологиям

обучения.

Учителю

необходимо

создать

условия

для

формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков,

развития

умений

самостоятельно

мыслить,

ориентироваться

в

новой

ситуации,

находить

свои

подходы

к

решению

проблем,

устанавливать

деловые контакты.

Согласно

ФГОС

основными

критериями

качественного

образования

становятся

социальные

и

личные

результаты

учащегося,

то

есть

его

готовность

и

способность

творчески

мыслить,

находить

нестандартные

решения, умение проявлять инициативу. В этих условиях предмет перестает

быть только школьным предметом, а превращается в инструмент познания и

социализации,

в

средство,

обеспечивающее

креативную

деятельность,

жизнедеятельсть и безопасность граждан

Задача

учителя

-

это

формирование

универсальных

(метапредметных)

учебных

действий

(УУД),

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

способность

к

самостоятельной

работе,

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не

сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание

о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

По основным положениям ФГОС и примерной программе урок

должен обеспечивать результаты учебного процесса, социализацию, развитие

познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил

речевого

поведения,

ф о р м и р о в а н и е дружелюбного

отношения и

толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие

учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником

образовательного процесса в комфортной для себя обстановке.

Выявлены общие принципы продуктивных технологий 21 века:

-

равные возможности для индивидуальной работы, и ответа в паре или

группе;

-

графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и

понятий;

-

обеспечение сменного состава пар и групп;

-

использование речевых клише;

-

возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность

ответов.

В основе продуктивных технологий 21 века лежат коммуникативность

и сотрудничество.

Применение обучающих структур продуктивных технологий меняет

отношение обучающегося к учебному процессу, он становится активным

двигателем

этого

процесса,

он

начинает

чувствовать

индивидуальную

ответственность

за

результат

своей

работы

на

уроке,

поэтому

активнее

включается в нее.

Когда класс разбит на группы по 4 ученика, обучающих и слушающих

друг друга, преподаватели находят способы проверять пройденный материал

и

получают

время

для

объяснения

нового.

Ключевое

понятие,

которое

ученикам

и

учителям

следует

уяснить,

приступая

к

занятиям

с

использованием

продуктивных

технологий

21

века,

заключается

в

непривычном для общеобразовательной школы слове «партнер». Групповая

работа – не новость для школы. Здесь же речь идет о командной работе.

Важно, что в этой системе она выстроена по определенным принципам:

1.

Позитивная взаимозависимость.

2.

Равное участие.

3.

Индивидуальная ответственность.

4.

Одновременное взаимодействие.

Применение обучающих структур продуктивных технологий меняет

отношение обучающегося к учебному процессу, он становится активным

двигателем

этого

процесса,

он

начинает

чувствовать

индивидуальную

ответственность

за

результат

своей

работы

на

уроке,

поэтому

активнее

включается в нее.

Обучающие

структуры,

которые

часто

используются

педагогами

на

уроках

Структура КОНЭРС /«Corners» / «Углы»;

Обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным

углам

в

зависимости

от

выбранного

ими

варианта

ответа.

Структура

позволяет показать, что одна проблема имеет несколько путей решения, что

люди

могут

иметь

разные

точки

зрения

на

вещи,

применение

данной

структуры

на

уроке

воспитывает

такую

черту

характера,

как

умение

признавать чужое мнение.

Цель – выбрать соответствующий своей точке зрения ответ, а затем

объяснить свою позицию.

С т р у к т у р а

Т А Й М Д

П Э А

Ш Э А

/

«Timed – Pair – Share» / «Время – пара – делиться»

Обучающая

структура,

в

которой

два

участника

делятся

развёрнутыми

ответами

в

течение

определённого

количества

времени.

Ц е л ь -

формирование

умения

за

определенный

период

времени

высказать свою точку зрения (поделиться знаниями) по теме урока.

ТАЙМД РАУНД РОБИН / «Timed Round Robin»

Обучающая структура, в процессе которой ученики по кругу в течение

определенного времени сообщают свои ответы друг другу (каждому члену

команды дается одинаковое количество времени на ответ).

ФО

БОКС

СИНЕКТИКС

РЕВЬЮ

/

«Fоur

Box

Synectics

Review».

Обучающая структура, помогающая рассмотреть какую-либо

тему/концепцию с разных сторон, не имеющих отношение к изучаемой теме,

путем составления аналогий.

Цель – формирование более широкого представления о проблеме.

СТЁ ЗЕ КЛАСС / «Stir the Class» / «Перемешай класс»

Обучающая структура, в которой обучающиеся молча передвигаются

по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей партнёров к

своему списку.

Цель - собрать информацию по заданной теме, используя идеи класса

на основе сотрудничества.

СИНГЛ РАУНД РОБИН / «Single Round Robin»

Обучающая

структура,

в

ходе

которой

обучающиеся

проговаривают

ответы на заданный вопрос по кругу один раз.

РАФТ / RAFT

Роль – Аудитория – Форма – Тема – более структурированный вариант

организации

проектной

работы,

в

которой

конечный

продукт

может

отличаться

в

зависимости

от

роли

учеников,

аудитории

(для

которой

готовится

продукт),

формы

выполнения

темы

и

задания,

определенные

учителем.

Все эти структуры применяются преимущественно на этапах

закрепления и обобщения материала и служат для формирования навыков и

умений, необходимых заинтересованному обучающемуся XXI века.

Использование продуктивных технологий 21 века:

Не

предполагает

полный

отказ

от

традиционного

подхода.

Можно

использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока.

Обеспечивает

полную

вовлеченность

всех

обучаемых

в

учебную

деятельность.

Обеспечивает социализацию.

Дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу.

Позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС.

Отвечает требованиям всех стилей обучения.

Все

использованные

приемы,

помимо

достижения

обучающих

задач,

способствовали

развитию

творческих

способностей,

снижению

психологической нагрузки и повышению эмоционального тонуса.



В раздел образования