Напоминание

"Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"


Автор: Абдуллина Азалия Ильшатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2 "Звездочка"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование мнемотехники в развитии речи

детей дошкольного возраста.

Одной

из

главных

задач

воспитания

и

обучения детей

дошкольного

возраста

является

развитие

речи.

Проблема развития

связной

речи

детей хорошо известна педагогам. На сегодняшний день - образная, богатая

синонимами,

дополнениями

и

описаниями

речь

у детей

дошкольного

возраста

я в л е н и е

о ч е н ь

р е д к о е .

В р е ч и

д е т е йсуществует

множество проблем:

Односложная,

состоящая

лишь

из

простых

предложений

речь.

Неспособность

грамматически

правильно

построить

распространенное

предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная

диалогическая речь:

неспособность

грамотно

и

доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность

построить монолог:

например,

сюжетный

или

описательный

рассказ

на

предложенную

тему,

пересказ

текста

своими

словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Поэтому

необходимо

научить детей

связно,

последовательно,

грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных

событиях из окружающей жизни.

Учитывая,

что

в

настоящее

время

дети

перенасыщены

информацией,

необходимо,

чтобы

процесс

обучения

был

для

них

интересным,

занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс

становления

связной речи.

Одним

из

факторов

облегчающие

процесс

становления речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин

помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые

с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана

высказывания.

Мнемотехника

это

система

методов

и

приемов,

обеспечивающих

успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об

окружающем

мире,

эффективное

запоминание

структуры

рассказа,

сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как

любая

педагогическая

технология, мнемотехника строится

от

п р о с т о г о

к

с л о ж н о м у.

Н е о б х о д и м о

н а ч и н а т ь

р а б о т у

с

простейших мнемоквадратов,

п о с л е д о в а т е л ь н о

п е р е х о д и т ь

к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.

путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное –

нужно

передать

условно-наглядную

схему,

изобразить

так,

чтобы

нарисованное было понятно детям. (показ нарисованных таблиц)

Мнемотаблицы-схемы

служат

дидактическим

материалом

в

работе

по развитию связной речи детей. Их использую для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

мнемотаблицы используют для составления описательных рассказов по

темам

(овощи,

фрукты,

посуда,

животные

и

т.

д.,

заучивания

стихов,

пословиц,

скороговорок.

Данные

схемы

помогают

детям

самостоятельно

определить

главные

свойства

и

признаки

рассматриваемого

предмета,

установить

последовательность

изложения

выявленных

признаков;

обогащают словарный запас детей.

Для детей младшего

и

среднего дошкольного

возраста необходимо

давать

цв

етные мнемотаблицы,

т .

к .

у детей остаются

в

памяти

отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная, солнышко - желтое.

Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в

графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических

фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,

чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Совместно с детьми можно составить мнемотаблицы по блокам "Зима",

"Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания

монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Важной

составляющей

в

речевом развитии

детей является

заучивание

стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При

этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные

анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При

ознакомлении

с

художественной

литературой

и

при

обучении

составлению рассказов тоже используются приемы мнемотехники. Вместе

с детьми беседуют по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем

последовательность

заранее

приготовленной

модели

к

данному

произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством

взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их

располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа

литературного произведения.(показать картинку из рассказа «Косточка»)

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1.

Добывать

информацию,

проводить

исследование,

делать

сравнения,

составлять

четкий

внутренний

план

умственных

действий,

речевого

высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние

на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Отсюда

следует

что,

анализируя

новый

материал

и

графически

его

обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности,

усидчивости,

зрительно

воспринимать

план

своих

действий.

У

него

повышается

чувство

заинтересованности

и

ответственности,

появляется

удовлетворенность

результатами

своего

труда,

совершенствуются

такие

психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно

сказывается на результативности всей работы



В раздел образования