Автор: Джурило Ирина Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3
Населённый пункт: станица Крыловская Ленинградского района
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование
Опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроках.
Использование
ИКТ
делает
процесс
обучения
и
преподавания
более
интересным,
качественным, результативным. Оснащение школ необходимым оборудованием далеко не
безупречно.
И
не
все
учителя
в
совершенстве
владеют
современными
цифровыми
устройствами и компьютерными программами. Но это «дело наживное», мы к этому
стремимся.
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную
школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в
целесообразности применения информационных технологий. Пожалуй, такой подход
необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм
проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для
учителя.
Представляю своё видение возможностей использования ИКТ на уроках русского языка и
литературы. Во-первых, важен сам факт использования ИКТ на уроках, так как дети видят
связь процесса обучения с современной жизнью – всеобщей компьютеризацией. Во-
вторых,
использование
ИКТ
даёт
неограниченные
возможности
в
преподавании.
В-
третьих,
это
отличная
возможность
воздействовать
со
школьниками
в
совместном
творчестве.
Задачи,
стоящие
перед
учителем
-
словесником
при
применении
информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других
учителей-предметников.
Задачи
эти
предполагают
работу
с
текстом,
с
художественным
словом,
с
книгой.
Учителю
русского
языка
необходимо
сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки,
обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного
языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point)
- работа с ресурсами Интернет
В
своей
работе
я
использую
готовые
программные
продукты
(«Большую
энциклопедию Кирилла и
Мефодия», приобретённые во время курсов диски),
Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала,
разработанные для уроков.
Для любых уроков ИКТ – это всегда отличный и мобильный иллюстративный материал,
это возможность составления любых схем, графиков, моделей.
Особенно
важен
иллюстративный
материал
на
уроках
литературы,
так
как
учебники иллюстрированы недостаточно, а красочное слайд-шоу о писателе или
поэте даёт более запоминающееся представлении е о его жизни. Портреты героев и
иллюстрации к произведениям помогают лучшему их пониманию. Этой бы цели
служили и
видеоролики из отрывков фильмов и спектаклей. Извлекать их из
Интернета я ещё не научилась. Самой популярной программой для сопровождения
уроков является программа создания презентаций PowerPoint, в ней удачно можно
разместить
нужный
материал.
Понятно,
что
качество
изображения
на слайдах
значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы
у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации Power Point
позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала,
и даже
в опрос.
Особенно
актуально,
на мой
взгляд,
использование
презентаций
при
подготовке докладов, их уже трудно представить без слайдового сопровождения.
Такие
презентации иногда создаю полностью сама, иногда использую взятые в Интернет и
переработанные презентации.
Работа
с
использованием программы
PowerPoint
приводит
к
целому
ряду
положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся;
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Из-за скудности наших библиотек большим подспорьем являются ресурсы Интернет:
подбор нужного произведения, музыкального сопровождения.
И,
конечно
же,
подбор
и
распечатка
дидактического
материала.
Имея
компьютер,
учитель
имеет
неограниченные
возможности
в изготовлении
печатных
материалов
к каждому
уроку,
учитывая
все
особенности
класса
и
индивидуальные
особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки —
задания,
наглядный материал
и так далее
.
Эффективность урока в случае использования
печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только
изучить
новый
материал,
но также
закрепить его,
отработать
практические
навыки.
Дидактический
материал,
представленный
в
компьютерном
варианте,
решает
несколько задач:
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
увеличивает объем использования наглядности на уроке;
экономит время учителя при подготовке к уроку.
Учителю
теперь
не
нужны
старые,
пыльные
плакаты,
громоздкая
аппаратура
аудиопроигрывателей. Опыт учителя может компактно хранится в памяти ПК или на СД-
дисках.
Современное
оборудование
даёт
возможность
многократного
копирования,
редактирования изготовленного мультимедийного материала.
Мы находимся только на начальном этапе становления использования ИКТ на уроках.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
наполнить уроки новым содержанием;
развивать
творческий
подход
к
окружающему
миру,
любознательность
учащихся;
формировать элементы информационной культуры;
прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
идти в ногу со временем.