Автор: Безрукова Валентина Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективная образовательная среда на занятиях изобразительной деятельности в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование
Ростовская область город Волгодонск.
МБУДО « Центр детского творчества».
Педагог дополнительного образования
Безрукова Валентина Алексеевна.
Тема: «Эффективная образовательная среда на занятиях изобразительной деятельности в
дополнительном образовании».
Нравственное воспитание детей и подростков одна из главнейших задач современной
педагогики.
Эстетическое воспитание, в основе которого заложено духовно-нравственное начало,
является одним из средств решения задачи в системе дополнительного образования.
Система дополнительного образования детей сегодня все активнее проявляет стремление к
построению многогранному развитию личности подрастающего поколения. Особое место
в духовном развитии принадлежит занятиям изобразительному искусству в системе
дополнительного образования они всегда предполагают творческий подход, как со
стороны педагога, так и со стороны его обучающихся. В связи с этим, самым главным
являются содержание, средства и формы.
Для гармоничного развития ребенка очень важно, что его творчество дает возможность
выражать эмоциональное отношение к миру, чего дети зачастую лишены в привычном
течении жизни, особенно в современном компьютеризированном мире.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. Необходимо помнить,
что любое занятие преследует общую цель, поднять и поддержать у обучающихся
интерес, повысить эффективность обучения. Поэтому, более необычными являются
содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития
личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт
педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
- собственно обучающие;
- обще - развивающие;
- воспитательные.
Это учебные занятия преследуют сугубо обучающие цели: научить детей грамоте
рисования, овладение детьми конкретными знаниями и умениями:
- по передаче знаний;
- по осмыслению знаний и их закреплению;
- по закреплению знаний;
- по формированию умений и применения знаний на практике;
- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
- по обобщению и систематизации знаний. Признание идеи неповторимости и
индивидуальности каждого ребенка, как личности, побуждает педагога к поиску таких
методов и приемов обучения и воспитания, которые бы способствовали развитию ребенка,
сохраняя при этом уникальность его образа.
Я хотела бы остановиться на технологии индивидуализации обучения, которую
применяю при работе в творческом объединении «Радуга».
Педагогической идеей моего опыта является то, что занятия изобразительного искусства
предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления
индивидуального подхода к каждому ребенку,что содействует развитию не только
художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности,
настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для
подготовки ребенка обучению и полноценного развития личности. Наиболее ярко
применение индивидуального подхода в работе с обучающимися можно увидеть при
организации занятий в группе 3 года обучения.
Во-первых, это разновозрастная группа, в которой занимаются дети в возрасте 12-
15лет. Работа в такой группе требует большого такта и мастерства, а так же знаний
возрастных и индивидуальных особенностей. При организации работы в разновозрастной
группе существуют как положительные, так и отрицательные моменты. Положительным
является общение младших со старшими. Младшие дети усваивают от старших правила
работы, перенимают социальный опыт, дети в группе учатся сотрудничать и оказывать
взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строят свое общение со сверстниками и
более старшими детьми; учатся формировать собственное мнение и позицию, учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную ситуацию.
При организации образовательного процесса в разновозрастной группе я учитываю
следующие моменты:
1.
Деление
на
подгруппы
в
соответствии
с
их
индивидуальными
способностями и возрастными особенностями.
2.
Четкое определение цели, задач, содержания занятия с детьми с учетом
возрастных особенностей.
3.
Требования
программы
дифференцируются
для
каждой
возрастной
подгруппы за счет разных способов выполнения какого-либо задания.
4.На фронтальных занятиях решаются общие учебные задачи, на занятиях дети
условно делятся на две группы: в первую группу включаю детей которые в процессе
работы допускают ошибки и нуждаются в помощи педагога. Вторую группу составляют
дети, имеющие способности самостоятельно выполнять поставленную задачу педагогом.
Дети
проявляют
богатую
фантазию,
их
работы
интересны
композиционно
и
живописно. Работая с обучающимися индивидуально, я преследую определенные цели: 1)
предупреждение и устранение пробелов в знаниях у
обучающихся;
2)формирование
индивидуальных
художественно
–творческих
способностей;
3)развитие
воображения,
фантазии, коммуникативных и личностных качеств личности.
Идивидуальный подход
осуществляется
через
беседы
и
диалоги
с
обучающимися,
создание
проблемно
-
творческих
ситуаций,
дифференцированных
карточек
–
заданий
с
разным
уровнем
учебных возможностей, проектную деятельность, различные виды занятий:
Вводное, ознакомительное, занятие с натуры, занятие по памяти, тематическое,
занятие-импровизация,
проверочное,
конкурсное
игровое,
занятие-экскурсия,
комбинированное, итоговое занятие
5.Материал,
подготовленный
к
занятию,
содержит
общие
элементы
для
детей
всех
подгрупп,
что
дает
возможность
объединить
воспитанников
для
проведения
игр,
выполнения определенных заданий.
В целях достижения запланированного уровня развития личности каждого ребенка, я
использую различные методы и формы работы, а также варианты предлагаемых заданий.
Это
позволяет:
охватить
практически
всех
детей,
не
отбрасывать
«неуспешных»,
организовать такой образовательный процесс, который посилен для всех. Так молчаливые,
замкнутые,
застенчивые,
нерешительные,
медлительные
дети
на
занятии
становятся
другими, если руководствоваться правилами, которые я использую на занятиях:
1. Давать им более простые задания.
2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают или на повторе ответа.
3. Задавать наводящий вопрос.
4. Использовать напоминание.
5. Давать время на ответ.
В начале каждого занятия с обучающимися проводится беседа по теме с целью создания
на занятии атмосферы взаимопонимания, доверия, доброжелательности, так как искусство
предполагает духовное общение обучающегося и педагога. Я стараюсь так организовать
этот процесс, чтобы беседа проходила в доброжелательной обстановке. Стараюсь научить
ребят размышлять, высказывать свои мысли, суждения. Важно понять, почему они так
думают. Путем постановки разноуровневых вопросов постепенно побуждаю детей к
высказываниям, используя жизненный опыт, хотя он еще и небольшой. Некоторые дети
предпочитают отмалчиваться, т. к. боятся ответить неправильно. Необходимо проявлять
тактичность, не фиксировать внимание на неправильном ответе.
Несомненно,
развитие
творческих
способностей
у
каждого
ребенка
носит
индивидуальный характер. Поэтому и продукты художественной деятельности отличаются
оригинальностью
художественного
образа,
то
есть
индивидуальными
особенностями,
целями, к которым стремится в процессе своей художественной деятельности ребенок.
Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и
остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображением художника. Именно
эти качества я как педагог стараюсь взращивать в своих учениках на творческом занятии.
Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших
задач обучения и воспитания. В группе 3-го года обучения занимаются 12 детей, из них 8
имеющие
ярко
выраженные
творческие
способности.
Это
победители
Городских
конкурсов
«Берегите
матерей»
Х
городской
научно
–
практической
конференции,
Всероссийских:
«Сотворение»,
«Восхождение»,
«Зеленая
планета»,
«Жемчужина
таланта», Международных конкурсов: «Солнечный свет», «Талантовик», «Изумрудный
город».
В
работе
с
обучающимися
с
выраженными
творческими
способностями
я
придерживаюсь следующих правил:
1.
Не спрашиваю всегда только их.
2.
Привлекаю их к исправлению и уточнению ответов других детей.
3.
Подбираю им более сложные задания.
4.
Предъявляю к ответам детей повышенные требования.
Кроме
того,
особенностью
работы
в
моем
творческом
объединении
«Радуга»
является еще и то, что дети сами могут выбирать форму и вид работы.
Например:
одну
и
ту
же
работу
ребенок
может
изобразить
на
листе
бумаги,
нарисовав
гуашью
композицию,
или
выполнить
работу
масляными
красками
на
грунтованном
холсте.
Ребят
привлекает
самостоятельность,
большие
возможности
творчества, возможность дружеского общения, когда есть возможность, не теряя в объеме
и содержании предмета, вместе двигаться в освоении учебной программы. Причем выбор
уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», а в соответствии с
сегодняшним состоянием способностей учащегося.
Таким
образом,
суть
индивидуального
подхода
заключается
в
поборе
средств
педагогического
воздействия
на
каждого
ребенка
в
отдельности
с
учетом
всех
его
способностей и возрастных особенностей. Но, кроме того, на своих занятиях я стараюсь
для всех детей и подростков создавать ситуацию успеха - это не просто похвала учителем
ученика, это момент «встречи» «себя сегодняшнего» с собой «возможным завтрашним». У
моих ребят формируется адекватная самооценка, увлеченность, желание творить, созидать
и
как
итог
—
самоопределение
и
самореализация
ученика,
когда
ребенок
начинает
выстраивать
сам
определенную
стратегию
своего
поведения,
жизнедеятельности,
творчества сообразно своим ценностям. Бесспорно, проблема самоопределения личности
является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике,
главное
–
это
создание
условий
для
развития
личности,
и
индивидуальный
подход
является одним из средств для достижения эффективной образовательной среды
в
процессе изобразительной деятельности дополнительного образования.
Литература:
1. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» (конспекты занятий рисованием,
лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада.- М: Просвещение 1985.
2.Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших
дошкольников – СП б: Детство- пресс, 2002.
3.Казанова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М,1981.
4.Неменский Б.М. «Мудрость красоты, о проблемах эстетического воспитания»,
«Изобразительное
искусство и художественный труд». М.