Автор: Кривоногова Ольга Семеновна
Должность: преподаватель рисунка и живописи.
Учебное заведение: ГБПОУ СО Уральский колледж бизнеса и технологии красоты
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: Доклад на педагогическом совете.
Тема: Личностно - ориентированный подход а процессе обучения студентов колледжа на занятиях графических дисциплин
Раздел: среднее профессиональное
Кривоногова О.С.преподавтель спец. Дисциплин
ГБПОУ СО УКБУТК г. Екатеринбург
Личностно - ориетированный подход в процессе обучения студентов
колледжа на занятиях графических дисциплин
Новая
образовательная
парадигма,
основывается
на
приоритете
личности,
её
запросов, нужд и потребностей в образовании, образовательный процесс должен
быть ориентирован на цели развития личности, её познавательных способностей и
формирование познавательных потребностей.
Познавательные способности характеризуются активностью субъекта, который
стремится выйти за пределы предписанного, заданного, преобразуя его использует
для этого разнообразные способы.
Обучение
кроме
образовательной
функции
должно
выполнять
и
функцию
развития.
Преподаватель
должен
не
только
дать
знания
студентам,
но
и
обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей,
творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда
Если
раньше
знания
могли
служить
человеку
долго,
то
в
наш
век
роста
информации их необходимо постоянно обновлять.
Суть развивающей функции состоит в том, чтобы студент помимо базовых
знаний,
стремился
узнать
больше
(задавать
вопросы
преподавателю,
черпать
информацию в дополнительных источниках, обсуждать материал на семинарах.).
Основной целью моей педагогической деятельности является передать знания
и умения по графическим дисциплинам:«Специальный рисунок и художественная
графика», «Инженерная графика и перспектива», «Черчение».
Графические дисциплины являются важной частью образовательного процесса в
ППК.
Преподавание любой дисциплины должно иметь практическую направленность
и
проводится
в
тесной
взаимосвязи
с
другими
общепрофессиональными
дисциплинами.
Использование
межпредметных
связей
должно
обеспечить
преемственность
изучения
материала,
исключить
дублирование
и
позволить
преподавателям рационально распределять время.
Графические дисциплины – спец. рисунок и инженерная графика тесно связаны
между собой и с дисциплинами «конструирование одежды» и «моделирование»,
«живопись», «современные направления в рисунке ткани» и «дизайн одежды».
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную
роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при
традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе
образования преподаватель вместе с учебником были основными и наиболее
компетентными источниками знания, а преподаватель являлся, к тому же и
контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме преподаватель
выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной
деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника.
Его профессиональные умения должны быть направлены, непросто на контроль
знаний и умений студентов, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя
помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в
познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при
традиционном обучении, и требует от преподавателя более высокой степени
мастерства.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей
дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального
развития студента, а также его подготовки по данному предмету, его способностей
и задатков. Веление времени, чтобы ученик-студент стали центральными
фигурами учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося
находились в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков
образовательных программ и средств обучения.
В личностно ориентированном образовании
взаимодействие педагогов и
студентов основывается на принципах гуманистической педагогики.
Студенты активно влияют на содержание и технологии обучения.
Взаимодействие строится на основе субьект – субьективных отношений.
Специфика преподавания дисциплины «инженерная графика» и «специальный
рисунок» предполагают в начале строить отношения на лекционных занятиях по
технологии конгитивно ориентированного обучения, это должно занимать от
4до8 лекционных часов по дисциплине «спец. рисунок» по «Инженерной
графике» 10-12 часов, не более, а затем следует закрепить практическим
заданием. К этому выводу я пришла при наблюдении процесса освоения
дисциплины «Инженерная графика» в группах модельеров конструкторов.
У них были поточные лекции по начертательной геометрии в количестве 32
часов и экзамен в зимнюю сессию, затем практические занятия в количестве 40
часов. Такое распределение часов привело к плохому результату: оценка за
теоретический экзамен была ниже чем за практическую часть работы.
Теоретический материал сразу следует закрепить практическим заданием, иначе
студент не видя связи с практической деятельностью, теряет интерес к предмету.
Чтобы этого не происходило, в своей дальнейшей деятельности я стараюсь
каждую теоретическую тему подкрепить практическим комплексным
графическим заданием, чтобы в процессе выполнения его, студент сам искал
способы решения.
Для этого создан пакет инструкционных методических пособий по основным
темам.
В
процессе
освоения
знаний
студентом
и
переходу
к
выполнению
им
само стоятельных
графиче ских
заданий
п р е о бл а д а е т деятельностно
ориентированное обучение роль педагога возрастает больше как консультанта,
наставника – фасилитатора.
(Педагогическая фасилитация – это усиление продуктивности образования за
счет особого стиля общения и личности педагога).
Психолог
Карл
Роджерс
выделил
три
условия
гуманизации
любых
межличностных
отношений,
обеспечивающих
конструктивные
личностные
изменения:
1.
Безоценочное позитивное принятие другого человека,
2.
Активное эмпатийное слушание,
3.
Адекватное, подлинное и искреннее самовыражение в общении.
Последователи К. Роджерса подчеркивают, что обучение должно стать средством
личностного роста обучаемых и педагогов. Педагогу в общении следует стать
фасилитатором- человеком, облегчающим проявление инициативы, создающий
благоприятные
условия
для
самостоятельного
осмысленного
учения
и
активизирующий
любознательность
учащихся,
и
предоставляющим
разнообразный учебный материал.
Содержание
дисциплины
«Специальный
рисунок»
требует
именно
такого
личностно
ориентированного
подхода
на
занятиях
методом сотрудничества
студентов между собой и с преподавателем. Создание творческой атмосферы для
развития
фантазии
и
более
полного
раскрытия
творческого
потенциала
у
студентов
.
Воспитать
в студентах необходимые качества и подготовить их к творческой
работе помогает создание на занятиях креативной (творческой) атмосферы, и
ситуации
успеха,
а
также
индивидуальный
дифференцированный
подход
к
оцениванию
качества
работ
каждого
студента,
это
происходит
в
форме
коллективного
просмотра
и
обсуждения
рисунков
в
конце
занятия.
Зачетное
оценивание по итогам просмотра всех графических работ за семестр, за год.
Дифференцированный подход необходим особенно в первом семестре, так как
здесь
мы
сталкиваемся
с
разным
уровнем
базовых
знаний
студентов.
Определение уровня подготовки - самый первый этап в работе с учениками, для
того чтобы выбрать индивидуальный стиль работы с каждым студентом и в
дальнейшем работать с ним от достигнутых результатов и предъявлять к нему
соответствующие требования. Степень сложности заданий разделяется на три
уровня- базовый, средний и высокий ( учитывая успеваемость каждого студента),
это необходимо для поддержания мотивации к овладению знаниями. С целью
воспитания доброжелательного нравственного отношения в группах используется
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах.
Идея метода разрабатывалось в педагогике с 1970-90е годы и используется в
настоящее время в разных странах мира. Заключается в совместной групповой
деятельности студентов и педагога для достижения определенных результатов,
направлена на овладении знаниями и приёмами, каждого в отдельности и всеми
вместе. Ошибка в работе студента для преподавателя несёт информацию о том,
что надо ещё раз объяснить ему или дать дополнительно попрактиковаться пока
не достигнет нужного уровня, в этом помогают друг другу сами студенты, более
продвинутые показывают на примере своих работ менее успешным. Обучение в
сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная
альтернатива традиционным методам.. ( Кратко- студенты малыми группами 3-4
человека разрабатывают творческий проект, при этом каждый из членов группы
отвечает за успех всего проекта, оценка ставится всем одна.)
Главная идея обучения в сотрудничестве -учиться вместе, а не просто что-
то выполнять вместе. В своей работе метод сотрудничества я применяю на
занятиях рисунка, очень хорошо если в группе есть подготовленные студенты
после художественных школ, которые были консультантами и иногда экспертами у
своих сокурсников, а так же помогали педагогу создавать наглядные пособия.
Коллективная работа
может быть работа над альбомом чертежей, рисунков по
определенной теме. Тематика таких заданий разнообразна.
Так
же
итог
совместной
деятельности
студентов-
организация
и
проведение
выставок лучших творческих работ и индивидуальные выставки талантливых
студентов.
Для
руководства
самостоятельной
работой
студентов
на
отделении
заочного
обучения разработаны пакеты методических рекомендаций для каждого студента
по инженерной графике и черчению, альбом наглядных пособий по спец рисунку
для
модельеров.
По
каждой
теме
созданы
учебно-
методические
комплексы
наглядных пособий и контрольных заданий.
Возникновение
новых
ролей
образовательного
процесса,
смена
целевых
ориентиров,
потребовало
новой
модели
специалиста,
способного
принимать
ответственные решения в широком социальном контексте.
Вследствие
этого
повышаются
требования
к
профессиональной
компетенции
преподавателя, т. е. самоорганизация и саморазвитие.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится,.. в
современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на
повестку
дня
проблему
непрерывного
педагогического
образования.
А.
Дистерверг писал, имея в виду учителя: « ..-он до тех пор способен на самом
деле воспитывать и образовывать пока сам работает над своим собственным
воспитанием и образованием».