Напоминание

Личностно - ориентированный подход а процессе обучения студентов колледжа на занятиях графических дисциплин


Автор: Кривоногова Ольга Семеновна
Должность: преподаватель рисунка и живописи.
Учебное заведение: ГБПОУ СО Уральский колледж бизнеса и технологии красоты
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: Доклад на педагогическом совете.
Тема: Личностно - ориентированный подход а процессе обучения студентов колледжа на занятиях графических дисциплин
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кривоногова О.С.преподавтель спец. Дисциплин

ГБПОУ СО УКБУТК г. Екатеринбург

Личностно - ориетированный подход в процессе обучения студентов

колледжа на занятиях графических дисциплин

Новая

образовательная

парадигма,

основывается

на

приоритете

личности,

её

запросов, нужд и потребностей в образовании, образовательный процесс должен

быть ориентирован на цели развития личности, её познавательных способностей и

формирование познавательных потребностей.

Познавательные способности характеризуются активностью субъекта, который

стремится выйти за пределы предписанного, заданного, преобразуя его использует

для этого разнообразные способы.

Обучение

кроме

образовательной

функции

должно

выполнять

и

функцию

развития.

Преподаватель

должен

не

только

дать

знания

студентам,

но

и

обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей,

творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда

Если

раньше

знания

могли

служить

человеку

долго,

то

в

наш

век

роста

информации их необходимо постоянно обновлять.

Суть развивающей функции состоит в том, чтобы студент помимо базовых

знаний,

стремился

узнать

больше

(задавать

вопросы

преподавателю,

черпать

информацию в дополнительных источниках, обсуждать материал на семинарах.).

Основной целью моей педагогической деятельности является передать знания

и умения по графическим дисциплинам:«Специальный рисунок и художественная

графика», «Инженерная графика и перспектива», «Черчение».

Графические дисциплины являются важной частью образовательного процесса в

ППК.

Преподавание любой дисциплины должно иметь практическую направленность

и

проводится

в

тесной

взаимосвязи

с

другими

общепрофессиональными

дисциплинами.

Использование

межпредметных

связей

должно

обеспечить

преемственность

изучения

материала,

исключить

дублирование

и

позволить

преподавателям рационально распределять время.

Графические дисциплины – спец. рисунок и инженерная графика тесно связаны

между собой и с дисциплинами «конструирование одежды» и «моделирование»,

«живопись», «современные направления в рисунке ткани» и «дизайн одежды».

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную

роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при

традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе

образования преподаватель вместе с учебником были основными и наиболее

компетентными источниками знания, а преподаватель являлся, к тому же и

контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме преподаватель

выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной

деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника.

Его профессиональные умения должны быть направлены, непросто на контроль

знаний и умений студентов, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя

помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в

познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при

традиционном обучении, и требует от преподавателя более высокой степени

мастерства.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей

дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального

развития студента, а также его подготовки по данному предмету, его способностей

и задатков. Веление времени, чтобы ученик-студент стали центральными

фигурами учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося

находились в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков

образовательных программ и средств обучения.

В личностно ориентированном образовании

взаимодействие педагогов и

студентов основывается на принципах гуманистической педагогики.

Студенты активно влияют на содержание и технологии обучения.

Взаимодействие строится на основе субьект – субьективных отношений.

Специфика преподавания дисциплины «инженерная графика» и «специальный

рисунок» предполагают в начале строить отношения на лекционных занятиях по

технологии конгитивно ориентированного обучения, это должно занимать от

4до8 лекционных часов по дисциплине «спец. рисунок» по «Инженерной

графике» 10-12 часов, не более, а затем следует закрепить практическим

заданием. К этому выводу я пришла при наблюдении процесса освоения

дисциплины «Инженерная графика» в группах модельеров конструкторов.

У них были поточные лекции по начертательной геометрии в количестве 32

часов и экзамен в зимнюю сессию, затем практические занятия в количестве 40

часов. Такое распределение часов привело к плохому результату: оценка за

теоретический экзамен была ниже чем за практическую часть работы.

Теоретический материал сразу следует закрепить практическим заданием, иначе

студент не видя связи с практической деятельностью, теряет интерес к предмету.

Чтобы этого не происходило, в своей дальнейшей деятельности я стараюсь

каждую теоретическую тему подкрепить практическим комплексным

графическим заданием, чтобы в процессе выполнения его, студент сам искал

способы решения.

Для этого создан пакет инструкционных методических пособий по основным

темам.

В

процессе

освоения

знаний

студентом

и

переходу

к

выполнению

им

само стоятельных

графиче ских

заданий

п р е о бл а д а е т деятельностно

ориентированное обучение роль педагога возрастает больше как консультанта,

наставника – фасилитатора.

(Педагогическая фасилитация – это усиление продуктивности образования за

счет особого стиля общения и личности педагога).

Психолог

Карл

Роджерс

выделил

три

условия

гуманизации

любых

межличностных

отношений,

обеспечивающих

конструктивные

личностные

изменения:

1.

Безоценочное позитивное принятие другого человека,

2.

Активное эмпатийное слушание,

3.

Адекватное, подлинное и искреннее самовыражение в общении.

Последователи К. Роджерса подчеркивают, что обучение должно стать средством

личностного роста обучаемых и педагогов. Педагогу в общении следует стать

фасилитатором- человеком, облегчающим проявление инициативы, создающий

благоприятные

условия

для

самостоятельного

осмысленного

учения

и

активизирующий

любознательность

учащихся,

и

предоставляющим

разнообразный учебный материал.

Содержание

дисциплины

«Специальный

рисунок»

требует

именно

такого

личностно

ориентированного

подхода

на

занятиях

методом сотрудничества

студентов между собой и с преподавателем. Создание творческой атмосферы для

развития

фантазии

и

более

полного

раскрытия

творческого

потенциала

у

студентов

.

Воспитать

в студентах необходимые качества и подготовить их к творческой

работе помогает создание на занятиях креативной (творческой) атмосферы, и

ситуации

успеха,

а

также

индивидуальный

дифференцированный

подход

к

оцениванию

качества

работ

каждого

студента,

это

происходит

в

форме

коллективного

просмотра

и

обсуждения

рисунков

в

конце

занятия.

Зачетное

оценивание по итогам просмотра всех графических работ за семестр, за год.

Дифференцированный подход необходим особенно в первом семестре, так как

здесь

мы

сталкиваемся

с

разным

уровнем

базовых

знаний

студентов.

Определение уровня подготовки - самый первый этап в работе с учениками, для

того чтобы выбрать индивидуальный стиль работы с каждым студентом и в

дальнейшем работать с ним от достигнутых результатов и предъявлять к нему

соответствующие требования. Степень сложности заданий разделяется на три

уровня- базовый, средний и высокий ( учитывая успеваемость каждого студента),

это необходимо для поддержания мотивации к овладению знаниями. С целью

воспитания доброжелательного нравственного отношения в группах используется

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах.

Идея метода разрабатывалось в педагогике с 1970-90е годы и используется в

настоящее время в разных странах мира. Заключается в совместной групповой

деятельности студентов и педагога для достижения определенных результатов,

направлена на овладении знаниями и приёмами, каждого в отдельности и всеми

вместе. Ошибка в работе студента для преподавателя несёт информацию о том,

что надо ещё раз объяснить ему или дать дополнительно попрактиковаться пока

не достигнет нужного уровня, в этом помогают друг другу сами студенты, более

продвинутые показывают на примере своих работ менее успешным. Обучение в

сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная

альтернатива традиционным методам.. ( Кратко- студенты малыми группами 3-4

человека разрабатывают творческий проект, при этом каждый из членов группы

отвечает за успех всего проекта, оценка ставится всем одна.)

Главная идея обучения в сотрудничестве -учиться вместе, а не просто что-

то выполнять вместе. В своей работе метод сотрудничества я применяю на

занятиях рисунка, очень хорошо если в группе есть подготовленные студенты

после художественных школ, которые были консультантами и иногда экспертами у

своих сокурсников, а так же помогали педагогу создавать наглядные пособия.

Коллективная работа

может быть работа над альбомом чертежей, рисунков по

определенной теме. Тематика таких заданий разнообразна.

Так

же

итог

совместной

деятельности

студентов-

организация

и

проведение

выставок лучших творческих работ и индивидуальные выставки талантливых

студентов.

Для

руководства

самостоятельной

работой

студентов

на

отделении

заочного

обучения разработаны пакеты методических рекомендаций для каждого студента

по инженерной графике и черчению, альбом наглядных пособий по спец рисунку

для

модельеров.

По

каждой

теме

созданы

учебно-

методические

комплексы

наглядных пособий и контрольных заданий.

Возникновение

новых

ролей

образовательного

процесса,

смена

целевых

ориентиров,

потребовало

новой

модели

специалиста,

способного

принимать

ответственные решения в широком социальном контексте.

Вследствие

этого

повышаются

требования

к

профессиональной

компетенции

преподавателя, т. е. самоорганизация и саморазвитие.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится,.. в

современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на

повестку

дня

проблему

непрерывного

педагогического

образования.

А.

Дистерверг писал, имея в виду учителя: « ..-он до тех пор способен на самом

деле воспитывать и образовывать пока сам работает над своим собственным

воспитанием и образованием».



В раздел образования