Автор: Быстрова Любовь Борисовна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 325
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Система работы учителя на начальном этапе изучения физики, как результат осмысления и творческого применения психолого - педагогических методик формирования учебных умений и навыков учащихся
Раздел: среднее образование
Система работы учителя на начальном этапе
изучения физики, как результат осмысления и творческого
применения психолого-педагогических методик формирования
учебных умений и навыков учащихся.
Система- совокупность компонентов, находящихся
в отношениях и связях друг с другом, контролируе-
мых, легко управляемых, образующих целостность,
единство.
В.Н.Садовский.
Формулировка ведущей идеи.
В настоящее время еще более актуален вопрос о всесторонне подготовленных
выпускниках, которые умеют делать все. Стремление дать учащимся систему знаний ( по
физике - в основном классических) уже не является основной задачей. Научно-
технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объема знаний, повышает
требования к уровню общего образования. Современные КИМ и ЕГЭ содержат задания
требующие быстро совершать различные предметные действия. Поэтому, говоря о поисках
путей совершенствования процесса обучения, следует иметь ввиду не только
совершенствования методов сообщения новых знаний, но также совершенствование
методики формирования у учеников умений и навыков.
Понятие «обобщенные умения» введено в 1969г. А.В.Усовой. Овладение
обобщенными умениями позволяет школьнику действовать свободно, быстро совершать
любые предметные действия. Такие умения характеризуются сознательностью,
интеллектуальностью, целенаправленностью, плановостью и т.д. Они обладают свойством
широкого переноса; их можно использовать при решении широкого круга задач не только
в рамках одного предмета, но и на уроках по другим учебным дисциплинам, а также в
практической деятельности.
Все умения по виду учебной деятельности разделяются на группы: познавательные,
практические, организационные, самоконтроля, оценочные.
В основе методики формирования обобщенных умений лежит теория деятельности,
разработанная психологом А.Н.Леонтьевым, и учение о типах ориентировки,
разработанное психологами П.Я.Гальпериным и Н.Т Талызиной. Исследования показали,
что умения формируются в процессе деятельности человека. В психологии под
деятельностью понимается понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его
взаимодействия с окружающим миром. Психическая деятельность побуждается
потребностью; направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой
действий. Предмет деятельности есть ее действительный мотив, где под мотивом
понимают предмет вещественный или идеальный, который побуждает и направляет на
себя деятельность. Все виды деятельности имеют структуру. Основной составляющей
какой-либо деятельности является действие. Под действием психологи понимают процесс,
подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут. Наряду с
понятием действие вводится понятие «операция», т.е. способ осуществления действия.
Для успешного формирования умения выполнять то или иное действие необходимо
учителю провести анализ структуры действия, представить из каких элементов (операций)
складывается его выполнение. Вычленив отдельные элементы в структуре действия,
необходимо определить наиболее целесообразную последовательность их исполнения и
наметить систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое
выполнение учащимися простых действий, а затем организовать их выполнение. На
основе этой работы можно формировать умения выполнять более сложные действия, что
осуществляется специально подобранными для этой цели заданиями. Важное значение
имеет определение критериев и уровней сформированности умений и навыков
самостоятельной работы учащихся.
В качестве основных критериев, общих для всех умений, можно выделить состав и
качество выполняемых действий и операций, их осознанность, полноту и свернутость. В
соответствии с этими характеристиками можно выделить три основных уровня
сформированности умений. Первый уровень (низший) характеризуется тем, что
обучаемый выполняет лишь отдельные операции, причем последовательность их
хаотична, действие в целом не осознанно. Второй уровень (средний) характеризуется тем,
что учащийся выполняет все операции, из которых слагается деятельность в целом, но
последовательность их выполнения недостаточно продумана; действие выполняется
недостаточно осознанно. Третий уровень (высший) характеризуется тем, что обучаемый
выполняет все операции; последовательность их выполнения достаточно хорошо
продумана, поэтому она рациональна; действие в целом вполне осознано.
Главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование
самостоятельной творческой личности учащихся. Реализую гуманистический подход к
процессу обучения через создание благоприятных условий для раскрытия и развития
способностей каждого ребенка, самостоятельности в приобретении знаний,
самоорганизации. Учащиеся обосновывают свою точку зрения, оценивают ответ других и
собственный.
Организую образовательный процесс с учетом уровня развития учебной
мотивации, индивидуально-личностных особенностей учащихся. Нацеливаю детей на
получение знаний не в готовых формулировках, а в результате собственной активной
познавательной деятельности. Для этого использую частично-поисковый, проблемный
методы обучения, технологию «Смысловое чтение».
Применяю на разных этапах обучения психолого-педагогические диагностики. На
начальном этапе исследую обучаемость, готовность к усвоению нового материала,
мотивацию (тестирование, беседа, наблюдение). В процессе обучения - степень усвоения
материала и формирования умений (тесты, проверочные работы, зачеты). На
завершающем этапе – степень обученности (классные и домашние разноуровневые тесты
и контрольные работы, срезы знаний; рост творческих способностей (творческие задания).
Результаты диагностики позволяют отследить динамику развития учащихся,
осуществить рефлексию своей деятельности и деятельности детей, вносить
соответствующие коррективы в педагогический процесс.
В своей работе я использую методики формирования учебных умений и навыков.
При работе с учебным текстом (познавательные умения) использую задания разной
степени сложности . Начиная с первых уроков, знакомлю учащихся с основными
структурными элементами знаний: понятия, законы, теории и т.д. , а также с
рекомендациями к усвоению основных структурных элементов знаний. Они служат
ориентировочной основой в процессе приобретения новых знаний и одновременно
выполняют роль планов обобщенного характера при построении ответов (Приложение 2).
При формирование экспериментальных умений на начальном этапе изучения
физики структура деятельности раскрывается на примере элементарных опытов и
лабораторных работ, проводимых на основе коллективного обсуждения плана их
выполнения. При этом выделяются общие структурные элементы деятельности и дается
план этой деятельность.
При формировании умения решать физические задачи, использую общий алгоритм
решения задач . Алгоритм выполняет функцию модели деятельности. На начальном этапе
большее внимание уделяю логическим задачам: на установление причинно –
следственных связей; применение дедуктивных умозаключений; задания над смыслом
физических понятий и т.д.
Использование электронных образовательных ресурсов, элементов дистационного
обучения, вовлечение учащихя в исследовательскую деятельность позволяет
оптимизировать учебный процесс.
Используемая литература.
1.
А.В.Усова, А.А.Бобров «Формирование учебных умений и навыков
учащихся на уроках физики».
2.
О.В.Оноприенко «Проверка знаний, умений и навыков учащихся по
физике в средней школе».
3.
В.И.Решанова «Развитие логического мышления учащихся при
обучении Физики».
4.
Ю.К.Бабанский «Оптимизация учебно-воспитательного процесса».
5.
Л.А. Иванова «Активизация познавательной деятельности учащихся
при изучении физики».
Этапы перевода системы в обновленное состояние.
Первый этап - создание концепции системы работы (2009-2010 уч.г.)
Второй этап - практическая реализации концепции (2010-2011 уч.г.)
Третий этап - анализ степени реализации концепции (2012 г.)
Проблемный анализ системы работы учителя на сегодняшний день.
Главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование
самостоятельной творческой личности учащихся. Реализую гуманистический подход к
процессу обучения через создание благоприятных условий для раскрытия и развития
способностей каждого ребенка, самостоятельности в приобретении знаний,
самоорганизации. Учащиеся обосновывают свою точку зрения, оценивают ответ других и
собственный.
Организую образовательный процесс с учетом уровня развития учебной мотивации,
индивидуально-личностных особенностей учащихся. Нацеливаю детей на получение
знаний не в готовых формулировках, а в результате собственной активной познавательной
деятельности. Для этого использую частично-поисковый, проблемный методы обучения.
Применяю на разных этапах обучения психолого-педагогические диагностики. На
начальном этапе исследую обучаемость, готовность к усвоению нового материала,
мотивацию (тестирование, беседа, наблюдение). В процессе обучения - степень усвоения
материала и формирования умений (тесты, проверочные работы, зачеты). На
завершающем этапе – степень обученности (классные и домашние разноуровневые тесты
и контрольные работы, срезы знаний; рост творческих способностей (творческие задания).
Результаты диагностики позволяют отследить динамику развития учащихся, осуществить
рефлексию своей деятельности и деятельности детей, вносить соответствующие
коррективы в педагогический процесс.
В своей работе я использую методики формирования учебных умений и навыков.
При работе с учебным текстом (познавательные умения) использую задания разной
степени сложности (Приложение 1). Начиная с первых уроков, знакомлю учащихся с
основными структурными элементами знаний: понятия, законы, теории и т.д. , а также с
рекомендациями к усвоению основных структурных элементов знаний. Они служат
ориентировочной основой в процессе приобретения новых знаний и одновременно
выполняют роль планов обобщенного характера при построении ответов (Приложение 2).
При формирование экспериментальных умений на начальном этапе изучения физики
структура деятельности раскрывается на примере элементарных опытов и лабораторных
работ, проводимых на основе коллективного обсуждения плана их выполнения. При этом
выделяются общие структурные элементы деятельности и дается план этой деятельность
(Приложение 3).
При формировании умения решать физические задачи, использую общий алгоритм
решения задач (Приложение 4). Алгоритм выполняет функцию модели деятельности. На
начальном этапе большее внимание уделяю логическим задачам: на установление
причинно – следственных связей; применение дедуктивных умозаключений; задания над
смыслом физических понятий и т.д.
Но деятельность по использованию методик не четко спланирована- не всегда
поставленные задачи фиксировались при составлении тематического планирования и в
целях урока. Уровень сформированности умений не отслеживался. Практически
отсутствовал анализ и самоанализ учащихся. Не оценивалась деятельность по
достижению результата.
Используемая литература.
6.
А.В.Усова, А.А.Бобров «Формирование учебных умений и навыков учащихся на
уроках физики».
7.
О.В.Оноприенко «Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в
средней школе».
8.
В.И.Решанова «Развитие логического мышления учащихся при обучении Физики».
9.
Ю.К.Бабанский «Оптимизация учебно-воспитательного процесса».
10. Л.А. Иванова «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении
физики».
Коротко о себе.
Быстрова Любовь Борисовна 1966 г.р. В 1988 г. окончила Новгородский Государственный
педагогический институт по специальности преподаватель физики и математики.
Преподаю физику в школе 21-ый год. 19 лет проработала в средней школе №1 п. Хвойная
Новгородской области. Сейчас работаю в ГОУ школе №325.
Предпочтение отдаю проблемному и частично-поисковому методам обучения. Активно
осваиваю возможности использования на своих уроках информационных компьютерных
технологий. Особое внимание отвожу формированию у воспитанников коммуникативной
культуры. Стараюсь создать атмосферу взаимопонимания, доверия, сотрудничества.
Кабинет физики.
Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования
практических умений и исследовательской деятельности учащихся. Новое современное
оборудование позволяет мне создать систему экспериментальных средств обучения в
соответствии с реализуемым уровнем и профилем изучения физики. Учащиеся с
удовольствием выполняют лабораторные работы, постигая экспериментальный характер
науки физики. Использование цифровых средств измерения и компьютерных
измерительных систем соответствует миру техники, в котором живут учащиеся, а значит
имеет и воспитательный эффект.
Внеурочная деятельность.
Каждый год проходит неделя естественных наук, целью которой является развитие
творческой деятельности и расширении кругозора учащихся. Я провожу конкурс
самодельных физических приборов, плакатов и рисунков, иллюстрирующих физические
явления и исторические факты, сочинений и сказок на изученные темы.
В основной школе организую более игровые формы обобщения материала: «КВН», «Поле
чудес» и т.д. Учащиеся 7-8 кл. проводят игры и викторины с учащимися младших классов.
В старших классах отдаю предпочтение деловым играм, театрализованным урокам.
Организую и провожу семинары на актуальные, современные, интересные для
старшеклассников темы: «Самые важные открытия физики 20 века», «Нобелевские
лауреаты по физике», «Ядерный век – бремя решений».
Результаты педагогической деятельности.
1.
Успеваемость за истекший с последней аттестации период составил 100%; качество
подготовки учащихся – 50%. В профильной группе выпускников 2007г. качество
знаний -80%.
2.
90% учащихся на протяжении 8 лет, выбирая экзамен по физике в форме ЕГЭ,
подтверждали свои оценки.
3.
Выпускники профильных групп каждый год успешно сдают экзамены в
технические ВУЗы г.С.-Петербурга.
4.
Участие и призовые места в районных олимпиадах по физике.
Участие в методической работе.
Более 10 лет возглавляла районное методическое объединение учителей физики.
Своевременно проходила курсы по обновлению содержания физического образования
и повышала свою квалификацию в ГОУ «Новгородский региональный центр развития
образования». Прошла подготовку по программе «Исследовательская культура
педагога», получила свидетельство о квалификации «Педагог-исследователь».
Участвовала в районном эксперименте по теме: «Об оценке знаний, умений и навыков,
учащихся в свете концепции В.П.Симонова.
В этом году принимала активное участие в методической неделе по теме «Методы
педагогической помощи слабоуспевающим учащимся на различных этапах урока». Дала
открытый урок по теме: «Электризация тел» в 8 классе.(Разработка урока и его анализ)
1.
Коротко о себе.
2.
Результаты педагогической деятельности.
3.
Тема, над которой я работаю.
4.
Участие в методической работе.
5.
Кабинет физики.
Участие в методической работе.
Более 10 лет возглавляла районное методическое объединение учителей физики.
Своевременно проходила курсы по обновлению содержания физического образования
и повышала свою квалификацию в ГОУ «Новгородский региональный центр развития
образования». Прошла подготовку по программе «Исследовательская культура
педагога», получила свидетельство о квалификации «Педагог-исследователь».
Участвовала в районном эксперименте по теме: «Об оценке знаний, умений и навыков,
учащихся в свете концепции В.П.Симонова.
В этом году принимала активное участие в методической неделе по теме «Методы
педагогической помощи слабоуспевающим учащимся на различных этапах урока». Дала
открытый урок по теме: «Электризация тел» в 8 классе.(Разработка урока и его анализ)