Напоминание

Технологическая карта урока "Шляпочные грибы"


Автор: Крутова Ольга Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Макаровская ООШ"
Населённый пункт: городской округ Черноголовка
Наименование материала: Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС
Тема: Технологическая карта урока "Шляпочные грибы"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая ката урока по биологии: «Шляпочные грибы»

1.

ФИО (полностью)

Крутова Ольга Владимировна

2.

Место работы

Муниципальное образовательное учреждение «Макаровская основная

общеобразовательная школа»

3.

Должность

Учитель биологии

4.

Предмет

биология

5.

Класс

5 класс

6.

Дата проведения

05.02.2019

7.

Тема урока

«Шляпочные грибы»

8.

Используемый УМК (предметная программа и

ее автор)

В. В. Пасечник «Биология 5 класс. Биология. Бактерии, грибы, растения»

9.

Цель урока

Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных

грибов, научиться отличать съедобные грибы от ядовитых, выяснить роль грибов в

природе и жизни человека.

Продолжить формирование умения работать с учебником, иллюстрациями,

систематизировать информацию, сравнивать, делать выводы, узнавать и называть

изученные организмы. Воспитание интереса к предмету, бережного отношения к

природе, развивать биологическое мышление.

10.

Планируемые образовательные результаты

урока

1. Личностные: формирование и развитие познавательного интересы к

изучению биологии, элементов экологической культуры; умение выбирать целевые

и смысловые установки в своих действиях по отношению к природе; эстетическое

восприятие объектов природы.

2. Метапредметные:

Познавательные: давать определение понятий; сравнивать и делать выводы на

основе сравнений, устанавливать соответствие между объектами и их

характеристиками; готовить сообщения.

Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке;

Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы; слушать и

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (распределять

роли, договариваться друг с другом).

3. Предметные: научиться описывать особенности строения шляпочного

гриба; различать на рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные

грибы; объяснять значение спорообразования у грибов; сравнивать споры бактерий

и споры грибов; объяснять значение симбиоза между шляпочными грибами и

растениями; различать наиболее распространённые съедобные и ядовитые грибы;

формулировать правила сбора грибов и правила оказания первой доврачебной

помощи при отравлении грибами; описывать процесс выращивания шляпочных

грибов в искусственных условиях.

11.

Тип урока

Открытия нового знания.

12.

Необходимое оборудование

Учебник В. В. Пасечник «Биология 5 класс. Биология. Бактерии, грибы, растения»

Изд. М.:Дрофа 2017

Календарно- тематическое планирование 2018-2019 учебный год

Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник « Биология. Бактерии, грибы,

растения» Изд.М.Дрофа 2017.

Наглядный и раздаточный материал: инструктивная карта для выполнения

лабораторной работы « Строение плодовых тел шляпочных грибов»; карточки с

изображениями съедобных и ядовитых шляпочных грибов; карточки со схемами;

памятка по оказанию доврачебной помощи при отравлении грибами.

13.

Структура и ход урока

I. Адаптационный этап.

1. Организационный момент.

- мотивация к деятельности.

ІІ. Основной этап.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового.

4. Закрепление изученного материала

III. Творческий этап.

5. Рефлексия

- интеллектуально- преобразовательная деятельность

- подведение итогов

6. Задание на дом.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Методы

обучения,

приемы

Виды

деятельности

учителя

(УПЗ)

Виды деятельности

учащихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Регулятивные (Р),

Познавательные (П),

Коммуникативные(П)

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный

момент

Отмечает

отсутствующих.

Приветствует

учащихся.

Демонстрируют

готовность к уроку,

готовят рабочее

место к уроку.

Проверяют наличие в

комплекте

инструкционных

карточек, наличие

источников информации.

Управляют поведением и

деятельностью

Понимают

значение знаний

имеют желание

учиться

2.Актуализация

знаний

Индивидуальный

и фронтальный

опросы; работа в

парах, работа в

тетради,

проверка

выполнения

домашнего

задания и

взаимопроверка

Выяснить степень

усвоения

заданного на дом

материала;

определить

типичные

недостатки в

знаниях и их

причины;

ликвидировать

обнаруженные

нөдочёты.

Проверка

домашнего

задания.

Графический

диктант.

(Приложение № 1)

Отвечают на

вопросы

Работа в тетради.

Работают в паре.

Взаимопроверка,

оценка и обсуждение

результата

( что необходимо

сделать, чтобы

лучше усвоить

учебный материал?).

1. +

2. +

3. +

4. –

5. -

Особенности

грибов,

позволяющие

выделить их в

самостоятельное

царство живой

природы; питание

грибов; роль

грибов в природе

и жизни человека.

Регулятивные:

дополняют, уточняют

ответы друг друга;

осознание учащимися

того, что уже усвоено и

что ещё подлежит

усвоению.

Коммуникативные:

сотрудничество с

собеседниками, оценка

действий партнёра,

использование речевых

средств общения.

Понимание

истинных причин

успехов и неудач

в деятельности;

осознания

необходимости

повторения

учебного

материала.

6. +

7. -

3.Изучение нового.

Метод развития

критического

мышления через

чтение и письмо,

самостоятельная

работа учащихся

в парах

Ребята,

посмотрите

внимательно на

карточки, которые

лежат у вас на

столах. Подумайте,

какую тему урока

мы с вами будем

изучать сегодня?

Правильно, грибы.

На прошлом уроке

мы изучили

несколько групп

грибов, а к какой

из групп относятся

грибы,

изображённые на

ваших карточках?

Давайте

сформулируем

тему урока и

запишем её в

тетрадь.

Помогает

сформулировать

тему.

Предположите,

какая цель урока?

Что нам

необходимо, чтобы

достичь

поставленной

цели?

Рассматривают

выданные карточки.

Предполагаемый

ответ:

Грибы.

Формулируют тему

и цель урока.

Записывают тему в

тетрадь.

Формулируют цель

урока, предлагают

план достижения

цели.

Научиться

описывать

особенности

строения

шляпочного

гриба; различать

на рисунке

трубчатые и

пластинчатые

грибы; уметь

объяснять

значение

спорообразования

у грибов; умение

отличать

съедобные грибы

от ядовитых;

формулировать

правила сбора

грибов и правила

оказания

доврачебной

помощи при

отравлении

грибами.

Регулятивные:

самостоятельно

определять цель и задачи

урока; анализировать и

оценивать результаты

своей работы

Познавательные:

работать с различными

источниками

информации;

характеризовать и

сравнивать объекты.

Коммуникативные:

работа в группах; умение

вести диалог в

доброжелательной и

открытой форме,

проявляя интерес и

уважение к собеседнику.

Формирование

познавательного

интереса к

изучению

биологии; умение

выбирать

целевые и

смысловые

установки в

своих действиях

по отношению к

природе;

эстетическое

восприятие

объектов

природы.

Ребята, давайте

познакомимся со

строением

шляпочных

грибов.

Прочитайте текст

на стр.70 – 71

заполните схему 1

(Приложение № 4)

Пользуясь

инструктивной

карточкой,

выполняем

лабораторную

работу.

Лабораторная

работа « Строение

плодовых тел

шляпочных

грибов».

Инструктивная

карта (Приложение

№ 2)

Образование

спор.

Симбиоз грибов и

растений

Многие

шляпочные грибы

тесно привязаны к

определенным

древесным

породам и не

встречаются в

отрыве от них. И

даже носят их

Анализ текста в

учебнике стр.70-71

Самостоятельная

работа, с

заполнением схемы

и выполнением

лабораторной

работы по

инструктивной

карточке.

Объяснение учителя

с использованием

рисунка 43 учебника

стр.72

названия.

Знаете ли вы такие

грибы?

Рассмотрите

рисунок 43 на

стр.72 учебника.

Как называется в

природе тесная

связь, полезная

одному и другому

организму?

Учитель

рассказывает о

симбиозе грибов и

растений, дает

понятие

грибокорень

(микориза)

А теперь

сформулируйте

понятие

грибокорень

(микориза) и

запишите его в

тетради.

Подумайте, а

можно ли

выращивать грибы

в искусственных

условиях?

Как вы думаете как

это сделать?

Грибы съедобные

и ядовитые.

Как Вы понимаете

пословицу:

Предполагаемый

ответ: да,

подосиновик,

подберезовик

Рассматривают

рис.43 на стр.72

Предполагаемый

ответ:

Симбиоз

Находят понятие

грибокорень и

записывают его в

тетради.

Микориза - нити

грибницы,

проникающие в

корень дерева.

Предполагаемый

ответ:

можно.Возможные

варианты ответов, с

корректировкой

учителя.

Предполагаемый

Всякий гриб в руки

берут, да не

всякий гриб в кузов

кладут.

Рассмотрите

карточки с

названиями

съедобных и

ядовитых грибов.

(Приложение № 3)

Заполните схему 2:

Грибы съедобные,

ядовитые.

1. Что вы знаете о

съедобных грибах?

2. Какие

съедобные грибы

встречаются в

наших лесах?

3. Какие грибы

нельзя употреблять

в пищу?

4. Какой гриб

считают самым

ядовитым?

( Приложение № 4)

При сборе грибов

надо уметь

отличать ядовитые

от съедобных.

(объяснение

учителя)

Внимательно

прочитайте

правила сбора

грибов, стараясь

запомнить.

ответ:

Грибы бывают

ядовитые и

съедобные

Рассматривают

карточки с

названиями

съедобных и

ядовитых грибов.

Самостоятельная

работа: заполнение в

тетради.

Выясняют, какие из

них можно

употреблять в пищу,

а какие нет.

Читают правила

сбора грибов стр.75

Прочитайте

памятку по

оказанию

доврачебной

помощи при

отравлении

грибами.

(Приложение № 5)

Читают памятку по

оказанию

доврачебной

помощи при

отравлении грибами.

(Приложение № 5)

4. Закрепление

изученного

материала

Фронтальный

опрос

Давайте ответим

на вопросы после

§14 на стр.77

Отвечают на

вопросы после §14

на стр.77

Регулятивные:

анализировать и

оценивать результаты

своей работы

Познавательные: давать

определения понятий;

сравнивать и делать

выводы на основе

сравнения

Коммуникативные:

выступать перед

аудиторией

Принятие

социальной роли

обучающегося.

Развитие навыков

сотрудничества с

учителем и

сверстниками.

5.Рефлексия

Проанализируйте

свою работу на

уроке.

Отметьте знаком

«+» правильные,

на ваш взгляд,

утверждения:

1.Сегодня на уроке

я работал:

активно _____

пассивно_____

2.Своей работой на

уроке я:

доволен _____

не доволен______

Дают оценку своим

действиям и

действиям

одноклассников

Выражают собственное

мнение о работе и

полученном результате

Оценивают правильность

выполненных действий,

вносят необходимые

результаты и

корректируют их

Принятие

социальной роли

обучающегося.

Развитие навыков

сотрудничества с

учителем и

сверстниками в

разных учебных

ситуациях.

3.Сегодня за урок

я:

узнал _____

не узнал_______

новое и

интересное

4.Материал урока

мне был

понятен _____

не понятен ______

полезен _____

бесполезен ______

интересен ____

не интересен

_____

легкий _____

трудный _____

6. Задание на дом.

Обязательный: §

14, вопросы 1-6

стр: 77.

Углубленный:

показать

конкретные

отличия у

съедобных и

ядовитых грибов

на конкретном

примере.

Творческий:

Составьте памятку

по сбору грибов.

Познавательные: выбор

наиболее эффективных

способов подготовки

домашнего задания.

Приложение № 1

Графический диктант: «Общая характеристика грибов»

Напротив утверждения ставим «+» если согласны, «-» если не согласны с утверждением.

Утверждения:

1. Грибы поглощают пищу путём всасывания

2. Грибы-сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами, а грибы-паразиты поселяются на живых организмах

3. Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин органическое вещество

4. Грибы относят к царству растения

5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека

6. Из некоторых грибов получают ценное лекарство

7. Все грибы полезны и их используют в пищу

Приложение № 2

Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Инструктивная карта:

1.

Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части рис. 41, 42 (стр. 71 учебника).

2.

Сделайте надписи к рисунку.

3.

Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учётом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.

4.

Где образуются споры у шляпочных грибов? Как образуются споры у шляпочных грибов? Прочитайте текст учебника на стр.71-72

5.

Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов.

Приложение № 3

Съедобные грибы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Съедобные грибы:

1. Лисички

2. Подберёзовик

3. Белый гриб

4. Подосиновики

5. Сыроежки

6. Вёшенки

7. Опята осенние

8. Маслята

9. Шампиньоны

Приложение № 3

Ядовитые грибы

1.

2.

3.

4.

1. Бледная поганка

2. Мухомор

3. Сатанинский гриб

4. Ложные опята

Приложение № 3

Ядовитые грибы

Приложение № 4

1) Грибы

Трубчатые Пластинчатые

? ?

2) Грибы

Съедобные Ядовитые

? ?

Приложение № 5

Доврачебная помощь при отравлении грибами

При малейшем подозрении на отравление грибами, при возникновении самых первых симптомов отравления нужно немедленно

вызывать «Скорую помощь». Тем временем, не дожидаясь приезда врачей, необходимо осуществить следующие мероприятия.

1. Если самопроизвольной рвоты не было, нужно постараться вызвать её.

2. Для этого необходимо дать выпить пострадавшему 4 – 5 стаканов кипячёной тёплой воды. Сделать промывание желудка водой

или содовый раствор (1 чайная ложка на 1 стакан воды), или раствором перманганата калия. Раствор марганцовки должен быть

слабым и иметь бледно-розовый цвет. Вызвать рвоту. Повторить 5- 6 раз.

3. Дать слабительные средства.

4.. Принять активированный уголь.

5. Укутать ноги в тепло, на живот положить грелку. Лечь на кровать удобнее, укутаться в одеяло и дожидаться приезда врачей

«Скорой помощи».

6. Выбрасывать остатки грибов, если таковые имеются, ни в коем случае нельзя. Их нужно сохранить для дальнейшего

исследования, поскольку это поможет поставить правильный диагноз и разработать тактику адекватного лечения.

Запомните! Грамотные действия и мероприятия по оказанию доврачебной помощи при отравлении грибами могут стать залогом

успешного лечения и даже спасти человеку жизнь!



В раздел образования