Автор: Алметова Елена Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Йошкар - Олы"
Населённый пункт: Йошкар - Ола
Наименование материала: статья
Тема: "Буллинг" или школьная травля. Почему это серьезно?"
Раздел: полное образование
«БУЛЛИНГ» ИЛИ ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ. ПОЧЕМУ ЭТО
СЕРЬЕЗНО?
Многие из нас в детстве, наверняка, сталкивались со школьной травлей.
Кто-то был жертвой, кто-то принимал участие, а кто-то просто наблюдал за ней.
Сейчас мы, как родители и педагоги, вынуждены вновь вспомнить об этом
явлении, и даже защищать от школьной травли своих детей и учеников, но не
всегда это бывает легко.
В современном мире все чаще это явление называют «буллингом» (от
англ. слова «булли» - бычок, задира) или «моббинг» (от слова «моб» - толпа).
Все это связано с причинами, которые вызывают травлю, в именно
подростковой агрессией и групповой агрессией.
Что же такое травля – это вид группового эмоционального или
физического насилия, а зачастую и физического, и психического вместе. В
школьном коллективе на человеком, который подвергается травле, смеются,
оскорбляют, издеваются, толкают, бьют, прячут и портят его вещи (рюкзак,
пенал, одежду), причем все это происходит систематически, группой или одним
человеком, но при поддержке группы. Можно выделить три составляющих
школьной травли: насилие, систематичность и групповое действие.
Необходимо различать травлю от других явлений, которые возникают в
школьном коллективе. Если кого-то из детей в классе просто не любят, не
приглашают в общее занятие, у него нет друзей, но насилия в его сторону нет,
то это не травля, а непопулярность. Если дети поругались или подрались, а на
следующий день вместе играют и взаимодействуют на равных, это не травля, а
конфликты. При травле нет равенства сторон, есть всегда агрессор и жертва.
Если в классном коллективе один ребенок оскорбляет другого, издевается над
ним, но другие его не поддерживают, а, наоборот, осуждают, то это проблема с
агрессивным поведением одного ребенка, а не травля.
Давайте рассмотрим причины возникновения травли в школьном
коллективе. Однозначно можно утверждать, что травля это групповое явление,
это одна из форм поведения группы. Класс – это и есть группа, но со своими
особенностями. В классе дети не выбирали быть друг с другом, их так
распределили, в настоящее время в классе чаще каждый учится сам за себя, нет
общей позитивной цели, у них есть потребность объединится, а повода нет. Так
они рано или поздно открывают для себя травлю, можно сплотиться против
кого-то, поиздеваться, почувствовать единство, общую цель, принадлежность к
группе. Там, где дети собираются в группу добровольно, например, в какой-
либо кружок, травля, как правило, отсутствует.
Бывает так, что учитель сам провоцирует травлю в классном коллективе,
не осознавая этого. Критика ребенка при всем классе, противопоставление
успешных детей одному-двум менее успешным - часто могут стать первым
шагом к травле. Существует еще масса других причин возникновения буллинга.
Нередко агрессоры сами являются жертвами насилия в собственной семье,
поэтому переносит свои унижения на других. Стремление унизить или
покалечить других вырастает из чувства собственной неполноценности, у
буллера нет контроля над ситуацией насилия дома, зато в социуме, школе он
может это сделать, и ощущать себя держащим власть в своих руках.
Как правило, буллерами (агрессорами) становятся: дети,
воспитывающиеся в неполных семьях; дети из семей, в которых у матери
отмечается негативное отношение к жизни, дети из обеспеченных, властных и
авторитарных семей; дети из семей, в которых родители часто конфликтуют
между собой; дети с низкой устойчивостью к стрессу; дети с низкой
успеваемостью.
Характеризовать буллера можно следующим образом:
- это активный, общительный ребенок, который претендует на роль
лидера в классе;
- это ребенок , стремящийся быть в центре внимания;
- агрессивный ребенок, который для собственно самоутверждения
использует жертву;
- максималист, со слабым самоконтролем, который не может брать на себя
ответственность за свои поступки.
Довольно часто к буллингу присоединяется группа преследователей, с
которыми буллер осуществляет свою агрессию. Кто чаще всего становится
преследователями, помощниками буллеров:
- несамостоятельные, легко поддающиеся влиянию окружающих,
безынициативные дети;
- дети, которые всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам
(очень прилежные и законопослушные);
- дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее
(чаще всего считают виноватыми других);
- часто подверженные жесткому контролю со стороны старших дети (их
родители очень требовательны и склонны применять физические наказания).
- эгоцентричные, не умеющие ставить себя на место другого (в беседах
часто говорят: «Я и не подумал об этом»);
- не уверенные в себе, очень дорожащие «дружбой», оказанным доверием
со стороны лидеров класса;
- трусливые и озлобленные дети.
Жертвой буллинга может стать любой ребенок, но обычно для этого
выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других:
- физические недостатки (дети, носящие очки, имеющие сниженный слух
или нарушения движений (например, при ДЦП), т. е. те, кто не может дать
адекватный отпор и защитить себя);
- особенности поведения (мишенью для насмешек и агрессии становятся
замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным
поведением. Гиперактивные дети нередко бывают слишком назойливыми, при
этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком
глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в
чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании
своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение
и получают "ответный удар");
- особенности внешности (все то, что выделяет ребенка по внешнему
виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы,
веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела
(полнота или худоба) и т. д).;
- плохие социальные навыки (есть дети, у которых не выработана
психологическая защита от вербального и физического насилия по причине
недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у
которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с
неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Такой
ребенок смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне
находит оправдание насильнику: "ну, значит, я такой, стою этого, заслужил
это");
- страх перед школой ( чаще возникает у тех, кто идет в школу с
отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх
индуцируется от родителей, у которых тоже были проблемы в школьном
возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о
злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и
страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников);
- отсутствие опыта жизни в коллективе (дети, не имеющие опыта
взаимодействия в детским коллективе до школы, могут не обладать навыками,
позволяющими справляться с проблемами в общении. При этом часто они
превосходят своей эрудицией и умениями детей, посещавших детский сад);
- болезни (существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и
издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез,
энкопрез, нарушения речи дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное
письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение
обучению счету) и т. д.);
- низкий интеллект и трудности в обучении (плохая успеваемость
формирует низкую самооценку:"Я не справлюсь. Я хуже других" и т. д.) Низкая
самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы,
а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому
ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать
как жертвой школьного насилия, так и насильником.
В настоящее время проблема агрессивного поведения учеников в школе
стоит на одном из первых мест. Уже приходя в школу, ребята имеют опыт
агрессивного поведения: в детских садах, компьютерные игры,
мультипликационные фильмы, которые смотрят дети буквально пропитаны
насилием и агрессией. Очень часто учителя, психологи, социальные педагоги
сталкиваются с родителями, которые тоже учат своих детей агрессивному
поведению.
Все работники школ ломают голову над тем, каким образом возможно
снизить агрессивное поведение школьников, начиная со школьников младших
классов. Одной из самых трудноразрешимых проблем для педагогического
персонала школы является проблема формирования у детей толерантного
сознания, гуманного отношения к людям, стремление регулировать
конфликтные ситуации или умение их избегать.
Огромную проблему являет собой травля в подростковой среде, так как
растущие дети имеют определенные особенности характера, среди которых
сложность и противоречивость. На этом этапе частенько закладывается
жизненная программа, ведь единожды усвоив позицию «жертвы» либо
«агрессора», подросток будет следовать ей всю жизнь. Предупреждение
буллинга помогает понизить масштабность данного негативного явления, а
также немного сократить перечень задействованных в нем лиц с обеих сторон.
Как быть в случаях обнаружения буллинг. Как показывает практика,
отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной
учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не
допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать
преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по
наследству» от коллеги. Но ему понадобится помощь психолога и родителей в
борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга.
Что можно сделать, в случае возникновения буллинга в классе.
1. Присвоить проблему. Любая проблема решается только тогда, когда
есть тот, кто ее решает и берет на себя ответственность. Чаще всего этим
человеком становится классный руководитель. Иногда работу с булллингом
перекладывают на психологов или социальных педагогов, но они могут только
помочь, так как они не работают с классом постоянно, они не могут исправить
правила в этой группе. Психолог может индивидуально работать с детьми,
поддержать пострадавших и помочь им осмыслить происходящее.
2. Назвать явление. Не менее важно назвать явление самим детям, часто
они не осознают, что делают. Мальчики, которых застали за перекидыванием
рюкзака или пенала одноклассника, со слезами бегающего между ними, могут
сказать «мы так играем», « мы так шутим». Но это не игра. Игра – это когда
весело всем и когда все играют добровольно. Дети должны услышать это от
взрослого: то, что они делают – это не наивная забава, это травля, это насилие,
это не шутка и это недопустимо.
3. Обсуждать травлю как проблему группы. Необходимо дать понять
всем, что вы в курсе, что происходит и не будете с этим мириться, обозначить
буллинг как проблему всей группы (класса). Вот если человек не моет руки, он
может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа использует грязные
способы общения, она тоже может заболеть – травлей. Это очень грустно, это
всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был
здоровый, дружный класс. Это снимает противопоставление между жертвами-
насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе
решать.
4. Сформулировать позитивные правила жизни в группе. Достаточно
просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: «У
нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У
нас не смотрят спокойно, как над кем-то издеваются – это немедленно
прекращают». Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют.
Еще лучше – чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Это
важно сделать всем вместе. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто
молча указать на плакат с его собственной подписью.
5. Поддержать позитивные изменения. Очень важно чтобы взрослый,
который взялся решать проблему травли, не бросал это дело. Он должен
регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно
сделать «счетчик травли», какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому
сегодня досталось или кто видел что-то, что было похоже на насилие, может
положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется,
хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д