Автор: Егорова Елена Владимировна
Должность: тренер - преподаватель
Учебное заведение: ГКОУ казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: учебная программа ДО
Тема: Верховая езда и основы конного спорта
Раздел: дополнительное образование
Комитет по делам казачества Администрации Волгоградской области
Государственное образовательное учреждение лицей-интернат
«Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени
Героя Советского Союза К.И. Недорубова»
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Г О У
« В о л г о г р а д с к и й
кадетский (казачий) корпус»
Протокол № _____________
от «__» ____________20__г.
УТВЕРЖДАЮ
Д и р е к т о р
Г О У
«Волгоградский
кадет ский
(казачий) корпус»
Приказ № _______________
от «__» ____________20__г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВЫ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ И КОННОГО СПОРТА
для учащихся 5-11 классов
Автор
Егорова Елена Владимировна
ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Волгоград, 2018
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее
сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть
здоровым и дружить со спортом.
А.А.Леонов
Пояснительная записка раскрывает:
-
направленность дополнительной образовательной программы;
-
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
-
цель и задачи дополнительной образовательной программы;
-
отличительные
особенности
данной
дополнительной
образовательной
программы от уже существующих образовательных программ;
-
возраст
детей,
участвующих
в
реализации
данной
дополнительной
образовательной программы;
-
сроки
ре ализации
дополнительной
образовательной
п р о г р а м м ы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
-
формы и режим занятий;
-
ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
-
формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной
программы (выставки, фестивали, соревнования всех уровней, показательные
выступления, семинары, мастер-классы и т. д.).
Направленность программы «Обучение основам верховой езды и конного
спорта» по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному
предназначению – учебно-познавательной, по форме организации - групповой; по
времени организации – двухгодичной.
Программа
разработана
с
учетом
требований
Устава
строевой
казачьей
службы и международных правил верховой езды и конного спорта.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены традиции российского
казачества, исторические особенности российского коневодства и конного спорта.
Программа расширена за счет теоретических занятий, дающих общее представление
об
истории
лошади,
ее
физиологических
особенностях,
основах
ухода
за
ней,
истории развития видов конного спорта, основах коневодства, выведения пород и
т.д.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время остро
стоит проблема оздоровления российского общества, а также привлечения молодежи
к числу людей, занимающихся спортом и ведущих здоровый образ жизни. К числу
наиболее
актуальных
проблем
также
относится
воспитание
морально-волевых
качеств и патриотических чувств у современных молодых людей. Верховая езда
признанно способствует развитию выносливости, трудоспособности, смелости и
2
уверенности в себе.
Также она способствует эстетическому восприятию мира,
правильному экологическому воспитанию.
Педагогическая целесообразность программы заключается в правильном
сочетании практических и теоретических занятий, в вовлечении воспитанников в
процесс
ухода
за
лошадью,
в
результате
чего
у
них
появляется
мотивация
к
углублению познаний в области биологии, коневодства, основ ветеринарии и других
наук. В процессе обучения воспитанники начинают осознавать свою общность с
природой, у них формируется бережное и ответственное отношение к природе.
При групповых занятиях программа позволяет применять индивидуальные
методы
и
дифференцированный
подход
к
обучению
воспитанников.
В
уровне
обучения также осуществляется дифференцированный подход. Цель-минимум при
обучении воспитанника: общее оздоровление, получение положительных эмоций,
повышение самооценки и т.д. Цель-максимум: достижение высоких спортивных
результатов, продолжение спортивной карьеры.
Цели программы:
1. Обучить основам верховой езды и конного спорта.
2. Сформировать умения и навыки управления лошадью и ухода за ней:
кормления, уборки, чистки, седловки и т.д.
3. Воспитать бережное и не потребительское отношение к природе и самому
красивому животному на земле – лошади.
Задачи:
1.Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом.
2.Улучшение состояния здоровья и физического развития воспитанников,
укрепление всех групп мышц, улучшение осанки, развитие выносливости.
3.Воспитание физических, морально- этических и волевых качеств.
4.Освоение техники избранного вида спорта.
5.Приобретение знаний, умений и навыков в общении с лошадьми.
.
Отличительные особенности данной образовательной программы в том, что
усвоение и закрепление теоретических знаний происходит в процессе применения
их в практических занятиях.
Все образовательные блоки предусматривают не только
усвоение
теоретических
знаний,
но
и
формирование
деятельно-практического
опыта. Усвоение программы имеет спиральную последовательность.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное
повторение
пройденных
тем,
обращение
к
которым
диктует
практика.
Такие
методические приемы, как «забегание
вперед», «возвращение к пройденному»,
придают
объемность
«линейному»,
последовательному
освоению
материала
в
данной программе.
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать
каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму
логику их следования. Поэтому важным методом обучения основам верховой езды
является разъяснение ребенку последовательности действий и операций.
3
Возраст
детей,
участвующих
в
реализации
данной
образовательной
программы: от
11
до
17
лет.
Дети
данной
возрастной
группы
обладают
достаточными физическими возможностями, умственным развитием. Учитывается
также при реализации программы повышенная любознательность подростков этого
возраста, их склонность к занятиям, связанным с риском.
Срок реализации образовательной программы – два года, которые являются
определенным этапом в обучении. При этом продолжительность этапов является
ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами.
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с верховой
ездой,
второй —
на
базовую
подготовку
детей
и
посвящен
подготовке
к
соревнованиям и достижению спортивных результатов. Если учащийся усваивает
программу
гораздо
быстрее
остальных,
для
него
составляется
индивидуальный
образовательный маршрут, и программа ИГЗ, которая реализуется в выходные и
каникулярные дни.
Формы занятий:
Программа
предусматривает
следующие
группы
форм
организации
обучения:
•
по
количеству
детей,
участвующих
в
занятии, —
коллективная,
фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими
задачами, групповая, индивидуальная;
•
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей —
лекция,
семинар,
практикум,
экскурсия,
беседа,
отчетные
соревнования
и
показательные выступления;
•
по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний,
закрепление умений и навыков, практическое занятие, занятие по систематизации и
обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные
формы занятий.
Занятия по данной программе состоят из организационной, теоретической и
практической частей, причем большее количество времени занимает практическая
часть. Форму занятий можно определить как самостоятельную, но под строгим
контролем
тренера-
преподавателя, деятельность детей.
Организационная часть
должна
обеспечить
наличие
всех
необходимых
для
работы
материалов
и
иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально
компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Режим занятий обусловлен техническими возможностями КСК, с которым
кадетский
корпус
заключил
договор,
а
также
транспортными
возможностями
кадетского корпуса. Занятия первого года обучения проводятся два раза в неделю
(практическое
+
теоретическое),
продолжительность
одного
практического
занятия(выезд
в
КСК)
–
4
часа.Это
время
включает
в
себя
теоретическую
подготовку, уборку конюшни, уход за лошадьми до и после тренировки и саму
тренировку верхом.
Учебная группа набирается по числу верховых лошадей и
составляет не более 10 всадников. Продолжительность теоретического занятия – 2
часа(лекция, беседа, видеоурок, физподготовка на улице, спортзал).
4
Занятия второго года обучения проводятся 3 раза в неделю, 2 практических
занятия по 4 часа (выезд в КСК), одно теоретическое + ОФП (на территории
корпуса) – 2 часа.
.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Ученик будет знать:
1.
Историю и теорию коневодства и конного спорта в России и за рубежом
2.
Основные правила устава казачьей строевой службы.
3.
Режим работы и отдыха лошадей, нормы кормления, правила ухода.
4. Правила техники безопасности при уходе за лошадью и в процессе езды
на ней.
Ученик будет уметь:
1.
Седлать лошадь, выводить из конюшни, слезать и садиться.
2.
Работать лошадь в руках, на корде и верхом.
3.
Ездить
на
лошади
шагом,
рысью
и
галопом,
прибавленными
и
сокращенными аллюрами.
4.
Управлять
лошадью
при
помощи
голоса,
повода,
шенкеля,
корпуса
всадника.
5.
Преодолевать кавалетти, клавиши, отдельные барьеры и связки.
6.
Выполнять на различных аллюрах основные элементы верховой езды
(остановки, вольты, переходы, перемены направления)
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
1.
Оказывать первую помощь человеку и лошади.
2.
Надевать
оголовье
различных
видов
и
седлать
лошадь
различными
видами седел.
3.
Принимать быстрые решения в любой нестандартной ситуации.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
1.
Консультировать
и
помогать
практически
товарищам,
не
так
быстро
усваивающим программу.
2.
Оценивать состояние лошади и определять оптимальную нагрузку для
нее.
3.
Бережно
относиться
к
лошади
при
уходе
и
езде
для
сохранения
ее
здоровья.
Формы подведения итогов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
может
быть
в
форме смотров,
отчетно-показательных
занятий,
проведения
местных
соревнований.
Быстро
прогрессирующие
спортсмены
могут
принять
участие в городских и областных соревнованиях по конкуру и вольтижировке.
5
УЧЕБНО
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№
п/
п
Наименование раздела, тема
Количество часов
Формы
контроля
Все-
го
Тео-
рия
Прак-
тика
Раздел 1.Правила техники безопасности
при общении с лошадью и езде на ней
6
2
4
1.
Вводный инструктаж. Техника безопасности
в конюшне, деннике, при чистке и
седловке. Как подойти к лошади.
Первичный инструктаж. Экипировка
всадника. Техника безопасности в манеже
на занятиях верховой езды.
6
2
4
зачет
Раздел 2.Верховая лошадь
6
2
4
2.
Общие сведения и понятия, части тела
лошадей. Породы лошадей. Масти
лошадей . Промеры и отметины
6
2
4
Тест, по-
вторение
на практи-
ческом
занятии
Раздел 3.Амуниция
6
2
4
3.
Средства для ухода за лошадью. Уход за
амуницией .Оголовье, его виды и части.
Седло, части седла, виды седел
6
2
4
Педагогиче
ское на-
блюдение
Раздел 4.Подготовка лошади к работе
6
2
4
4.
Осмотр и чистка лошади. Надевание
оголовья. Крючкование копыт. Седловка
лошади и вывод ее из конюшни
6
2
4
Взаимоза-
чет
Раздел 5.Манеж и рабочее поле
6
2
4
5.
Манеж и рабочее поле. Размеры, разметка,
подстилка. Ввод лошади в манеж,
поведение в манеже
6
2
4
опрос
Раздел 6.Верховая езда
12
4
8
6
№
п/
п
Наименование раздела, тема
Количество часов
Формы
контроля
Все-
го
Тео-
рия
Прак-
тика
6.
Посадка на лошадь и спуск с лошади.
Равновесие и работа корпуса
6
2
4
зачет
7.
Езда шагом. Дистанция между лошадьми
при движении
6
2
4
Визуаль-
ный
контроль
Раздел 7.Средства управления лошадью
6
2
4
8.
Основные средства управления лошадью
(работа повода, работа шенкеля). Работа
корпуса, голосовые команды, поощрение
лошади. Вспомогательные средства
управления (хлыст, мартингал, шпоры,
восьмерки и др.)
6
2
4
опрос
Раздел 8.Аллюры лошади
6
2
4
9
Движение шагом .Движение рысью: виды
рыси. Движение галопом.
6
2
4
зачет
Раздел 9.Содержание лошадей
6
2
4
10
.
Устройство конюшни: денники, стойла,
проходы, развязки. Кормушки и поилки,
виды кормов. Рацион и режим кормления
лошадей. Условия хранения зерна, сена,
устройство левад. Виды подстилки, уборка
денников.
6
2
4
Тестирова-
ние
Раздел 10.Манежная езда
12
4
8
11
Элементы манежной езды. Остановки,
одержки, полуодержки, принимание.
Вольты, полувольты, перемены
направления, серпантин
6
2
4
зачет
12
Переходы шаг-рысь, рысь-галоп. Езда
врозь, езда в группе, разворачивание
строем
6
2
4
зачет
Раздел 11.Виды конного спорта
6
6
-
13
Конкур, троеборье. Вольтижировка,
джигитовка. Выездка (высшая школа
верховой езды). Бега и скачки –
коммерческие виды конного спорта
6
6
-
опрос
Раздел 12.Вольтижировка
6
2
4
7
№
п/
п
Наименование раздела, тема
Количество часов
Формы
контроля
Все-
го
Тео-
рия
Прак-
тика
14
Сед на лошадь и соскок с нее. Уголок,
стойка на седле. Ножницы, ласточка
6
2
4
Клубные
соревнова
ния
Раздел 13.Учебная езда
12
4
8
15
Команда «Садись», Команда «повод по
учебному». Команда «манежным галопом
– марш»
6
2
4
зачет
16
Команда «ездой направо, налево марш»,
Команда «дистанция – два корпуса
лошади». Команда «подобрать лошадей»,
«брось стремя, взять стремя
6
2
4
зачет
Раздел 14. Джигитовка
6
2
4
17
Элементы джигитовки. Стойка на
стремени, соскок через шею лошади, лежа
поперек седла. Джигитовка на шагу и
рыси.
6
2
4
Клубные
соревнова
ния
ИТОГО
102
38
64
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. (6ч)
Тема 1:
Теоретические занятия:
Техника безопасности при общении с лошадью.
Инструктаж
по
безопасности
пожарной,
электрической.
Техника
безопасности в конюшне, деннике, при чистке и седловке. Как подойти к лошади.
Инструктаж по безопасному поведению в конюшне. ОФП на улице.
Практические
занятия:
Инструктаж
по
безопасности
пожарной,
электрической. Техника безопасности в конюшне, деннике, при чистке и седловке.
Как подойти к лошади.
Тема 2:
Теоретические занятия:
Инструктаж по безопасности при уборке денника и уходе за лошадью.
Инструктаж по технике безопасности при выводе лошади из конюшни,
посадке на нее, слезанию с лошади. Безопасность при работе на учебном поле, в
смене.
Практические занятия:
8
Чистка и седловка лошади, уборка денника, вывод лошади из конюшни,
посадка на нее, работа в смене.
1.
Литература: Боярский П.В. Седлайте коней. – М.: АСТ. – 1983. - 250с.
Хоффман К. Школа верховой езды для начинающих. – М.: Аквариум. – 2003.
- 175 с.
1.
П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
Раздел 2. (6 ч)
Тема 3. Общие сведения о верховой лошади.
Лекции:
1. Масти лошадей. Беседа с использованием наглядных пособий, литературы,
интерактивной доски. 2 часа
2. Породы лошадей. Беседа с использованием метода сравнительного анализа
параметров лошадей разных пород. 2 часа
3. Части тела лошадей. Зарисовывание схемы скелета лошади и частей тела
лошади. 2 часа
Практические занятия:
1. Сравнительный анализ мастей лошадей.
2. Сравнительный анализ пород лошадей.
3.Постоянное повторение частей тела лошади.
Литература:
2.
Боярский П.В. Седлайте коней. – М.: АСТ. – 1983. - 250с.
Хоффман К. Школа верховой езды для начинающих. – М.: Аквариум. – 2003.
- 175 с.
2.
П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
Раздел 3. (6 ч)
Тема 4.Амуниция.
Теоретические занятия:
1. Оголовье, его виды и части. Надевание оголовья.
2. Седло, виды седел, части седел, потники, вальтрапы. Подбор седел под
форму спины лошади. Уход за седлами и др. амуницией.
3. Средства ухода за лошадью.
4. Амуниция упряжной лошади.
5. Амуничник. Хранение амуниции.
Практические занятия:
1. Разбор и надевание уздечки, мартингала, восьмерки, капсюля и т.д.
2.
Надевание
на
лошадь
седла
спортивного,
конкурного,
казачьего,
джигитовочного, бабочки и др.
3. Чистка лошади перед седловкой.
Литература:
1. П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
Раздел 4(6 ч)
Тема 5. Подготовка лошади к работе
Теоретические занятия:
1. Осмотр и чиска лошади, крючкование копыт, ОФП
9
2. Надевание оголовья, снятие оголовья. Седловка, расседлывание.
Практические занятия:
1. Осмотр и чиска лошади, крючкование копыт.
2.Надевание оголовья, снятие оголовья.
3.Седловка, расседлывание.
4. Верховая езда
Литература:
1. П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
2. Э. Эйзе « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,200с.
Раздел 5(6 ч)
Тема 6. Манеж и рабочее поле
Теоретические занятия:
1. Манеж, его устройство, размеры, поведение в манеже.
2. Рабочее поле, устройство, размеры, ограждение, поведение всадника на
рабочем поле.
Практические занятия:
1. Работа всадников в манеже, на поле.
2. Верховая езда на корде
3. Верховая езда в смене
4. Верховая езда
Литература:
1. П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
2. Э. Эйзе « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,200с.
Раздел 6. (12ч)
Тема 7, 8. Верховая езда.
Теоретические занятия:
1. Правила посадки на лошадь и спуска с нее. Работа рук, ног и корпуса при
посадке на лошадь.
2. Езда шагом, шаг свободный, прибавленный, сокращенный, испанский и др.
3.Дистанция между лошадьми в один, два, три корпуса лошади.
Практические занятия:
1. Способы посадки на лошадь в спортивное и казачье седло.
2. Соблюдение дистанции на разных аллюрах. Дистанция в манеже и в поле.
Литература:
2.
1.П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
3.
Э. Эйзе « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,200с.
Раздел 7 (6 ч)
Тема 9,10. Средства управления лошадью.
Теоретические занятия:
1.Основные
средства
управления
лошадью:
повод
для
одержек
и
полуодержек. Шенкель- главное средство управления лошадью при посылах,
переходах на другой аллюр, корпус всадника как средство равновесия. Строгие
средства управления для трудных в работе лошадей.
2. Применение средств управления в различных элементах верховой езды.
10
3. Работа голоса, хлыста, ОФП.
Практические занятия:
1.Применение средств управления в различных элементах верховой езды.
2. Работа голоса, хлыста.
3. Применение основных средств управления.
4. Применение вспомогательных средств управления.
Литература:
a.
П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
Раздел 8 (6 ч)
Тема 11. Аллюры лошадей.(6 ч)
Теоретические занятия:
1. Аллюры естественные и искусственные, переходы из одних аллюров в
другие.
Практические занятия
Отработка езды разными аллюрами и переходов из одного аллюра в другой.
С.М. Литература:
1. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.
2. Т.К. Ливанова « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»,255с
Раздел 9.
Тема 12. Содержание лошадей.(6ч)
Теоретические занятия:
1. Устройство денников, стойл, их размеры, пол, стены, подстилка, высота
помещения, вентиляция.
2.Режимы и нормы кормления, качество кормов, их хранение, их сочетание
между собой, кормовые добавки.
Практические занятия:
1. Выполнение всех видов работ по уходу за лошадьми под руководством
тренера.
2.Чистка, купание, сушка лошадей.
3.Верховая езда.
4.Вольтижировка
Литература:
1. В. Крессе «Лошади. Содержание, уход и лечение.,Москва, «АСТ»,256с.
Раздел 10 (6ч)
Тема 13,14. Манежная езда(6ч).
Теоретические занятия:
1. ОФП
2. Переходы в более медленные и более быстрые аллюры. Просмотр учебного
фильма.ОФП
3.Вольты,
полувольты,
перемены
направления,
перестроения,
парная
и
групповая езда. ОФП
4.Езда врозь, езда в паре, езда в группе, езда в строю.ОФП.
Практические занятия:
11
1. Обучение навыкам манежной езды в процессе каждой тренировки.
2. Остановки, одержки, полуодержки.
3. Переходы в более медленные и более быстрые аллюры.
4. 3.Вольты,
полувольты,
перемены
направления,
перестроения,
парная
и
групповая езда.
Литература:
1. С.М. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.
Раздел 11 (6 ч).
Тема 15. Виды конного спорта(6ч).
Теоретические занятия с использованием обучающих и художественных
фильмов: Выездка, конкур, вольтижировка, джигитовка, владение оружием, бега,
скачки, пробеги, стиплчез, троеборье и др.
Литература:
1. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.
2. Т.К. Ливанова « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»,255с
Раздел 12 (12 ч).
Тема 16. Вольтижировка – гимнастика на лошади.
Теоретические
занятия:
и с т о р и я
в о л ьт и ж и р о в к и ,
э л е м е н т ы
вольтижировки. , ласточка, ножницы, уголок, соскок и заскок, стойка на седле, леж
поперек и др.
Практические занятия:
1. Отработка элементов: сед на лошадь , ласточка, ножницы, уголок, соскок и
заскок, стойка на седле, леж поперек и др.
Литература:
1.
Хоффман « Школа верховой езды для начинающих» 2003 г., «Аквариум»,
175 с.
Раздел 13 (6ч).
Тема 17,18. Команды учебной езды.
Теоретическое занятие.
1. Команды казачьей строевой езды: «повод по-учебному», «ездой налево,
направо, марш»
2. «Перемена направления по диагонали, через середину, марш», «подобрать
лошадей», «брось стремя, взять стремя», «учебной рысью, галопом, марш»
Практические занятия: на каждой тренировке отработка команд.
Литература:
1. Устав казачьей строевой службы.
Тема 19. Основы вольной казачьей джигитовки.
Теоретические занятия:
1.
История казачьей джигитовки.
2.
Джигитовка в разных странах мира.
Практические занятия:
1.
Отработка элементов джигитовки: ласточка, стойка на стремени,
12
2.
Казачий вис, казачий обрыв,
3.
Соскок-заскок, перескок через коня.
4.
Элементы джигитовки на рыси
ЛИТЕРАТУРА:
Правила соревнований по конно-спортивной джигитовке.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:
1.
Учебные и художественные фильмы о лошадях.
2.
Периодические
издания
«Конный
мир»,
«Золотой
мустанг»,
«Коневодство и конный спорт».,
3.
Методическая и художественная литература о лошадях и конном спорте.
4.
спортивные тренажеры: конь, козел, спортгородок, тренажерный зал.
5.
Спортивные лошади
6.
Амуниция
для
практических
занятий:
седла
спортивные
универсальные, седло вольтижировочное и патрульного офицера, седла
казачьи
джигитовочные,
оголовья
спортивные,
рабочие,
шпрунты,
мартингалы,
вальтрапы,
потники,
хлысты
конкурные
и
выездковые,
инвентарь
ковочный,
недоуздки,
попоны,
чумбуры,
бинты,
ногавки,
щетки, скребки, крючки копытные и др.
7.
Спортивное
оружие: деревянные
и
стальные
шашки,
пики,
пневмотические
пистолеты,
наборы
ножей
и
экраны
для
метания,
стойки с муляжами и др.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Алтухов,
П.
Г.
Лошадь
/
П.Г.
Алтухов.
-
М.:
Издательство
П.
П.
Сойкина, 1985. - 146 c.
2.
Атлас-справочник конника. - М.: Эквирос, 2012. - 873 c.
3.
Боярский П.В. «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
4.
Крессе В. «Лошади. Содержание, уход и лечение.,Москва, «АСТ»,-256с.
5.
Волынский С.М. «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,-274с.
6.
Диллон Д.М. «Техника и стиль прыжка» 2004г.,»Аквариум»,-158с.
7.
12. Керн, Ю. Я учусь ездить верхом / Ю. Керн. - М.: Аквариум, 2013.
- 301 c.
8.
13. Кид, Джейн Выездка глазами судьи / Джейн Кид. - М.: Аквариум-
Принт, 2013. - 687 c
9.
Ливанова Т.К. « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»-,255с.
10.
Мьюир,
Сара
Верховая
езда.
Иллюстрированное
практическое
руководство / Сара Мьюир , Дэбби Слай. - М.: АСТ, Астрель, Аванта+,
2010. - 256 c.
11.
Руководство
верховой
езды
для
юнкеров
Константиновского
артиллерийского
училища.
-
М.:
Товарищество
Р.
Голике
и
А.
Вильборг, 1987. - 626 c.
13
12.Скрипник
Игорь,
Справочник
по
уходу,
кормлению,
содержанию,
выездке / Скрипник Игорь. - М.: АСТ, 2015. - 715 c.
13.Устав казачьей строевой службы.
14.Уоллес, Дж. Обучение детей верховой езде. Практическое руководство /
Дж. Уоллес. - М.: Аквариум, 2014. - 237 c.
15.
Хоффман К. « Школа верховой езды для начинающих» 2003 г.,
«Аквариум», 175 с.
16. Хаген, Анне-Катрин Работа на кавалетти и клавишах. Руководство для
первых прыжков / Анне-Катрин Хаген. - М.: АВАКС, 2014. - 441 c.
17. Штейерт, Л. Как ухаживать за лошадью. В диалогах и рассуждениях / Л.
Штейерт. - М.: Либроком, 2012.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Формы
контроля
Всего
часов
Тео-
рия
Прак-
тика
Раздел 1. Правила техники безопасности
при общении с лошадью и езде на ней
10
6
4
зачет
1.
Вводный инструктаж. Техника
безопасности в конюшне, деннике, при
чистке и седловке
4
2
2
зачет
2.
Первичный инструктаж. Техника
безопасности в манеже на занятиях
верховой езды
2
2
-
зачет
3.
Электро и пожарная безопасность.
4
2
2
Раздел 2.Амуниция
20
4
16
4.
Средства для ухода за лошадью.
Экипировка всадника. Уход за
амуницией.
10
2
8
тестирование
5.
Оголовье, его виды и части. Седло, части
седла, виды седел
10
2
8
тестирование
Раздел 3. Подготовка лошади к работе
10
2
8
6.
Осмотр и чистка лошади, крючкование
копыт. Надевание оголовья. Седловка
лошади и вывод ее из конюшни
10
2
8
взаимозачет
Раздел 4. Верховая езда
40
8
32
Контроль-
ное занятие
14
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Формы
контроля
Всего
часов
Тео-
рия
Прак-
тика
7.
Посадка на лошадь и спуск с лошади
10
2
8
8.
Равновесие и работа корпуса
10
2
8
9.
Езда шагом
10
2
8
10.
Дистанция между лошадьми при
движении
10
2
8
Раздел 5. Средства управления лошадью
20
4
16
11.
Основные средства управления лошадью
(работа повода, работа шенкеля)
10
2
8
опрос
12.
Работа корпуса, голосовые команды,
поощрение лошади
6
2
4
13.
Вспомогательные средства управления
(хлыст, мартингал, шпоры, восьмерки и
др.)
4
-
4
Раздел 6. Аллюры лошади
30
6
24
зачет
14.
Движение шагом
10
2
8
15.
Движение рысью: виды рыси
10
2
8
16.
Движение галопом.
10
2
8
Раздел 7. Кавалетти
20
4
16
Контроль-
ное занятие
17.
Назначение кавалетти
6
2
4
18.
Виды кавалетти
4
-
4
зачет
19.
Прохождение кавалетти на шагу, рыси,
галопе
6
2
4
20.
Клавиши
4
-
4
Раздел 8. Манежная езда
30
6
24
зачет
21.
Элементы манежной езды. Переходы
шаг-рысь, рысь-галоп
10
2
8
22.
Остановки, одержки, полуодержки,
принимание
10
2
8
23.
Вольты, полувольты, перемены
направления, серпантин
10
2
8
Раздел 9. Вольтижировка
30
6
24
клубные
24.
Сед на лошадь и соскок с нее
8
2
8
соревнова-
ния
15
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Формы
контроля
Всего
часов
Тео-
рия
Прак-
тика
25.
Ножницы, ласточка
8
2
8
26.
Уголок, стойка на седле
8
2
8
Раздел 10. Учебная езда
20
4
16
27.
Команда «Садись» Команда «повод по
учебному» Команда «манежным галопом
– марш»
10
2
8
Педагогичес-
кое
наблюдение
28.
Команда «ездой направо, налево марш»
Команда «дистанция – два корпуса
лошади»
10
2
8
Раздел 11. Прыжки
30
6
24
Клубные
соревнова-
ния
29.
Заход на препятствие. Преодоление
препятствия на рыси.
10
2
8
30.
Преодоление препятствия на галопе.
Посадка в прыжке. Толчок и
приземление.
10
2
8
31.
Виды барьеров. Системы, проезды и
связки.
10
2
8
Раздел 12. Основы вольной казачьей
джигитовки
20
4
16
зачет
32.
Седловка лошади казачьим седлом.
Посадка в казачье седло. Средства
управления лошадью при джигитовке
10
2
8
33.
Прямое и обратное волочение. Ласточка
на шагу, рыси, галопе. Соскок и заскок на
шагу, рыси, галопе. Стойка на стремени.
Лежа поперек седла
10
2
8
Показатель-
ные
выступления
Раздел 13. Владение оружием.
30
6
24
Контроль-
ное занятие
34.
Пика и ее назначение в бою.
Фланкировка шашкой, пикой
10
2
8
прохождение
круга
35.
Боевая казачья шашка, виды шашек, их
технические характеристики. Рубка
лозы, бутылок
10
2
8
36.
Стрельба из пистолета по мишеням.
Владение оружием при езде верхом.
10
2
8
16
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Формы
контроля
Всего
часов
Тео-
рия
Прак-
тика
Раздел 14. Подготовка и проведение
отчетных мероприятий
40
8
32
Соревнова-
ния
37.
Подготовка к соревнованиям и
показательным выстплениям
10
2
6
38.
Соревнования по конкуру
10
2
8
39.
Соревнования по вольтижировке
10
2
8
40.
Соревнования по джигитовке и
владению оружием
10
2
8
ИТОГО
350
82
268
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1(тема 1,2,3): Техника безопасности при общении с лошадью.
Теоретические
занятия:
1.
Инструктажи
по
безопасности
пожарной,
электрической. ОФП
2.Инструктаж по безопасному поведению в конюшне.
3. Инструктаж по безопасности при уборке денника и уходе за лошадью.
4. Инструктаж по технике безопасности при выводе лошади из конюшни,
посадке на нее, слезанию с лошади. ОФП
5. Безопасность при работе на учебном поле, в смене.
Практические занятия: Чистка и седловка лошади, уборка денника, вывод
лошади из конюшни, посадка на нее, работа в смене.
Литература:
1.
П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
Раздел 2(тема 4,5). Амуниция.
Теоретические занятия:
1. Оголовье, его виды и части. Надевание оголовья.
2. Седло, виды седел, части седел, потники, вальтрапы. Подбор седел под
форму спины лошади. Уход за седлами и др. амуницией.
3. Средства ухода за лошадью.
4. Амуниция упряжной лошади.
5. Амуничник. Хранение амуниции.
Практические занятия:
1. Разбор и надевание уздечки, мартингала, восьмерки, капсюля и т.д.
2.
Надевание
на
лошадь
седла
спортивного,
конкурного,
казачьего,
джигитовочного, бабочки и др.
17
3. Чистка лошади перед седловкой.
Литература:
4. П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
Раздел 3 (тема 6). Подготовка лошади к работе.
Теоретические занятия:
-
Осмотр и чиска лошади, крючкование копыт.
-
Надевание оголовья, снятие оголовья.
-
Седловка, расседлывание.
Практические занятия:
-
Осмотр и чиска лошади, крючкование копыт.
-
2.Надевание оголовья, снятие оголовья.
-
3.Седловка, расседлывание.
Литература:
3.
П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
4.
Э. Эйзе « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,200с.
Раздел 4(тема 7,8,9,10). Верховая езда.
Теоретические занятия:
1.Правила посадки на лошадь и спуска с нее. Работа рук, ног и корпуса при
посадке на лошадь.
2. Езда шагом, шаг свободный, прибавленный, сокращенный, испанский и др.
3.Дистанция между лошадьми в один, два, три корпуса лошади.
Практические занятия:
1. Способы посадки на лошадь в спортивное и казачье седло.
2. Соблюдение дистанции на разных аллюрах. Дистанция в манеже и в поле.
Литература:
4.
П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,-250с.
5.
Э. Эйзе « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,200с.
Раздел 5(темы 11,12,13). Средства управления лошадью.
Теоретические занятия:
1. Основные средства управления лошадью: повод для одержек и полуодержек. Шенкель-
главное средство управления лошадью при посылах, переходах на другой аллюр, корпус всадника
как средство равновесия. Строгие средства управления для трудных лошадей
Практические занятия:
5. Применение средств управления в различных элементах верховой езды. 2.
Работа голоса, хлыста.
Литература:
П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
Раздел 6(14,15,16). Аллюры лошадей.
Теоретические занятия:
18
1. Аллюры естественные и искусственные, переходы из одних аллюров в
другие.
Практические занятия:
Отработка езды разными аллюрами и переходов из одного аллюра в другой.
С.М. Литература:
3. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.
4. Т.К. Ливанова « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»,255с
Раздел 7( темы 17,18,19,20). Кавалетти.
Теоретические занятия:
1.
Кавалетти
как
средство
развития
у
лошади
внимания,
концентрации,
гибкости, взаимодействия со всадником, смелости.
Практические занятия:
Установка кавалетти : низких, высоких, прямых, в повороте, разношироких и
др. Прохождения кавалетти на шагу, рыси, галопе.
Литература:
Д.М. Диллон «Техника и стиль прыжка» 2004г.,»Аквариум»,158с.
Раздел 8(темы 21,22,23). Манежная езда.
Теоретические занятия:
1. Остановки, одержки, полуодержки.
2. Переходы в более медленные и более быстрые аллюры. Просмотр учебного
фильма.
3.Вольты,
полувольты,
перемены
направления,
перестроения,
парная
и
групповая езда.
4.Езда врозь, езда в паре, езда в группе, езда в строю.
Практические занятия:
5. Обучение навыкам манежной езды в процессе каждой тренировки.
Литература:
2. С.М. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.
Раздел 9(24,25,26). Виды конного спорта.
Теоретические занятия с использованием обучающих и художественных
фильмов: Выездка, конкур, вольтижировка, джигитовка, владение оружием, бега,
скачки, пробеги, стиплчез, троеборье и др.
Литература:
3. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.
4. Т.К. Ливанова « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»,255с
Раздел 10(тема 27,28). Учебная езда.
Теоретическое занятие:
1.
Команда «Садись» Команда «повод по учебному» Команда «манежным
галопом – марш»
2.
Команда «ездой направо, налево марш» Команда «дистанция – два корпуса
лошади»
Практические занятия:
19
-
Команда «ездой направо, налево марш» Команда «дистанция – два корпуса
лошади»
-
Команда «Садись» Команда «повод по учебному» Команда «манежным
галопом – марш»
Литература:
2.
Хоффман « Школа верховой езды для начинающих» 2003 г., «Аквариум»,
175 с.
Раздел 11(тема 29,30,31).
Прыжки через препятствия.
Теоретические занятия:
1. Виды препятствий: высотные, широтные, высотно-широтные. Препятствия
в троеборье.
2. Системы препятствий, их высота, расстояние между барьерами, заход на
препятствие, преодоление препятствий.
Практические занятия:
1. Прыжки через одиночные препятствия высотой 50-70см.
2. Заходы на препятствия с правой и левой ноги.
3. Преодоление связок и маршрутов.
:
1. Д.М. Диллон «Техника и стиль прыжка» 2004г.,»Аквариум»,158с.
Раздел 12. Основы вольной казачьей джигитовки.
Теоретические занятия:
1. История казачьей джигитовки. Джигитовка в разных странах мира.
2. Элементы джигитовки.
Практические занятия:
Отработка элементов джигитовки: ласточка, стойка на стремени, казачий вис,
казачий обрыв, соскок-заскок, перескок через коня.
Раздел 13. Владение оружием.
Теоретические занятия:
1.Шашки, виды шашек, назначение шашки в бою, заточка и уход за шашкой.
2. Пика, боевые приемы с пикой.
3. Пневмотический пистолет.
Практические занятия:
Отработка элементов владения оружием стоя на земле, с коня на шагу, на
рыси, на галопе.
Литература:
-
Правила соревнований по конно-спотивной джигитовке Редакция 2017 года.
-
Правила соревнований по дистанционным конным пробегам
Раздел 14. Подготовка и проведение отчетных мероприятий .
Теоретические занятия:
Изучение
правил
соревнований
по
конкуру,
спортивной
джигитовке,
пробегам.
Практические занятия:
20
-
Погрузка лошадей в коневоз
-
Сборка амуниции
-
Подача заявок на мандатную комиссию
-
Постой лошадей в летних стойлах на коновязи
-
Надевание попоны
Самые
успешные
спортсмены
принимают
участие
в
соревнованиях
и
показательных выступлениях.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:
1.
Учебные и художественные фильмы о лошадях.
2.
Периодические издания «Конный мир», «Золотой мустанг», «Коневодство
и конный спорт».,
3.
Методическая и художественная литература о лошадях и конном спорте.
4.
Спортивные тренажеры: конь, козел, спортгородок, тренажерный зал.
5.
Спортивные лошади и лошади учебной группы.
6.
Амуниция для практических занятий: седла спортивные универсальные,
седло вольтижировочное и патрульного офицера, седла казачьи джигитовочные,
оголовья спортивные, рабочие, шпрунты, мартингалы, вальтрапы, потники, хлысты
конкурные и выездковые, инвентарь ковочный, недоуздки, попоны, чумбуры, бинты,
ногавки, щетки, скребки, крючки копытные и др.
7.
Площадка для занятий 60х40 м, мягкое покрытие – 10 см, ограждение.
ЛИТЕРАТУРА
1.
1.Алтухов, П. Г. Лошадь / П.Г. Алтухов. - М.: Издательство П. П.
Сойкина, 1985. - 146 c.
2.
Атлас-справочник конника. - М.: Эквирос, 2012. - 873 c.
3.
Боярский П.В. «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.
4.
Крессе В., «Лошади. Содержание, уход и лечение.,Москва, «АСТ»,-256с.
5.
Волынский С.М., «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,-274с.
6.
Диллон Д.М., «Техника и стиль прыжка» 2004г.,»Аквариум»,-158с.
7.
Керн, Ю., Я учусь ездить верхом / Ю. Керн. - М.: Аквариум, 2013.
- 301 c.
8.
Кид, Джейн., Выездка глазами судьи / Джейн Кид. - М.: Аквариум-
Принт, 2013. - 687 c
9.
Ливанова Т.К. « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»-,255с.
10.Мьюир,
Сара
Верховая
езда.
Иллюстрированное
практическое
руководство / Сара Мьюир , Дэбби Слай. - М.: АСТ, Астрель, Аванта+,
2010. - 256 c.
11.Руководство
верховой
езды
для
юнкеров
Константиновского
артиллерийского
училища.
-
М.:
Товарищество
Р.
Голике
и
А.
Вильборг, 1987. - 626 c.
12.Скрипник
Игорь,
Справочник
по
уходу,
кормлению,
содержанию,
выездке / Скрипник Игорь. - М.: АСТ, 2015. - 715 c.
21
13.Устав казачьей строевой службы.
14.Уоллес, Дж. Обучение детей верховой езде. Практическое руководство /
Дж. Уоллес. - М.: Аквариум, 2014. - 237 c.
15.Хоффман
К. «
Школа
верховой
езды
для
начинающих»
2003
г.,
«Аквариум», 175 с.
16.Хаген, Анне-Катрин, Работа на кавалетти и клавишах. Руководство для
первых прыжков / Анне-Катрин Хаген. - М.: АВАКС, 2014. - 441 c.
17.Штейерт, Л. Как ухаживать за лошадью. В диалогах и рассуждениях / Л.
Штейерт. - М.: Либроком, 2012.
18.Эзе Э., « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,-200с.
19.Периодические
издания: «Конный
мир» ,
«Золотой
мустанг»,
«Коневодство и конный спорт».
22