Напоминание

Верховая езда и основы конного спорта


Автор: Егорова Елена Владимировна
Должность: тренер - преподаватель
Учебное заведение: ГКОУ казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: учебная программа ДО
Тема: Верховая езда и основы конного спорта
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комитет по делам казачества Администрации Волгоградской области

Государственное образовательное учреждение лицей-интернат

«Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени

Героя Советского Союза К.И. Недорубова»

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Г О У

« В о л г о г р а д с к и й

кадетский (казачий) корпус»

Протокол № _____________

от «__» ____________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Д и р е к т о р

Г О У

«Волгоградский

кадет ский

(казачий) корпус»

Приказ № _______________

от «__» ____________20__г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВЫ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ И КОННОГО СПОРТА

для учащихся 5-11 классов

Автор

Егорова Елена Владимировна

ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Волгоград, 2018

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее

сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть

здоровым и дружить со спортом.

А.А.Леонов

Пояснительная записка раскрывает:

-

направленность дополнительной образовательной программы;

-

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

-

цель и задачи дополнительной образовательной программы;

-

отличительные

особенности

данной

дополнительной

образовательной

программы от уже существующих образовательных программ;

-

возраст

детей,

участвующих

в

реализации

данной

дополнительной

образовательной программы;

-

сроки

ре ализации

дополнительной

образовательной

п р о г р а м м ы

(продолжительность образовательного процесса, этапы);

-

формы и режим занятий;

-

ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

-

формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной

программы (выставки, фестивали, соревнования всех уровней, показательные

выступления, семинары, мастер-классы и т. д.).

Направленность программы «Обучение основам верховой езды и конного

спорта» по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному

предназначению – учебно-познавательной, по форме организации - групповой; по

времени организации – двухгодичной.

Программа

разработана

с

учетом

требований

Устава

строевой

казачьей

службы и международных правил верховой езды и конного спорта.

Новизна программы состоит в том, что в ней учтены традиции российского

казачества, исторические особенности российского коневодства и конного спорта.

Программа расширена за счет теоретических занятий, дающих общее представление

об

истории

лошади,

ее

физиологических

особенностях,

основах

ухода

за

ней,

истории развития видов конного спорта, основах коневодства, выведения пород и

т.д.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время остро

стоит проблема оздоровления российского общества, а также привлечения молодежи

к числу людей, занимающихся спортом и ведущих здоровый образ жизни. К числу

наиболее

актуальных

проблем

также

относится

воспитание

морально-волевых

качеств и патриотических чувств у современных молодых людей. Верховая езда

признанно способствует развитию выносливости, трудоспособности, смелости и

2

уверенности в себе.

Также она способствует эстетическому восприятию мира,

правильному экологическому воспитанию.

Педагогическая целесообразность программы заключается в правильном

сочетании практических и теоретических занятий, в вовлечении воспитанников в

процесс

ухода

за

лошадью,

в

результате

чего

у

них

появляется

мотивация

к

углублению познаний в области биологии, коневодства, основ ветеринарии и других

наук. В процессе обучения воспитанники начинают осознавать свою общность с

природой, у них формируется бережное и ответственное отношение к природе.

При групповых занятиях программа позволяет применять индивидуальные

методы

и

дифференцированный

подход

к

обучению

воспитанников.

В

уровне

обучения также осуществляется дифференцированный подход. Цель-минимум при

обучении воспитанника: общее оздоровление, получение положительных эмоций,

повышение самооценки и т.д. Цель-максимум: достижение высоких спортивных

результатов, продолжение спортивной карьеры.

Цели программы:

1. Обучить основам верховой езды и конного спорта.

2. Сформировать умения и навыки управления лошадью и ухода за ней:

кормления, уборки, чистки, седловки и т.д.

3. Воспитать бережное и не потребительское отношение к природе и самому

красивому животному на земле – лошади.

Задачи:

1.Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом.

2.Улучшение состояния здоровья и физического развития воспитанников,

укрепление всех групп мышц, улучшение осанки, развитие выносливости.

3.Воспитание физических, морально- этических и волевых качеств.

4.Освоение техники избранного вида спорта.

5.Приобретение знаний, умений и навыков в общении с лошадьми.

.

Отличительные особенности данной образовательной программы в том, что

усвоение и закрепление теоретических знаний происходит в процессе применения

их в практических занятиях.

Все образовательные блоки предусматривают не только

усвоение

теоретических

знаний,

но

и

формирование

деятельно-практического

опыта. Усвоение программы имеет спиральную последовательность.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное

повторение

пройденных

тем,

обращение

к

которым

диктует

практика.

Такие

методические приемы, как «забегание

вперед», «возвращение к пройденному»,

придают

объемность

«линейному»,

последовательному

освоению

материала

в

данной программе.

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать

каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму

логику их следования. Поэтому важным методом обучения основам верховой езды

является разъяснение ребенку последовательности действий и операций.

3

Возраст

детей,

участвующих

в

реализации

данной

образовательной

программы: от

11

до

17

лет.

Дети

данной

возрастной

группы

обладают

достаточными физическими возможностями, умственным развитием. Учитывается

также при реализации программы повышенная любознательность подростков этого

возраста, их склонность к занятиям, связанным с риском.

Срок реализации образовательной программы – два года, которые являются

определенным этапом в обучении. При этом продолжительность этапов является

ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с верховой

ездой,

второй —

на

базовую

подготовку

детей

и

посвящен

подготовке

к

соревнованиям и достижению спортивных результатов. Если учащийся усваивает

программу

гораздо

быстрее

остальных,

для

него

составляется

индивидуальный

образовательный маршрут, и программа ИГЗ, которая реализуется в выходные и

каникулярные дни.

Формы занятий:

Программа

предусматривает

следующие

группы

форм

организации

обучения:

по

количеству

детей,

участвующих

в

занятии, —

коллективная,

фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими

задачами, групповая, индивидуальная;

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей —

лекция,

семинар,

практикум,

экскурсия,

беседа,

отчетные

соревнования

и

показательные выступления;

по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний,

закрепление умений и навыков, практическое занятие, занятие по систематизации и

обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные

формы занятий.

Занятия по данной программе состоят из организационной, теоретической и

практической частей, причем большее количество времени занимает практическая

часть. Форму занятий можно определить как самостоятельную, но под строгим

контролем

тренера-

преподавателя, деятельность детей.

Организационная часть

должна

обеспечить

наличие

всех

необходимых

для

работы

материалов

и

иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально

компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Режим занятий обусловлен техническими возможностями КСК, с которым

кадетский

корпус

заключил

договор,

а

также

транспортными

возможностями

кадетского корпуса. Занятия первого года обучения проводятся два раза в неделю

(практическое

+

теоретическое),

продолжительность

одного

практического

занятия(выезд

в

КСК)

4

часа.Это

время

включает

в

себя

теоретическую

подготовку, уборку конюшни, уход за лошадьми до и после тренировки и саму

тренировку верхом.

Учебная группа набирается по числу верховых лошадей и

составляет не более 10 всадников. Продолжительность теоретического занятия – 2

часа(лекция, беседа, видеоурок, физподготовка на улице, спортзал).

4

Занятия второго года обучения проводятся 3 раза в неделю, 2 практических

занятия по 4 часа (выезд в КСК), одно теоретическое + ОФП (на территории

корпуса) – 2 часа.

.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Ученик будет знать:

1.

Историю и теорию коневодства и конного спорта в России и за рубежом

2.

Основные правила устава казачьей строевой службы.

3.

Режим работы и отдыха лошадей, нормы кормления, правила ухода.

4. Правила техники безопасности при уходе за лошадью и в процессе езды

на ней.

Ученик будет уметь:

1.

Седлать лошадь, выводить из конюшни, слезать и садиться.

2.

Работать лошадь в руках, на корде и верхом.

3.

Ездить

на

лошади

шагом,

рысью

и

галопом,

прибавленными

и

сокращенными аллюрами.

4.

Управлять

лошадью

при

помощи

голоса,

повода,

шенкеля,

корпуса

всадника.

5.

Преодолевать кавалетти, клавиши, отдельные барьеры и связки.

6.

Выполнять на различных аллюрах основные элементы верховой езды

(остановки, вольты, переходы, перемены направления)

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

1.

Оказывать первую помощь человеку и лошади.

2.

Надевать

оголовье

различных

видов

и

седлать

лошадь

различными

видами седел.

3.

Принимать быстрые решения в любой нестандартной ситуации.

Ученик способен проявлять следующие отношения:

1.

Консультировать

и

помогать

практически

товарищам,

не

так

быстро

усваивающим программу.

2.

Оценивать состояние лошади и определять оптимальную нагрузку для

нее.

3.

Бережно

относиться

к

лошади

при

уходе

и

езде

для

сохранения

ее

здоровья.

Формы подведения итогов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы

может

быть

в

форме смотров,

отчетно-показательных

занятий,

проведения

местных

соревнований.

Быстро

прогрессирующие

спортсмены

могут

принять

участие в городских и областных соревнованиях по конкуру и вольтижировке.

5

УЧЕБНО

-

ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН

ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

п/

п

Наименование раздела, тема

Количество часов

Формы

контроля

Все-

го

Тео-

рия

Прак-

тика

Раздел 1.Правила техники безопасности

при общении с лошадью и езде на ней

6

2

4

1.

Вводный инструктаж. Техника безопасности

в конюшне, деннике, при чистке и

седловке. Как подойти к лошади.

Первичный инструктаж. Экипировка

всадника. Техника безопасности в манеже

на занятиях верховой езды.

6

2

4

зачет

Раздел 2.Верховая лошадь

6

2

4

2.

Общие сведения и понятия, части тела

лошадей. Породы лошадей. Масти

лошадей . Промеры и отметины

6

2

4

Тест, по-

вторение

на практи-

ческом

занятии

Раздел 3.Амуниция

6

2

4

3.

Средства для ухода за лошадью. Уход за

амуницией .Оголовье, его виды и части.

Седло, части седла, виды седел

6

2

4

Педагогиче

ское на-

блюдение

Раздел 4.Подготовка лошади к работе

6

2

4

4.

Осмотр и чистка лошади. Надевание

оголовья. Крючкование копыт. Седловка

лошади и вывод ее из конюшни

6

2

4

Взаимоза-

чет

Раздел 5.Манеж и рабочее поле

6

2

4

5.

Манеж и рабочее поле. Размеры, разметка,

подстилка. Ввод лошади в манеж,

поведение в манеже

6

2

4

опрос

Раздел 6.Верховая езда

12

4

8

6

п/

п

Наименование раздела, тема

Количество часов

Формы

контроля

Все-

го

Тео-

рия

Прак-

тика

6.

Посадка на лошадь и спуск с лошади.

Равновесие и работа корпуса

6

2

4

зачет

7.

Езда шагом. Дистанция между лошадьми

при движении

6

2

4

Визуаль-

ный

контроль

Раздел 7.Средства управления лошадью

6

2

4

8.

Основные средства управления лошадью

(работа повода, работа шенкеля). Работа

корпуса, голосовые команды, поощрение

лошади. Вспомогательные средства

управления (хлыст, мартингал, шпоры,

восьмерки и др.)

6

2

4

опрос

Раздел 8.Аллюры лошади

6

2

4

9

Движение шагом .Движение рысью: виды

рыси. Движение галопом.

6

2

4

зачет

Раздел 9.Содержание лошадей

6

2

4

10

.

Устройство конюшни: денники, стойла,

проходы, развязки. Кормушки и поилки,

виды кормов. Рацион и режим кормления

лошадей. Условия хранения зерна, сена,

устройство левад. Виды подстилки, уборка

денников.

6

2

4

Тестирова-

ние

Раздел 10.Манежная езда

12

4

8

11

Элементы манежной езды. Остановки,

одержки, полуодержки, принимание.

Вольты, полувольты, перемены

направления, серпантин

6

2

4

зачет

12

Переходы шаг-рысь, рысь-галоп. Езда

врозь, езда в группе, разворачивание

строем

6

2

4

зачет

Раздел 11.Виды конного спорта

6

6

-

13

Конкур, троеборье. Вольтижировка,

джигитовка. Выездка (высшая школа

верховой езды). Бега и скачки –

коммерческие виды конного спорта

6

6

-

опрос

Раздел 12.Вольтижировка

6

2

4

7

п/

п

Наименование раздела, тема

Количество часов

Формы

контроля

Все-

го

Тео-

рия

Прак-

тика

14

Сед на лошадь и соскок с нее. Уголок,

стойка на седле. Ножницы, ласточка

6

2

4

Клубные

соревнова

ния

Раздел 13.Учебная езда

12

4

8

15

Команда «Садись», Команда «повод по

учебному». Команда «манежным галопом

– марш»

6

2

4

зачет

16

Команда «ездой направо, налево марш»,

Команда «дистанция – два корпуса

лошади». Команда «подобрать лошадей»,

«брось стремя, взять стремя

6

2

4

зачет

Раздел 14. Джигитовка

6

2

4

17

Элементы джигитовки. Стойка на

стремени, соскок через шею лошади, лежа

поперек седла. Джигитовка на шагу и

рыси.

6

2

4

Клубные

соревнова

ния

ИТОГО

102

38

64

Содержание изучаемого курса:

Раздел 1. (6ч)

Тема 1:

Теоретические занятия:

Техника безопасности при общении с лошадью.

Инструктаж

по

безопасности

пожарной,

электрической.

Техника

безопасности в конюшне, деннике, при чистке и седловке. Как подойти к лошади.

Инструктаж по безопасному поведению в конюшне. ОФП на улице.

Практические

занятия:

Инструктаж

по

безопасности

пожарной,

электрической. Техника безопасности в конюшне, деннике, при чистке и седловке.

Как подойти к лошади.

Тема 2:

Теоретические занятия:

Инструктаж по безопасности при уборке денника и уходе за лошадью.

Инструктаж по технике безопасности при выводе лошади из конюшни,

посадке на нее, слезанию с лошади. Безопасность при работе на учебном поле, в

смене.

Практические занятия:

8

Чистка и седловка лошади, уборка денника, вывод лошади из конюшни,

посадка на нее, работа в смене.

1.

Литература: Боярский П.В. Седлайте коней. – М.: АСТ. – 1983. - 250с.

Хоффман К. Школа верховой езды для начинающих. – М.: Аквариум. – 2003.

- 175 с.

1.

П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

Раздел 2. (6 ч)

Тема 3. Общие сведения о верховой лошади.

Лекции:

1. Масти лошадей. Беседа с использованием наглядных пособий, литературы,

интерактивной доски. 2 часа

2. Породы лошадей. Беседа с использованием метода сравнительного анализа

параметров лошадей разных пород. 2 часа

3. Части тела лошадей. Зарисовывание схемы скелета лошади и частей тела

лошади. 2 часа

Практические занятия:

1. Сравнительный анализ мастей лошадей.

2. Сравнительный анализ пород лошадей.

3.Постоянное повторение частей тела лошади.

Литература:

2.

Боярский П.В. Седлайте коней. – М.: АСТ. – 1983. - 250с.

Хоффман К. Школа верховой езды для начинающих. – М.: Аквариум. – 2003.

- 175 с.

2.

П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

Раздел 3. (6 ч)

Тема 4.Амуниция.

Теоретические занятия:

1. Оголовье, его виды и части. Надевание оголовья.

2. Седло, виды седел, части седел, потники, вальтрапы. Подбор седел под

форму спины лошади. Уход за седлами и др. амуницией.

3. Средства ухода за лошадью.

4. Амуниция упряжной лошади.

5. Амуничник. Хранение амуниции.

Практические занятия:

1. Разбор и надевание уздечки, мартингала, восьмерки, капсюля и т.д.

2.

Надевание

на

лошадь

седла

спортивного,

конкурного,

казачьего,

джигитовочного, бабочки и др.

3. Чистка лошади перед седловкой.

Литература:

1. П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

Раздел 4(6 ч)

Тема 5. Подготовка лошади к работе

Теоретические занятия:

1. Осмотр и чиска лошади, крючкование копыт, ОФП

9

2. Надевание оголовья, снятие оголовья. Седловка, расседлывание.

Практические занятия:

1. Осмотр и чиска лошади, крючкование копыт.

2.Надевание оголовья, снятие оголовья.

3.Седловка, расседлывание.

4. Верховая езда

Литература:

1. П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

2. Э. Эйзе « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,200с.

Раздел 5(6 ч)

Тема 6. Манеж и рабочее поле

Теоретические занятия:

1. Манеж, его устройство, размеры, поведение в манеже.

2. Рабочее поле, устройство, размеры, ограждение, поведение всадника на

рабочем поле.

Практические занятия:

1. Работа всадников в манеже, на поле.

2. Верховая езда на корде

3. Верховая езда в смене

4. Верховая езда

Литература:

1. П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

2. Э. Эйзе « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,200с.

Раздел 6. (12ч)

Тема 7, 8. Верховая езда.

Теоретические занятия:

1. Правила посадки на лошадь и спуска с нее. Работа рук, ног и корпуса при

посадке на лошадь.

2. Езда шагом, шаг свободный, прибавленный, сокращенный, испанский и др.

3.Дистанция между лошадьми в один, два, три корпуса лошади.

Практические занятия:

1. Способы посадки на лошадь в спортивное и казачье седло.

2. Соблюдение дистанции на разных аллюрах. Дистанция в манеже и в поле.

Литература:

2.

1.П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

3.

Э. Эйзе « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,200с.

Раздел 7 (6 ч)

Тема 9,10. Средства управления лошадью.

Теоретические занятия:

1.Основные

средства

управления

лошадью:

повод

для

одержек

и

полуодержек. Шенкель- главное средство управления лошадью при посылах,

переходах на другой аллюр, корпус всадника как средство равновесия. Строгие

средства управления для трудных в работе лошадей.

2. Применение средств управления в различных элементах верховой езды.

10

3. Работа голоса, хлыста, ОФП.

Практические занятия:

1.Применение средств управления в различных элементах верховой езды.

2. Работа голоса, хлыста.

3. Применение основных средств управления.

4. Применение вспомогательных средств управления.

Литература:

a.

П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

Раздел 8 (6 ч)

Тема 11. Аллюры лошадей.(6 ч)

Теоретические занятия:

1. Аллюры естественные и искусственные, переходы из одних аллюров в

другие.

Практические занятия

Отработка езды разными аллюрами и переходов из одного аллюра в другой.

С.М. Литература:

1. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.

2. Т.К. Ливанова « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»,255с

Раздел 9.

Тема 12. Содержание лошадей.(6ч)

Теоретические занятия:

1. Устройство денников, стойл, их размеры, пол, стены, подстилка, высота

помещения, вентиляция.

2.Режимы и нормы кормления, качество кормов, их хранение, их сочетание

между собой, кормовые добавки.

Практические занятия:

1. Выполнение всех видов работ по уходу за лошадьми под руководством

тренера.

2.Чистка, купание, сушка лошадей.

3.Верховая езда.

4.Вольтижировка

Литература:

1. В. Крессе «Лошади. Содержание, уход и лечение.,Москва, «АСТ»,256с.

Раздел 10 (6ч)

Тема 13,14. Манежная езда(6ч).

Теоретические занятия:

1. ОФП

2. Переходы в более медленные и более быстрые аллюры. Просмотр учебного

фильма.ОФП

3.Вольты,

полувольты,

перемены

направления,

перестроения,

парная

и

групповая езда. ОФП

4.Езда врозь, езда в паре, езда в группе, езда в строю.ОФП.

Практические занятия:

11

1. Обучение навыкам манежной езды в процессе каждой тренировки.

2. Остановки, одержки, полуодержки.

3. Переходы в более медленные и более быстрые аллюры.

4. 3.Вольты,

полувольты,

перемены

направления,

перестроения,

парная

и

групповая езда.

Литература:

1. С.М. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.

Раздел 11 (6 ч).

Тема 15. Виды конного спорта(6ч).

Теоретические занятия с использованием обучающих и художественных

фильмов: Выездка, конкур, вольтижировка, джигитовка, владение оружием, бега,

скачки, пробеги, стиплчез, троеборье и др.

Литература:

1. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.

2. Т.К. Ливанова « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»,255с

Раздел 12 (12 ч).

Тема 16. Вольтижировка – гимнастика на лошади.

Теоретические

занятия:

и с т о р и я

в о л ьт и ж и р о в к и ,

э л е м е н т ы

вольтижировки. , ласточка, ножницы, уголок, соскок и заскок, стойка на седле, леж

поперек и др.

Практические занятия:

1. Отработка элементов: сед на лошадь , ласточка, ножницы, уголок, соскок и

заскок, стойка на седле, леж поперек и др.

Литература:

1.

Хоффман « Школа верховой езды для начинающих» 2003 г., «Аквариум»,

175 с.

Раздел 13 (6ч).

Тема 17,18. Команды учебной езды.

Теоретическое занятие.

1. Команды казачьей строевой езды: «повод по-учебному», «ездой налево,

направо, марш»

2. «Перемена направления по диагонали, через середину, марш», «подобрать

лошадей», «брось стремя, взять стремя», «учебной рысью, галопом, марш»

Практические занятия: на каждой тренировке отработка команд.

Литература:

1. Устав казачьей строевой службы.

Тема 19. Основы вольной казачьей джигитовки.

Теоретические занятия:

1.

История казачьей джигитовки.

2.

Джигитовка в разных странах мира.

Практические занятия:

1.

Отработка элементов джигитовки: ласточка, стойка на стремени,

12

2.

Казачий вис, казачий обрыв,

3.

Соскок-заскок, перескок через коня.

4.

Элементы джигитовки на рыси

ЛИТЕРАТУРА:

Правила соревнований по конно-спортивной джигитовке.

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:

1.

Учебные и художественные фильмы о лошадях.

2.

Периодические

издания

«Конный

мир»,

«Золотой

мустанг»,

«Коневодство и конный спорт».,

3.

Методическая и художественная литература о лошадях и конном спорте.

4.

спортивные тренажеры: конь, козел, спортгородок, тренажерный зал.

5.

Спортивные лошади

6.

Амуниция

для

практических

занятий:

седла

спортивные

универсальные, седло вольтижировочное и патрульного офицера, седла

казачьи

джигитовочные,

оголовья

спортивные,

рабочие,

шпрунты,

мартингалы,

вальтрапы,

потники,

хлысты

конкурные

и

выездковые,

инвентарь

ковочный,

недоуздки,

попоны,

чумбуры,

бинты,

ногавки,

щетки, скребки, крючки копытные и др.

7.

Спортивное

оружие: деревянные

и

стальные

шашки,

пики,

пневмотические

пистолеты,

наборы

ножей

и

экраны

для

метания,

стойки с муляжами и др.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Алтухов,

П.

Г.

Лошадь

/

П.Г.

Алтухов.

-

М.:

Издательство

П.

П.

Сойкина, 1985. - 146 c.

2.

Атлас-справочник конника. - М.: Эквирос, 2012. - 873 c.

3.

Боярский П.В. «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

4.

Крессе В. «Лошади. Содержание, уход и лечение.,Москва, «АСТ»,-256с.

5.

Волынский С.М. «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,-274с.

6.

Диллон Д.М. «Техника и стиль прыжка» 2004г.,»Аквариум»,-158с.

7.

12. Керн, Ю. Я учусь ездить верхом / Ю. Керн. - М.: Аквариум, 2013.

- 301 c.

8.

13. Кид, Джейн Выездка глазами судьи / Джейн Кид. - М.: Аквариум-

Принт, 2013. - 687 c

9.

Ливанова Т.К. « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»-,255с.

10.

Мьюир,

Сара

Верховая

езда.

Иллюстрированное

практическое

руководство / Сара Мьюир , Дэбби Слай. - М.: АСТ, Астрель, Аванта+,

2010. - 256 c.

11.

Руководство

верховой

езды

для

юнкеров

Константиновского

артиллерийского

училища.

-

М.:

Товарищество

Р.

Голике

и

А.

Вильборг, 1987. - 626 c.

13

12.Скрипник

Игорь,

Справочник

по

уходу,

кормлению,

содержанию,

выездке / Скрипник Игорь. - М.: АСТ, 2015. - 715 c.

13.Устав казачьей строевой службы.

14.Уоллес, Дж. Обучение детей верховой езде. Практическое руководство /

Дж. Уоллес. - М.: Аквариум, 2014. - 237 c.

15.

Хоффман К. « Школа верховой езды для начинающих» 2003 г.,

«Аквариум», 175 с.

16. Хаген, Анне-Катрин Работа на кавалетти и клавишах. Руководство для

первых прыжков / Анне-Катрин Хаген. - М.: АВАКС, 2014. - 441 c.

17. Штейерт, Л. Как ухаживать за лошадью. В диалогах и рассуждениях / Л.

Штейерт. - М.: Либроком, 2012.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы

контроля

Всего

часов

Тео-

рия

Прак-

тика

Раздел 1. Правила техники безопасности

при общении с лошадью и езде на ней

10

6

4

зачет

1.

Вводный инструктаж. Техника

безопасности в конюшне, деннике, при

чистке и седловке

4

2

2

зачет

2.

Первичный инструктаж. Техника

безопасности в манеже на занятиях

верховой езды

2

2

-

зачет

3.

Электро и пожарная безопасность.

4

2

2

Раздел 2.Амуниция

20

4

16

4.

Средства для ухода за лошадью.

Экипировка всадника. Уход за

амуницией.

10

2

8

тестирование

5.

Оголовье, его виды и части. Седло, части

седла, виды седел

10

2

8

тестирование

Раздел 3. Подготовка лошади к работе

10

2

8

6.

Осмотр и чистка лошади, крючкование

копыт. Надевание оголовья. Седловка

лошади и вывод ее из конюшни

10

2

8

взаимозачет

Раздел 4. Верховая езда

40

8

32

Контроль-

ное занятие

14

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы

контроля

Всего

часов

Тео-

рия

Прак-

тика

7.

Посадка на лошадь и спуск с лошади

10

2

8

8.

Равновесие и работа корпуса

10

2

8

9.

Езда шагом

10

2

8

10.

Дистанция между лошадьми при

движении

10

2

8

Раздел 5. Средства управления лошадью

20

4

16

11.

Основные средства управления лошадью

(работа повода, работа шенкеля)

10

2

8

опрос

12.

Работа корпуса, голосовые команды,

поощрение лошади

6

2

4

13.

Вспомогательные средства управления

(хлыст, мартингал, шпоры, восьмерки и

др.)

4

-

4

Раздел 6. Аллюры лошади

30

6

24

зачет

14.

Движение шагом

10

2

8

15.

Движение рысью: виды рыси

10

2

8

16.

Движение галопом.

10

2

8

Раздел 7. Кавалетти

20

4

16

Контроль-

ное занятие

17.

Назначение кавалетти

6

2

4

18.

Виды кавалетти

4

-

4

зачет

19.

Прохождение кавалетти на шагу, рыси,

галопе

6

2

4

20.

Клавиши

4

-

4

Раздел 8. Манежная езда

30

6

24

зачет

21.

Элементы манежной езды. Переходы

шаг-рысь, рысь-галоп

10

2

8

22.

Остановки, одержки, полуодержки,

принимание

10

2

8

23.

Вольты, полувольты, перемены

направления, серпантин

10

2

8

Раздел 9. Вольтижировка

30

6

24

клубные

24.

Сед на лошадь и соскок с нее

8

2

8

соревнова-

ния

15

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы

контроля

Всего

часов

Тео-

рия

Прак-

тика

25.

Ножницы, ласточка

8

2

8

26.

Уголок, стойка на седле

8

2

8

Раздел 10. Учебная езда

20

4

16

27.

Команда «Садись» Команда «повод по

учебному» Команда «манежным галопом

– марш»

10

2

8

Педагогичес-

кое

наблюдение

28.

Команда «ездой направо, налево марш»

Команда «дистанция – два корпуса

лошади»

10

2

8

Раздел 11. Прыжки

30

6

24

Клубные

соревнова-

ния

29.

Заход на препятствие. Преодоление

препятствия на рыси.

10

2

8

30.

Преодоление препятствия на галопе.

Посадка в прыжке. Толчок и

приземление.

10

2

8

31.

Виды барьеров. Системы, проезды и

связки.

10

2

8

Раздел 12. Основы вольной казачьей

джигитовки

20

4

16

зачет

32.

Седловка лошади казачьим седлом.

Посадка в казачье седло. Средства

управления лошадью при джигитовке

10

2

8

33.

Прямое и обратное волочение. Ласточка

на шагу, рыси, галопе. Соскок и заскок на

шагу, рыси, галопе. Стойка на стремени.

Лежа поперек седла

10

2

8

Показатель-

ные

выступления

Раздел 13. Владение оружием.

30

6

24

Контроль-

ное занятие

34.

Пика и ее назначение в бою.

Фланкировка шашкой, пикой

10

2

8

прохождение

круга

35.

Боевая казачья шашка, виды шашек, их

технические характеристики. Рубка

лозы, бутылок

10

2

8

36.

Стрельба из пистолета по мишеням.

Владение оружием при езде верхом.

10

2

8

16

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы

контроля

Всего

часов

Тео-

рия

Прак-

тика

Раздел 14. Подготовка и проведение

отчетных мероприятий

40

8

32

Соревнова-

ния

37.

Подготовка к соревнованиям и

показательным выстплениям

10

2

6

38.

Соревнования по конкуру

10

2

8

39.

Соревнования по вольтижировке

10

2

8

40.

Соревнования по джигитовке и

владению оружием

10

2

8

ИТОГО

350

82

268

Содержание изучаемого курса:

Раздел 1(тема 1,2,3): Техника безопасности при общении с лошадью.

Теоретические

занятия:

1.

Инструктажи

по

безопасности

пожарной,

электрической. ОФП

2.Инструктаж по безопасному поведению в конюшне.

3. Инструктаж по безопасности при уборке денника и уходе за лошадью.

4. Инструктаж по технике безопасности при выводе лошади из конюшни,

посадке на нее, слезанию с лошади. ОФП

5. Безопасность при работе на учебном поле, в смене.

Практические занятия: Чистка и седловка лошади, уборка денника, вывод

лошади из конюшни, посадка на нее, работа в смене.

Литература:

1.

П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

Раздел 2(тема 4,5). Амуниция.

Теоретические занятия:

1. Оголовье, его виды и части. Надевание оголовья.

2. Седло, виды седел, части седел, потники, вальтрапы. Подбор седел под

форму спины лошади. Уход за седлами и др. амуницией.

3. Средства ухода за лошадью.

4. Амуниция упряжной лошади.

5. Амуничник. Хранение амуниции.

Практические занятия:

1. Разбор и надевание уздечки, мартингала, восьмерки, капсюля и т.д.

2.

Надевание

на

лошадь

седла

спортивного,

конкурного,

казачьего,

джигитовочного, бабочки и др.

17

3. Чистка лошади перед седловкой.

Литература:

4. П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

Раздел 3 (тема 6). Подготовка лошади к работе.

Теоретические занятия:

-

Осмотр и чиска лошади, крючкование копыт.

-

Надевание оголовья, снятие оголовья.

-

Седловка, расседлывание.

Практические занятия:

-

Осмотр и чиска лошади, крючкование копыт.

-

2.Надевание оголовья, снятие оголовья.

-

3.Седловка, расседлывание.

Литература:

3.

П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

4.

Э. Эйзе « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,200с.

Раздел 4(тема 7,8,9,10). Верховая езда.

Теоретические занятия:

1.Правила посадки на лошадь и спуска с нее. Работа рук, ног и корпуса при

посадке на лошадь.

2. Езда шагом, шаг свободный, прибавленный, сокращенный, испанский и др.

3.Дистанция между лошадьми в один, два, три корпуса лошади.

Практические занятия:

1. Способы посадки на лошадь в спортивное и казачье седло.

2. Соблюдение дистанции на разных аллюрах. Дистанция в манеже и в поле.

Литература:

4.

П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,-250с.

5.

Э. Эйзе « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,200с.

Раздел 5(темы 11,12,13). Средства управления лошадью.

Теоретические занятия:

1. Основные средства управления лошадью: повод для одержек и полуодержек. Шенкель-

главное средство управления лошадью при посылах, переходах на другой аллюр, корпус всадника

как средство равновесия. Строгие средства управления для трудных лошадей

Практические занятия:

5. Применение средств управления в различных элементах верховой езды. 2.

Работа голоса, хлыста.

Литература:

П.В. Боярский «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

Раздел 6(14,15,16). Аллюры лошадей.

Теоретические занятия:

18

1. Аллюры естественные и искусственные, переходы из одних аллюров в

другие.

Практические занятия:

Отработка езды разными аллюрами и переходов из одного аллюра в другой.

С.М. Литература:

3. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.

4. Т.К. Ливанова « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»,255с

Раздел 7( темы 17,18,19,20). Кавалетти.

Теоретические занятия:

1.

Кавалетти

как

средство

развития

у

лошади

внимания,

концентрации,

гибкости, взаимодействия со всадником, смелости.

Практические занятия:

Установка кавалетти : низких, высоких, прямых, в повороте, разношироких и

др. Прохождения кавалетти на шагу, рыси, галопе.

Литература:

Д.М. Диллон «Техника и стиль прыжка» 2004г.,»Аквариум»,158с.

Раздел 8(темы 21,22,23). Манежная езда.

Теоретические занятия:

1. Остановки, одержки, полуодержки.

2. Переходы в более медленные и более быстрые аллюры. Просмотр учебного

фильма.

3.Вольты,

полувольты,

перемены

направления,

перестроения,

парная

и

групповая езда.

4.Езда врозь, езда в паре, езда в группе, езда в строю.

Практические занятия:

5. Обучение навыкам манежной езды в процессе каждой тренировки.

Литература:

2. С.М. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.

Раздел 9(24,25,26). Виды конного спорта.

Теоретические занятия с использованием обучающих и художественных

фильмов: Выездка, конкур, вольтижировка, джигитовка, владение оружием, бега,

скачки, пробеги, стиплчез, троеборье и др.

Литература:

3. Волынский «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,274с.

4. Т.К. Ливанова « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»,255с

Раздел 10(тема 27,28). Учебная езда.

Теоретическое занятие:

1.

Команда «Садись» Команда «повод по учебному» Команда «манежным

галопом – марш»

2.

Команда «ездой направо, налево марш» Команда «дистанция – два корпуса

лошади»

Практические занятия:

19

-

Команда «ездой направо, налево марш» Команда «дистанция – два корпуса

лошади»

-

Команда «Садись» Команда «повод по учебному» Команда «манежным

галопом – марш»

Литература:

2.

Хоффман « Школа верховой езды для начинающих» 2003 г., «Аквариум»,

175 с.

Раздел 11(тема 29,30,31).

Прыжки через препятствия.

Теоретические занятия:

1. Виды препятствий: высотные, широтные, высотно-широтные. Препятствия

в троеборье.

2. Системы препятствий, их высота, расстояние между барьерами, заход на

препятствие, преодоление препятствий.

Практические занятия:

1. Прыжки через одиночные препятствия высотой 50-70см.

2. Заходы на препятствия с правой и левой ноги.

3. Преодоление связок и маршрутов.

:

1. Д.М. Диллон «Техника и стиль прыжка» 2004г.,»Аквариум»,158с.

Раздел 12. Основы вольной казачьей джигитовки.

Теоретические занятия:

1. История казачьей джигитовки. Джигитовка в разных странах мира.

2. Элементы джигитовки.

Практические занятия:

Отработка элементов джигитовки: ласточка, стойка на стремени, казачий вис,

казачий обрыв, соскок-заскок, перескок через коня.

Раздел 13. Владение оружием.

Теоретические занятия:

1.Шашки, виды шашек, назначение шашки в бою, заточка и уход за шашкой.

2. Пика, боевые приемы с пикой.

3. Пневмотический пистолет.

Практические занятия:

Отработка элементов владения оружием стоя на земле, с коня на шагу, на

рыси, на галопе.

Литература:

-

Правила соревнований по конно-спотивной джигитовке Редакция 2017 года.

-

Правила соревнований по дистанционным конным пробегам

Раздел 14. Подготовка и проведение отчетных мероприятий .

Теоретические занятия:

Изучение

правил

соревнований

по

конкуру,

спортивной

джигитовке,

пробегам.

Практические занятия:

20

-

Погрузка лошадей в коневоз

-

Сборка амуниции

-

Подача заявок на мандатную комиссию

-

Постой лошадей в летних стойлах на коновязи

-

Надевание попоны

Самые

успешные

спортсмены

принимают

участие

в

соревнованиях

и

показательных выступлениях.

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:

1.

Учебные и художественные фильмы о лошадях.

2.

Периодические издания «Конный мир», «Золотой мустанг», «Коневодство

и конный спорт».,

3.

Методическая и художественная литература о лошадях и конном спорте.

4.

Спортивные тренажеры: конь, козел, спортгородок, тренажерный зал.

5.

Спортивные лошади и лошади учебной группы.

6.

Амуниция для практических занятий: седла спортивные универсальные,

седло вольтижировочное и патрульного офицера, седла казачьи джигитовочные,

оголовья спортивные, рабочие, шпрунты, мартингалы, вальтрапы, потники, хлысты

конкурные и выездковые, инвентарь ковочный, недоуздки, попоны, чумбуры, бинты,

ногавки, щетки, скребки, крючки копытные и др.

7.

Площадка для занятий 60х40 м, мягкое покрытие – 10 см, ограждение.

ЛИТЕРАТУРА

1.

1.Алтухов, П. Г. Лошадь / П.Г. Алтухов. - М.: Издательство П. П.

Сойкина, 1985. - 146 c.

2.

Атлас-справочник конника. - М.: Эквирос, 2012. - 873 c.

3.

Боярский П.В. «Седлайте коней» 1983 г.»АСТ»,250с.

4.

Крессе В., «Лошади. Содержание, уход и лечение.,Москва, «АСТ»,-256с.

5.

Волынский С.М., «Тренировка и выездка лошадей» 2004 г.,»АСТ»,-274с.

6.

Диллон Д.М., «Техника и стиль прыжка» 2004г.,»Аквариум»,-158с.

7.

Керн, Ю., Я учусь ездить верхом / Ю. Керн. - М.: Аквариум, 2013.

- 301 c.

8.

Кид, Джейн., Выездка глазами судьи / Джейн Кид. - М.: Аквариум-

Принт, 2013. - 687 c

9.

Ливанова Т.К. « Лошади» 2001г. Москва, «АСТ»-,255с.

10.Мьюир,

Сара

Верховая

езда.

Иллюстрированное

практическое

руководство / Сара Мьюир , Дэбби Слай. - М.: АСТ, Астрель, Аванта+,

2010. - 256 c.

11.Руководство

верховой

езды

для

юнкеров

Константиновского

артиллерийского

училища.

-

М.:

Товарищество

Р.

Голике

и

А.

Вильборг, 1987. - 626 c.

12.Скрипник

Игорь,

Справочник

по

уходу,

кормлению,

содержанию,

выездке / Скрипник Игорь. - М.: АСТ, 2015. - 715 c.

21

13.Устав казачьей строевой службы.

14.Уоллес, Дж. Обучение детей верховой езде. Практическое руководство /

Дж. Уоллес. - М.: Аквариум, 2014. - 237 c.

15.Хоффман

К. «

Школа

верховой

езды

для

начинающих»

2003

г.,

«Аквариум», 175 с.

16.Хаген, Анне-Катрин, Работа на кавалетти и клавишах. Руководство для

первых прыжков / Анне-Катрин Хаген. - М.: АВАКС, 2014. - 441 c.

17.Штейерт, Л. Как ухаживать за лошадью. В диалогах и рассуждениях / Л.

Штейерт. - М.: Либроком, 2012.

18.Эзе Э., « Основы верховой езды» 2000г.,»Аквариум»,-200с.

19.Периодические

издания: «Конный

мир» ,

«Золотой

мустанг»,

«Коневодство и конный спорт».

22



В раздел образования