Напоминание

"Развитие памяти и внимания обучащихся с ЗПР"


Автор: Шомина Елена Леонтьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Медведевская гимназия"
Населённый пункт: пгт Медведево, Медведевский район, Республика Марий Эл
Наименование материала: Коррекционный курс
Тема: "Развитие памяти и внимания обучащихся с ЗПР"
Раздел: дополнительное образование





Назад




КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС:

«Развитие памяти и внимания обучающихся с ЗПР»

. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм

взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в

познавательном развитии.

В

соответствии

с

особыми

образовательными

потребностями

детей

с

ЗПР

определяются общие задачи курса:

формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения –

способности к самостоятельной организации собственной деятельности;

совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и

профилактики

вторичных

нарушений

психологического

развития,

коррекция

индивидуальных пробелов в знаниях;

стимулирование познавательной активности;

способствовать психологической адаптации ребенка к школе за счет формирования основ

саморегуляции,

коррекции

недостатков

познавательной

деятельности,

уменьшения

степени

эмоционального

неблагополучия,

освоения

приемов

продуктивной

коммуникации;

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Программа курса «Развитие памяти и внимания обучающихся с ЗПР» Состоит из 10

занятий по 30 минут. Занятия индивидуальные.

Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению,

обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике

школьной

дезадаптации

и

отклонений

в

формировании

личности,

помогают

лучшему

усвоению учебной информации.

Рабочей

задачей

педагога-психолога

является

формирование

положительного

отношения к внеучебным занятиям.

Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы

Психологические

особенности

обучающихся

с

ЗПР

существенно

затрудняют

достижение

ими

планируемых

результатов

НОО.

Коррекционно-развивающие

занятия,

реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению различных

дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских трудностей.

Курс

полезен

для

освоения

всех

предметных

областей,

поскольку

недостатки

со

стороны основных познавательных процессов препятствуют успешному обучению даже в

специально созданных условиях.

Участие

ребенка

в

психокоррекционных

занятиях

способствует

уменьшению

эмоциональной

напряженности,

недостатков

саморегуляции,

повышает

общий

уровень

сформированности

учебно-познавательной

деятельности,

что

благотворно

влияет

на

мотивацию учения.

У

обучающихся

с

ЗПР

обычно

наблюдаются

различные нарушения

развития

психофизических

функций

(внимания,

мелкой

ручной

моторики,

зрительно-

пространственных представлений, фонематических процессов и проч.)., которые мешают

овладению содержанием учебных предметов. Упражнения, способствующие преодолению

вышеперечисленных

дисфункций,

включаются

в

работу

по

коррекции

и

развитию

познавательной сферы обучающихся.

Эффективность

психокоррекционных

занятий

может

быть

достигнута

только

при

обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие

психолога с учителем, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения.

Место курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая

область,

согласно

требованиям

Стандарта,

является

обязательной

частью

внеурочной

деятельности

и

представлена и

индивидуальными

коррекционно-развивающими занятиями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических

упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционного

курса, но и на формирование социальных навыков.

Развитие

познавательной

сферы и

целенаправленное

формирование

высших

психических функций.

Во время занятий по курсу ««Развитие памяти и внимания обучающихся с ЗПР»

педагог-психолог:

формирует желаемые психологические качества и умения;

ориентируется

в

динамике

происходящих

изменений,

что

позволяет

осуществлять

профилактику нарастания негативных тенденций;

стремится

сгладить

негативные

моменты,

оказать

психотерапевтическое

воздействие

на

обучающихся, повысить групповой статус «неблагополучных» учеников;

уточняет для себя содержание индивидуальных психокоррекционных занятий;

корректирует

запланированное

содержание

занятий

в

соответствии

с

возможностями

обучающихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Всего

часов

1

Занятие №1

«Первичная диагностика»

1

2

Занятие №2

Р а з в и т и е

и

к о р р е к ц и я

в н и м а н и я,

восприятия:"Найди

отличия",

"Летает

-

не

летает" "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Каскад слов", "Запомни картинки ", "Слушай

всё запоминай - на вопросы отвечай"

Работа в тетради: "Графический диктант"

1

3

Занятие №3

Р а з в и т и е

и

к о р р е к ц и я

в н и м а н и я ,

восприятия:"Сравни картинки", “Съедобное -

не съедобное”

Развитие и коррекция памяти:

"Запомни

парочки"

"Запомни

и

нарисуй",

"Весёлые таблицы"

Работа в тетради:"Графический диктант"

1

4

Занятие №4

Р а з в и т и е

и

к о р р е к ц и я

в н и м а н и я ,

восприятия:"Птица

-

не

птица",

"

Чего

не

стало"

Р а з в и т и е

и

к о р р е к ц и я

памяти:"Пиктограммы", "Запомни и нарисуй",

"Весёлые таблицы"

Работа в тетради:

"Графический диктант", "Корректурная проба"

1

5

Занятие №5

Р а з в и т и е

и

к о р р е к ц и я

в н и м а н и я ,

восприятия:"Бывает-

не

бывает",

"Цифровая

таблица"

Развитие и коррекция памяти:

"Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай",

"Посмотри на картинку, а запомни слово"

Работа

в

тетради:"Нарисуй

по

образцу”

(по

клеткам)

1

6

Занятие №6

Р а з в и т и е

и

к о р р е к ц и я

в н и м а н и я ,

восприятия:"Топ-

хлоп",

"Н е

п р о п у с т и

растение"

Развитие

и

коррекция

памяти:"Послушай

внимательно

и

повтори",

"Посмотри

на

картинку, а запомни слово"

Работа

в

тетради: "Нарисуй по образцу” (по

клеткам), "Расставь значки".

1

7

Занятие №7

Р а з в и т и е

и

к о р р е к ц и я

в н и м а н и я ,

восприятия:"Разложи

палочки

также",

"Да

и

нет - не говорить”"

Развитие

и

коррекция

памяти:""Пересказ"",

"Посмотри на картинку, а запомни слово"

Работа

в

тетради: "Нарисуй по образцу” (по

клеткам), "Корректурная проба"

1

8

Занятие №8

Р а з в и т и е

и

к о р р е к ц и я

в н и м а н и я ,

восприятия:"Да

и

нет

-

не

говорить”",

"Не

пропусти профессию"

Развитие

и

коррекция

памяти:"Послушай

внимательно

и

повтори",

"Посмотри

на

картинку, а запомни слово"

Работа

в

тетради: "Нарисуй по образцу” (по

клеткам), "Расставь значки"

1

9

Занятие №9

Р а з в и т и е

и

к о р р е к ц и я

в н и м а н и я ,

восприятия:"Найди

отличия",

"Не

пропусти

животное"

Развитие

и

коррекция

памяти:"Пересказ",

"Опосредованная память", "Выполни движение"

Работа

в

тетради:"Нарисуй

вторую

половину"

(по клеткам), "Расставь значки"

1

1

10

Занятие №10

«Итоговая диагностика»

В приведенное календарно-тематическое планирование включено содержание, которое

может быть реализовано в ходе индивидуальных занятий.

Материально-техническое обеспечение

Для

проведения

индивидуальных

психокоррекционных

занятий

необходимо

оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и

в движении (в т.ч. лежа). Необходимы:

индивидуальный

раздаточный

стимульный

материал

для

диагно стики

(диагностические

тетради,

серии

сюжетных

картин

и

наборы

картинок

для

выполнения классификации и пр.);

доска с магнитными держателями;

мультимедиапроектор и экран;

переносные носители информации;

тетради для записей;.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

У детей прошедших курс занятий по данной программе

- повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;

- увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;

- формируются приёмы запоминания;

- повышается уровень развития смысловой памяти;

- формируется самостоятельность в выполнении заданий.

Результатом курса «Развитие памяти и внимания обучающихся с ЗПР» в 1 классе

должно явиться повышение степени социопсихологической адаптированности ребенка с ЗПР

и, следовательно, достижение необходимого уровня адаптированности в школе. Успешность

коррекции недостатков когнитивного развития, индивидуальных психологических проблем и

решения

поставленных

задач

оценивается

педагогом-психологом

и

членами

экспертной

группы,

составленной

из

других

членов

команды

сопровождения,

а

также

родителями

(законными представителями) обучающегося с ЗПР. Результаты обсуждаются на школьном

психолого-медико-педагогическом

консилиуме

с

целью

разработки

и

корректировки

программ психолого-педагогического сопровождения учащихся.

В

области

коррекции

недостатков

развития

познавательной

сферы

и

формирования высших психических функций:

совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;

улучшение

качества

понимания

инструкции

уточнением,

но

без

наглядного

показа),

возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции

(графический диктант);

способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на

листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;

называние пальцев рук и их взаиморасположения;

способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со

временем, понимать словесные обозначения времени;

возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с

сенсорными эталонами;

возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной

памяти более пяти единиц запоминаемого;

Приложение

Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания.

Картинки «Найди отличие»

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же

предмета.

Задача ребенка найти, чем отличаются картинки друг от друга.

«Не пропусти животное (растение, профессию)»

Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,

обозначающее, например, животное.

В другой раз можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово,

обозначающее растение. Затем возможно объединение первого и второго задания.

Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания,

а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.

Вариант1

стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч,

окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша,

арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон,

медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

Вариаат2

МАШИНА, МЕДВЕДЬ ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ,

КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА, ГАЗЕТА,

КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ, СОЛНЦЕ, МЫШЬ, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА,

СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ СЛОВАРЬ,

ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК…

Вариант 3

ДОРОГА, БЕРЁЗА, САМОЛЁТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА,

ШИПОВНИК, РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА,

ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ,

ОДУВАНЧИК, ГОРОД, СОБАКА, КРАПИВА, ВАСИЛЁК, КУВШИН, МОЛОКО,

ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО,

МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, МИМОЗА…

Вариант4.

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО,

БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР,

МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,

УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,

ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…

«Летает - не летает»

Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,

обозначающее, летающий объект.

ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА,

САД, ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА, КОРОВА, КОМАР, КОШКА,

ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ,

ОСА

«Съедобное – несъедобное»

Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,

обозначающее съедобное.

Барабан, кубики, сосиска, тарелка, сыр, шляпа, телевизор, майка, динозавр, торт, ложка,

диван, арбуз, кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, салфетка,

бутерброд, завтрак, йогурт.

«Да и нет, не говорить»

Задача ребенка отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».

Вариант 1:

Ты сегодня завтракал?

Тебе нравится твоя прическа?

Ты сегодня не опоздал в детский сад?

Сколько тебе лет?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь идти в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Тебе нравится смотреть мультфильмы?

Ты любишь гулять?

Ты любишь играть?

Снег идет летом?

Солнце светит ночью?

Суп едят вилкой?

Цыплята умеют плавать?

Снегирь- это перелётная птица?

Скворечник – это домик для насекомых?

Ёлка зелёная?

Вариант2:

Берлога медведя на ветке?

Яблоки созревают зимой?

Листья желтеют осенью?

Воробей это птица?

У машины 4 колеса?

Лиса живет в логове?

Понедельник- это часть суток?

Стихи поют?

Пирамидка – это школьная

принадлежность?

Ты любишь читать?

Луна квадратная?

В неделе 5 дней?

Стол – это электроприбор?

Апельсин синий?

Снег тает весной?

Ёж впадает в спячку?

«Топ-хлоп».

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Задача ребенка хлопать, если выражение верное, или топать, если выражение не

правильное.

Примеры:

Летом всегда идет снег.

Картошку едят сырую.

Ворона - перелетная птица.

«Бывает – не бывает»

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать

мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации можно предложить разные:

1.

Папа ушел на работу.

2.

Поезд летает по небу.

3.

Кошка хочет есть.

4.

Человек вьет гнездо.

5.

Почтальон принес письмо.

6.

Зайчик пошел в школу.

7.

Яблоко соленое.

8.

Бегемот залез на дерево.

9.

Шапочка резиновая.

10. Дом пошел гулять.

11. Туфли стеклянные.

12. На березе выросли шишки.

13. Волк бродит по лесу.

14. Волк сидит на дереве.

15. В кастрюле варится чашка.

16. Кошка гуляет по крыше.

«Чего не стало?»

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают

на столе. Ребёнку предлагают в течение 30 секунд рассмотреть и запомнить предметы; затем

предметы закрываются ширмой и убирают 1-2 предмета. Снова 30 секунд дается на осмотр

предметов. Задача ребенка назвать каких предметов не стало.

«Птица - не птица».

Задача ребенка внимательно слушать текст и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу,

хлопнуть в ладоши

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

лебеди, куницы,

Галки и стрижи,

Чайки и моржи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Утки, гуси, совы,

Ласточки, коровы…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Палки и стрижи,

Бабочки, чижи,

Аисты, кукушки,

даже совы-сплюшки,

лебеди и утки -

и спасибо шутке

Упражнение «Разложи палочки также»

Ребенку даётся образец с узором из счётных палочек. Задача ребенка выложить узор по

образцу.

Упражнение «Цифровая таблица».

Ребенка показывают таблицу с набором цифр от 1 до 9, которые располагаются в

произвольном порядке. Задача ребенка как можно быстрее находить, показывать и называть

вслух цифры от 1 до 9. Большинство детей выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти

без ошибок. Можно задание усложнять в зависимости от возраста ребенка (больше чисел

предлагать).

1

7

4

8

2

9

6

5

3

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

16

5

9

14

11

23

10



В раздел образования