Автор: Граф Олеся Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5" ДО № 20
Населённый пункт: г. Прохладный Кабардино-Балкарская республика
Наименование материала: Консультация
Тема: "Педагогические беседы для родителей"
Раздел: дошкольное образование
Педагогические беседы с родителями, или « Шесть правил успешного
сотрудничества ДОУ и родителей в вопросе воспитания ребенка».
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда
формируется его здоровье, осуществляется развитие личности.
В это же время это период, в течение которого, ребенок находится в полной
зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов. Поэтому
от совместного сотрудничества ДОУ и родителей по вопросам воспитания
ребенка зависит обеспечение полноценного развития ребенка.
Беседы воспитателя с родителями наиболее доступная и распространенная
форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения
с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.
Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная
форма и в сочетании с другими формами: беседа на родительском собрании,
консультации.
Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу
воспитания и достижения детей единой точки зрения по этим вопросам,
оказание родителям современной помощи. Активное участие в беседе и
воспитателя и родителей – существенная особенность данной формы,
позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.
Способность к общению - это профессиональное
качество воспитателя. Воспитатель должен иметь высокую педагогическую
культуру ; уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника,
взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо
вести себя психологически грамотно. Поэтому ведущая роль в
возникновении бесед всегда должна принадлежать воспитателю.
Активность воспитателя вызывает ответственную активность родителей. В
итоге обсуждать с воспитателем педагогические проблемы, искать у него
совета и поддержки становится потребностью родителей так у кого, как ни
у воспитателя своего ребенка в первую очередь отец и мать должны находить
ответы на волнующие их вопросы.
Но всегда необходимо учитывать некоторые правила при построении беседы.
Правило №1. Характер беседы
Важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность, но не
дружеский тон, в котором ведется беседа. Доброжелательность воспитателя
вызывает у родителей желание откровенно высказывать свое мнение,
делиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка дома.
Беседу всегда лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.
Правило № 2. Место и время проведения беседы
Если инициатором беседы является педагог с конкретным родителем, то
необходимо продумать ряд условий, в частности продумать время и
место беседы. Родители должны располагать достаточным временем, что бы
без спешки обсудить намеченные вопросы. Не должно быть посторонних
лиц, присутствие которых может смущать родителей. В процессе общения ни
чего не должно отвлекать беседующих.
Если же беседа возникла стихийно (обычно инициаторами таких бесед
являются родители) и у воспитателя нет возможности уделить достаточное
внимания родителям, то такую беседу лучше перенести и договориться о
встрече в наиболее удобное для собеседников время. Но, не смотря на то, что
инициатором такой беседы являются родители, руководство беседой должен
взять на себя педагог: он задает ей нужное направлении, делает выводы.
Правило № 3.
Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в
некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные
возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – в
таком случае вы только оттолкнете собеседника. Воспитатель должен
постараться понять чувства отца и матери воспитанника, более того, найти в
них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
Воспитатель всегда располагает фактами, положительно
характеризующих ребенка. Эти факты обязательно надо приводить
при беседе, и тогда, то отрицательное, что приходится говорить воспитателю
о ребёнке, родители воспринимают не так болезненно.
Правило №4.
Психологический контакт с родителями возникнет, когда педагог покажет,
что он видит положительные стороны в характере ребенка и симпатизирует
ему. Когда отец и мать чувствуют, что воспитатель тоже заботится о
благополучии ребенка, психологическая защита становится не нужной и
тогда уже можно переходить к сотрудничеству.
Правило № 5.
Часто бывает так, что каждый собеседник стремится к тому чтобы отстоять
свое собственное мнение. Успешной можно назвать ту беседу в которой не
воспитатель докажет что он прав, а тогда когда привлечет родителей к
активному участию в воспитании ребенка
Правило № 6.
Педагогу перед встречей с родителями необходимо сформулировать его
наблюдения по поводу ребенка, обсудить с родителями, как ему помочь.
Подумать вместе с родителями варианты совместных действий. При этом
важным моментом является то, что бы родители чувствовали,
уверенность воспитателя в успехе над решением проблемы.
Таким образом, беседа является средством установления контактов
с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер
его воспитания. Родители должны получит в результате беседы новые знания
по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна побуждать
у родителей интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство
ответственности за воспитание детей.