Напоминание

"Использование комплекса мероприятий по трудовому воспитанию"


Автор: Прихода Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Подгороднепокровская СОШ"
Населённый пункт: с.Подгородняя - Покровка, Оренбургского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование комплекса мероприятий по трудовому воспитанию"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование комплекса мероприятий по трудовому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

Рассмотрим, какие воспитательные задачи может решать педагог, в

своей работе, учитывая особенности развития трудовой деятельности детей

старшего дошкольного возраста. Каковы методы педагогического руководства

трудовой

деятельности

детей,

направленные

на

воспитание

у

них

нравственных качеств?

Обратимся к деятельности педагога и проанализируем использование

комплекса

мероприятий

по

трудовому

воспитанию

детей

старшего

дошкольного

возраста:

собрать

песок

в

песочном

дворе,

полить

5-6

комнатных

растений,

подмести

часть

веранды

или

беседку.

Наблюдения

позволяют

увидеть

следующие

общепринятые

методы

педагогического

руководства:

-

обучение,

указания,

требования,

предупреждения,

напоминания,

разъяснения, объяснения, диктовка, вопросы;

-

воспитание

-

показ

воспитателя,

совместная

деятельность

воспитателя

и

детей,

оценка

процесса

усвоения

навыков,

поощрение,

одобрение, поэтапная мотивация.

Известно,

как

важен

эмоциональный

фактор

в

формировании

отношении дошкольника к трудовой деятельности. Такой эмоциональный

заряд несут не все методы. Доказано, что обучающее воздействие на ребенка

в

большей

степени

связано

с

самой

деятельностью

и

объективными

условиями,

необходимыми

для

этой

деятельности,

когда

речь

идет

о

воспитании отношения ребенка к трудовой деятельности, то важно помнить о

методах, воздействующих на его чувства. Каково же соотношение методов?

Практика

показывает,

что

методов,

направленных

на

трудовое

обучение,

значительно больше, чем методов, воздействующих на эмоциональную сферу

ребенка (чувства, отношения).

Руководя выполнением поручений, педагог дает свои указания, требует,

предупреждает по ходу действий ребенка. Таким же способом он учит его

трудиться.

Естественно,

что

научить

детей

трудовым

навыкам

без

специальных обучающих методов нельзя, но и в этом случае нужна мера, ибо

лишние

поучения

могут

вызвать

отрицательную

реакцию.

Для

ребенка

четырех лет важна положительная эмоциональная основа, на которую должно

опираться обучение.

При организации любого трудового процесса воспитателю необходимо

предусмотреть

систему

методов

направленных

на

решение

всех

задач

нравственного воспитания.

При

постановке

перед

детьми

цели

деятельности

педагогу

следует

систематически закреплять умение активно ее принимать. Хорошо, если у

него имеется опыт постановки цели в разных формах: просьбы, предложения,

требования. При этом нужно уметь соотносить их с возможностями ребенка.

Просьба или предложение, обращенные к детям, - наиболее желательные

формы

постановки

цели.

Однако

для

некоторых

они

могут

оказаться

неэффективными. Воспитатель, зная детей своей группы, должен предвидеть,

как

они

могут

отнестись

к

его

просьбе

или

предложению.

Иногда

целесообразно приобщать детей к труду в форме поручения, в котором есть

элемент требования. Именно такая форма постановки цели будет безотказно

приятна ребенком. Принятие цели в любом виде (просьбы, предложения)

обязательно должно быть положительно оценено воспитателем («Молодец, я

так

и

знала,

что

ты

захочешь

мне

помочь»,

«Хорошо,

что

ты

любишь

помогать, трудиться, когда работают другие»). Хотя ребенок пока еще труд и

не включился, но его желание педагог уже поощряет, одобряет, поддерживает

его.

Целесообразно

обратить

особое

внимание

на

принятие

цели

тем

ребенком,

который

трудится

без

особого

желания,

а

раньше

порой

отказывался от заданий воспитателя. Нужно поощрить его в присутствии

других детей – для ребенка это важно.

Чтобы воспитывать у детей желание включаться по своей инициативе и

научить их видеть эти возможности, педагог должен использовать жизненные

повседневные

ситуации,

связанные

с

трудом,

или

создавать

подобные

ситуации специально. Рядом няня, воспитатель, дворник и другие взрослые.

Педагог может обратиться ко всем детям с вопросом: «Кто хочет помочь няне,

мне?»

Проявление

ребенком

инициативы,

желание

потрудиться

вместе

с

взрослыми,

помочь

им

всегда

должны

получать

положительную

оценку,

желательно

в

присутствии

всех

детей.

В

средней

группе

целесообразно

ставить перед детьми задачу потрудиться и тогда трудовой процесс еще

только предстоит: «Кто поможет мне, когда мы выйдем на прогулку?», «Кто

поможет дворнику Сергею Петровичу, когда он будет дорожки подметать?»

Детей,

которые,

в

этих

случаях

сами

включились

в

труд,

необходимо

поощрить за то, что они не забыли об обещании, поступили так, как говорили

раньше.

Особое

внимание

уделяется

воспитанию

у

средних

дошкольников

положительного

отношения

к

овладению

необходимыми

трудовыми

навыками

и

умениями.

Прежде

всего,

педагог

должен

определить

их

содержание

в

зависимости

от

конкретных

поручений

в

данной

группе

(протирать, стирать, поливать, класть корм в кормушку, нести стул и др.)

Если задание выполняется впервые, педагогу целесообразно иногда

использовав

прием

диктовки:

«Сначала

найди

лейку,

посмотри,

есть

ли

вода…» В последующих случаях хорошо обсудить план предстоящей работы,

привлекая к обсуждению ребенка. Диктовку следует обязательно сочетать с

так называемой пошаговой мотивацией, объясняющей смысл промежуточных

результатов.

Например,

во

время

стирки

салфеточек,

кукольного

белья

педагог положительно оценивает то, что сделано (Салфетки стирать, еще

чище

будут).

Потом

развесим

салфетки,

чтобы

они

высохли.

Аккуратно

расправим, вот так. Правильно, Леночка, у тебя хорошо выходит».

При формировании трудовых навыков важно сделать осознанным им

применение. Воспитатель говорит: «Так надо делать, потому что это удобно,

хорошо,

быстро».

Пошаговая

мотивация

способствует

этому

осознанию.

Навыки, которые дети приобретают в средней группе детского сада, довольно

разнообразны. Это связано с тем, что они выполняют поручения, требующие

разных

видов

труда:

самообслуживания,

Хозяйственно-бытового

труда

в

природе. Сложными для усвоения являются навык подметания (особенно для

мальчиков),

умение

отжимать

мокрое

белье,

шнуровать

обувь,

надевать

самостоятельно колготы и др. Чтобы дети овладели ими, необходимо прямое

обучение.

Воспитатель должен создать положительную эмоциональную основу

для овладение этими навыками и следить, как идет их усвоение. Во время

выполнения обращается внимание на интерес ребенка, желание научиться

действию, приему, одобряется это стремление. Воспитатель подчеркивает: «У

тебя уже понемногу получается: подметал ровно, не пылил. Постарайся и

дальше так подметать пол».

Обычно педагог оценивает труд ребенка в момент завершения, а в ходе

деятельности

его

руководство

ограничивается

требованиями,

указаниями,

напоминаниями. Это неверно, так как малышу необходимо постоянно быть

уверенным

в

том,

что

он

делает

правильно.

Даже

в

тех

случаях,

когда

воспитатель перестает контролировать его действия, он сам поглядывает на

взрослого

в

ожидании

его

оценки.

Когда

в

ходе

выполнения

задания

воспитатели

пользуются

приемом

оценки,

то

она

в

основном

носит

обобщенный

характер:

Оценивается

деятельность

в

целом,

а

следует

оценивать

и

промежуточный

результат,

какие-то

конкретные

действия

ребенка, что повышает у него интерес к работе, желание продолжать ее.

Успешному

овладению

необходимыми

умениями

способствуют

совместная деятельность детей и их общение друг с другом. Учитывая такую

характерную

черту

детей

пятого

года

жизни,

как

подражательность,

целесообразно

объединить

умелого

ребенка

со

сверстником,

у

которого

непрочно сформированы трудовые умения и навыки. Тогда можно видеть, как

менее умелый ребенок, поглядывая на сверстника, старается подражать ему,

делать так, как он. Воспитатель одобряет, поощряет эти действия.

Воспитательную

ценность

трудовой

деятельности

придают

навыки

культуры работы: умение бережно и правильно использовать специальное

оборудование, удобно располагать его с помощью воспитателя, убирать на

место. Важно знание правил совместной деятельности: не мешать друг другу,

проявлять элементарную предупредительность, оказывать помощь товарищу

самостоятельно

или

после

в

напоминания

педагога.

Основные

методы

формирования навыков культуры труда – напоминание, показ, совместная

деятельность

ребенка

и

взрослого.

Усвоение

этих

правил

способствует

формированию

начал

многих

нравственных

качеств:

аккуратности,

уважительного отношения к людям и результатам их труда.

Планирование,

самоконтроль

и

контроль

в

процессе

трудовой

деятельности

сложные

мыслительные

операции

для

детей

пятого

года

жизни. Однако некоторые элементы их уже доступны им. Дети могут в

элементарной форме рассказать, что они будут делать сейчас, а потом, и

придерживаются в рассказах объективной логической последовательности

некоторых

трудовых

операций.

Педагогу

активно

использовать

вопросы,

которые помогают детям мысленно закреплять последовательность действий,

перечисленных,

показанных

воспитателем:

«Расскажи,

как

ты

будешь

выполнять работу. Что тебе еще осталось сделать?». Вопросы побуждают

ребенка

сосредоточиться,

вспомнить

последовательность

действий

и

правильно выполнить задание.

Организуя работу, педагог спрашивает ребенка, будет ему для этого,

знает ли он, где взять оборудование, что надо сделать, когда закончишь

работу.

Подобные

вопросы

детей

организовывать

свою

деятельность.

Полезно использовать при этом наглядные методы.

Результат

трудовой

деятельности

особенно

важен

и

для

его

нравственного воспитания. Необходимо с самого начала приучать всех детей

по

завершении

работы

сообщать

об

этом

воспитателю.

Не

всегда,

к

сожалению, ему удается тщательно проконтролировать деятельность каждого

ребенка от начала и до конца, и это вызывает трудности при ее оценке.

Оценка

должна

быть

направлена

на

результат

труда,

на

его

значением

причины, его обусловившие (старался, не отвлекался, любит трудиться).

Педагог должен придать результату общественно ценный смысл, чтобы

ребенок почувствовал, что его труд действительно кому-то был нужен, что

достигнутым результатам рады. Но дети часто без интереса выслушивают

«анализ» воспитателем их деятельности. Чтобы повысить эмоциональную

заинтересованность

детей,

педагог

может

широко

использовать

игрушки,

персонажи

кукольного

театра.

Тогда

оценка

результатов

работы

вызовет

интерес у каждого ребенка, и он будет ждать и внимательно слушать, что ему

скажет мишка, заяц, петрушка…

Итак, чтобы труд стал средством воспитания, педагогу, работающему с

детьми среднего возраста, необходимо приложить немало усилий. Если он

требователен

и

постоянен

в

своих

требованиях,

дети

принимают

предлагаемую

им

цель

и

включаться

в

трудовую

деятельность

в

силу

послушания.

Однако

в

процессе

труда

могут

выявиться

некоторые

их

особенности, требующие специального внимания педагога.

Дошкольникам

среднего

возраста

уже

небезразлично

содержание

выполняемой работы. Их привлекает не только сам процесс работы, и ее

содержание. Например, они с удовольствием выполняют трудовые задания по

уходу за растениями и животными, накрывают на стол, стирают кукольное

белье, моют игрушки. И в то же время без особого удовольствия убирают

игрушки, приводят в порядок одежду в шкафах, убирают рабочее место.

Некоторые

проявляют

даже

брезгливость.

«Я

это

не

хочу

делать,

руки

испачкаю», «Эти тряпочки грязные (после клея), я не буду их стирать»-

говорят они.

Для ребенка этого возраста уже важно, с кем ему предстоит выполнять

задание. Он проявляет симпатию к тому или иному сверстнику, и может кого-

то

предпочесть.

Мотивы

предпочтений

самые

неожиданные:

«Мы

рядом

живем», «Мы ходим вместе гулять», «Она мне давала санки», «Мы вместе

смеялись, она хорошая».

Воспитывающие

возможности

трудовой

деятельности,

зависят

от

характера руководства ею, от методов, направленных на воспитание личности

в труде и на формирование отношения к самому труду.

У дошкольников среднего возраста пока нет организационных навыков,

и их формирование представляет большую трудность в силу возрастных

особенностей

детей.

Необходимы

постоянные

напоминания

воспитателя,

показ им рациональных способов подготовки рабочего места, разъяснение,

почему

именно

так

надо

располагать

материалы

и

инструмент:

«Так

удобнее», «Так лучше, приятнее трудиться» и т.п.

Достижение

результата

и

его

качество

всегда

оценивать,

учитывая

наличие

организационных

навыков.

Это

создает

хорошую

основу

для

воспитания культуры деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Давая поручение, воспитатель должен помнить, что пятилетние дети

лучше выполняют ту работу, результаты которой могут быть получены. В

противном случае обязательно следует промежуточные результаты, чтобы у

детей возникло желание продолжить работу до ее завершения.

Отношение к конечному результату пока не является определяющим

побудителем трудовой деятельности ребенка. Чаще всего таким стимулом

является

совместная

деятельность

взрослого

и

ребенка

или

включение

взрослого

в

трудовой

процесс

в

момент

снижения

эмоционально-

положительного настроя в труде при частых отвлечениях. Несмотря на то что

в

трудовой

деятельности

дети

среднего

дошкольного

возраста

начинают

проявлять

некоторую

самостоятельность,

роль

взрослого

пока

является

организующей и направляющей, как в постановке цели, так и в поиске

средств ее достижения.

Формирование у детей моральных представлений в связи с трудовой

деятельностью

в

детских

дошкольных

учреждениях

уделяется

большое

внимание воспитанию у детей эмоционально-положительного отношения к

труду.

Процесс

этот

зависит

от

развития

моральных

представлений

дошкольников.

Заключение

Труд

важнейшее

средство

воспитания,

начиная

с

дошкольного

возраста;

в

процессе

формируется

личность

ребенка,

складываются

коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является

важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском

саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать

пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к

работе

с

любовью,

видеть

в

ней

радость

необходимое

условие

для

проявления творчества личности, ее талантов. Труд всегда был основой для

человеческой жизни и культуры.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания

личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет

все представление о себе и об окружающем мире. Выполнение определенных

посильных

трудовых

обязанностей

способствует

воспитанию

у

ребенка

чувства

ответственности,

доброжелательности,

отзывчивости.

Для

формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные

условия. Здесь все дела и заботы общие.

Трудовая

деятельность

должна

способствовать

повышению

общего

развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм

сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие,

самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга.

В

процессе

труда

активизируется

физическая

сила

и

умственная

деятельность

детей.

Воспитатели

помогают

каждому

ребенку

осознать

жизненную

необходимость

и

полезность

своего

труда

для

окружающих,

вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание

принять

участие

в

общей

работе.

Целью

данной

работы

является:

теоретически

обосновать

и

экспериментально

проверить

эффективность

педагогических условий формирования трудовых умений у детей старшего

дошкольного возраста.

Содержание

трудовой

деятельности

в

условиях

дошкольного

учреждения многообразно: оно находит свое выражение в таких видах труда,

как самообслуживание, ручной труд, труд в природа, хозяйственно-бытовой

труд, и в таких формах, как дежурство, поручения, коллективной труд. В

каждой возрастной группе эти формы и виды трудовой деятельности находят

свое

практическое

воплощение,

выполняя

целый

ряд

воспитательных

и

развивающих функций.

Условия

организации

трудовой

деятельности

дошкольников

охватывают

значительный

диапазон

факторов

от

психологических

и

педагогических, до материальных.

Проведенное

нами

исследование

позволило

выявить

субъективное

осознание

педагогическими

работниками

значимости

различных

условий

труда дошкольников. Самыми значимыми условиями организации трудовой

деятельности дошкольников они считают безопасность, последовательность

и повседневность трудовых действий. Мало значения воспитатели придают

таким формальным требованиям к организации труда дошкольников, как

оборудование, средства организации труда дошкольников, индивидуальный

подход.

Соблюдение условий организации труда дошкольников станет залогом

правильного формирования трудовых навыков, повышения эффективности

трудового воспитания, реализацией его развивающих и воспитательных

функций. Понимание, принятие и организации условий трудовой

деятельности дошкольников — гарантия развития полноценной личности,

будущего гражданина своей страны



В раздел образования