Автор: Соснина Екатерина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №8"
Населённый пункт: город Королёв Московской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи с использованием
технологии ТРИЗ
«Путешествие в царство «Зимушки-Зимы»
(средняя группа №2)
1.
Познание: закрепить представления о характерных признаках зимы,
расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
2.
Коммуникация: развивать навыки общения, диалогическую речь
3.
Безопасность: не наносить вред природе, формировать основы
собственной безопасности жизнедеятельности.
4.
Художественное творчество: вызвать у детей положительные эмоции,
используя художественное слово, музыку, фольклор.
5.
Словарная работа: лёгкая радостная, снежная, пушистая, зимняя.
Предварительная работа: беседа о признаках зимы, рассматривание
иллюстраций.
Материал и оборудование: иллюстрации пейзажей зимы, сугробы
опорные картинки, разрезные картинки, картина «Что перепутал
художник», модели-зайца – снеговика, снежинки, снежки, макет деревца.
Технические средства: ноутбук, телевизор, музыкальные композиции.
Ход занятия
Этюд «Дружба»
Мы за руки возьмемся
Друг другу улыбнемся
Мы ребята дружные Да-Да-ДА
И совсем на скучные нет-нет- нет!
А сейчас давайте подуем на ладошки передадим хорошее настроение нашим
гостям и поздороваемся с ними.
Послушайте ребятки что я вам скажу и загадку расскажу!
-Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым,
Перестал реветь медведь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает, когда это бывает (Зимой)
-Правильно зимой.
-Назовите зимние месяцы
Дети: декабрь, январь, февраль
А как вы догадались? (снег лежит, деревья голые, солнышко не греет)
А что можно сказать о снеге? (белый, легкий, пушистый, холодный)
Какой день зимой (короткий)
Какая ночь (длинная)
1
Слайд 1
Вот Зимушка-Зима к вам в гости пришла.
А с собою снега принесла
2. Психологический тренинг «Зимушка -Зима»
-Сейчас я с вами поделюсь частичками снега (раздаю снежинки)
Давайте встанем в кружок и превратимся в снежинки. И покружимся, как
будто мы легкие, пушистые, невесомые.
(звучит аудиозапись «Серебристые снежинки»
Физкультминутка.
«Снежинка»
Играющие расходятся по залу.
На сигнал «Ветер подул, закружил снежинки!» дети кружатся на месте.
Со словами взрослого «Снежиночки – пушиночки устали на лету,
кружиться перестали, присели отдохнуть» -приседают.
Игра повторяется.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружится, мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получатся снежок.).
-Ребятки, а слышали какая красивая, волшебная, чудесная мелодия звучала
сейчас,
А как ещё можно сказать о ней? Какая она?
(ответы детей)
Воспитатель дополняет: лёгкая, зимняя, радостная, пушистая, снежная.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в гости к Зимушке-Зиме,
но дорога в её царство будет не легкой, но очень интересной.
И так: на ковре рассыпаны снежинки
1. Чтобы дойти до первого сугроба нужно вспомнить зимние слова, взять
одну снежинку
(снег, зима, снеговик, мороз, вьюга, метель, лед, снегопад, снежинка,
сосулька).
Дети а какие зимние забавы вы любите: лепить из снега, кататься на санках,
на лыжах, на коньках …
Воспитатель:
2. На сугробе сидит зайчик и плачет. Он жалуется, что Зимушка подарила ему
ледяные картины о зимних забавах, но они раскололись. Зайчик просит детей
помочь ему собрать картины. (дети собирают разрезные картинки)
2
3. Чтобы дойти до второго снежного сугроба, нужно придумать слова,
обозначающие зимнюю одежду, в которых есть звук «ш» (шапка, шуба, шарф,
шаль, штаны).
Идем дальше:
Подходим к мольберту
4. Стихотворение И. Сурикова «Зима»
Воспитатель читает стихотворение с использованием схемы-пиктограммы
(схематичный рисунок на каждое четверостишие):
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Божьи дни коротки
Солнце светит мало, –
Вот пришли морозы
–И зима настала
У меня есть вот такие волшебные картинки, которые вам помогут,
прочитать стихотворение
(на мольберте появляются опорные картинки)
Какие молодцы! Так хорошо так много знаете о зиме!
А теперь положите снежинки в волшебную корзиночку и посмотрим, что
сними произойдет?
-Раз, два, три- посмотрите наши снежинки превратились в снежки.
(воспитатель незаметно меняет корзиночки)
Физкультминутка: «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз подбросим,
Два поймали,
Три уроним,
Ой сломали
-Как весело мы поиграли в снежки.
3
А сейчас поиграем со словами
5. Игра словесная со снежком «Назови ласково»
«Воспитатель: бросает детям снежок
Снег-снежок,
Мороз- морозец,
Ветер-ветерок
Санки -саночки
Лёд- ледок
Зима- зимушка
Гора-горка
Холод- холодок
Воспитатель: Молодцы дети!
Продолжим свой путь дальше
Слайд СНЕГОВИК
6.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы дошли ещё до одного снежного
сугроба и нас встречает Снеговик. Он предлагает рассмотреть картину
и рассказать, что перепутал художник, когда её писал.
4
Дети: Зимой не растут цветы, зимой нет зелёных листьев на деревьях, зимой
дети не гуляют в туфельках и платьях под зонтом.
Дети у нас осталось ещё одно задание снеговичок просит помочь деревцу
Воспитатель: посмотрите какое странное дерево
.Вот дерево, но у него нет веток ,только ствол.
Как помочь дереву?
Соберем веточки
(дети вставляют веточки и укрывают белой ватой.
Молодцы ребятки красиво собрали и украсили наше деревце. Давайте
пригласим нашего зайчика и снеговика под наше деревце.
Итог занятия
Воспитатель:
_Сегодня мы побывали в зимнем лесу, вспомнили что бывает зимой,
прочитали стихотворение, помогли зайке и снеговику.
Воспитатель:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам понравилось?
Дети перечисляют:
Молодцы, хорошо играли,
Все задания выполняли!
Мы с Зимушкой вас благодарим,
5
И подарки вам дадим
Чтобы вы не забыли зиму и помнили её приметы!
Давайте попрощаемся с нашими гостями!
ДОСВИДАНИЯ!!!
6