Автор: Прозорова Светлана Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Контакт"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительное образование детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Создание в образовательных организациях условий детей с ОВЗ
качественного образования
(из опыта работы детского объединения «Дошколенок»)
Прозорова С.Ю., ПДО ВКК
МБУ ДО ДЮЦ «Контакт», город Екатеринбург
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является
их неотъемлемых законодательно закрепленным правом и основополагающим
условием
успешной
социализации.
Обеспечение
полноценного
участия
в
жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной
деятельности закреплено Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. №
273 – ФЗ «Об образовании в РФ».
Расширение образовательных возможностей детей – инвалидов и детей с
ОВЗ является наиболее продуктивным фактором социализации этой категории
обучающихся в обществе.
Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного
образования
–
социализация
детей
в
современных
условиях.
Сегодня
социальная
ситуация
выдвигает
на
передний
план
личность,
способную
действовать
универсально,
владеющей
культурой
ж и з н е н н о го
самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, т.е.
личность социально-компетентную. В процессе ее становления значительную
роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой
знаний
учебных
предметов,
а
целостной
культурой,
которая
дает
свободу
самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.
Большой проблемой для детей с ОВЗ является недостаток общения.
Острота
проблемы
заключается
в
том,
что
«особые»
дети
не
имеют
возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа
жизни.
Ребенок с ОВЗ (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на
освоение социального опыта, социализации, включение в жизнь общества.
Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от
общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают
процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие
растущего
человека.
Важнейшими
задачами,
поэтому
являются
предупреждение
возникновения
вторичных
отклонений
в
развитии,
их
коррекции и компенсация средствами образования.
МБУ
ДО
Детско-юношеский
центр
«Контакт»
является
звеном,
обеспечивающим помощь семье в воспитании детей старшего дошкольного
возраста, оздоровлении и коррекции недостатков в развитии детей, в охране и
укреплении
их
физического
и
психического
здоровья,
в
развитии
индивидуальных способностей детей.
Вся работа проводится с учетом обеспечения права семьи на оказание ей
помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе
приоритетных
направлений
образовательной
деятельности
учреждения
дополнительного образования:
1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка независимо от психофизических и других особенностей (в том числе
ОВЗ).
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребенка
как
субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового
образа
жизни,
развития
их
социальных,
нравственных,
эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности
и
ответственности
ребенка,
формирования
предпосылок
учебной
деятельности.
5. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на:
- коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей;
- формирование у них представлений об окружающем мире и самих себя в
нем;
- успешную адаптацию к жизни в обществе;
-формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной
компетентности обучающихся;
- формирование готовности к обучению в школе.
Дополнительное образование для детей с ОВЗ означает, что им создаются
условия
для
вариативного
вхождения
в
те
или
иные
детско
–
взрослые
сообщества позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки
свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и
профессионального пути.
Целевые ориентиры в работе с детьми с ОВЗ в учреждении
дополнительного образования
Образовательные
области
Направления работы
Целевые ориентиры
Социально –
коммуникативное
развитие
- освоение социальных
отношений
- освоение безопасных
моделей поведения
- овладение
культурными и
безопасными способами
деятельности
Познавательное
развитие
- обучение умениям
сопоставлять,
сравнивать,
ориентироваться в
- ребенок проявляет
инициативу в
познавательной
деятельности
пространстве и времени
с использованием
принципов наглядности
- формирование
положительного
отношения к миру
- ребенок обладает
установкой + отношение
к миру
Речевое развитие
- регулярное
формирование речевых и
коммуникативных
умений
- ребенок может
использовать речь, для
выражения своих
мыслей и желаний