Напоминание

Дополнительное образование детей с ОВЗ


Автор: Прозорова Светлана Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Контакт"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительное образование детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Создание в образовательных организациях условий детей с ОВЗ

качественного образования

(из опыта работы детского объединения «Дошколенок»)

Прозорова С.Ю., ПДО ВКК

МБУ ДО ДЮЦ «Контакт», город Екатеринбург

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является

их неотъемлемых законодательно закрепленным правом и основополагающим

условием

успешной

социализации.

Обеспечение

полноценного

участия

в

жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной

деятельности закреплено Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. №

273 – ФЗ «Об образовании в РФ».

Расширение образовательных возможностей детей – инвалидов и детей с

ОВЗ является наиболее продуктивным фактором социализации этой категории

обучающихся в обществе.

Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного

образования

социализация

детей

в

современных

условиях.

Сегодня

социальная

ситуация

выдвигает

на

передний

план

личность,

способную

действовать

универсально,

владеющей

культурой

ж и з н е н н о го

самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, т.е.

личность социально-компетентную. В процессе ее становления значительную

роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой

знаний

учебных

предметов,

а

целостной

культурой,

которая

дает

свободу

самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.

Большой проблемой для детей с ОВЗ является недостаток общения.

Острота

проблемы

заключается

в

том,

что

«особые»

дети

не

имеют

возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа

жизни.

Ребенок с ОВЗ (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на

освоение социального опыта, социализации, включение в жизнь общества.

Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от

общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают

процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие

растущего

человека.

Важнейшими

задачами,

поэтому

являются

предупреждение

возникновения

вторичных

отклонений

в

развитии,

их

коррекции и компенсация средствами образования.

МБУ

ДО

Детско-юношеский

центр

«Контакт»

является

звеном,

обеспечивающим помощь семье в воспитании детей старшего дошкольного

возраста, оздоровлении и коррекции недостатков в развитии детей, в охране и

укреплении

их

физического

и

психического

здоровья,

в

развитии

индивидуальных способностей детей.

Вся работа проводится с учетом обеспечения права семьи на оказание ей

помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе

приоритетных

направлений

образовательной

деятельности

учреждения

дополнительного образования:

1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том

числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка независимо от психофизических и других особенностей (в том числе

ОВЗ).

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей

и

творческого

потенциала

каждого

ребенка

как

субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

4. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового

образа

жизни,

развития

их

социальных,

нравственных,

эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности

и

ответственности

ребенка,

формирования

предпосылок

учебной

деятельности.

5. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на:

- коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей;

- формирование у них представлений об окружающем мире и самих себя в

нем;

- успешную адаптацию к жизни в обществе;

-формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной

компетентности обучающихся;

- формирование готовности к обучению в школе.

Дополнительное образование для детей с ОВЗ означает, что им создаются

условия

для

вариативного

вхождения

в

те

или

иные

детско

взрослые

сообщества позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки

свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и

профессионального пути.

Целевые ориентиры в работе с детьми с ОВЗ в учреждении

дополнительного образования

Образовательные

области

Направления работы

Целевые ориентиры

Социально –

коммуникативное

развитие

- освоение социальных

отношений

- освоение безопасных

моделей поведения

- овладение

культурными и

безопасными способами

деятельности

Познавательное

развитие

- обучение умениям

сопоставлять,

сравнивать,

ориентироваться в

- ребенок проявляет

инициативу в

познавательной

деятельности

пространстве и времени

с использованием

принципов наглядности

- формирование

положительного

отношения к миру

- ребенок обладает

установкой + отношение

к миру

Речевое развитие

- регулярное

формирование речевых и

коммуникативных

умений

- ребенок может

использовать речь, для

выражения своих

мыслей и желаний



В раздел образования