Напоминание

Метод проектов на уроках русского языка и литературы как один из путей решения проблемы создания ориентировочной основы деятельности учащихся


Автор: Петушенко Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №137 с углублённым изучением иностранных языков
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Метод проектов на уроках русского языка и литературы как один из путей решения проблемы создания ориентировочной основы деятельности учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Метод проектов на уроках

русского языка и литературы как один из

путей

решения

проблемы

создания

ориентировочной

основы

деятельности учащихся

Петушенко Е.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

(г. Новосибирск, МБОУ СОШ №137)

Педагогика, в которой роль учителя сводится лишь к передаче занятий,

постепенно отходит на второй план и заменяется другими формами работы.

Творческое

развитие

способностей

ребенка

в

репродуктивной

педагогике

вряд ли возможно. Развитие ребенка – это прежде всего развитие личности.

Слушая

из

урока

в

урок

учителя,

ребенок,

к

сожалению,

привыкает

не

работать. Творческий потенциала ученика не проявляется. Что такое знание,

образование,

обучение

в

традиционной

системе

преподавания?

Это

деятельность

учителя,

который

понуждает

ученика,

вынуждает

его

выполнить

его

выполнять

определенные

действия,

властвует

над

волей

ребенка. В такой ситуации ученик угадывает цели учителя, чего именно

добиваются от него, но редко он осознает эти цели как собственные.

Современный

этап

развития

общества

выдвигает

особое

требование

к

школьному

образованию.

Цель

его

воспитание

активной,

творческой

личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать

знания

в

условиях

исследовательского

поиска,

самостоятельно

выбирать

средства и способы решения задач, умеющей контролировать и оценивать

самостоятельную

деятельность,

способной

организовать

дискуссию

по

выработке критериев правильности решения, а также представлять продукт

своей деятельности.

Огромную популярность в последнее время приобрел метод проектов,

который рассматривается как один из инновационных подходов в российском

образовании.

Именно

проектная

форма

педагогической

деятельности

предполагает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и

предусматривает

продуманное

и

обоснованное

сочетание

разных

форм

деятельности с многообразием методов и средством обучения.

Метод проектов привлекателен как для учителя ,так и для учеников.

проект

разрабатывается

по

современной

инициативе

учеников

и

учителя;

работа по проекту является исследовательской, моделируя настоящую

научную работу;

проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает и изменения в

ходе работы;

проект позволяет постепенно двигаться к цели.

Какие цели мы ставим, используя метод проектов на уроках русского языка и

литературы?

Образовательные

развивать

в

учениках

языковую

рефлексию,

продумывать работу с учениками так, чтобы они задумывались над тем, как

мы

говорим,

почему

мы

так

говорим,

как

эти

знания

использовать

в

дальнейшем. Ученики, работая над своей темой, учатся собирать языковой

материал, анализировать его, делать выводы, читать специальную литературу,

осваивать терминологию и т.п., то есть приобщаться к культуре исследования

и

углублять

свои

знания

в

лингвистике,

а

также

в

других

областях

гуманитарной науки.

Воспитательные –воспитывать терпимость к чужому мнению; внимательное,

доброжелательное отношение к суждениям других учеников, нести личную

ответственность за выполнение коллективной работы и т.п.

Развивающие – развивать умение работать самостоятельно со специальной

дополнительной

литературой,

расширять

кругозор,

повышать

эрудицию,

развивать интерес к различным источникам знаний, развивать творческую

способность учеников, умения предъявлять свою работу другим и т.п.

В процессе работы над проектом могут возникнуть такие проблемные

ситуации:

ученики не знают способов решения поставленной задачи, не могут

ответить на вопрос, дать объяснение новому факту учебной ситуации;

ученики

не

умеют

использовать

ранее

усвоенные

знания

в

новых

практических условиях;

ученики

не

владеют

теоретическими

знаниями

для

объяснения

выполненного учебного задания.

Метод

проектов

предполагает

совокупность

учебно-воспитательных

приемов,

которые

позволяют

решить

ту

или

иную

проблему

путем

самостоятельных

действий

учеников,

с

обязательной

презентацией

этих

результатов.

Этапы работы над проектом

Первый

этап поисковый: предложение темы исследования.

На данном

этапе

учитель

должен

решить

первую

задачу:

создать

условия

для

становления

субъектности

личности.

Следующей

задачей

является

необходимость включения всех учащихся в работу над самим проектом.

Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта.

Второй

этап

аналитический:

согласование

общей

линии

разработки

проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над

проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой

работы.

Обсуждение

первых

результатов

в

группе.

Работая

вместе

с

учителем, ученик имеет возможность совместно с педагогом анализировать

свою

деятельность,

выбирать

и

отстаивать

точку

зрения,

делать

определенные выводы в нравственной сфере, ценностном отношении, ибо,

если нет рефлексии личности, нет её развития.

Третий

этап

практический:

оформление

работы

над

проектом.

Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

На

этом

этапе

происходит

сбор

всего

материала,

обсуждение

итоговой

презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися

самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с

членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в

целом.

Четвёртый

этап

презентационный.

Одним

из

важных

эт апов

осуществления

учебного

проекта

является

презентация.

Она

завершает,

подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для

учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации

уже с самого начала работы над проектом.

Выбранный

способ

презентации

или

опирается

на

уже

сформированные

умения проводить публичные выступления и демонстрации, или в процессе

работы

над

проектом

эти

умения

формируются

и

развиваются.

На

презентации может происходить демонстрация или альбома, или альманаха

или устного доклада.

Результат

необходимо

публично

продемонстрировать,

презентовать,

т.е.

рассказать и показать, опубликовать

,

представить на общее обозрение. Для

подростка

возможность

получить

признание

результативности

его

самостоятельной

творческой

работы

трудно

переоценить.

В

процессе

презентации

происходит

самоутверждение

и

повышение

самооценки

лич но с т и,

формируют с я

и

ра зв ива ют с я

на в ыки

п у бл и ч н о го

самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу

взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости,

компетентности, успешности.

Презентация проекта важна и для самосознания каждого участника группы.

Выступление

перед

одноклассниками,

приглашенными

гостями

даёт

возможности

каждому

ученику

публично

проявить

себя.

Выступая

с

докладом,

школьники

учатся

правильно

держаться

перед

слушателями,

преодолевать застенчивость, скованность, а также, давая пояснения, включать

необходимую аудио-видеотехнику. Быть может, важнее даже просто увидеть

свою

фамилию

в

списке

исполнения

проекта.

Не

менее

важна

в

этой

ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические

замечания.

Пятый

этап

контрольный.

На

этом

этапе

происходит

отчёт,

оценка

результатов проекта и общего хода над ним, а также планирование тем

будущих проектов.

Включение в образовательный процесс проектной деятельности способствует

становлению

индивидуальной

образовательной

траектории

учащихся,

обеспечивает опыт организации школьником своих внутренних и внешних

ресурсов для достижения поставленной им цели.

Примерами

проектов

могут

быть

лингвистические,

направленные

на

изучение языковых особенностей фольклора, этимологии слов; литературные

исследования;

творческие

проекты

(сочинение

сказок

для

усвоения

программного

материала);

составление

опорных

схем-конспектов

при

изучении орфограмм и пунктограмм и т.п.

Предполагаемый результат проектной деятельности:

• словарик

• морфологический портрет слова

• энциклопедия одного слова

• сборник иллюстраций

• сборники собственных творческих работ

• стенгазета

• видео- или слайд-фильм

• лингвистический анализ текста

• публикация

• буклет

• презентация

Проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении

русскому языку и литературе, исключить формальный характер изучения

этих предметов, расширить пространство общения, осуществить широкую

опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков.



В раздел образования