Автор: Петушенко Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №137 с углублённым изучением иностранных языков
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Метод проектов на уроках русского языка и литературы как один из путей решения проблемы создания ориентировочной основы деятельности учащихся
Раздел: среднее образование
Метод проектов на уроках
русского языка и литературы как один из
путей
решения
проблемы
создания
ориентировочной
основы
деятельности учащихся
Петушенко Е.А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
(г. Новосибирск, МБОУ СОШ №137)
Педагогика, в которой роль учителя сводится лишь к передаче занятий,
постепенно отходит на второй план и заменяется другими формами работы.
Творческое
развитие
способностей
ребенка
в
репродуктивной
педагогике
вряд ли возможно. Развитие ребенка – это прежде всего развитие личности.
Слушая
из
урока
в
урок
учителя,
ребенок,
к
сожалению,
привыкает
не
работать. Творческий потенциала ученика не проявляется. Что такое знание,
образование,
обучение
в
традиционной
системе
преподавания?
Это
деятельность
учителя,
который
понуждает
ученика,
вынуждает
его
выполнить
его
выполнять
определенные
действия,
властвует
над
волей
ребенка. В такой ситуации ученик угадывает цели учителя, чего именно
добиваются от него, но редко он осознает эти цели как собственные.
Современный
этап
развития
общества
выдвигает
особое
требование
к
школьному
образованию.
Цель
его
–
воспитание
активной,
творческой
личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать
знания
в
условиях
исследовательского
поиска,
самостоятельно
выбирать
средства и способы решения задач, умеющей контролировать и оценивать
самостоятельную
деятельность,
способной
организовать
дискуссию
по
выработке критериев правильности решения, а также представлять продукт
своей деятельности.
Огромную популярность в последнее время приобрел метод проектов,
который рассматривается как один из инновационных подходов в российском
образовании.
Именно
проектная
форма
педагогической
деятельности
предполагает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и
предусматривает
продуманное
и
обоснованное
сочетание
разных
форм
деятельности с многообразием методов и средством обучения.
Метод проектов привлекателен как для учителя ,так и для учеников.
•
проект
разрабатывается
по
современной
инициативе
учеников
и
учителя;
•
работа по проекту является исследовательской, моделируя настоящую
научную работу;
•
проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает и изменения в
ходе работы;
•
проект позволяет постепенно двигаться к цели.
Какие цели мы ставим, используя метод проектов на уроках русского языка и
литературы?
Образовательные
–
развивать
в
учениках
языковую
рефлексию,
продумывать работу с учениками так, чтобы они задумывались над тем, как
мы
говорим,
почему
мы
так
говорим,
как
эти
знания
использовать
в
дальнейшем. Ученики, работая над своей темой, учатся собирать языковой
материал, анализировать его, делать выводы, читать специальную литературу,
осваивать терминологию и т.п., то есть приобщаться к культуре исследования
и
углублять
свои
знания
в
лингвистике,
а
также
в
других
областях
гуманитарной науки.
Воспитательные –воспитывать терпимость к чужому мнению; внимательное,
доброжелательное отношение к суждениям других учеников, нести личную
ответственность за выполнение коллективной работы и т.п.
Развивающие – развивать умение работать самостоятельно со специальной
дополнительной
литературой,
расширять
кругозор,
повышать
эрудицию,
развивать интерес к различным источникам знаний, развивать творческую
способность учеников, умения предъявлять свою работу другим и т.п.
В процессе работы над проектом могут возникнуть такие проблемные
ситуации:
•
ученики не знают способов решения поставленной задачи, не могут
ответить на вопрос, дать объяснение новому факту учебной ситуации;
•
ученики
не
умеют
использовать
ранее
усвоенные
знания
в
новых
практических условиях;
•
ученики
не
владеют
теоретическими
знаниями
для
объяснения
выполненного учебного задания.
Метод
проектов
предполагает
совокупность
учебно-воспитательных
приемов,
которые
позволяют
решить
ту
или
иную
проблему
путем
самостоятельных
действий
учеников,
с
обязательной
презентацией
этих
результатов.
Этапы работы над проектом
Первый
этап – поисковый: предложение темы исследования.
На данном
этапе
учитель
должен
решить
первую
задачу:
создать
условия
для
становления
субъектности
личности.
Следующей
задачей
является
необходимость включения всех учащихся в работу над самим проектом.
Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта.
Второй
этап –
аналитический:
согласование
общей
линии
разработки
проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над
проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой
работы.
Обсуждение
первых
результатов
в
группе.
Работая
вместе
с
учителем, ученик имеет возможность совместно с педагогом анализировать
свою
деятельность,
выбирать
и
отстаивать
точку
зрения,
делать
определенные выводы в нравственной сфере, ценностном отношении, ибо,
если нет рефлексии личности, нет её развития.
Третий
этап –
практический:
оформление
работы
над
проектом.
Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.
На
этом
этапе
происходит
сбор
всего
материала,
обсуждение
итоговой
презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися
самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с
членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в
целом.
Четвёртый
этап –
презентационный.
Одним
из
важных
эт апов
осуществления
учебного
проекта
является
презентация.
Она
завершает,
подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для
учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации
уже с самого начала работы над проектом.
Выбранный
способ
презентации
или
опирается
на
уже
сформированные
умения проводить публичные выступления и демонстрации, или в процессе
работы
над
проектом
эти
умения
формируются
и
развиваются.
На
презентации может происходить демонстрация или альбома, или альманаха
или устного доклада.
Результат
необходимо
публично
продемонстрировать,
презентовать,
т.е.
рассказать и показать, опубликовать
,
представить на общее обозрение. Для
подростка
возможность
получить
признание
результативности
его
самостоятельной
творческой
работы
трудно
переоценить.
В
процессе
презентации
происходит
самоутверждение
и
повышение
самооценки
лич но с т и,
формируют с я
и
ра зв ива ют с я
на в ыки
п у бл и ч н о го
самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу
взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости,
компетентности, успешности.
Презентация проекта важна и для самосознания каждого участника группы.
Выступление
перед
одноклассниками,
приглашенными
гостями
даёт
возможности
каждому
ученику
публично
проявить
себя.
Выступая
с
докладом,
школьники
учатся
правильно
держаться
перед
слушателями,
преодолевать застенчивость, скованность, а также, давая пояснения, включать
необходимую аудио-видеотехнику. Быть может, важнее даже просто увидеть
свою
фамилию
в
списке
исполнения
проекта.
Не
менее
важна
в
этой
ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические
замечания.
Пятый
этап
–
контрольный.
На
этом
этапе
происходит
отчёт,
оценка
результатов проекта и общего хода над ним, а также планирование тем
будущих проектов.
Включение в образовательный процесс проектной деятельности способствует
становлению
индивидуальной
образовательной
траектории
учащихся,
обеспечивает опыт организации школьником своих внутренних и внешних
ресурсов для достижения поставленной им цели.
Примерами
проектов
могут
быть
лингвистические,
направленные
на
изучение языковых особенностей фольклора, этимологии слов; литературные
исследования;
творческие
проекты
(сочинение
сказок
для
усвоения
программного
материала);
составление
опорных
схем-конспектов
при
изучении орфограмм и пунктограмм и т.п.
Предполагаемый результат проектной деятельности:
• словарик
• морфологический портрет слова
• энциклопедия одного слова
• сборник иллюстраций
• сборники собственных творческих работ
• стенгазета
• видео- или слайд-фильм
• лингвистический анализ текста
• публикация
• буклет
• презентация
Проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении
русскому языку и литературе, исключить формальный характер изучения
этих предметов, расширить пространство общения, осуществить широкую
опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков.