Автор: Петушенко Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №137 с углублённым изучением иностранных языков
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Презентация
Тема: Урок русского языка в 10 классе Обобщение по теме "Лексика и фразеология"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 10 классе
Обобщение по теме «Лексика и фразеология».
Цель урока:
1.Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся
по разделам "Лексика и фразеология" для успешного
выполнения заданий ЕГЭ.
2.Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой.
способствовать развитию устной и письменной речи.
3.Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Вид урока: практикум.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: компьютер; проектор,презентация
,карточки,тестовые задания
.
Лексика – это словарный состав языка.
Фразеология – раздел науки о языке,изучающий
устойчивые сочетания слов.
Теоретическая разминка.
Закончи предложение…
1. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …
2. Слова одной и той же части речи, разные по написанию
и близкие по лексическому значению - …
3.Слова одной и той же части речи , разные по написанию и
противоположные по лексическому значению-
4. Слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению -
5. Слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением -)
6.Слова,употребляемые жителями той или иной местности -
7.Устаревшие слова -
8.Слова,недавно появившиеся в языке –
(многозначными)
(синонимы)
(антонимы)
(омонимы)
(паронимы)
(диалектные)
(архаизмы)
(неологизмы)
Определите лексическое значение слов.
Априо́
ри —
Апостериори –
Экстраверт –
Интроверт –
знание, полученное до опыта и независимо от него, то есть знание, как бы
заранее известное.
знание, полученное из опыта.
это человек, который стремится к общению с людьми.
это человек, который настроен пессимистично, замкнут, всегда держит
свои эмоции под контролем.
Вспомните примеры контекстуальных антонимов из лирических произведений
и запишите стихотворные строчки. (Пушкин, Лермонтов, Цветаева и др.)
Примеры
А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
Οʜᴎ сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой..
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови
М. Ю. Лермонтов, "Дума"
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властью - презренные рабы.«Дума»
М .Цветаева , "Полюбил богатый бедную"
Полюбил богатый - бедную,
Полюбил учёный - глупую,
Полюбил румяный - бледную,
Полюбил хороший - вредную,
Золотой - полушку медную...
Назовите примеры антонимов в
стихотворении Ф. Кривина
Лики лжи
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной,
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной,
Слишком сложной и совсем простой.
Ложь бывает грешной и святой,
Скромненькой бывает и нарядной,
Выдающейся и заурядной,
Откровенной, нелицеприятной,
А бывает просто суетой...
Ложь бывает страшной и смешной,
То всесильной, то совсем бесправной,
То униженной, то своенравной,
Мимолетной или затяжной.
Ложь бывает дикой и ручной,
Будничной бывает и парадной,
Вдохновенной, скучной и иной.
Правда же бывает только правдой.
Замените устаревшие слова синонимами
Выя – …..;
Десница –…..;
Щуйца – …..;
Перст – …..;
Длань – …..;
Баталия-…..;
Очи-…..;
Чело – …..;
Ланиты – …..;
Уста – …..;
Перси –…..;
Правильные ответы:
Баталия – битва;
Очи – глаза;
Чело – лоб;
Ланиты – щеки;
Уста – рот;
Перси – грудь, передняя часть тела;
Выя – шея;
Десница – правая рука;
Щуйца – левая рука;
Перст – палец;
Длань – ладонь;
Задание № 5 ЕГЭ проверяет умение
правильно употреблять слова с учетом их
лексического значения и норм лексической
сочетаемости. Как будут называться слова,
сходные по звучанию, но разные по
значению?
Правильный ответ - паронимы
.
«Составьте словосочетания»: подберите к данным словам подходящие
по смыслу слова из скобок объясните различия в значении паронимов.
Разговор, музыка (духовный, душевный);
Искусный, искусственный (мастер, мех);
Человек, занятия (практический, практичный;
Вид, метод (эффективный, эффектный);
Отношение, хозяйка (бережливый, бережный);
Зал, вид (демонстративный, демонстрационный).
Спишите, раскрывая скобки и выбирая подходящие по
смыслу слова. Объясните свой выбор.
1.Власти города проводят проверку (жилых, жилищных) условий граждан.
2.В поэзии Пушкина нашли отражение (непреходящие, не переходящие)
духовные ценности.
3.Великий математик не может быть (невежей, невеждой) в литературе.
4.В качестве меры наказания предлагается опубликовать в средствах
массовой информации имена (злобных, злостных) нарушителей.
5.Известны многие (адресант, адресаты) лирики Маяковского: Лилия Брик,
Мария Денисова, Татьяна Яковлева и Вероника Полонская.
Найдите ошибки, связанные со смешением паронимов и
напишите правильный вариант
1) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью
реки.
2) Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3) Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое
количество нового материала
4) Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки
обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.
5) Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.
Правильный ответ – каменистой.
Правильный ответ – дождевая.
Правильный ответ - усвоить что-либо — «понять, знать теоретически»
Правильный ответ - фактор «причина, какого-либо процесса, явления».
Правильный ответ – консервирование.
Теперь обратимся к заданиям, которые вы встретите в КИМах
ЕГЭ. (Работа с тестами ЕГЭ, задание 5)
1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову
пароним. Запишите подобранное слово.
1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева,
набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ
веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих
минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были
установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от
которых зависит духовная жизнь и здоровье человека
2.
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.
2. Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.
3. КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов утра и сразу же приступил
к работе.
4.Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены.
3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. В результате социологического опроса был выявлен рейтинг ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса
2. Палаты Романовых в Зарядье отреставрируют к 400-летнему юбилею ЦАРСТВЕННОЙ
династии.
3. Впервые мысль о получении ИСКУССТВЕННЫХ тканей была высказана французским ученым
Р. Реомюром ещё в 1734 году.
4. КОНСТРУКТИВНОЙ может считаться лишь такая критика, которая не приводит к конфликтам.
А теперь объясните смысл образных выражений.
Ящик Пандоры
В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий,
болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю
красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие
несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.
Выражение “ящик Пандоры” имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.
Нить Ариадны
Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла
Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала
Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища
Минотавра.
Переносное значение выражения “нить Ариадны”: средство выйти из затруднения или руководящее начало.
Прокрустово ложе
Прокруст-прозвище разбойника из греческих мифов. Изобрел ложе, которое объявил мерилом идеала: для
кого оно было коротко, тем отрубал ноги, для кого длинно - вытягивал. Отсюда значение- мерка, под
которую насильственно подгоняют что-либо.
Какой фразеологический оборот имеет значение "наиболее
уязвимое место"
1.авгиевы конюшни
2. вавилонское столпотворение
3. ахиллесова пята
4. филькина грамота
А теперь подберите как можно больше фразеологических оборотов,
в которых встречаются имена собственные.
Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; дамоклов меч; Танталовы муки;
двуликий Янус; Федот, да не тот; а Васька слушает да ест; мели, Емеля,-
твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар
телят не гонял.....
В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
1. вставлять палки в колёса, перебегать дорогу, портить обедню
2. втирать очки, водить за нос, морочить голову
3. тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот
4. сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди
Правильный ответ: 4. сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди
Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы продолжим свою тестовую работу, в
которой будут использованы задания ЕГЭ. (Работа проводится на карточках на отметку).
1. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.
2. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.
б) Топором не размахивай.
в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.
г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.
3. Укажите предложение с фразеологизмом.
Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.
б) Комар сел мне на шею.
в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!
г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.
4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?
а) сильно разбогатеть;
б) нравственно опуститься, одичать;
в) терпеливо ждать;
г) возмужать, повзрослеть.
5. Укажите неверное утверждение
а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;
б) существуют фразеологизмы-синонимы;
в) фразеологизмы придают речи живость и образность;
г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения
6. Укажите предложение с фразеологизмом.
а). Сидел кот в мешке и мяукал.
б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.
в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.
г) Эти ваши предложения — кот в мешке
7. Укажите предложение с фразеологизмом
а) Не только дом разрушен — двора не осталось.
б) До постоялого двора осталось три версты.
в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.
г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом
8. Укажите предложение с фразеологизмом
а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.
б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.
в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!
г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката
9. Закончите фразеологизм: «нить _____________»
а) Тантала;
б) Гордия;
в) Ариадны;
г) царя Соломона
10. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами
написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в
гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя,
поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а;. 6-г, 7-в, 8-г,9-в, 10-в