Напоминание

Особенности изучения курсов истории в условиях перехода на Историко - культурный стандарт


Автор: Рыжкова Ольга Борисовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 24 города Тамбова
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: Особенности изучения курсов истории в условиях перехода на Историко - культурный стандарт
Тема: Особенности изучения курсов истории в условиях перехода на Историко - культурный стандарт
Раздел: полное образование





Назад




Внеклассное мероприятие « Гуляя по Петербургу …»

Учителя истории МАОУ СОШ № 24 г. Тамбова

Рыжковой Ольги Борисовны

Когда – то в этих краях, на берегу Финского залива шумели хвойные леса, о среди лесов и болот

сияли небольшие озера. Но по воле царя Петра 1 на берегу суровой лесной реки Невы, был

основан город Петербург. В мае 1703 года началось строительство Петропавловской крепости, эта

дата и считается годом основания города.

Внеклассное мероприятие « Гуляя по Петербургу …»

Ученики 10 классов совершили экскурсионную поездку в город Петербург

с 16 по 20 мая 2018 года. Перед поездкой ученики получили задание познакомиться с

достопримечательностями

и

памятниками

истории

и

по

возвращению

провести

экскурсии для учеников.

Задачи.

Образовательная:

Создание условий для углубления и систематизации знаний учащихся по

истории , расширение кругозора;

Воспитательная:

Продолжить воспитание интеллектуально и

духовно

богатой

личности,

воспитание патриотизма, любви и интереса к истории, формирование чувства

коллективизма и сотрудничества при работе в группах.

Развивающая:

Продолжить

формирования

умения

осмысливать

факты,

грамотно

и

логически их излагать, развитие творческого мышления.

Ведущий. Прибыв в Петербург, мы хотим предложить пойти к «сердцу города»

Экскурсовод 1

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге,

находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место

они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту

достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении

зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч

приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого

памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в

простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне,

покрытом

вместо

седла

медвежьей

шкурой.

Это

символизирует

победу

России

над

дремучим

варварством

и

становление

ее

как

цивилизованного

государства,

а

распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент,

изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях,

которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня,

изображает

врагов,

пытающихся

помешать

двигаться

вперед.

Во

время

работы

над

макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась

его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент.

Долгое

время

поиски

подходящего

для

этой

цели

камня

не

приносили

результата.

Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за

помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни

Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков

давно

обнаружил

такую

глыбу

и

намеревался

использовать

для

своих

целей.

Она

называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена

Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в

Санкт-Петербург.

Пообещав

награду

за

удачное

решение,

Фальконе

получил

массу

проектов,

из

которых

был

выбран

самый

лучший.

Были

сооружены

передвижные

желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним

передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно,

что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды,

образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине

осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи

были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени,

проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был

доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-

Петербурге,

имел

настолько

грандиозные

размеры,

что

от

его

отливки

отказался

приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру,

имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально

облегчить

переднюю

часть.

Для

этого

толщина

бронзовых

стенок

не

должна

была

превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во

время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза

поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую

часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью

удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных

складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778

года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не

дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя

Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782

года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт.

Высота монумента составила 10,4 метра.

Ведущий. Далее мы предлагаем пройти к Петропавловской крепости.

Экскурсовод 2

Петропавловская крепость является одним из старейших военно-

инженерных сооружений Санкт-Петербурга. С ее возведения, по сути, и

началось рождение города. Она числится, как филиал музея истории и

раскинулась на берегу Невы, на Заячьем острове. Ее строительство начато

в 1703 году по предложению Петра I и проходило под руководством князя

Александра Меньшикова.

Это фортификационное сооружение «выросло» с целью защиты российских

земель от шведов в Северной войне, разыгравшейся в VIII веке и длящейся

21 год. Уже до окончания 19 века здесь были возведены многочисленные

здания: церковь, в которой впоследствии обустроили усыпальницу,

бастионы, куртины и т. д. В свое время тут располагались самые настоящие

орудия. Высота стен составляет 12 м, а толщина – около 3 м.

В 1706 году в Петербурге случилось серьезное наводнение, и так как

большая

часть

фортификаций

были

деревянными,

их

просто

смыло.

Авторам

проекта

пришлось

все

заново

восстанавливать,

но

уже

с

использованием камня. Эти работы были окончены только после кончины

Петра I.

С приходом Советской власти Петропавловскую крепость переоборудовали

под тюрьму, в которой отбывали наказание многочисленные узники, среди

которых

отметился

наследник

российского

престола

царевич

Алексей,

Бестужев, Радищев, Тютчев, генерал Фонвизин, Щедрин и др. В 1925 г.

Петропавловский собор, появившийся вместо старой деревянной церкви св.

Петра и Павла, получил статус музея. Несмотря на это, службы в нем были

возобновлены лишь в 1999 году.

Ведущий. Перед вами Адмиралтейство.

Петербургское здание Адмиралтейства является одним из самых узнаваемых символов

города. Оно было построено при Петре I и с тех пор использовалось в качестве места

расположения коллегий, министерств и других государственных учреждений.

Экскурсовод 3

Важность, которую здание Адмиралтейства представляет для города, подчеркивает тот факт,

что оно было возведено сразу после основания новой столицы. Петр I лично занимался

разработкой плана и чертежа верфи, необходимой для постройки и стоянки кораблей. Вся

необходимая подготовительная работа была проделана всего за несколько месяцев, и в

1705 году появилось самое первое здание Адмиралтейства. Из-за того что в это время

Россия вела войну со Швецией (в том числе и на море), все хозяйственные корпуса были

огорожены крепостной стеной и защитными бастионами. Они были необходимы в случае

осады Петербурга, хотя их так и не использовали. Первый корабль, полностью сделанный

в Адмиралтействе, был спущен на воду в 1706 году.

Тогда же здесь появился приказ (аналог министерства), отвечавший за весь российский

флот. Так Петр I наконец смог воплотить в жизнь свою мечту о новой столице страны,

которая,

кроме

того,

была

сердцем

ее

кораблестроения.

В

то

время,

помимо

административных корпусов, здесь располагались кузницы, мастерские и эллинги, где

создавали новые суда. Вдоль здания был проведен канал Адмиралтейства, ставший

частью единой системы городских каналов. Таким образом, данное место было еще и

важным транспортным узлом.

В первый раз здание Адмиралтейства перестроили в 1711 году, а еще через восемь лет

оно получило свой знаменитый шпиль. На самом его верху расположили фигурку корабля,

изготовленную голландскими мастерами, знаменитыми своей любовью к флоту. Именно

их европейский опыт Петр старался привить городу своей мечты.

О кораблике на шпиле до сих пор идут острые споры исследователей и краеведов.

Единой теории о его прообразе нет. Есть две популярных точки зрения. Одна гласит о

том, что моделью корабля стало первое судно, которое принял в своем порту г. Санкт-

Петербург. С самого начала здесь кипела жизнь, и удобная верфь стала домом для

многих экипажей. Согласно другой теории, фигура корабля была срисована с силуэта

фрегата «Орел». Это было первое военное судно российского флота, построенное по

приказу отца Петра, Алексея Михайловича, в 60-е годы XVII века. Шпиль Адмиралтейства

несколько

раз

ремонтировали.

В

ходе

этих

процедур

кораблик

меняли.

При

этом

оригинальная фигурка, изготовленная голландцами в годы Петра I, была утеряна. Шпиль

сразу

же

приглянулся

жителям

города.

Для

них

он

стал

неофициальным

символом

Петербурга. Кораблик Адмиралтейства в этом звании может успешно поспорить с Медным

всадником, разводными мостами и Петропавловским собором.

Адмиралтейство украшает шпиль, высотой более 70 метров, на острие которого

позолоченный корабль весом 65 кг. Вес золота ушедшего на позолоту – 2 кг. Существует

легенда о том, что внутри золочённого шара на шпиле хранится кубышка с образцами всех

золотых монет, изготовленных с момента основания Петербурга. Шар этот действительно

полый, но там хранятся, конечно же, не золотые монеты, а отчёты мастеров о работах по

ремонту кораблика и шпиля за всю историю существования здания. Во время войны,

оберегая шпиль от бомбежек, жители Ленинграда сшили для него специальный чехол.

Ведущий

Главная магистраль Петербурга, Невский проспект, приобрела вид цельного ансамбля с

возведением в 1801-1811 гг. величественного здания Казанского собора. За образец был

взят собор св. Петра в Риме, построенный великим Микеланджело. В Казанский собор

был перенесён прах М.И. Кутузова.

Экскурсовод 4

История Казанского собора уходит корнями в наше славное историческое прошлое.

Главная святыня храма — почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Икона

принадлежала царице Прасковье Фёдоровне и была привезена ею в Санкт-Петербург

при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга

столицей

государства

российского.

В

1737

году,

в

присутствии

императрицы

Анны

Иоанновны была освящена церковь Рождества Богородицы, ставшая отныне местом

хранения

чудотворного

образа.

После

длительного

нахождения

в

церкви

Рождества

Богородицы

на

Невском

проспекте,

икона была

помещена

в

новом

Казанском

кафедральном. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-

Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Смоленскую кладбищенскую

церковь, а в 1940 году — в Князь-Владимирский собор и помещена у правого клироса. 4

июля 2001 года икона была возвращена в Казанский собор.

Но вернемся к истории строительства собора. Объявленный императором Павлом I

конкурс на создание проекта Казанского собора не дал результата. Стройки такого рода

не

могли

обойти

стороной

самые

знаменитые

архитекторы.

На

конкурс

съехалась

практически вся архитектурная элита, которая была допущена ко двору. Надо сказать, что

все проекты не удовлетворяли ни градостроительной задаче, ни амбициям Павла но,

скрепя сердцем был утвержден проект «европейского гранда классицизма» — Чарльза

Камерона. Но, к счастью для Казанского собора и Петербурга в целом, через полгода

неудовлетворенный Павел отверг иноземный проект, и отдал предпочтение не просто

русскому

новичку,

не

просто

малоизвестному

архитектору,

а

бывшему

холопу

и

крепостному.

Надо сказать, что получить «вольную» в России было не просто, но Воронихин обрел

свободу именно за свой талант архитектора. Более того, за три года до описываемых

событий

крайне

консервативная

Академия

Наук

присвоила

Воронихину

звание

академика. Но Воронихин представлял свой проект не просто так, инициатором проекта

был

бывший

барин,

а

ныне

высокий

покровитель

архитектора

граф

Строганов.

Помимо

русского

архитектора

граф

предлагал

на

строительстве

Казанского

собора

использовать

исключительно

русских

мастеров

и

отечественные

материалы.

В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой

каменщиков руководил Самсон Суханов. Закладка трёхпридельного храма произошла 27

а в г у с т а

( 8

с е н т я б р я )

1 8 0 1

г о д а

в

п р и с у т с т в и и

А л е к с а н д р а

I .

Возведение храма заняло целых десять лет, а окончательная стоимость проекта – 4,7

миллиона

рублей,

огромные

по

тем

временам

деньги.

15

(17)

сентября

1811

года

митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана

старая церковь.

Перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в

Петербурге. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из

огромных гранитных монолитов, весом до тридцати тонн каждая. Размеры собора – 72,5

на 57 метров, высота – 71,6 метра. При создании купола, имеющего диаметр семнадцать

метров, Воронихиным впервые в практике мирового строительства была разработана и

применена металлическая конструкция. Интересно, что Воронихин смог решить проблему,

с которой сталкивались многие архитекторы, возводившие церкви на Невском проспекте.

По канону православные храмы должны иметь вход на западе, а алтарь – на востоке. Но

именно так тянется Невский проспект – с запада на восток. Воронихин решил проблему,

с д е л а в

б о к о в у ю

с е в е р н у ю

ч а с т ь

К а з а н с к о г о

с о б о р а

п а р а д н о й .

В проекции здание выглядит как четырехконечный латинский крест, вытянутый по оси

запад-восток.

Его

средокрестие

венчает

изящный

купол. Главный

вход

при

этом

расположен на западной стороне — не с Невского, а с боковой Казанской улицы. Алтарь,

как и положено, ориентирован на восток, поэтому крест на куполе собора повернут к

Невскому

ребром.

Еще

одна

особенность

Казанского

собора

скульптурные

изображения святых. Православная традиция не поддерживала поклонение статуям, но

Воронихин строил храм в традиции итальянского Возрождения.

Святые образа Казанского собора были написаны такими прославленными

мастерами живописи, как А.Иванов, С. Щукин, О. Кипренский. Ныне самой

примечательной святыней Казанского собора является список с Казанской иконы

Божией Матери. Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в

соборе:

—Икона Спасителя в иконостасе.

— Икона святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери,

подаренные М. И. Кутузовым.

— Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н. Никонова

в 1891 году.

— Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в

1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

В качестве других значимых реликвий данного храма выступают почти сотня

военных знамен и штандартов французской армии, а также ключи от взятых

городов Европы. Ныне изображение Казанского собора красуется на памятной

серии монет, вышедшей в свет под названием «Памятники архитектуры России».

Казанский собор по праву входит в сокровищницу не только русской, но и мировой

архитектуры. Сегодня возрожденный Казанский собор – центр не только духовной,

но и общественной жизни Санкт-Петербурга, кафедральный собор Санкт-

Петербургской митрополии.

Ведущий: А. С. Пушкин сказал:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.**

Экскурсовод 5

Идея

установки

памятника

в

честь

победы

России

над

Наполеоном

возникла

ещё

при

царствовании Александра. Монарху эта идея чем-то не понравилась, и он её не поддержал.

Карл

Росси

планировал

украсить

Дворцовую

площадь

большим

обелиском,

но

проект

монумента был принят только при Николае I в 1829 году. Работа была поручена не Росси,

Огюсту Монферрану. К этому времени Монферраном уже был создан проект памятника-

обелиска, посвящённого убитым в сражении под Лейпцигом. Этот проект и был использован

архитектором при создании Александровской колонны, которую с лёгкой руки Александра

С е р г е е в и ч а

П у ш к и н а

н а з ы в а л и

е щ ё

А л е к с а н д р и й с к и м

С т о л п о м .

Монферран стоял перед выбором. Из чего делать колонну — из отдельных блоков или из

цельного куска гранита? Его выбор пал на второй вариант. Работа очень сложная и тяжёлая —

отколоть глыбу весом более двухсот тысяч пудов, длиной около пятидесяти и толщиной семь

метров.

Молодому

технику-самоучке

Василию

Яковлеву

был

дан

приказ:

материал

для

колонны должен был быть отсечён от скалы и перевезён в Петербург. В Петербурге стали

готовить постамент для грандиозной колонны. При укреплении основания рабочие наткнулись

на сваи, которые были здесь забиты ещё по проекту Растрелли для проектируемого им

памятника

Петру

I,

который

по

каким-то

причинам

не

был

закончен.

Три

месяца

пятидесятипудовой «бабой» в грунт забивали шестиметровые сваи, заколотив таким образом

1250 сосновых свай. Затем на них положили гранитные блоки толщиной в полметра. В

цементный раствор Монферран велел добавлять водку для лучшего схватывания. В центр

фундамента была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы

в Отечественной войне 1812 года. Пока шли приготовления в Петербурге, Яковлев занялся

гранитом:

на

острове

Летсарме

отколол

камень

весом

25

тысяч

пудов

под

пьедестал

монумента. Затем откололи глыбу для колонны, она весила 230 тысяч пудов. Когда её стали

грузить на судно, деревянные опоры помоста не выдержали и стали трещать, а колонна едва

не рухнула в море. Её едва успели подпереть новыми опорами и послали гонцов за помощью:

нужны

были

люди

для

того,

чтобы

уложить

непослушную

колонну

на

судно.

Солдаты

Фридрихсгамской крепости не заставили себя ждать — общими усилиями они спасли будущий

монумент. Чтобы утянуть судно с огромной гранитной глыбой, потребовалось три парохода.

Глыба была перевезена в Петербург, отсечено всё лишнее, и вот она готова к установке. Но

как же поднять такую махину? Ведь и в наше время установить колонну весом в 600 тонн —

задача не из лёгких, а тогда и вовсе невыполнимая. Но справились, подняли монумент за 1

час 45 минут. Произошло это событие 30 августа 1832 года. Для подъёма были изготовлены

специальные лебёдки и сплетены канаты из наилучшей пеньки. И если сейчас для подъёма

используют машины, мощность которых измеряют в лошадиных силах, то Александровскую

колонну поднимала машина мощностью в 2400 солдатских сил. Вот что писал об этом сам

Монферран: «В течение 100 минут, пока длилась установка монолита, все с ужасом опасались

самой страшной катастрофы…» Но катастрофы не произошло. Колонна и по сей день стоит

на своём месте. Она не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, и держится только за

счёт точного расчёта и своего веса. Это самая высокая в мире триумфальная колонна. Её

высота —

47,5

метров.

На

вершине

колонны

расположена

скульптура

ангела

работы Б.

Орловского. Лицу ангела он придал черты Александра I, что было сделано по требованию

Николая I. На барельефе со стороны здания Главного Штаба изображена фигура Победы,

заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814». Со стороны Зимнего дворца —

две крылатые фигуры с надписью: «Александру I благодарная Россия». С двух других сторон

на барельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия.

Барельефы

были

выполнены

художник ами

Скотти,

Сол овьёвым,

Б р юл л о ,

Марковым,Тверским.

В первое время после установки колонны многие дамы боялись находиться рядом с ней,

предполагая, что она может в любой момент упасть. Кареты часто объезжали площадь по

периметру. В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда

фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую

площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар,

однако когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К

вечеру попытки укрыть ангела прекратили. Немного позднее появился план заменить ангела

фигурой В. И. Ленина. Однако и это не было реализовано, Бог хранил Александровскую

колонну от подобных реставраций. Крылатый ангел и сейчас взирает на Санкт-Петербург с

высоты

птичьего

полёта,

подняв

правую

руку

и

словно

пытаясь

что-то

сказать.

Будем

надеяться, что он простоит ещё не одну сотню лет и ни у кого больше не возникнет мысль

з а м е н и т ь

е го

б р о н з о во й

ф и г ур о й

к а к о го - н и буд ь

п ол и т и ч е с к о го

л и д е р а .

Александровская колонна, посвященная победе России в войне с Наполеоном. Колонну

высотой 47,5 метров и весом около 700 тонн венчает фигура ангела с крестом. Колонна

ничем не закреплена и держится на постаменте исключительно под тяжестью своего веса.

Первое время, жители города опасались проходить мимо колонны и обходили ее стороной.

Тогда

автор

монумента

Монферран

начал

ежедневно

прогуливаться

возле

колонны,

убеждая своими действиями горожан в безопасности своего сооружения.

Ведущий: Петербург еще и

Фонтаны Петергофа – это настоящее инженерное чудо: для подачи воды здесь никогда не

использовались насосы. Вода прибывает сюда естественным путем с Ропшинских высот

по руслу реки Шинкарки и еще целой системе каналов, прудов и шлюзов, называемых

Ропшинским водоводом. Эту природную особенность заметил Петр Первый в 1720 году и

решил

использовать

для

украшения

Петродворца,

поручив

разработать

систему

сообщающихся сосудов инженеру-гидравлику Василию Туволкову. Эта система действует

по сей день, только трубопровод заменен из деревянного на чугунный.

В Петербурге самый глубокий метрополитен в мире. Туннели его пролегают на глубине

70-80 метров. Самый длинный эскалатор установлен на станции «Площадь Ленина» (729

ступенек, более 150 метров).

Ведущий:

Санкт-Петербург абсолютно заслуживает свое звание культурной столицы России. Дело в

том, что на всей территории города насчитывается почти 2000 библиотек! Также здесь

располагается около 100 площадок для концертов и фестивалей, 220 музеев и 45 галерей.

Каждый год здесь проходит 50 международных соревнований, конкурсов и выставок.

А скоро откроется

Петербургский экономический форум 2018 года.

Мы познакомили вас с интересными, красивыми памятниками культуры,

памятниками истории Петербурга. Но это только начало. 220 музеев, 45 галерей

ждут вас.



В раздел образования