Напоминание

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы.


Автор: Порунова Лариса Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 360 г. Челябинск"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: консультация
Тема: Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

" Взаимодействие педагогов в процессе

физкультурно - оздоровительной работы "

инструктор по физическому воспитанию

Порунова Л.Ю.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-

образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность

организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по

физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя и учителя-

логопеда и т. д. Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных

организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной

деятельности:

■ утренняя гимнастика;

■ занятия физической культурой в помещении и на воздухе;

■ физкультурные минутки;

■ подвижные игры;

■ спортивные упражнения;

■ ритмическая гимнастика и др.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и

всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в

рамках физкультурно - оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе

образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность

действий педагогов и специалистов. В настоящее время в дошкольных учреждениях

практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при

совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую

последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему.

Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре,

то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию

соответствующих занятий или досугов. Как показывает практика, многие воспитатели не

знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-

оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его

взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит

конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности

детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального

настроя.

Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми

дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно

быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен

ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга, обсудить

организационные моменты. Конечно, организует и проводит мероприятие специалист.

Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять

страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и

дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми. К

педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие

физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть

свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную

деятельность по физическому развитию. Например, в ходе вводной части занятия

физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста

выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

В основной части занятия физической культурой, во время выполнения

общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором

по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и

технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной

помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять

правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение. Если

дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической

культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а

воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить

необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений.

Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения

занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой

тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть

распределены. При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются

сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения

упражнений и осанкой дошкольников. При групповом способе организации дети

распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом

инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым

занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно

позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста

и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в

нужный момент. При организации круговой тренировки на занятиях физической

культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между

собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений,

осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого

ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный

момент помощь.

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической

культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если

они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях

улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на

повышение уровня их двигательной активности.

В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом

итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие,

кто из детей справился с заданием, что им не удалось. Таким образом, распределение

обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя

может быть следующим:

■ специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и

наоборот);

■ специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми,

воспитатель с остальными (и наоборот);

■ специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по

физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми

спокойной двигательной деятельностью;

■ специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям,

воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;

■ специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;

■ инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой,

если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации

движений.

Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации,

возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе

образовательной деятельности по физическому развитию. После совместного проведения

занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые

двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в

течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической

культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в

усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных

дошкольников.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с

инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ

развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей

и их интересы. В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать

помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников:

подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей

гимнастики, организовывать самостоятельную двигательную деятельность воспитанников

в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации

двигательной деятельности детей в семье.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых

мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре.

Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов:

подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между

участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала,

подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения

итогов.

Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а

воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или

возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них. Так, например, воспитатели

вместе с детьми и родителями изготавливают необходимые для проведения мероприятия

атрибуты: плакаты, декорации, эмблемы и призы для участников, пригласительные билеты

для болельщиков и родственников.

Ценным в воспитательном отношении являются призы-сюрпризы, изготовленные

дошкольниками для команды соперников. Это могут быть рисунки, поделки из природного

и бросового материалов и т. п. Пока инструктор по физической культуре решает

организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к

празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя

полноправными участниками мероприятия. Основная часть праздника, направленная на

решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием:

играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по

физической культуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста

должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и

убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме

того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать

героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей. Такой подход к

организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам

возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что

благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу

включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то

необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя,

но и медицинского работника ДОУ. Еще одним примером сотрудничества инструктора по

физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми.

Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем

разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр,

подбирает инвентарь.

Таким образом, эффективность физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов,

так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно

решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты

своего труда.



В раздел образования