Автор: Порунова Лариса Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 360 г. Челябинск"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: консультация
Тема: Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы.
Раздел: дошкольное образование
Консультация
" Взаимодействие педагогов в процессе
физкультурно - оздоровительной работы "
инструктор по физическому воспитанию
Порунова Л.Ю.
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-
образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность
организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по
физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя и учителя-
логопеда и т. д. Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной
деятельности:
■ утренняя гимнастика;
■ занятия физической культурой в помещении и на воздухе;
■ физкультурные минутки;
■ подвижные игры;
■ спортивные упражнения;
■ ритмическая гимнастика и др.
Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и
всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в
рамках физкультурно - оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе
образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность
действий педагогов и специалистов. В настоящее время в дошкольных учреждениях
практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при
совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую
последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему.
Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре,
то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию
соответствующих занятий или досугов. Как показывает практика, многие воспитатели не
знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-
оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его
взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит
конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности
детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального
настроя.
Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми
дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно
быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен
ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга, обсудить
организационные моменты. Конечно, организует и проводит мероприятие специалист.
Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять
страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и
дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми. К
педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие
физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть
свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную
деятельность по физическому развитию. Например, в ходе вводной части занятия
физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста
выполнить запланированные виды ходьбы и бега.
В основной части занятия физической культурой, во время выполнения
общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором
по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и
технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной
помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять
правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение. Если
дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической
культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а
воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить
необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений.
Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения
занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой
тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть
распределены. При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются
сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения
упражнений и осанкой дошкольников. При групповом способе организации дети
распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом
инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым
занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно
позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста
и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в
нужный момент. При организации круговой тренировки на занятиях физической
культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между
собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений,
осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого
ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный
момент помощь.
Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической
культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если
они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях
улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на
повышение уровня их двигательной активности.
В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом
итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие,
кто из детей справился с заданием, что им не удалось. Таким образом, распределение
обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя
может быть следующим:
■ специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и
наоборот);
■ специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми,
воспитатель с остальными (и наоборот);
■ специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по
физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми
спокойной двигательной деятельностью;
■ специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям,
воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
■ специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
■ инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой,
если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации
движений.
Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации,
возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе
образовательной деятельности по физическому развитию. После совместного проведения
занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые
двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в
течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической
культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в
усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных
дошкольников.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с
инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ
развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей
и их интересы. В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать
помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников:
подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей
гимнастики, организовывать самостоятельную двигательную деятельность воспитанников
в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации
двигательной деятельности детей в семье.
При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых
мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре.
Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов:
подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между
участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала,
подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения
итогов.
Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а
воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или
возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них. Так, например, воспитатели
вместе с детьми и родителями изготавливают необходимые для проведения мероприятия
атрибуты: плакаты, декорации, эмблемы и призы для участников, пригласительные билеты
для болельщиков и родственников.
Ценным в воспитательном отношении являются призы-сюрпризы, изготовленные
дошкольниками для команды соперников. Это могут быть рисунки, поделки из природного
и бросового материалов и т. п. Пока инструктор по физической культуре решает
организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к
празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя
полноправными участниками мероприятия. Основная часть праздника, направленная на
решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием:
играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по
физической культуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста
должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и
убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме
того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать
героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей. Такой подход к
организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам
возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что
благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.
Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу
включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то
необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя,
но и медицинского работника ДОУ. Еще одним примером сотрудничества инструктора по
физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми.
Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем
разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр,
подбирает инвентарь.
Таким образом, эффективность физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ
напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов,
так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно
решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты
своего труда.