Автор: Лысенкова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №157
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: Родительское собрание в нетрадиционной форме "Мастер-класс" по ФЭМП.
Тема: "Математика-царица всех наук"
Раздел: дошкольное образование
Математика – занимательная игра
Консультация для родителей в старшей группе
Обучению
дошкольников
началам
математики
должно
отводиться
важное
место.
Это
вызвано целым рядом причин(особенно в наше время): началом школьного обучения,
обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации
уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше
научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать
ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например,
научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д.
не овладев полным знанием в пределах 10.
Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка
заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы
воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к
преодолению
трудностей,
к
самостоятельному
поиску
решений.
Важно
воспитать
и
привить интерес к математике.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у
ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем,
что
нужно
учитывать
величину
и
форму
предметов,
правильно
ориентироваться
в
пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете.
Поэтому
первостепенное
значение
имеют
те
знания,
к
усвоению
которых
ребенок
наиболее предрасположен.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как
теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить
вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен
на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к
процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще».
Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется
познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Черпать
свои
знания
по
математике
ребенок
должен
не
только
с
занятий
по
математике
в
детском
саду,
но
и
из
своей
повседневной
жизни,
из
наблюдений
за
явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка.
Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в
дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем,
помогает
организовать
обучение
детей
и
взрослых,
которое
не
только
способствует
лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает
связи
между
старшими
и
младшими,
необходимые
им
в
дальнейшем
для
решения
жизненных проблем.
Мамам
и
папам,
бабушкам
и
дедушкам
хочу
напомнить,
что
принудительное
обучение
бесполезно
и
даже
вредно.
Выполнение
заданий
должно
начинаться
с
предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не
занят
каким
либо
интересным
делом:
ведь
ему
предлагают
поиграть,
а
игра
- дело
добровольное!
Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного, по
дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь
на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные
темы
«Количество
и
счет»,
«Величина»,
«Форма»,
«Ориентировка
в
пространстве
и
времени».
Согласитесь,
всем
этим
понятиям
вы
можете
уделить
внимание
и
в
повседневной жизни.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их
количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших:
спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет
похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги,
два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек,
вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка.
Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно
сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления.
Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их
4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.
Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-
тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине,
чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий -
узкий (шарфики,
полотенца,
например),
высокий-низкий (шкаф,
стол,
стул,
диван);
толще-тоньше(кол б аса,
сос ис ка,
пал ка).
И с п о л ь з у й т е
и г р у ш к и
р а з н о й
величины(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши,
куски
веревок,
ниток,
полоски
бумаги,
ленточки...
Важно
чтобы
эти
слова
были
в
лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок
должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности
животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога
меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас
в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в
рекламной
газете,
на
телефонном
аппарате,
страница
в
книге,
номер
вашего
дома,
квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их
сначала
в
прямом,
а
потом
в
обратном
порядке,
сказать
номер
своего
телефона;
поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько
предметов(любых),
сколько
показывает
цифра,
или
покажи
ту
цифру,
сколько
предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).
Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите
разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.
Поиграйте
в
игру
«Кто
больше
найдет
цифр
в
окружении?»
вы
или
ребенок.
Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в
этот
момент
убираете
одну
из
карточек
с
цифрой,
соединив
так,
чтоб
получился
непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.
Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится
слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или
иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера
и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет
завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные
даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку,
«Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она
находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в
электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните,
для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель,
одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.
Познакомьте
детей
с
деньгами,
монетками.
Чтоб
ребенок
знал,
сколько
рублей
содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что
количество монет не соответствует количеству рублей (денег).
В
непосредственной
обстановке,
на
кухне,
вы
можете
ребенка
познакомить
с
объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы
можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их
лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Родительское собрание в нетрадиционной форме
«Мастер –класс» по ФЭМП.
«Математика - царица всех наук»
Разработала:
Воспитатель Лысенкова М.А.
«Математика - царица всех наук»
Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов по
формированию познавательных интересов детей.
Задачи:
1. Определить взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-
образовательной деятельности в условиях ФГОС.
2. Познакомить родителей с задачами по развитию у детей элементарных
математических представлений.
3. Познакомить родителей с играми, которые способствуют успешному
развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
4.Вооружить
знания
родителей
результативными
приёмами
взаимодействия и общения с детьми, способствующими математическому
развитию детей.
Материал:
1.Дидактические игры, развивающий материал, наглядные пособия.
2.Карточки – задания для игры с родителями.
3.Материал для изготовления игр по математике с родителями: картон
цветной,
ткань
140*140,
самоклеющуюся
бумагу
двух
цветов,
готовое
изделие – квадрат Воскобовича.
4.Анкеты.
5.Памятки родителям.
План собрания:
1. Блиц-опрос.
2. «Мудрые мысли».
3. «Математический занимательный кроссворд».
4. Игры по математике с родителями .
«Придумай сам» - придумывание задач опираясь на картинку.
5 . Мастер-класс
по
изготовлению
игр
по
математике
в
домашних
условиях.
I. Подготовительный этап.
1.
Провести
видео
-
интервью
с
детьми
на
тему:
«Что
такое
математика?», «Люблю ли я заниматься математикой».
2.
Подготовить
выставку
учебно-методической
литературы,
дидактических игр по теме собрания.
3. Подготовить для родителей памятки по теме.
4. Оформить родительский уголок (консультации: «Математика - это
интересно», «Математика дома», «Развитие математических способностей у
дошкольников.
5.Приготовить
для
показа
родителям
игру-самоделку
квадрат
Воскобовича. Подготовить материал для поделки «Колумбово яйцо» (картон,
ножницы).
Вступительный этап
Здравствуйте, Уважаемые родители!
Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Приятно, что Вы
выбрали время, и пришли к нам.
Сегодня на нашей встрече мы уделим внимание обучению математике
детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических
представлений
немыслимо
без
использования
занимательных
игр,
задач,
развлечений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических
упражнений. Занимательные развивающие игры, задачи интересны для детей,
эмоционально
захватывают
их.
А
процесс
решения,
поиска
ответа,
основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В
ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети
овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Занимательный математический материал является хорошим средством
воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к
логике
и
доказательности
рассуждений,
желания
проявлять
умственное
напряжение, сосредоточенности внимания на проблеме.
Развивать математические способности у детей дошкольного возраста
можно и дома и на прогулке и по дороге в детский сад, ведь нас окружают
столько разных предметов, машины, деревья, дома, люди и т.д.
Основная часть.
1.
Блиц-опрос
«Что
такое
математика?»,
«Что
такое
занимательная
математика?».
А сейчас я хочу, чтобы вы сами родители ответили на этот вопрос.
Предлагаю Вам поиграть в игру «Волшебный клубок» Пока играет музыка,
клубок
катится,
как
только
музыка
закончилась
–
у
кого
клубок,
тот
и
отвечает на вопрос (3-4 чел). Мы задали этот же вопрос нескольким ребятам,
давайте послушаем, что они скажут (видеосюжет мнение 3-4 детей).
2. «Мудрые мысли»
А теперь прочитаем слова великих людей. Перед вами лежат карточки,
возьмите и прочитайте их вслух.
Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них. (
Р. Бэкон)
Математика
-
это
язык,
на
котором
написана
книга
природы.
(Г.Галилей)
Математика – один из видов искусства. (Н. Винер)
Математика
–
самый
короткий
путь
к
самостоятельному
мышлению. (В. Каверин)
Практическая часть:
1.
А
теперь
предлагаем
вашему
вниманию
«Занимательный
математический кроссворд»
Ведущий: Предлагаем Вам вернуться в школьные годы и поиграть в
игру «Математические термины». Удачи Вам!
2 Игровая часть «Поиграем вместе»
Игры: блоки Дьеныша, кинект (ознакомить с игрой).
3. «Придумай сам»
Перед Вами лежат картинки, предметы. По одной из них придумайте
задачу для своих детей.
4.
Мастер-класс
по
изготовлению
математических
игр:
«Колумбово
яйцо». Квадрат Воскобовича своими руками(дом. Задание для родителей )
Заключительный этап
Итак, игры в сочетании с занятиями по математике являются важным
эффективным
средством,
способствующим
овладению
элементарными
математическими
знаниями
и
умениями,
дальнейшему
умственному
развитию детей и подготовке их к успешному обучению в школе.
Мы надеемся, что сегодня встреча прошла с пользой для Вас, Ваших
детей и для нас, педагогов дошкольного учреждения.
Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях
всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих
детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв,
напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.
Вопросы для игры «Занимательный математический кроссворд»
1.
Мера времени. (Час)
2.
Наименьшее четное число. (Два)
3.
Геометрическая фигура. (Квадрат)
4.
Мера длины. (Метр)
5.
Число, равное 10 в 6 степени. (Миллион)
6. Математическое действие. (Сложение)
7. Часть прямой, соединяющей две точки. (Отрезок
…..8. Элемент треугольника (катет).