Автор: Серебренникова Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО "Детский сад №51"
Населённый пункт: г.Полевской
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД по развитию речи в 2 младшей группе "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому
развитию во 2-й младшей группе «В гостях у сказки».
МДОУ ПГО «Детский сад № 51»
Воспитатель: Серебренникова Ольга Николаевна.
Программное содержание:
Цель:
Расширять
словарный
запас
детей,
упражнять
в
подборе
прилагательных и глаголов.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать
совершенствовать диалогическую речь детей, умение
отвечать на вопросы воспитателя.
Продолжать учить рассматривать сюжетную иллюстрацию, замечать
несоответствие содержанию сказки, высказывать своё суждение.
Упражнять в образовании слов по аналогии, правильном употреблении
названий детёнышей животных.
Развивающие:
Развивать память, воображение, внимание, умение слушать и отвечать
на поставленные вопросы
Развивать фонематический слух детей, упражнять в чётком
произношении звуков а, у, о, э, и.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству
Оборудование:
Воздушный шарик, самодельная книга с пустыми страницами.
Иллюстрация к сказке «Репка» (вместо внучки – заяц).
Ширма-домик с открывающимися окошками (в окошках – герои сказки
«Теремок», кроме медведя), мягкая игрушка – медведь.
Игрушечные кастрюли, наполовину наполненные водой, и коктейльные
трубочки на каждого ребёнка.
Ноутбук, презентация «Животные и их детёныши».
Иллюстрации к сказкам: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
«Маша и медведь», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Три
медведя».
Книга « Русские народные сказки».
Ход занятия:
Сюрпризный момент «Книга сказок».
Дети заходят в группу и видят взлетевший к потолку воздушный шарик, к
ниточке которого привязана книга.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите: к нам в группу прилетел воздушный
шарик и принёс нам книгу (берёт книгу в руки). Это волшебная книга со
сказками! Давайте почитаем!
Воспитатель:
Ой, но здесь нет никаких сказок! Страницы книги пусты (перелистывает
книгу и показывает детям). Наверное, сказки потерялись. Всё же одна
иллюстрация есть (показывает иллюстрацию к сказке «Репка»). К какой
сказке эта иллюстрация? Всё ли на ней правильно изображено?
Дети объясняют, что в сказке «Репка» нет зайчика, а вместо него должна быть
внучка. –
Молодцы! Вы такие внимательные. Но где же другие сказки? Давайте их
найдём!
Дети встают за воспитателем и идут по «дорожке».
Физминутка: «Мы шагаем по дорожке:
Раз-два! Раз-два!
Громко хлопаем в ладошки:
Раз-два! Раз-два!
Поднимаем ручки
К солнышку и тучке.
В.- Из какой сказки эти слова:
«Стоял в поле теремок. Бежала Мышка-норушка, увидела теремок, подошла и
спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живёт?» (Теремок)
- У всех героев этой сказки есть свои прозвища. Здесь живёт не просто лиса,
а лисичка - … (сестричка), зайка - … (попрыгайка), мышка - …(норушка),
лягушка - … (квакушка), волчок - … (серый бочок).
Мышка-норушка – хозяюшка. Рано утром встаёт, кашку вкусную всем варит,
да приговаривает:
(дети чётко произносят слова вместе с воспитателем)
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли,
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите!
Кашу сладкую варите,
В теремке всех накормите.
В. - Давайте поможем мышке сварить вкусную кашу!
Дети проходят к столам.
Дыхательное упражнение «Каша кипит»:
на столе стоит игрушечная кастрюля, наполовину наполненная водой, и
коктейльная трубочка. Дети вдыхают носом и выдыхают воздух ртом через
трубочку вводу так, чтобы на поверхности воды появились пузырьки – 3 раза.
В. – Умницы, кашу сварили, теперь все жители теремка будут сыты.
В. - А кто сломал теремок- (медведь)
А я ещё знаю сказку, в которой живёт медведь. Он там говорит: «Сяду на
пенёк, съем пирожок!» Как называется эта сказка?
Дети: - «Маша и медведь».
В.как выглядит медведь. Какой он?
Дети подбирают прилагательные: большой, коричневый, косолапый,
неуклюжий, лохматый и т.д.
– А что умеет делать медведь? Где живет медведь?
- Что сказал медведь, когда вернулся домой и увидел Машу? (Будешь со мной
жить, кашу варить, меня кашей кормить)
- Что придумала Маша, чтобы перехитрить медведя? (Испекла пирожки,
попросила отнести бабушке и дедушке, сама залезла в короб)
Фонетическое упражнение «Эхо»
-
Когда Маша в лесу потерялась, как она кричала? – Ау! Давайте вместе
покричим. А теперь поиграем в эхо. Мы будем ходить по сказочному лесу, я
буду
говорить
громко,
а
вы
повторяйте
за
мной,
но
т и ш е .
Воспитатель протяжно, поочерёдно произносит звуки
а, у, о, э, и, дети
повторяют.
Словесная игра «Кто у кого?» (с использованием презентации «Животные и
их детеныши»).
В. – Маша долго жила у медведя в лесу и познакомилась со всеми лесными
жителями и их детёнышами. Она узнала, что у лисы есть маленькие…
(лисята), у белки - …, у волка - …, у зайца - …, у ежа - …,
В. - Из какой сказки эти слова:
«Жили-были Лиса и Заяц. У Зайца была избушка лубяная, а у Лисы ледяная.
Пришла весна, у Лисы избушка растаяла, а у Зайца стоит по-старому».
(Заюшкина избушка)
Выставляется иллюстрация.
- Кто хотел помочь Зайчику? (Собаки, волк, медведь)
- Кто сумел помочь Зайцу и прогнал Лису? (Петушок)
В.- Из какой сказки эти слова:
Прибежала мышка хвостиком вильнула, яичко упало и разбилась. Плачет бабка,
плачет дед. (курочка-ряба) Правильно.
Игра с картинками «Сказочные часики»
- Давайте и мы поиграем!
Дети идут по кругу, держась за руки. Внутри круга стоит ребёнок -
«стрелочка» с вытянутой вперёд рукой. У воспитателя – иллюстрации из
знакомых сказок. Дети говорят:
«Тик-так, тик-так,
К сказке сделай первый шаг.
Топни, хлопни, не зевай,
Быстро сказку отгадай!»
Ребёнок, на которого указала «стрелочка» отгадывает, какая сказка
изображена на иллюстрации. Дети при необходимости ему помогают.
Заключение:
Во спитатель
подводит
положительный
итог
н е п о с р ед с т в е н н о
образовательной деятельности, произнося слова похвалы.
Рефлексия:
Ну
что,
дети,
понравилось
отгадывать
сказки7
Что
было
интересно вам?
Воспитатель незаметно достаёт другую книгу сказок с иллюстрациями и
показывает детям: «Вот мы и помогли сказкам вернуться в книгу. Эта книга
будет жить в нашем книжном уголке, и мы сможем в любое время прочитать
наши любимые сказки».