Напоминание

Перенос слов 1 класс


Автор: Березкина Татьяна Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №13
Населённый пункт: Город Томск
Наименование материала: Современный урок
Тема: Перенос слов 1 класс
Раздел: начальное образование





Назад




1 КЛАСС (1-4).

ТЕМА: ПЕРЕНОС СЛОВ

Учитель начальных классов

МАОУ гимназии № 13 г. Томска

Берёзкина Татьяна Петровна

Цели:

1.

Развитие умения делить слово на слоги и переносить по

слогам.

2.

Ознакомление учащихся с правилами плюса слов с учетом

особенностей слогов.

3.

Знакомство с правилами переноса слов с буквой «й».

Ход урока:

Прочтите запись.

-

Д: Это нельзя прочесть. Здесь не хватает элементов.

-

А кто может прочесть, что написано?

-

Я думаю, что написано слово лес.

Как сделать так чтобы все прочли?

Надо дописать элементы букв.

(Ученик дописывает слово)

Что можете сказать о слове?

-

В этом слове 3 буквы.

-

Здесь 1 гласная, значит 1 слог.

-

Слово отвечает на вопрос «что?».

-

Это существительное.

-

Это мужской род.

-

Единственное число.

Придумайте задание с этим словом.

-

Можно составить схему слова.

-

Я думаю, что можно составить предложение с этим

словом.

-

А я думаю, что можно составить рассказ

-

Я предлагаю подобрать рифму.

-

Можно подобрать родственные слова.

Интересное задание - подобрать родственные слова. А что это за

слова - родственные?

-

Это те слова, у которых одинаковый корень, и они близки по

смыслу.

(Дети называют слова, записываю на доске. Одно из слов пишу с

ошибкой (лисок).

-

Вы ошиблись. Надо писать лесок.

-

Почему?

-

Потому что можно побрать проверочное слово – лес-

пишется – е, поэтому и в слове лесок надо тоже писать «е».

-

На доске появляется запись:

Лес, лесок, лесочек, лесник, лесной, лесоруб, лесопарк.

Мне кажется, вы забыли еще одно слово. Можно подскажу?

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую. « - Лису».

-

Но это слово нельзя записать!

-

Почему?

-

Это другое. Они не близки по смыслу.

-

Я читала сказку. Там был хитрый лис.

-

В слове лес - корень лес. А лиса - корень лис.

Так что можно сказать о словах, записанных нами?

Это родственные слова, потому что у них одинаковый корень лес

и они близки по смыслу.

Какие задания можно выполнить, используя эти слова?

-

Можно поставить ударение.

-

А можно поделить на слоги. (Делим)

-

С этими словами можно составить рассказ.

-

А можно поделить эти слова для переноса.

Это задание соответствует теме нашего урока: Перенос слов.

Выполните это задание в тетради, поделив все слова для

переноса.

Работа выполняется самостоятельно.

Удалось ли выполнить задание?

Нет.

Почему?

-

Нельзя слово лес разделить для переноса. Здесь 1 слог.

Кто не согласен? А как поделили остальные слова?

Остальные слова делили для переноса по слогам.

На доске дано деление слов на слоги.

В тетради вы записали деление слов при переносе,

Сравните, что можно сказать?

-

Деление слов для переноса мы выполняли строго по слогам.

Я приготовила для вас ещё одно задание.

(Открываю запись на доске:

Утюг, линия, улитка, Алёша, радио, ученик, марш, яма, ёж, улей,

Иван, иголка, Мария, Оля.)

Прочитайте запись. Что можно сказать?

-

Дан набор слов.

-

Это слова, обозначающие предметы.

-

Это имена существительные.

-

Здесь есть слова мужского, женского, среднего рода.

-

Есть имена.

-

Есть одушевленные и неодушевленные существительные.

На какие группы можно было бы разделить эти слова?

-

На две группы: в одну поместить имена, в другую - все

остальные слова.

-

Я предлагаю - на три группы: слова мужского рода,

женского и среднего рода.

А можно разделить на две группы: одушевленные и

неодушевленные существительные.

Что значит одушевленные существительные и неодушевленные?

-

Слова, обозначающие живые предметы и неживые.

-

Одни существительные отвечают на вопрос «кто?», -

другие на вопрос - «что?».

Далее дети комментируют деление слов на 2 группы.

А можно теперь я дам вам задание?

Все слова надо поделить для переноса:

1-ый вариант работает с первой группой слов.

2-ой вариант - со второй группой.

Дети выполняют задание. (Слабым дала карточки-подсказки).

Два первых ученика выходят к доске.

Прошу их записать только те слова, которые можно поделить для

переноса.

(Начинается обсуждение выполненного задания.)

Кто не согласен?

Почему не все слова поделили для переноса?

-

Есть слова, состоящие из одного слога - их делить нельзя.

-

Нельзя оставлять одну букву на строке.

-

Нельзя переносить одну букву на другую строку.

-

Нельзя разрывать слог.

Вот сколько выводов мы сделали. «Интересно, а догадался ли об

этом автор учебника.

Читаем выводы на стр.15. Согласен ли автор с нами?

Автор согласен с нами.

С этим заданием вы справились.

А загадку сможете отгадать?

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

Заяц

Хотите на некоторое время стать артистами?

Изображаем зайчат. Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул 10 раз.

Кто-то зайку напугал.

Зайка - прыг - и убежал.

(Дети изображают зайчика, имитируют его движения).

Так кого вы сейчас изображали?

А как его можно ласково назвать?

(Записываю ответы на доске:

Зайка, зайчишка, зайчик, зайчонок, заинька).

Вдруг двое детей говорят, что в последнем слове должна быть буква

«й». Прошу показать где. Подходят к доске, и реакция «Ой, нет!».

Так что же смутило вас.

-

Во всех остальных словах, в середине «й». А здесь нет.

-

Столкнулись с проблемой «й» в середине слова.

-

Как эти слова поделить для переноса.

Пробуем поделить на слух. Выполняем задание на доске.

Какой же вывод можно сделать?

Буква «й» при переносе остается с той буквой, после которой она

стоит. Посмотрим. А согласен ли автор учебника с нашим выводом?

(читаем вывод на стр.16)

Автор учебника с нами согласен.

Посмотрите, какое интересное задание подготовил для вас автор…

Упр. 31. выполняем задание №1. (самостоятельно)

Что надо помнить при выполнении задания?

Делить слова для переноса надо строго по слогам.

-

Слог разрывать нельзя.

-

Одну букву оставлять на строке нельзя и переносить на

другую строку нельзя.

-

Буква й остается с той буквой, которая стоит перед ней.

Посмотрите на рисунок. Что видите?

-

Мальчик шел с лейкой, наверное, хотел полить цветы.

Но упала бочка с клеем. Клей разлился. Мальчик поскользнулся,

падает, вода из лейки льется на него.

Что можете сказать о словах, напечатанных здесь?

-

Слово «клей» нельзя переносить.

-

А вот слово «лейка» - можно. Лей-ка.

Кто главное действующее лицо?

-

Мальчик.

Вот с этого слова мы и начнем завтра урок.



В раздел образования