Автор: Березкина Татьяна Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №13
Населённый пункт: Город Томск
Наименование материала: Современный урок
Тема: Перенос слов 1 класс
Раздел: начальное образование
1 КЛАСС (1-4).
ТЕМА: ПЕРЕНОС СЛОВ
Учитель начальных классов
МАОУ гимназии № 13 г. Томска
Берёзкина Татьяна Петровна
Цели:
1.
Развитие умения делить слово на слоги и переносить по
слогам.
2.
Ознакомление учащихся с правилами плюса слов с учетом
особенностей слогов.
3.
Знакомство с правилами переноса слов с буквой «й».
Ход урока:
Прочтите запись.
-
Д: Это нельзя прочесть. Здесь не хватает элементов.
-
А кто может прочесть, что написано?
-
Я думаю, что написано слово лес.
Как сделать так чтобы все прочли?
Надо дописать элементы букв.
(Ученик дописывает слово)
Что можете сказать о слове?
-
В этом слове 3 буквы.
-
Здесь 1 гласная, значит 1 слог.
-
Слово отвечает на вопрос «что?».
-
Это существительное.
-
Это мужской род.
-
Единственное число.
Придумайте задание с этим словом.
-
Можно составить схему слова.
-
Я думаю, что можно составить предложение с этим
словом.
-
А я думаю, что можно составить рассказ
-
Я предлагаю подобрать рифму.
-
Можно подобрать родственные слова.
Интересное задание - подобрать родственные слова. А что это за
слова - родственные?
-
Это те слова, у которых одинаковый корень, и они близки по
смыслу.
(Дети называют слова, записываю на доске. Одно из слов пишу с
ошибкой (лисок).
-
Вы ошиблись. Надо писать лесок.
-
Почему?
-
Потому что можно побрать проверочное слово – лес-
пишется – е, поэтому и в слове лесок надо тоже писать «е».
-
На доске появляется запись:
Лес, лесок, лесочек, лесник, лесной, лесоруб, лесопарк.
Мне кажется, вы забыли еще одно слово. Можно подскажу?
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую. « - Лису».
-
Но это слово нельзя записать!
-
Почему?
-
Это другое. Они не близки по смыслу.
-
Я читала сказку. Там был хитрый лис.
-
В слове лес - корень лес. А лиса - корень лис.
Так что можно сказать о словах, записанных нами?
Это родственные слова, потому что у них одинаковый корень лес
и они близки по смыслу.
Какие задания можно выполнить, используя эти слова?
-
Можно поставить ударение.
-
А можно поделить на слоги. (Делим)
-
С этими словами можно составить рассказ.
-
А можно поделить эти слова для переноса.
Это задание соответствует теме нашего урока: Перенос слов.
Выполните это задание в тетради, поделив все слова для
переноса.
Работа выполняется самостоятельно.
Удалось ли выполнить задание?
Нет.
Почему?
-
Нельзя слово лес разделить для переноса. Здесь 1 слог.
Кто не согласен? А как поделили остальные слова?
Остальные слова делили для переноса по слогам.
На доске дано деление слов на слоги.
В тетради вы записали деление слов при переносе,
Сравните, что можно сказать?
-
Деление слов для переноса мы выполняли строго по слогам.
Я приготовила для вас ещё одно задание.
(Открываю запись на доске:
Утюг, линия, улитка, Алёша, радио, ученик, марш, яма, ёж, улей,
Иван, иголка, Мария, Оля.)
Прочитайте запись. Что можно сказать?
-
Дан набор слов.
-
Это слова, обозначающие предметы.
-
Это имена существительные.
-
Здесь есть слова мужского, женского, среднего рода.
-
Есть имена.
-
Есть одушевленные и неодушевленные существительные.
На какие группы можно было бы разделить эти слова?
-
На две группы: в одну поместить имена, в другую - все
остальные слова.
-
Я предлагаю - на три группы: слова мужского рода,
женского и среднего рода.
А можно разделить на две группы: одушевленные и
неодушевленные существительные.
Что значит одушевленные существительные и неодушевленные?
-
Слова, обозначающие живые предметы и неживые.
-
Одни существительные отвечают на вопрос «кто?», -
другие на вопрос - «что?».
Далее дети комментируют деление слов на 2 группы.
А можно теперь я дам вам задание?
Все слова надо поделить для переноса:
1-ый вариант работает с первой группой слов.
2-ой вариант - со второй группой.
Дети выполняют задание. (Слабым дала карточки-подсказки).
Два первых ученика выходят к доске.
Прошу их записать только те слова, которые можно поделить для
переноса.
(Начинается обсуждение выполненного задания.)
Кто не согласен?
Почему не все слова поделили для переноса?
-
Есть слова, состоящие из одного слога - их делить нельзя.
-
Нельзя оставлять одну букву на строке.
-
Нельзя переносить одну букву на другую строку.
-
Нельзя разрывать слог.
Вот сколько выводов мы сделали. «Интересно, а догадался ли об
этом автор учебника.
Читаем выводы на стр.15. Согласен ли автор с нами?
Автор согласен с нами.
С этим заданием вы справились.
А загадку сможете отгадать?
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Заяц
Хотите на некоторое время стать артистами?
Изображаем зайчат. Физкультминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
Кто-то зайку напугал.
Зайка - прыг - и убежал.
(Дети изображают зайчика, имитируют его движения).
Так кого вы сейчас изображали?
А как его можно ласково назвать?
(Записываю ответы на доске:
Зайка, зайчишка, зайчик, зайчонок, заинька).
Вдруг двое детей говорят, что в последнем слове должна быть буква
«й». Прошу показать где. Подходят к доске, и реакция «Ой, нет!».
Так что же смутило вас.
-
Во всех остальных словах, в середине «й». А здесь нет.
-
Столкнулись с проблемой «й» в середине слова.
-
Как эти слова поделить для переноса.
Пробуем поделить на слух. Выполняем задание на доске.
Какой же вывод можно сделать?
Буква «й» при переносе остается с той буквой, после которой она
стоит. Посмотрим. А согласен ли автор учебника с нашим выводом?
(читаем вывод на стр.16)
Автор учебника с нами согласен.
Посмотрите, какое интересное задание подготовил для вас автор…
Упр. 31. выполняем задание №1. (самостоятельно)
Что надо помнить при выполнении задания?
Делить слова для переноса надо строго по слогам.
-
Слог разрывать нельзя.
-
Одну букву оставлять на строке нельзя и переносить на
другую строку нельзя.
-
Буква й остается с той буквой, которая стоит перед ней.
Посмотрите на рисунок. Что видите?
-
Мальчик шел с лейкой, наверное, хотел полить цветы.
Но упала бочка с клеем. Клей разлился. Мальчик поскользнулся,
падает, вода из лейки льется на него.
Что можете сказать о словах, напечатанных здесь?
-
Слово «клей» нельзя переносить.
-
А вот слово «лейка» - можно. Лей-ка.
Кто главное действующее лицо?
-
Мальчик.
Вот с этого слова мы и начнем завтра урок.