Напоминание

"Травматизм на уроках физической культуры"


Авторы: Васильцов Дмитрий Андреевич, Тубол Павел Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №54
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Травматизм на уроках физической культуры"
Раздел: полное образование





Назад




Травматизм на занятиях физической культуры

Травматизм на занятиях физической культуры - явление, не совместимое с

оздоровительными целями физической культуры и спорта. Несмотря на меры

предосторожности, предпринимаемые большинством учителей, тренеров и

воспитателей, на уроках физической культуры, тренировочных занятиях,

спортивных соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей

структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после

бытового, уличного и школьного.

СТАТИСТИКА ТРАВМИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ

ФИЗКУЛЬТУРЫ

По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент

падает на детей 12-14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7-11

лет), на третьем - 15-16-летние подростки. У мальчиков повреждения,

полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза

чаще, чем у девочек.

Для того чтобы борьба с травматизмом была успешной, учителя, тренеры,

воспитатели должны иметь четкое представление о степени травмоопасности

каждого вида, входящего в учебную программу по физической культуре,

держать под неусыпным контролем причины, которые могут привести к

опасным последствиям.

ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

При всем многообразии этих причин все же можно выделить такие, которые

чаще всего приводят к травматизму. Это - недостаточный врачебный контроль

за состоянием здоровья, физической подготовленностью учащихся,

нарушение дисциплины и установленных правил во время проведения урока

физической культуры, неудовлетворительное состояние спортзалов и

спортивных площадок, пользование неисправным или не соответствующим

антропометрическим данным занимающихся оборудованием, отсутствие

строгого контроля за спортивной одеждой и обувью учащихся,

малоподвижный образ жизни (ГИПОКИНЕЗИЯ), неблагоприятные для

проведения занятий или соревнований санитарно-гигиенические и

метеорологические условия, не соответствие физической подготовленности

детей с конкретными упражнениями, нарушение методики проведения

занятий, тренировок, соревнований и, наконец, недостаточная квалификация

учителя (тренера).

ГИПОКИНЕЗИЯ КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ФАКТОРОВ

ТРАВМАТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий

малоподвижного образа жизни.

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся

отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения,

повышенного артериального давления, накопление избыточной массы тела.

Чрезмерные физические нагрузки отрицательно влияют на состояние

здоровья и являются причиной детского травматизма. Иногда при проведении

врачебно-педагогических наблюдений приходится констатировать случаи

чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках

физкультуры. Особенно часто это встречается у молодых учителей.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Необходимые условия безопасности при занятиях физическими

упражнениями и спортом:

к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и

инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;

аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном

зале или у медицинского работника;

перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:

убрать все посторонние и выступающие предметы;

проверить чистоту пола;

наличие освещения и вентиляции в зале;

убедиться в исправности инвентаря;

учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной

форме;

проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов

для избегания травм;

перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии

и требовать их исполнения;

начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;

учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;

осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;

по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и

функциональные возможности учащихся;

не оставлять детей без присмотра во время занятия;

при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;

избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных,

воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные

навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти

качества, так необходимы для предупреждения травматизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Боген М.М. Тактическая подготовка - основа многолетнего спортивного

совершенствования. - М.: Физическая культура, 2011.

2.

Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование.

- М.: Академия, 2010.



В раздел образования