Авторы: Васильцов Дмитрий Андреевич, Тубол Павел Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №54
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Травматизм на уроках физической культуры"
Раздел: полное образование
Травматизм на занятиях физической культуры
Травматизм на занятиях физической культуры - явление, не совместимое с
оздоровительными целями физической культуры и спорта. Несмотря на меры
предосторожности, предпринимаемые большинством учителей, тренеров и
воспитателей, на уроках физической культуры, тренировочных занятиях,
спортивных соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей
структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после
бытового, уличного и школьного.
СТАТИСТИКА ТРАВМИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ
ФИЗКУЛЬТУРЫ
По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент
падает на детей 12-14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7-11
лет), на третьем - 15-16-летние подростки. У мальчиков повреждения,
полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза
чаще, чем у девочек.
Для того чтобы борьба с травматизмом была успешной, учителя, тренеры,
воспитатели должны иметь четкое представление о степени травмоопасности
каждого вида, входящего в учебную программу по физической культуре,
держать под неусыпным контролем причины, которые могут привести к
опасным последствиям.
ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
При всем многообразии этих причин все же можно выделить такие, которые
чаще всего приводят к травматизму. Это - недостаточный врачебный контроль
за состоянием здоровья, физической подготовленностью учащихся,
нарушение дисциплины и установленных правил во время проведения урока
физической культуры, неудовлетворительное состояние спортзалов и
спортивных площадок, пользование неисправным или не соответствующим
антропометрическим данным занимающихся оборудованием, отсутствие
строгого контроля за спортивной одеждой и обувью учащихся,
малоподвижный образ жизни (ГИПОКИНЕЗИЯ), неблагоприятные для
проведения занятий или соревнований санитарно-гигиенические и
метеорологические условия, не соответствие физической подготовленности
детей с конкретными упражнениями, нарушение методики проведения
занятий, тренировок, соревнований и, наконец, недостаточная квалификация
учителя (тренера).
ГИПОКИНЕЗИЯ КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ФАКТОРОВ
ТРАВМАТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий
малоподвижного образа жизни.
Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся
отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения,
повышенного артериального давления, накопление избыточной массы тела.
Чрезмерные физические нагрузки отрицательно влияют на состояние
здоровья и являются причиной детского травматизма. Иногда при проведении
врачебно-педагогических наблюдений приходится констатировать случаи
чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках
физкультуры. Особенно часто это встречается у молодых учителей.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Необходимые условия безопасности при занятиях физическими
упражнениями и спортом:
к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и
инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;
аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном
зале или у медицинского работника;
перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
убрать все посторонние и выступающие предметы;
проверить чистоту пола;
наличие освещения и вентиляции в зале;
убедиться в исправности инвентаря;
учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной
форме;
проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов
для избегания травм;
перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии
и требовать их исполнения;
начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;
осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;
по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и
функциональные возможности учащихся;
не оставлять детей без присмотра во время занятия;
при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;
избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных,
воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные
навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти
качества, так необходимы для предупреждения травматизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Боген М.М. Тактическая подготовка - основа многолетнего спортивного
совершенствования. - М.: Физическая культура, 2011.
2.
Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование.
- М.: Академия, 2010.