Напоминание

Основные направления воспитательной системы школы и их реализация на практике


Автор: Дударева Елена Ильинична
Должность: учитель физики, астрономии, математики
Учебное заведение: МБОУ "Непряхинская СОШ" им. И.К. Бондарева
Населённый пункт: село Непряхино, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления воспитательной системы школы и их реализация на практике
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Непряхинская СОШ» им. И.К. Бондарева

Семинар «Основные направления воспитательной системы школы и их

реализация на практике»

Учитель физики, математики, астрономии

Дударева Елена Ильинична

Здравствуйте, уважаемые участники семинара!

Контингент обучающихся нашей школы

– дети, родители которых

проживают в сельской местности. Многие семьи малообеспеченные и не все

родители понимают необходимость достойного образования и воспитания

своих детей, многие озабочены лишь физиологическими их проблемами: чем

накормить, во что одеть и т.д. Поэтому, школа работает над созданием такого

«воспитательного

пространства»,

где

дети

смогут

осмыслить

значимость

обучения и реализовать свои интеллектуальные и творческие способности.

Школа, как открытая система, не может жить и развиваться вне общества и

существующая

повседневность,

к

сожалению,

является

основной

реальностью наполняющей школьную жизнь.

При создании воспитательной системы коллектив школы руководствовался

системным подходом - подходами В.А. Караковского и других

ведущих

создателей

Формирование воспитательной системы, включает в себя целостный

учебно-воспитательный процесс.

Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условия

для

формирования

и

развития

лично сти,

в ы с о ко к ул ьт у р н о й ,

интеллектуальной, социально активной, гуманной.

При разработке воспитательной системы школы, из 8 современных

концепций

воспитания

мы

остановились

на

концепции «Системное

построение процесса воспитания».

Воспитательная система учебного заведения должна создавать наиболее

благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Более подробно остановлюсь лишь на некоторых направлениях. Несомненно

духовно-нравственное и гражданско - патриотическое воспитание в нашей

школе и обществе в целом является приоритетным. И это не случайно. В

условиях

современного

общественного

кризиса,

который

определяется,

прежде

всего,

кризисом

духовных

и

нравственных

ценностей,

особое

значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе

нравственных

ценностей.

Настало

время

изменить

отношение

к

русской

культуре, отношение ко всему происходящему в обществе.

Отсюда вытекает задача - формирование личности, проникнутой духом

родной культуры.

Понимая,

что

в

обществе

произошло

снижение

воспитательного

воздействия

национального

фактора

на

формирование

нравственности

и

патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших

детях.

Духовно-нравственное направление реализуется через:

Работу школьного музея, классные и внеклассные мероприятия, проектно-

исследовательскую деятельность, коллективные творческие дела.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у

детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему

Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных

обязанностей по защите интересов Родины.

В настоящее время назрела необходимость пересмотра средств, методов и

приемов привития современному ребенку чувства патриотизма, гордости за

свою родину, а также за свою малую Родину. Именно сейчас необходимость

воспитания юного патриота особенно велика.

Представляется логичным и своевременным привить ребенку уважение к

Родине и к труду, ответственность и великодушие посредством обучения и

воспитания в духе любви и милосердия.

Школьный музей и с т о р и и

с е л а

и

ш к о л ы как средство духовно-

нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников.

Цель работы:

Воспитание

патриотизма,

бережного

отношения

к

историческому

наследию, любви к своей малой Родине, приобщение школьников к

краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

Формирование у учащихся чувство гордости за свое учебное заведение.

Задачи музея:

Сбор и документирование информации по истории села, школы;

Выявление и хранение музейных предметов;

Осуществление

музейными

средствами

программ

по

воспитанию,

обучению, развитию, социализации учащихся школы;

Организации культурно-просветительской работы среди населения

Исходя

из

всего

вышесказанного,

первоочередной

задачей

педагогов

становится привитие любви

к Родине, уважения к её истории и культуре,

словом, воспитание Человека. И в этом немаловажную роль в нашей школе

играет работа школьного музея истории села и школы.

Основные направления деятельности музея:

1.

Работа с музейным фондом

2.

Поисковая и научно-исследовательская работа, в том числе по изучению

истории села Непряхино

3.

Экскурсионно-просветительская

работа.

Создание

постоянных

и

передвижных экспозиций в музее и школе.

4.

Организационная (оформление и оборудование школьного музея, работа с

активом, досуговая деятельность, кружок).

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-

патриотических

качеств,

расширению

кругозора

и

воспитанию

познавательных

интересов

и

способностей,

овладению

учебно-

практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

Школьный музей способствует воспитанию бережного отношения к

историческим и культурным памятникам народа. Углублённое знакомство

школьников с отечественной историей, деятельностью замечательных людей

оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных

идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу

усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, а приобретённые в ходе

музейной работы знания и навыки

оказываются полезными и нужными,

какую бы профессию в будущем не избрали школьники. Более подробно о

том,

чем

занимается

наш

музей,

вы

узнаете

сегодня

из

выступлений

учащихся.

Основная

роль

по

правовому

просвещению

отводится

классным

руководителям, социальному педагогу, а также представителями ОГИБДД и

ОПДН.

Цель и задачи оздоровительно-экологического направления.

Цель:

формирование

морально

устойчивого,

экологически

грамотного,

нравственно

богатого,

физически

развитого,

здорового

и

душой

и

телом

гражданина своей страны

Большо е

значение

имеет

о з д о р о в и т е л ь н о - э ко л о г и ч е с к а я

направленность в обучении и воспитании школьника.

Проблема влияния экологических условий на здоровье людей становится все

более очевидной и приобретает глобальный, общечеловеческий характер.

Здоровье человека

в значительной мере также зависит от духовного и

нравственного

здоровья

общества,

в

котором

он

живет.

Здоровье

детей

России все более ухудшается. Количество здоровых детей в период обучения

в

школе

сокращается

в

4-5

раз.

За

последние

годы

неуклонно

падает

показатель благополучия и здоровья человека в России.

Необходимо выработать у учащихся убеждение, что охрана природы,

охрана здоровья - важнейшая нравственная проблема человечества. Именно

в детские годы закладывается прочный фундамент, личности. Мы учим

ребят любить природу, по - хозяйски относиться к её богатствам.

У школьников формируются высокие нравственные качества: чувство любви

к

родной

природе,

гуманное

отношение

ко

всему

живому,

стремление

оберегать и умножать природное богатство. Ведь после себя мы должны

оставить последующим поколениям чистую и зеленую планету Земля.

Оздоровительно-экологическое направление - это система

нравственного воспитания школьника, здорового физически, разносторонне

развитого, инициативного, которая реализуется через школьное лесничество,

классные и внеклассные уроки

В

октябре

2013

года

было

организовано

школьное

лесничество

«Лесничок» было на базе МБОУ «Непряхинская СОШ» и Чебаркульским

лесничеством

Министерства

обороны

Российской

Федерации

и

при

партнерстве экологической организации «Мой дом».

В школе был создан отряд «Лесничок» из 15 человек. В нее вошли

учащиеся

6-10

классов,

которые

проявляют

особый

интерес

к

охране

окружающей среды и защите леса.

Школьное лесничество «Лесничок» как средство

патриотического, оздоровительно-экологического воспитания учащихся

и профориентационной деятельности.

Приоритетные направления Инновации:

сохранение и укрепление здоровья школьников (физического,

нравственного, психологического);

формирование новой модели общеобразовательного учреждения,

реализующего идеи экологического образования и развития

социального интеллекта;

внедрение в образовательный процесс передовых технологий,

позволяющих более эффективно добиваться желаемых результатов и

повышать качество образования;

совершенствование кадровой политики учреждения

В рамках этого направления ребята проводят исследовательскую работу по

выращиванию лесного подроста. Ребята школы активно участвуют в акциях

«Посади своё дерево», «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»,

«Спасём планету от мусора», участвуют в проектно – исследовательской

деятельности экологического направления и занимают призовые места.

В школе проводятся определенные мероприятия по сохранению и

укреплению

здоровья

учащихся.

Это,

прежде

всего,

спортивно-

оздоровительная

работа,

охватывающая

обучающихся

всех

ступеней

образования. Проводятся спортивные праздники, соревнования по различным

видам спорта, эстафеты, дни "Здоровья".

Воспитательная работа предусматривает профилактические беседы о

вреде

курения,

алкоголя,

наркотиков.

В

школе

осуществляется

предпрофильная

работа,

позволяющая

сориентировать

детей

на

выбор

будущей профессии.

Школьное лесничество «Лесничок» организовано с целью

патриотического,

экологического

воспитания

школьников

на

основе

изучения

природы

своего

края,

имеющихся

традиций

взаимодействия

человека с окружающей средой, законов Российской Федерации.

Познавательно-информационное направление.

кружки и факультативы по предметам;

предметные недели и олимпиады;

научно-исследовательская и проектная деятельность в воспитательном

процессе

Чтобы

осуществить

принцип

развития

самостоятельности,

требуются

новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим

такой

метод,

который

бы

формировал

активную,

самостоятельную

и

инициативную

позицию

учащегося,

развивал

бы

исследовательские,

самооценочные

и

рефлексивные

навыки,

нацеливал

бы

на

развитие

познавательного

интереса

учащихся

и

реализовывал

бы

принцип

связи

обучения

с

жизнью.

Ведущее

место

среди

таких

методов

принадлежит

сегодня методу проекта.

Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность

мышления,

творческие

возможности,

способность

к

самоорганизации,

созиданию,

сотрудничеству.

Это

такие

качества

личности,

которые

обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

Проектно-исследовательская

деятельность

позволяет

реализовать

многие

педагогические задачи на разных этапах обучения и воспитания, реализовать

способности умения ученика, анализировать собственный или коллективный

продукт. Кроме того в процессе работы над проектом интерес к выбранной

проблеме

растет.

Таким

образом,

ребенок

не

только

исследует,

но

и

саморазвивается.

Цель проектного метода:

Воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к

нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов

социального проектирования.

Включение

семьи

в

деятельность

воспитательной

системы

школы

основано на:

гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

уважительном отношении семьи и школы к ребёнку и друг другу;

систематическом

повышении

психолого-педагогического

уровня

(учителей и родителей);

умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

С

целью

расширения

взаимодействия

семьи

и

школы,

повышения

заинтересованности родителей в участии в учебно-воспитательном процессе

работа ведётся по следующим направлениям:

выявление

социального

заказа

родителей

в

области

обучения

и

воспитания;

изучение мнения родителей (законных представителей) обучающихся

на предмет удовлетворённости деятельностью школы;

совме стное

участие

в

планировании

и

ко р р е кт и р о ва н и и

воспитательного процесса.

Система

дополнительного

образования

и

внеурочной

деятельности

обучающихся.

Организация

внеурочной

деятельности

обучающихся

основана

на

возможности свободного выбора детьми занятий по интересам. Создание

коллективной творческой среды, в которой каждый может проявить свои

способности,

приобрести

знания

и

опыт,

осознать

себя

«признанным»,

самодостаточным и успешным – одна из задач воспитательной системы.

Внеурочная деятельность осуществляется по 6 направлениям:

Духовно-нравственное,

Интеллектуально-познавательное

Общекультурное

Спортивно-оздоровительное

Социальное

Познавательно-творческое

Одним

из

направлений

воспитательной

работы

МБОУ

является

формирование навыков самоуправления школьников. Под самоуправлением

мы

подразумеваем самоорганизацию школьной жизни, т.е. обучение всех

детей

основам

демократических

отношений

в

обществе,

обучение

их

управлять своей жизнью в коллективе.

Цель развития органов ученического самоуправления в школе:

-обеспечение

эффективного

взаимодействия

обучающихся,

учителей,

родителей в условиях воспитательной системы школы;

-приобретение

детьми

знаний,

умений

и

навыков

самоуправления,

демократического стиля взаимоотношений.

Работа школьной библиотеки

Цель школьной библиотеки:

1.

Создание

на

базе

школьной

библиотеки

современной,

комфортной

библиотечной среды с учетом требований ФГОС.

Задачи школьной библиотеки:

1.

Формировать

информационную

культуру

учащихся

через

организацию

информационной

подготовки

школьников,

обучать

навыкам

поиска,

извлечения,

критического

анализа

и

самостоятельного

применения

полученных

знаний,

умения

создавать

собственные

материалы

и

обмениваться ими.

2.

Обеспечить доступ к местным, региональным, национальным и глобальным

информационным ресурсам.

3.

Содействовать и оказать помощь в развитии творческих способностей детей,

формировании духовно богатой, нравственно здоровой личности.

4.

Приобщение

детей

к

чтению,

как

основному

виду,

познавательной

деятельности – основная миссия школьной библиотеки.

Школьная

библиотека

на

сегодняшнем

этапе

должна

быть

держателем

самых передовых ресурсов, интересных, актуальных, познавательных, таких,

чтобы круг интересов ребенка был полностью удовлетворен.

Ключевые

школьные

мероприятия

ВС

Школьный музей

Организация и

проведение КТД

Урочная система

Взаимодействие с

внешкольными

учреждениями.

Работа с

родителями

Органы ученического

самоуправления

Сроки

и

виды

деятельности

по

созданию

и

ре а лизации

воспитательной системы.

При

разработке воспитательной системы необходимо определиться с

основными

этапами,

способами

и

сроками

реализации

воспитательной

системы.

Схема реализации воспитательной системы:

Этапы организации и реализации системы

Воспитательная система находится на I уровне своего развития.

I. Оценочно – прогностический – январь 2016 г.– май 2016 г.

Цель

-

выявить

позитивный

опыт

воспитания

в

школе,

определить

приоритетные

направления

его

развития

и

разработать

концепцию,

подготовить условия для организации работы.

II.Организационно –практический – сентябрь 2016 г. –декабрь 2017 г.

Цель

реализация

программы

деятельности,

внесение

коррективы

в

концептуальные положения. Переход в режим развития, функционирование

основных воспитательных программ.

III. Обобщающий –январь 2018 г. – май 2018 г.

Цель

обобщение

опыта

лучших

воспитательных

систем

в

классных

коллективах;

обобщение

позитивного

опыта

реализации

концепции

воспитательной системы школы; подготовка диагностико-аналитических

материалов об итогах

функционирования воспитательной системы

и

оценка её эффективности на основе проблемно-ориентированного анализа

и

данных

мониторинга

результативности

воспитательного

процесса;

обсуждение дальнейших перспектив развития воспитательной системы

школы.

Управление деятельностью по реализации воспитательной системы:

Годовая

циклограмма

работы

заместителя

директора

по

воспитательной работе на учебный год.

Циклограмма

деятельно сти

заме стителя

директора

п о

воспитательной работе в течение учебного года.

План внутришкольного контроля воспитательной работы.

Мониторинг воспитательного процесса



В раздел образования