Автор: Бердигулова Валия Салимьяновна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Подснежник"
Населённый пункт: РБ, Зианчуринский район. д. Идельбаково ул. Школьная-4
Наименование материала: Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Воздух-невидимка"
Тема: "Воздух-невидимка"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
в средней группе «Воздух- невидимка»
Бердигулова Валия Салимьяновна, воспитатель МБДОУ «Подснежник»
д.Идельбаково Зианчуринского р-на
Цель: Развитие
познавательной
активности
детей
в
процессе
проведения
элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о воздухе, его свойствах.
- закреплять умение делать выводы в процессе эксперимента.
Развивающие:
- развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную
деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
- Воспитывать желание помогать другим.
Материалы и оборудование: стакан с водой на каждого; трубочки для
коктейля; веера на каждого; целлофановые пакеты на каждого; мыльные
пузыри на каждого; корабли из пенопласта, тазики с водой, карточки -
обозначения свойств воздуха; камера, планшет; запись (видеозвонок от
Симки и Нолика).
Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»;
рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за
ветром.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру: «Летает-не летает». Если
летает хлопаем в ладоши, не летает топаем (перечисляет: самолет, снежинка,
стул, снегирь, дом, вертолет, заяц, медведь, синица, собака, ковер самолет). А
теперь поиграем в игру «Живое-неживое». Если предмет живой природы-
хлопаем в ладоши, неживой-сидите тихо (перечисляет: человек, солнце,
кошка, дождь, снежинка, дерево, воздух).
(звучит звонок)
Воспитатель: Ребята, мне кто-то звонит. Я сейчас посмотрю. А вы тихонечко
посидите. Номер неизвестный. (на планшет видеозвонок от Нолика и
Симки)
Симка и Нолик: Здравствуйте ребята! Мы с Ноликом поспорили. Нолик
утверждает, что воздух не существует. А я считаю, что он есть и он вокруг
нас. Помогите разрешить спор, доказать Нолику, что воздух существует!
Воспитатель: А вы как считаете воздух есть? (Да) Как узнать, что он
существует?
Воспитатель: А для этого мы с вами проведем несколько опытов и запишем
их на видеокамеру, а потом отправим видеописьмо Нолику и Симке. Но
чтобы проводить опыты необходимо соблюдать правила:
1)
Работать тихо.
2)
Быть внимательным и аккуратным.
3)
Руками без разрешения ничего не трогать.
Воспитатель: Проходите за столы.
Опыт №1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
Воспитатель: А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (невидимый,
прозрачный, бесцветный).
Воспитатель: А можем ли мы его поймать? (Да, нет, можем)
Воспитатель: Как? (Предположения детей)
Воспитатель: Возьмите со стола полиэтиленовый пакет. Он у вас пустой или
полный? (пустой)
Воспитатель: Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как
можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета.
Что произошло с пакетом? (надулся)
- Что внутри пакета? (воздух)
- Воздух занял все место в пакете.
Воспитатель. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал
пакет? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским).
Воспитатель: Почему так произошло? (потому что в нем нет воздуха)
Ребята, какой можно сделать вывод? Какой воздух? (воздух прозрачный,
бесцветный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать). Поставим на
доску карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он
прозрачный».
Опыт №2 «Пузырьки в стакане?»
Воспитатель: Ребята как вы думаете. Воздух есть внутри нас? (есть, нет)
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля.
Опустите трубочку в воду, наберите побольше воздуха (вдохните), подуйте в
нее (выдохните). Что вы видите? (в воде появились пузырьки)
Воспитатель:
Откуда
взялись
эти
пузырьки?
(Мы
набрали
воздух
и
выдохнули в трубочку, воздух выходит, появляются пузырьки).
Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод? (Мы можем вдыхать
и выдыхать воздух.) Поставим на доску еще одну карточку.
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель: А какие еще можно пускать пузыри? (мыльные). Ребята, у
меня для вас есть сюрприз.
(Воспитатель достает мыльные пузыри и пробует запустить)
Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри пузырей? (воздух).
Воспитатель: Сами хотите попробовать? (Да). Тогда берите (дети берут из
корзинки мыл. пузыри)
Воспитатель: Но надувать мы будем не просто так. Сначала попробуем
надуть пузырик так, чтобы он поднялся высоко высоко. (отмечаю детей у
кого выше всех поднялся)
Воспитатель: А теперь попробуем надуть самый большой пузырь?
(отметить у кого больше всех)
Воспитатель: А маленький сможем надуть? (да) Попробуйте. (отметить у
кого маленький получилось надуть) А почему такой маленький пузырь
получился? (потихоньку дули)
Воспитатель: Ну, что ребята будем продолжать опыты делать?(да) Тогда
поставим мыльные пузыри на стол. Мы еще не все свойства воздуха узнали.
Когда мы все опыты проведем, тогда я вам дам еще мыльными пузырями
поиграть.
Опыт №3: Есть ли у воздуха запах?
Воспитатель: Имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Чем пахнет? (ничем).
Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха».
Воспитатель: Тогда почему, когда мама стряпает, на кухне пахнет
булочками?
Воспитатель: Воздух не имеет запаха, но он двигаяется и поэтому доносит
запах до наших носов.
Воспитатель: А как еще мы можем доказать, что воздух движется?
(предположения детей)
Опыт №4: «Движение воздуха»
Воспитатель: Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы
почувствовали? (Ветер)
Воспитатель: Ветер - это и есть движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод? (воздух движется).
Поставим еще одну карточку.
Опыт №5: «Воздух может передвигать предметы»
Воспитатель: А раз воздух движется, может ли он передвигать предметы?
Как вы думаете? (Да)
Воспитатель: Приведите пример, где вы видели, что ветер что-то
передвигает?
Воспитатель: На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха
(качаются деревья, бегут облака, развивается флаг.)
Воспитатель: Он их колышет, но с места не сдвигает. (подойдите к столам)
Воспитатель: Представьте, что это у нас море. И у каждого из вас есть
кораблик. Запускайте кораблики в море. А чтобы корабли поплыли, подуем на
них. Что мы видим? (кораблики плавают)
Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод? (что воздух может
передвигать предметы). Молодцы! Поставим на доску еще одну карточку.
(Проходите на места.)
Рефлексия.
Воспитатель: А теперь вспомним по карточкам-обозначениям все, что мы
узнали о воздухе. Он какой?
1.Воздух не имеет цвета.
2. Мы можем вдыхать и выдыхать воздух
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух движется.
5. Воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: Ребята, у нас с вами получилось доказать, что воздух есть и он
вокруг нас? (Да). Видеозапись мы можем остановить и отправить наши
доказательства Симке и Нолику, чтобы они разрешили свой спор. Пока я
отправляю видеописьмо, уберите свои места и можете поиграть в пузырьки.