Напоминание

Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к ЗОЖ.


Автор: Ткаченко Наталья Борисовна
Должность: вОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: ФГБОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ МИД РОССИИ
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,ЩЕЛКОВСКИЙ РАЙОН,П.ЮНОСТЬ
Наименование материала: Доклад
Тема: Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к ЗОЖ.
Раздел: среднее образование





Назад




Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к ЗОЖ

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При

встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и

крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой

жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные

жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть

сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и

достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги,

его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской

проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Если мы хотим достичь цели –

направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их

право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как

граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы,

которые бы помогали нам понять, как они видят мир.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем

– школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с

детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними

по непростому пути школьного бытия его радостями и тревогами. Речь идет, конечно

же, о классном руководителе.

В настоящее время актуальной проблемой современного общества становится

формирование здорового образа жизни людей, который, в свою очередь является не

только основой хорошего самочувствия человека, но и путём к оздоровлению нации.

При этом необходимо учесть, что здоровый образ жизни человека не складывается сам

по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни

целенаправленно и постоянно. Здоровый образ жизни – это укрепление связи человека

с природой путём преодоления вредных привычек, физической и духовной закалки,

профессионального и культурного саморазвития личности, обеспечивая тем самым

успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от

политических, экономических и социально-– психологических ситуаций.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПЕДАГОГУ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

ШКОЛЬНИКОВ.

Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов,

происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья

детей. Подростковый возраст, согласно классификации Всемирной организации

здравоохранения, охватывает период жизни от 10 до 18 лет. На данном этапе

завершаются процессы морфофункционального и психологического созревания

организма, а это требует особого отношения к подростку всех членов общества.

Нервная система. Состояние нервной системы у подростков совершенно иное, чем у

взрослых и детей. Это проявляется в усилении активности тех её отделов, которые

обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним

условиям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения со стороны

жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого: повышенная

возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые

ситуации, потливость и др. – могут явиться предпосылкой для развития различных

нарушений здоровья, в том числе хронических заболеваний.

Эндокринная система. Биологические особенности подросткового возраста в

значительной мере зависят от функции эндокринных желез. Основой особенностью

эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы

гипоталамус - гипофиз. Высокая активность этой системы определяет многообразие

изменений гормонального статуса и, соответственно, морфофункциональных

особенностей бурно растущего организма.

Гормон роста воздействует непосредственно на развитие и рост тканей тела. Он

стимулирует жироотложение, активизирует биологический синтез белка, усиливает

обменные процессы. Выработка гормона роста гипофизом увеличивается с 10-летнего

возраста, достигая пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой

“скачок” у подростков.

С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой

надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно

растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост

костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым

воздействиям, которые обеспечивает биологические основы усвоения знаний,

трудовых и жизненных навыков, выработки и закрепления других социально значимых

условных рефлексов.

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они

влияют на все виды обмена веществ, развитие мозга, уровень интеллекта, физического

развития, созревание репродуктивной системы, на адаптационные возможности.

Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляет” гипофизарным гормоном,

который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка,

обеспечивает необходимый уровень обмена.

Половое созревание занимает особое место в развитии ребёнка. Наступление

полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его

отличительной чертой. Существует определенная связь между гормональной

активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так,

ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков

наиболее интенсивный рост происходит в 13-15 лет, у девочек - на 2 года раньше (11-

13лет). Девочки начинают обгонять в росте мальчиков примерно с 10 лет. После 13-14

лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики

начинают вновь обгонять их.

Иммунная система. Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные,

приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним

воздействиям, является иммунная система. Гормональная перестройка, а также

факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей

иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих

хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского

наблюдения, при определении объёма и спектра оздоровительных мероприятий,

проводимых в школах.

Сердечно-сосудистая система. В период полового созревания происходит

интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается его полостей. Эти процессы

определяют характер основных показателей функции сердца и сосудов, в частности

уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех

возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у

юношей.

Особенности развития и функционирования сердечно – сосудистой системы в

подростковом возрасте определяют многообразие нарушений её функций, которые в

ряде случаев могут вызывать субъективные жалобы. Чаще они выявляются в виде

неприятных ощущений в области сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), а

также повышенной утомляемости, склонности к обморочным состояниям.

Костно-мышечная система. В период полового созревания в основном совершается

формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо

поддержание положительного уровня кальциевого обмена, т.е. подросток должен

получать более значительное, чем взрослый и ребенок.

Кроме того, обмен кальция зависит от функционального состояния органов

пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми связаны поступление и

выделение этого минерала из организма. Важно иметь в виду, что в подростковом

периоде недопустимо хроническое недополучение организмом кальция.

Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения,

почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также

содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки могут привести к нарушениям

обмена кальция и ухудшению формирование костной и хрящевой ткани, замедлению

или ранней обстановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей,

суставов и позвоночника (сколиозы), а в будущем – к раннему и быстрому снижению

минеральной плотности кости. Вот почему надо использовать все возможности для

профилактики нарушений формирования костного скелета (включение в технологию

урока элементов оздоровительной и корригирующей гимнастики, контроль за

адекватностью нагрузок на уроках физкультуры и др.).

Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным

морфофункциональным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное

увеличение мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают

уровня взрослых женщин в возрасте 14-15 лет. У юношей мышечная сила значительно

увеличивается в возрасте 14 лет, но уровень ее достигает уровня взрослого

значительно позже, чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция

и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне ускорения

роста может иметь место отстаивание развития координации движений в связи с

различными темпами роста костей и скелетных мышц, что нередко сопровождается

угловатостью, неповоротливостью при движении, в играх.

Органы пищеварения. В подростковом возрасте завершается развитие

пищеварительной системы. К 10-11 годам – желудок, к 11-13 годам – слюнные железы

и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственно

усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность

желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных

нарушений функции желудка. Особенностью функции желез пищеварительной

системы у подростков является высокая её ранимость при длительном эмоциональном

и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит

к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к

прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это

необходимо иметь в виду при организации учебно-воспитательного процесса в

средних и старших классах школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда

и отдыха.

Нервно-психическое развитие. Подростковый возраст характеризуется выраженной

эмоциональной неустойчивостью. Пик её у мальчиков приходится на 11-13 лет, у

девочек – на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте настроение становится более

устойчивым. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств

психики: Целеустремлённость и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и

неустойчивостью; повышенная самоуверенность – сменяться лёгкой ранимостью и

неуверенностью в себе; возвышенность чувств – циничностью, враждебностью и даже

жестокостью.

Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является

умственная отсталость. Как правило, выраженные её формы диагностируются в

раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые,

клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности

психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов

личности (психопатии).

Хочется подчеркнуть, что формирование здорового образа жизни должна быть

преемственным (семья, школа, общественные и неправительственные организации и

др.). Именно поэтому в подростковом возрасте важно проводить целенаправленную

работу по формированию здорового образа жизни во взаимодействии школы и семьи.

Система мероприятий по развитию навыков здорового образа жизни, проводимых на

разных уровнях, должна использовать все возможные каналы доступа к подростку и

семье: радио, телевидение, печать, лекционную пропаганду, памятки для детей и

родителей, непосредственную работу с семьей и подростками и т. д. Кроме того,

эффективность работы во многом зависит от воспитания чувства сознательной

активности, ответственности за свое здоровье и жизнь.



В раздел образования