Автор: Ткаченко Наталья Борисовна
Должность: вОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: ФГБОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ МИД РОССИИ
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,ЩЕЛКОВСКИЙ РАЙОН,П.ЮНОСТЬ
Наименование материала: Доклад
Тема: Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к ЗОЖ.
Раздел: среднее образование
Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к ЗОЖ
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При
встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и
крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой
жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные
жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть
сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и
достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги,
его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской
проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Если мы хотим достичь цели –
направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их
право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как
граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы,
которые бы помогали нам понять, как они видят мир.
Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем
– школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с
детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними
по непростому пути школьного бытия его радостями и тревогами. Речь идет, конечно
же, о классном руководителе.
В настоящее время актуальной проблемой современного общества становится
формирование здорового образа жизни людей, который, в свою очередь является не
только основой хорошего самочувствия человека, но и путём к оздоровлению нации.
При этом необходимо учесть, что здоровый образ жизни человека не складывается сам
по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни
целенаправленно и постоянно. Здоровый образ жизни – это укрепление связи человека
с природой путём преодоления вредных привычек, физической и духовной закалки,
профессионального и культурного саморазвития личности, обеспечивая тем самым
успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от
политических, экономических и социально-– психологических ситуаций.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПЕДАГОГУ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
ШКОЛЬНИКОВ.
Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов,
происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья
детей. Подростковый возраст, согласно классификации Всемирной организации
здравоохранения, охватывает период жизни от 10 до 18 лет. На данном этапе
завершаются процессы морфофункционального и психологического созревания
организма, а это требует особого отношения к подростку всех членов общества.
Нервная система. Состояние нервной системы у подростков совершенно иное, чем у
взрослых и детей. Это проявляется в усилении активности тех её отделов, которые
обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним
условиям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения со стороны
жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого: повышенная
возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые
ситуации, потливость и др. – могут явиться предпосылкой для развития различных
нарушений здоровья, в том числе хронических заболеваний.
Эндокринная система. Биологические особенности подросткового возраста в
значительной мере зависят от функции эндокринных желез. Основой особенностью
эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы
гипоталамус - гипофиз. Высокая активность этой системы определяет многообразие
изменений гормонального статуса и, соответственно, морфофункциональных
особенностей бурно растущего организма.
Гормон роста воздействует непосредственно на развитие и рост тканей тела. Он
стимулирует жироотложение, активизирует биологический синтез белка, усиливает
обменные процессы. Выработка гормона роста гипофизом увеличивается с 10-летнего
возраста, достигая пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой
“скачок” у подростков.
С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой
надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно
растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост
костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым
воздействиям, которые обеспечивает биологические основы усвоения знаний,
трудовых и жизненных навыков, выработки и закрепления других социально значимых
условных рефлексов.
Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они
влияют на все виды обмена веществ, развитие мозга, уровень интеллекта, физического
развития, созревание репродуктивной системы, на адаптационные возможности.
Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляет” гипофизарным гормоном,
который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка,
обеспечивает необходимый уровень обмена.
Половое созревание занимает особое место в развитии ребёнка. Наступление
полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его
отличительной чертой. Существует определенная связь между гормональной
активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так,
ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков
наиболее интенсивный рост происходит в 13-15 лет, у девочек - на 2 года раньше (11-
13лет). Девочки начинают обгонять в росте мальчиков примерно с 10 лет. После 13-14
лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики
начинают вновь обгонять их.
Иммунная система. Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные,
приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним
воздействиям, является иммунная система. Гормональная перестройка, а также
факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей
иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих
хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского
наблюдения, при определении объёма и спектра оздоровительных мероприятий,
проводимых в школах.
Сердечно-сосудистая система. В период полового созревания происходит
интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается его полостей. Эти процессы
определяют характер основных показателей функции сердца и сосудов, в частности
уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех
возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у
юношей.
Особенности развития и функционирования сердечно – сосудистой системы в
подростковом возрасте определяют многообразие нарушений её функций, которые в
ряде случаев могут вызывать субъективные жалобы. Чаще они выявляются в виде
неприятных ощущений в области сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), а
также повышенной утомляемости, склонности к обморочным состояниям.
Костно-мышечная система. В период полового созревания в основном совершается
формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо
поддержание положительного уровня кальциевого обмена, т.е. подросток должен
получать более значительное, чем взрослый и ребенок.
Кроме того, обмен кальция зависит от функционального состояния органов
пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми связаны поступление и
выделение этого минерала из организма. Важно иметь в виду, что в подростковом
периоде недопустимо хроническое недополучение организмом кальция.
Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения,
почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также
содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки могут привести к нарушениям
обмена кальция и ухудшению формирование костной и хрящевой ткани, замедлению
или ранней обстановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей,
суставов и позвоночника (сколиозы), а в будущем – к раннему и быстрому снижению
минеральной плотности кости. Вот почему надо использовать все возможности для
профилактики нарушений формирования костного скелета (включение в технологию
урока элементов оздоровительной и корригирующей гимнастики, контроль за
адекватностью нагрузок на уроках физкультуры и др.).
Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным
морфофункциональным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное
увеличение мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают
уровня взрослых женщин в возрасте 14-15 лет. У юношей мышечная сила значительно
увеличивается в возрасте 14 лет, но уровень ее достигает уровня взрослого
значительно позже, чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция
и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне ускорения
роста может иметь место отстаивание развития координации движений в связи с
различными темпами роста костей и скелетных мышц, что нередко сопровождается
угловатостью, неповоротливостью при движении, в играх.
Органы пищеварения. В подростковом возрасте завершается развитие
пищеварительной системы. К 10-11 годам – желудок, к 11-13 годам – слюнные железы
и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственно
усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность
желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных
нарушений функции желудка. Особенностью функции желез пищеварительной
системы у подростков является высокая её ранимость при длительном эмоциональном
и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит
к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к
прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это
необходимо иметь в виду при организации учебно-воспитательного процесса в
средних и старших классах школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда
и отдыха.
Нервно-психическое развитие. Подростковый возраст характеризуется выраженной
эмоциональной неустойчивостью. Пик её у мальчиков приходится на 11-13 лет, у
девочек – на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте настроение становится более
устойчивым. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств
психики: Целеустремлённость и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и
неустойчивостью; повышенная самоуверенность – сменяться лёгкой ранимостью и
неуверенностью в себе; возвышенность чувств – циничностью, враждебностью и даже
жестокостью.
Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является
умственная отсталость. Как правило, выраженные её формы диагностируются в
раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые,
клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности
психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов
личности (психопатии).
Хочется подчеркнуть, что формирование здорового образа жизни должна быть
преемственным (семья, школа, общественные и неправительственные организации и
др.). Именно поэтому в подростковом возрасте важно проводить целенаправленную
работу по формированию здорового образа жизни во взаимодействии школы и семьи.
Система мероприятий по развитию навыков здорового образа жизни, проводимых на
разных уровнях, должна использовать все возможные каналы доступа к подростку и
семье: радио, телевидение, печать, лекционную пропаганду, памятки для детей и
родителей, непосредственную работу с семьей и подростками и т. д. Кроме того,
эффективность работы во многом зависит от воспитания чувства сознательной
активности, ответственности за свое здоровье и жизнь.