Автор: Бальхеева Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: город Мирный, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Разработка урока по русскому языку.
Тема: Антонимы
Раздел: начальное образование
СЛОВА,
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ
ПО ЗНАЧЕНИЮ
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 26 г.Мирного
Бальхеева Г.В.
Нас, у, получится, всё!
У нас всё получится!
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
АКТИВНЫЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ
РАССЕЯННЫЙ
ЛЕНИВЫЙ
21 февраля.
Классная работа.
труд, плакать,
работа, смелый,
смеяться, храбрый
Что?
существительное
труд
смелый
плакать
работа
храбрый
смеяться
Что делать?
глагол
Какой?
прилагательное
«Корзина идей»
«Корзина идей»
Что вы хотите
узнать об
антонимах?
Ч
е
м
у
б
у
д
е
т
е
у
ч
и
т
ь
с
я
н
а
у
р
о
к
е
?
«Корзина идей»
«Корзина идей»
Узнаем
Узнаем
Для чего нужны
АНТОНИМЫ
Какие слова
называются
антонимами?
«Корзина идей»
«Корзина идей»
Будем учиться
Будем учиться
Находить антонимы,
подбирать антонимы
Правильно употреблять
антонимы в речи
плакать -
смеяться
СЛОВА ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЧАСТИ
РЕЧИ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ
ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ
Антонимы
Антонимы
-
-
Б
ол
ь
н
о
й
,
б
л
е
д
н
ы
й
,
ве
с
е
л
и
т
ь
с
я
,
р
ум
я
н
ы
й
,
г
р
у
с
т
и
т
,
с
л
а
б
ы
й
,
к
р
е
п
к
и
й
,
з
д
о
р
о
в
ы
й
Зима
Зима
Лето
Лето
•
Зимой холодно , а летом…
•
Зимой день короткий , а летом
…
•
Зимой природа замирает , а летом…
тепло.
оживает.
длинный.
Зима – лето
Короткий – длинный
Замирает - оживает
Антонимы
слова, которые относятся к
одной и той же части речи.
ДЛЯ ЧЕГО
ДЛЯ ЧЕГО
НУЖНЫ
НУЖНЫ
АНТОНИМЫ ?
АНТОНИМЫ ?
Закончи предложение:
Слон большой,
а мышка…
маленькая.
Зимой погода холодная,
а летом…
тёплая.
Работать трудно,
а отдыхать…
легко.
Черный - белый
Большой - маленький
Для сопоставления и
противопоставления
«Если жизнь тебя обманет,
«Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись,
Не печалься, не сердись,
В день
В день
уныния
уныния
смирись:
смирись:
День
День
веселья
веселья
, верь, настанет!»
, верь, настанет!»
А.С.Пушкин
А.С.Пушкин
Для большей
художественной
выразительности
Найти антонимы к
словам:
«ЭСТАФЕТА»
«ЭСТАФЕТА»
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
богатый
богатый
большой
большой
да
да
черный
черный
дешевый
дешевый
первый
первый
здоровый
здоровый
горький
горький
война
война
вверх
вверх
плохой
плохой
мало
мало
правда
правда
радость
радость
тихо
тихо
умный
умный
вперед
вперед
белый
белый
много
много
быстрый
быстрый
хорошо
хорошо
веселый
веселый
толстый
толстый
давать
давать
назад
назад
«ЭСТАФЕТА»
«ЭСТАФЕТА»
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
бедный
бедный
малень-
малень-
кий
кий
нет
нет
белый
белый
дорогой
дорогой
послед-
послед-
ний
ний
больной
больной
сладкий
сладкий
мир
мир
вниз
вниз
хоро-
хоро-
ший
ший
много
много
ложь
ложь
грусть
грусть
громко
громко
глупый
глупый
назад
назад
чёрный
чёрный
мало
мало
медлен-
медлен-
ный
ный
плохо
плохо
грустный
грустный
тонкий
тонкий
брать
брать
вперёд
вперёд
Большой (…), много
(…),
стакан (…), высокий
(…),
верблюд (…),
веселый (…),
дом (…), хорошо (…),
часы (…), чай (…),
конец (…), Наташа
(…), синий (…), мир
(…), Сергей(…),
золотой (…), десятый
(…), яблоко (…)
Вывод :
Нет антонимов у имен
собственных, местоимений,
числительных, прилагательных,
обозначающих
цвета(кроме черный –белый ),
прилагательных, образованных от
названия металлов.
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.
Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше.
А короткий – для Алёнки,
Маленькой её сестрёнки.
Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться!
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!»
Разворчался старый дед:
«Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
Подумай !
Если мы правильно подберем к словам антонимы, то
первые буквы восстановленных нами слов, образуют
слово …………. – останется прибавить лишь ь.
•
Грязный –
•
Искусственный –
•
Трусливый –
•
Мягкий –
•
Грубый –
•
Замкнутый –
•
Слабый –
•
Светлый –
Проверим !
•
Грязный –
чистый
•
Искусственный –
естественный
•
Трусливый –
смелый
•
Мягкий –
твердый
•
Старый –
новый
•
Замкнутый -
открытый
•
Слабый –
сильный
•
Светлый –
темный
ь
Ученье – свет, а не ученье …
Знай больше, а говори …
В учебе корень горек, зато плод ее …
Не бойся врага умного, бойся друга …
Лучшая вещь новая, лучший друг …
Ласточка день начинает, а соловей …
ТЬМА
МЕНЬШЕ
СЛАДОК
ГЛУПОГО
СТАРЫЙ
КОНЧАЕТ
«Собери пословицу!»
•
Легко сказать, да..
Легко сказать, да..
( видит поперек )
( видит поперек )
•
Впереди беги, а..
Впереди беги, а..
( жестко спать )
( жестко спать )
•
Мягко стелет, да..
Мягко стелет, да..
( трудно доказать )
( трудно доказать )
•
Смотрит вдоль, а..
Смотрит вдоль, а..
( назад оглядывайся )
( назад оглядывайся )
«Собери пословицу!»
•
Легко сказать, да
Легко сказать, да
трудно доказать.
трудно доказать.
•
Впереди беги, а
Впереди беги, а
назад оглядывайся.
назад оглядывайся.
•
Мягко стелет, да жестко спать.
Мягко стелет, да жестко спать.
•
Смотрит вдоль, а
Смотрит вдоль, а
видит поперек.
видит поперек.
Блиц - турнир.
ТЕСТ
1.
Антонимы – это слова близкие по
смыслу.
2.
Антонимы – это слова с разным
лексическим значением.
3.
Антонимы одной группы относятся к
одной части речи.
4.
Антонимы произносятся и пишутся
одинаково.
5.
Антонимы и синонимы служат для яркой
и выразительной речи.
-
+
+
-
+
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Рефлексия
Вы считаете, что урок прошёл для вас
плодотворно, с пользой. Вы научились
находить антонимы и можете помочь
другим.
Вы считаете, что научились находить
слова –антонимы, но вам ещё нужна
помощь.
Вы считаете, что было
трудно на уроке.
МОЛОДЦЫ!
МОЛОДЦЫ!
МОЛОДЦЫ!
МОЛОДЦЫ!
СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В
ПРЕДЛОЖЕНИИ?
Есть люди добрые и злые, храбрые и
трусливые, умные и недалекие,
красивые и уродливые, здоровые и
больные, веселые и угрюмые, старые
и молодые, прямые и скрытные,
откровенные и хитрые.
Странный в сентябре лес, в нем рядом
весна и осень. Желтый лист и зеленая
травинка. Сверкающий иней и
бабочки. Теплое солнце и холодный
ветер. Увядание и рассвет. Песни и
тишина. Грустно и радостно
.
Прочитайте
внимательно
текст
.
Назовите
слова
антонимы
.