Напоминание

Играй, мой баян!


Автор: Австриевских Инесса Валентиновна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ ЦО №56
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Играй, мой баян!
Раздел: среднее образование





Назад




ОТ АВТОРА

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! УЧИТЕЛЯ! РОДИТЕЛИ! УЧЕНИКИ!

Представленная мною методическая разработка внеклассного мероприятия

по

музыкальному

воспитанию

школьников

адресована

учителям

музыки

общеобразовательных

школ,

педагогам

учреждений

дополнительного

образования,

родителям

и

всем

заинтересованным

лицам,

деятельность

которых связана с воспитанием подрастающего поколения. Эта разработка не

просто

плод

моих

фантазий,

а

вполне

апробированный

материал

с

использованием регионального компонента.

Школьные годы – время интенсивного непрерывного образования и

развития личности, время действий, пробы и проверки сил, время освоения и

осмысления

окружающего

мира.

Каждый

день,

каждый

час

в

школе

удивителен и неповторим. Здесь дети растут, умнеют, становятся лучше. Надо

только помочь им в этом. Необходимо интересно, занимательно, с выдумкой

организовать

образовательный

процесс

детей,

как

в

урочное,

так

и

во

внеурочное время.

С чего начинается личность? Как она формируется? Эти вопросы

волнуют

всех,

кто

неравнодушен

к

судьбе

молодого

поколения.

Именно

приобщение к прекрасному воспитывает в наших детях нужные качества.

Они становятся выше нравственно.

Праздники и вечера – это прекрасные формы организации внеклассной

музыкальной

деятельности

детей,

в

которых

успешно

осуществляется

приобщение

учащихся

к

определенным

культурным

традициям,

художественным

ценностям

музыкального

искусства,

воспитывается

тонкость чувств, благородство и способность восхищения красотой.

Толковый словарь дает несколько объяснений слова «праздник». Есть и

такое: день радости и торжества по поводу чего-нибудь. И действительно,

рядом со словом «праздник» в сознании человека стоит слово «радость».

Именно

праздники

и

вечера

способствуют

радостному

мироощущению

детей,

способствуют

созданию

эмоционально

приподнятого

морально-

психологического

климата

в

школе,

приносят

положительные

эмоции,

которые помогают ребенку чувствовать себя комфортно, и раскрепощено в

коллективе.

Формы проведения праздников могут быть различны: концерт,

музыкальная гостиная, музыкально-литературная композиция, вечер и т.д.

Весьма ценным моментом является приобщение всего коллектива

образовательного

учреждения,

педагогов

дополнительного

образования,

родителей к подготовке и непосредственному проведению мероприятия. Это

поможет

наладить

контакт

друг

с

другом,

и

будет

благоприятствовать

повышению воспитательного процесса.

Хочется надеяться, что предлагаемое мероприятие будет востребовано,

запомнится детям, расширит их кругозор, подарит им заряд положительных

эмоций, оставит в душе неизгладимые впечатления.

-1-

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА-КОНЦЕРТА

« ИГРАЙ, МОЙ БАЯН!»

Зал оформлен атрибутами русского народного быта. На заднике надпись «Играй, мой

баян!

»,

окаймленная

вышитым

полотенцем

и

русской

шалью,

ниже

изображение

гармоники с развернутым мехом. В глубине сцены, с противоположных сторон, две

русские березки. У левой боковой стены в русском народном стиле оформлен дворик:

плоскостная изба, скамья, плетень, или невысокий забор, березка. У правой боковой стены

установлены тумбы с различными музыкальными инструментами: гармошкой, баяном,

аккордеоном. В центре, ближе к авансцене, завалинка, или пенек.

В записи звучит русская напевная народная мелодия в исполнении гармониста. К

зрителям выходит ведущий. Динамика звучания слабеет.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады

приветствовать вас на вечере-концерте «Играй, мой баян! ».

Вы слышите завораживающие звуки инструмента, знакомого всем с

детства. В них отражается широта русской души, красота родной природы. И

человек, родившийся в России, уже не представляет свою Родину без этого

замечательного инструмента. Как же он называется?

Зрители из зала отвечают на вопрос ведущего.

Ведущий:

Верно! Гармонь… Она всегда рядом с человеком. Ей доверяют

сокровенные мысли, под нее страдают, радуются и веселятся. Вот уже многие

годы ни один праздник, ни одни посиделки не обходятся без гармошки.

Под наигрыш гармоники на сцену выходит фольклорный ансамбль. Исполняются

частушки, или русская народная песня озорного характера.

Ведущий: Конечно же, всем вам знаком этот инструмент. А хотите узнать

историю его создания?

Ответ из зала на вопрос ведущего.

Ведущий:

Прародительницей

русской

гармошки,

является

музыкальный

инструмент,

в

котором

звук

издается

колеблющимися

металлическими

язычками,

приводимые

в

движение

воздушной

струей,

нагнетаемой

специальным

мехом.

Принцип

подобного

звукоизвлечения

был

известен

очень давно в древних странах Юго-Восточной Азии.

-2-

В Европе он был применен в первых губных и ручных гармошках

Фридрихом Бушманом в начале двадцатых годов прошлого столетия. Такие

гармоники создавались сначала как детские игрушки.

Давайте послушаем, как же звучит изобретение Фридриха Бушмана.

Исполняется пьеса для губной гармошки.

Ведущий:

В 1829 году в Вене органным мастером Кириллом Демианом

была сконструирована гармоника с аккордовым аккомпанементом на левой

стороне.

И началось триумфальное шествие гармоники во всей Европе. В

считанные годы она стала самым популярным музыкальным инструментом в

Австрии, Германии, Франции, Италии.

А как вы думаете, почему?

Зрители отвечают на вопрос.

Ведущий:

Да! Этот инструмент заменял целый оркестр, на нем можно

исполнять

одновременно

и

мелодию,

и

аккомпанемент,

и

все

это

может

делать

один

музыкант.

Прошло

усовершенствование.

Инструмент

видоизменился.

Гармонист исполняет пьесу.

Ведущий:

Спасибо

за

прекрасное

выступление.

Скажите,

пожалуйста,

трудно

добиться

хорошего

звучания

гармошки

в

довольно

сложном

произведении?

Ответ исполнителя на поставленный вопрос.

Ведущий:

Еще раз спасибо! И в честь этого дня, примите памятную медаль

и пригласительный билет на все наши концерты.

Представители школы награждают участника концерта.

Ведущий:

Как же гармошка попала в Россию? Произошло примерно то же

самое,

что

сейчас

происходит

с

нашими

балалайками.

Их

покупают

иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так

и в Россию привозили ручные гармоники – не туристы, конечно, а купцы,

моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром

очень

скоро

гармоника

превратилась

из

экзотического

инструмента

в

инструмент народный. А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным

мастерам, а тульским оружейникам.

-3-

Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, на ярмарке в Нижнем

Новгороде

услышал

гармонику.

Он

выторговал

ее,

тогда

еще

довольно

дорогую,

и

привез

домой.

Как

всякий

любознательный

мастеровой,

он

первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись,

что ничего особого в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и

сделал своими руками такой же.

Об этом вскоре узнали и другие тульские умельцы, и очень скоро

изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением.

Рассказ может сопровождаться театрализованным действием на сцене.

Ведущий:

Очень

быстро

производство

гармоники

было

поставлено

на

промышленную основу. Сначала открылись кустарные мастерские, а потом и

фабрики.

Первая

фабрика

(Тимофея

Воронцова)

появилась

в

Туле

к

сороковым

годам XIX

века.

Затем

производство

перекинулось

в

другие

города, то тут, то там открывались новые промыслы, и зазвучали на все

голоса

гармошки

саратовские,

ливенские,

череповецкие,

касимовские,

елецкие, вятские – всех и не перечислить.

Демонстрируется звучание нескольких разновидностей гармошек в «живом»

звучании, или в записи.

Ведущий:

Есть

и

в

наше

время

народные

умельцы,

которые

создают

инструменты своими руками и сами на них играют.

У нас в гостях один из таких умельцев – Александр Яковлевич Маурер.

Александр Яковлевич, мы знаем о вашем необычном увлечении. Вы

своими руками изготавливаете гармошки, не так ли? Расскажите, пожалуйста,

как пришло к Вам это увлечение?

Ответ участника концерта на поставленный вопрос. Дальнейший разговор построен в

форме интервью.

Ведущий: - Александр Яковлевич! Как давно вы играете на гармошке?

- С чего все началось?

- Александр Яковлевич,какие произведения у Вас в репертуаре?

- Что Вы исполните сегодня?

- Прошу!

Гармонист исполняет русскую народную пляску «Барыня»

Ведущий:

Александр Яковлевич, мы благодарим Вас за выступление, и

вручаем Вам пригласительный билет на все наши концерты и памятную

медаль.

Представители школы награждают участника концерта.

-4-

Ведущий:

Существовало мнение, что гармошка стала вытеснять рожки,

свирели, балалайки, ложки и другие привычные музыкальные инструменты,

но к счастью, это суждение оказалось неосновательным.

Сейчас мы с вами убедимся, как хорошо сочетаются все народные

инструменты в совместном звучании.

Ансамбль ложкарей «Скоморошина». Встречайте!

Ансамбль ложкарей исполняет вариации на русские народные темы.

Ведущий:

А сейчас вы услышите захватывающее звучание гармошки,

балалайки и домры.

В исполнении ансамбля русских народных инструментов звучит зажигательная

плясовая мелодия.

Ведущий:

Мастера все время пытались улучшить гармошку. Одна за другой

появлялись новые модели, среди них – очень хорошая по тем временам

гармошка

Николая

Ивановича

Белобородова,

которая

уже

имела

полноценную

правую

клавиатуру.

И

хотя

левая

ее

клавиатура

все

еще

оставалась несовершенной, на гармошке Белобородова можно было играть

довольно сложные вещи.

Исполняется сложное произведение на гармошке.

Ведущий:

Шло время, инструмент усовершенствовался и получил название

в честь легендарного древнерусского певца-сказителя баян.

Вокалист исполняет песню «Кнопочки баянные».

Ведущий:

Своим появлением баян, обязан талантливому русскому мастеру

Петру Стерлигову. А было это в 1907 году. Этот инструмент с самого начала

был настолько совершенный, что в принципе он не изменялся до сих пор,

хотя улучшения, конечно, были. И уже этому-то инструменту стало доступно

все, вплоть до концерта с симфоническим оркестром.

В записи звучит фрагмент какого-либо концерта для баяна с симфоническим

оркестром. Динамика звучания постепенно приглушается.

В е д у щ и й : Вме сте

с

возможно стями

инструмента

возро сло

и

исполнительское мастерство музыкантов. Мы давно уже привыкли относить

понятие «чемпионат мира» к футболу, хоккею, фигурному катанию, вообще к

спорту.

Однако

есть

понятие

«Чемпионат

мира

по

баяну»

-

так

Международная

федерация

аккордеонистов

и

баянистов

назвала

свой

конкурс.

-5-

Ну, а если есть чемпионат, значит, есть и чемпионы. Вы их знаете?

Ответ зрителей из зала.

Ведущий:

Русский баянист Юрий Вострелов завоевал это звание в упорной

борьбе в 1968 году в английском городе Лестере. Валерий Петров стал

чемпионом

мира

в

Нью-Йорке

в

1969

году.

Два

года

спустя

Александр

Скляров привез серебряный «Кубок мира» из бельгийского города Брюгге. И

еще один русский чемпион – обладатель «Кубка мира» 1973 года Сергей

Слепокуров

добился

победы

над

многочисленными

соперниками

во

французском городе Виши.

Каждую весну в Германии в городе Клингентале проходят «дни

гармоники». И снова среди победителей – наши баянисты. Лауреатом на

двадцатых соревнованиях «дней гармоники» в 1967 году стал ныне очень

известный

русский

музыкант

Вячеслав

Галкин.

На

двадцать

вторых

состязаниях

победителем

стал

Фридрих

Липс.

На

двадцать

четвертых

Ярослав Ковальчук. Юбилейные двадцать пятые состязания, состоявшиеся в

1972 году, увенчали лаврами Александра Дмитриева. Пользуются успехом

русские баянисты и в наши годы.

А баян, на котором играли и продолжают играть народную музыку

остается народным инструментом.

В исполнении баяниста звучит обработка русской народной песни.

Ведущий:

У

нас

в

гостях

Григорий

Терентьевич

Ростов.

Григорий

Терентьевич, Вы по специальности учитель русского языка и литературы. Как

получилось, что Вы стали играть на баяне?

Ответ участника концерта. Далее проводится интервью.

Ведущий: - Григорий Терентьевич, какую музыку Вы предпочитаете ис-

полнять?

- Чем еще вы нас порадуете?

- Прошу!

Баянистом исполняется пьеса. Его награждают.

Ведущий:

Есть еще одна разновидность гармоники – аккордеон. Внешне от

баяна он отличается лишь отделкой. Аккордеон имеет характерное звучание,

серебристое, приятно вибрирующее, которое называется разливом.

На сцене появляется чтец.

Чтец: Хотел бы ты рояль надеть на плечи,

-6-

Шагать с органом далеко-далече,

Чтоб музыка веселая лилась,

И улица сама пустилась в пляс?

Ты клавиши возьми у фортепьяно,

Меха возьми у гулкого органа,

И запоет тогда аккордеон,

Твоим воображеньем сотворен.

( Я. Серпин )

Чтец покидает сцену. Звучит эстрадная пьеса в исполнении аккордеониста.

Ведущий:

Вот и подошла наша программа к своему завершению. Я прошу

выйти на сцену всех участников сегодняшнего концерта.

Под яркую плясовую музыку народного плана проходит парад участников концерта с

поочередным представлением их зрителям.

Ведущий:

Я благодарю творческий коллектив нашей школы, наших гостей

за участие в концерте, а вас уважаемые зрители, за внимание и теплый прием.

Всего доброго! До новых встреч!

Под звуки плясовых наигрышей участники концерта и ведущий покидают сцену.

Музыка затихает. Зрители покидают зал.

И. В. Австриевских

( учитель музыки высшей категории

МБОУ «ЦО № 56. г. Тула)

-7-



В раздел образования