Авторы: Зайцева Татьяна Васильевна, Пономарева Алена Игоревна
Должность: инструктор по физкультуре, педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 24"
Населённый пункт: г. Березники Пермский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Взаимосвязь психического и физического здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24»
Консультация для родителей
«Взаимосвязь психического и физического здоровья»
Разработали: Зайцева Татьяна Васильевна
инструктор по физкультуре
Пономарева Алена Игоревна
педагог-психолог
Березники, 2018
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях
является очень актуальной. Это можно объяснить тем, что только здоровый ребенок
может достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в
процессе подготовки к школе.
Психическое здоровье детей и их эмоциональное благополучие неразрывно связано
с
физическим
здоровьем.
Иначе
говоря,
психическое
здоровье
ребѐнка
является
важной
предпосылкой
здоровья
физического. Усилия
работников
ДОУ
сегодня
направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа
жизни, организацию рационального двигательного режима. Учеными давно доказано,
что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.
Использовать
движения
в
качестве
противовеса
отрицательным
эмоциям
рекомендовали многие ученые. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о
том,
что
любая
физическая
деятельность
дарит
мышечную
радость,
создавая
устойчивое настроение. Известно, что на любое событие, душа и тело отзываются
вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и наоборот, мышечное
напряжение
приводит
к
эмоциональному
всплеску.
Самую
высокую
физическую
нагрузку дети получают на занятиях по физической культуре, а именно в игре, а какой
эмоциональный подъем наблюдаем можно наблюдать при этом! Расслабление мышц
вызывает
снижение
эмоционального
напряжения
и
приводит
к
успокоению,
восстановлению учащенного дыхания. Это влияние и рекомендуют использовать для
регуляции психического состояния человека.
В детском саду для снятия эмоционального и психофизического напряжения между
занятиями со всеми дошкольниками проводятся расслабляющие минутки, на которых
специально подобранная классическая музыка в сочетании с речевыми настройками
помогают детям повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности.
На занятиях педагога-психолога продуктивно применяются релаксационные техники с
элементами
метода
психологической
релаксации
Ж.Джекобсона
(чередование
состояний
напряжения-расслабления).
Релаксация
способствует
укреплению
физического
здоровья,
формированию
красивой
осанки,
а
также
развитие
положительных
эмоций
и
чувств,
тренировке
внутренней
мышечной
чувствительности.
Давно доказано, какой вред может принести малоподвижный образ жизни. При этом
важно подчеркнуть, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом
году жизни все больше ограничивается и в детском саду, и в семье (увеличивается
продолжительность
образовательных
занятий
с
преобладанием
статических
поз).
Становится тревожной тенденцией чрезмерное увлечение компьютерными играми,
гаджетами, просмотрами телепередач и видеодисков, что значительно превышает по
времени допустимые нормы.
К числу причин, влияющих на здоровье старших дошкольников, также относятся:
– отсутствие целенаправленной системы работы в условиях детского сада и семьи по
формированию здорового образа жизни.
–
использование
разных
программ
и
технологий,
не
всегда
соответствующих
требованиям подготовки детей 5–7 лет к школе.
Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового
образа жизни как сон, питание, закаливание. Значение правильно организованного сна
для гигиены нервной системы ребенка переоценить невозможно. Еще И. П. Павловым
было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в
организме, полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.
Психическое здоровье ребенка формируется под влиянием внутренних и внешних
факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка
ребенка. Достижение психологического комфорта и психическое оздоровление детей
возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Поэтому к каждому
ребенку родители, педагоги должны подобрать индивидуальный ключ, найти свой
подход.
В
детском
саду
для
развития
психологического
здоровья
дошкольников
разрабатываются
и
реализуются
педагогом-психологом
индивидуальные
коррекционные программы по таким проблемам, как
снижение гиперактивности;
снижение тревожности, страхов;
развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;
коррекция агрессивности и конфликтности
Работа с ребенком должна основываться на строго индивидуальном подходе, с
учетом сведений, характеризующих семейную обстановку, характер и психическое со-
стояние родителей, особенности ребенка.
Игры имеют важное оздоровительное значение для психического здоровья и
физического развития детей. Отечественными психологами
установлено,
что
игра
представляет
собой
ведущую
деятельность
в
период
дошкольного
детства,
обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников —
учебной. Оздоровительная роль игры, прежде всего, проявляется в формировании
эмоционального
мира
ребенка.
Положительные
эмоции,
возникающие
в
игровых
действиях,
рассматриваются
как
надежный
антистрессовый
фактор.
Игры
познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нару-
шений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребенка..
Оздоровительный эффект от игры, проведенной на свежем воздухе в парке, лесу, на
прогулочной площадке, улице, будет значительно выше, чем от игры в закрытом
помещении, как бы хорошо ни было проветрено, освещено и чисто. Оптимальная
температура воздуха от -16 до +16.
Игра — это наилучший регулятор эмоционального поведения ребенка. Игровая
коррекция
поведения
старшего
дошкольника
начинается
с
использования
игры-
драматизации, в которой роли распределяет сам ребенок. Обязательной особенностью
игры является не только объяснение взрослым ее содержания, но и смена ролей, когда
ребенок выступает, например, то в роли мамы, то папы и т. д.
В общении с детьми важно не сравнивать их друг с другом, не подчеркивать
достоинства одного или недостатки другого, чтобы сверстник не становился для них
средством самоутверждения. Успех товарища не должен воспринимается ребѐнком как
собственное поражение. Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития
ребенка. Тем самым обогащается эмоциональный мир ребенка, исчезают ненужные
страхи и тревоги.
Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у
младших
дошкольников
при
разыгрывании
кукольных
сцен.
Взрослые
должны
приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек, а также различных
животных (волк, заяц, медведь, еж, лисица и др.). Правильно разыгранное взрослыми
кукольное представление побуждает детей к активному участию в нем с оказанием по-
мощи персонажу, попавшему в беду.
Также можно предложить детям песок и воду, которые оказывают благотворное
влияние на их психическое развитие.
Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его
трудиться уже в дошкольном возрасте. Важно не только с нравственных, но и с
оздоровительных
позиций
трудиться
рядом
с
ребенком.
Положительные
эмоциональные переживания во время такой совместной деятельности оказывают
благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что
улучшает деятельность всех органов и систем.
Для того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными
темпами и он рос здоровым, нужно поддерживать в нем жизнерадостное настроение и
бодрость. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая
постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему
миру
—
всецело
дело
воспитания,
результат
тех
примеров
и
образцов,
которые
ребенок видит и слышит со стороны родителей».
Таким образом, достижение положительных результатов в воспитании здорового
ребенка возможно лишь в том случае, если осуществляется разноплановая работа по
физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную
систему. Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья ребенка,
основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и
глубокое социальное значение. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на
улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и
ответственности. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной
безопасности.