Автор: Кащеева Ольга Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОУ "Средняя школа №2 (очно-заочная)"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики"
Раздел: полное образование
О.М. Кащеева, учитель математики
высшей квалификационной категории,
КОУ «Средняя школа №2 (очно-заочная)», г.Омск.
ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как
бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденные, отбывающие
наказание в исправительном учреждении, с другой – это наши ученики. Этим во
многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель-ученик», и
содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии.
В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью,
которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям
жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже
единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.
Наши
ученики
–
это
осужденные
особого
и
строгого
режимов
содержания,
неоднократно
судимые,
ряд
из
них
–
по
тяжелым
статьям.
Вследствие асоциального образа жизни, длительного пребывания в агрессивной
среде большинство обучающихся-осужденных имеют низкий уровень развития
психических
процессов
(память,
внимание,
мышление),
имеют
большие
пробелы
в
знаниях.
Кроме
того,
у
большинства
учащихся
практически
отсутствует мотивация к учебному труду. Наши ученики по разным причинам
не
смогли
окончить
дневную
школу,
составляя
контингент
«трудных»
подростков с девиантным поведением.
Опыт
показывает,
что
заинтересованная
работа
учащихся
на
уроке
способствует формированию у них стремления к самообразованию, помогает
выработать самостоятельность мышления, воспитывает творчески мыслящих
людей, что ведет к эффективности современного урока.
А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы
универсальные
учебные
действия
(УУД),
обеспечивающие
способность
к
организации самостоятельной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:
личностные,
познавательные
(общеучебные,
логические
действия,
действия
постановки и решения проблемы), регулятивные и коммуникативные УУД.
Большая
роль
при
формировании
познавательных
и
регулятивных
универсальных учебных действий отводится математике. Поскольку в первую
очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства
интеллекта,
как
математическая
интуиция,
логическое
и
пространственное
мышление,
способность
к
конструктивно-математической
деятельности,
комбинаторный
стиль
мышления,
алгоритмическое
мышление,
владение
символическим
языком
математики,
общие
математические
способности.
Одной из современных педагогических технологий, позволяющей формировать
УУД, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Данная
технология
основана
на
творческом
сотрудничестве
ученика
и
учителя,
на
развитии
у
школьников
аналитического
подхода
к
любому
материалу.
Она
рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее
решения.
Приемы, используемые в технологии развития критического мышления,
многофункциональны, работают на развитие не только интеллектуальных, но и
личностных
умений,
а
выстроенные
в
логике
“вызов
–
осмысление
–
рефлексия” (три этапа базовой модели технологии), способствуют развитию
регулятивных действий, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Приемы
технологии
развития
критического
мышления
использую
на
различных этапах учебного процесса.
Активность
ученику
обеспечиваю,
целенаправленно
и
максимально
используя на уроке задания: сформулируй понятие, докажи, объясни, выработай
альтернативную
точку
зрения
и
т.п.
Кроме
того,
использую
приемы
исправления “намеренно сделанных” ошибок, формулирования и разработки
заданий для товарищей.
На
уроках
использую
разнообразные
творческие проектные
задания,
тренажеры,
презентации.
Такие
виды
работ
как
креативные
письменные
задания,
проекты,
творческие
работы
наилучшим
образом
активизируют
творческое
развитие
учащихся
на
уроке,
способствуют
обеспечению
необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого
ученика,
предоставляют
каждому
возможность
для
саморазвития
и
самовыражения.
В проведение уроков включаю технические диктанты, «мозговые атаки»,
«аукционы идей», бинарные уроки, пресс – конференции, уроки – конкурсы,
викторины,
КВН,
деловые
игры,
олимпиады.
При
учении
с
увлечением
эффективность
урока
заметно
возрастает.
Учащиеся
в
этом
случае
охотно
выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в
проведении урока.
Таким образом, приемы технологии развития критического мышления –
это
способы
активизации
учебно-познавательной
деятельности
учащихся,
которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности
в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны
и ученики.
Без
хорошо
продуманных
методов
обучения
трудно
организовать
усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те
методы
и
средства
обучения,
которые
помогают
вовлечь
учащихся
в
познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно,
самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к
предмету.
Деятельность в этом направлении многопланова и трудна, требует от
учителя большого упорства, настойчивости, специальных знаний, склонности к
педагогической
работе,
творческого
подхода
к
делу.
Общеобразовательная
школа занимает особое место в системе исправления осужденных. Обучаясь,
человек
усваивает
не
только
специальные
знания,
навыки
и
умения,
но
и
социальный
опыт,
вырабатывает
свои
взгляды,
убеждения,
активную
жизненную
позицию,
повышает
уровень
общей
и
профессиональной
подготовки, правовой культуры.