Напоминание

"Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"


Автор: Сябрюк Марина Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 115 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Брянск, Брянская область
Наименование материала: Обобщенный целостный педагогический опыт
Тема: "Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Целостный обобщённый педагогический

опыт

на тему:

«Формирование фонематического восприятия у

детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи»

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки»

г. Брянска.

Учитель-логопед: Сябрюк М.К.

В настоящее время неуклонно растет число детей, имеющих различные

речевые нарушения.

В связи с этим повышение качества обучения и воспитания детей данной

группы является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Значительное количество речевых нарушений так или иначе оказывается

связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы

родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает

невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение

фонематического слуха не дает возможности детям овладевать в нужной

степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно,

тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых

дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического

восприятия.

Ясно, что без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка

нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает

невозможным полноценное усвоение грамоты. Таким образом, проблема

формирования фонематического слуха и восприятия является одной из

важнейших при коррекции речевых нарушений.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным

интеллектом

представляет

собой

специфическое

проявление

речевой

аномалии,

при

которой

нарушено

или

отстает

от

нормы

формирование

основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной

сторонах речи.

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух,

позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический

слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и

сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Он формируется с 6-

месячного возраста до 1года 6 месяцев в норме. Примерно к началу третьего

года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки

речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей,

фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения

неречевых звуков, слов-квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра

голоса; дифференциации слогов и фонем. Понятие «фонематический слух»

следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и

определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по

звуковому анализу. Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Какой

согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?

Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального

обучения.

Поэтому

целью

моей

работы

было

выявить

уровень

развития

фонематического

слуха

и

восприятия

детей

группы,

а

затем

в

процессе

проведения

целенаправленной

логопедической

коррекционной

работы

с

использованием упражнений и заданий развивать и совершенствовать его.

Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи:

1.

создать необходимые условия для развития фонематического

восприятия у детей.

2.

выявить особенности развития фонематического восприятия у

старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

3.

применять в своей работе новые, в том числе информационно-

коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.

В работе использовались такие методы, как дидактические игры и

упражнения.

Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в

целом. С помощью нее определяется результат достижения поставленных

задач и целей.

Своевременная и качественно проведенная диагностика является

первоначальным этапом на пути осуществления эффективного

коррекционного логопедического воздействия.

Для диагностики фонематических процессов использовала набор

диагностических методик разных авторов: Н. И. Дьяковой, Т. Б. Филичевой,

Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной и др.

Диагностика фонематических процессов у детей.

1.Узнавание неречевых звуков.

Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи), что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит:

бубен, погремушка, колокольчик.

2. Различение слов, близких по звуковому составу «Внимательные

ушки». Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки,

банана, сушки, птенца.

Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно.

гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса. фапка, сапка, хапка, шапка,

сяпка. баман, панан, ваван, банан, бавансуска, шушка, сушка, фуфка, суфка,

шуфка, сушка пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч.

Ошибкой считается показ картинки при искаженном произнесении слова и

отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

3. Различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу,

направленных на изучение восприятия слов, похожих по звучанию.

«Покажи картинку».

Материал: картинки на слова-квазиомонимы (коса — коза, ежата —

мышата, бочка — почка, дочка — точка, вата — фата, рак — мак, чёлка —

щёлка и др.)

I вариант: Инструкция: посмотри на картинки (логопед показывает

соответствующие картинки). Покажи, где бочка, где почка. Этот прием

выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования

только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.

4. Дифференциация слогов.

Цель: определить способность дифференцировать звуки по

противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие-

шипящие.

Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно

точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном).

Да-та-да

Ба-па-ба

Га-ка-га

Са-ша-са

Ча-тя-ча

За-жа-за

За-са-за

кот— год— ход

дом— дам— дым

бак— бык— бок

копка— кепка— папка

Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно

произносимые и автоматизированные в речи.

Ориентируемся на возраст ребенка:

4 года — серии из двух слогов

5 лет — серии из двух-трех

слогов 6 лет — серии из трех слогов, слов

Если ребенку недоступно задание по воспроизведению серии из 3 слогов или

оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением

слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из 2

слогов.

5. Дифференциация фонем.

Цели: Исследование навыков дифференциации фонем. Проверка готовности

к формированию звукового анализа.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция: а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м] (с 4 лет).

Материал: ряд звуков м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м,

н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.

б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком [м]— выделение

звука из ряда слогов (с 4 лет).

Материал: ряд слогов ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но,

пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

в) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [м]— выделение

звука из ряда слов (с 4 лет).

Материал: ряд слов мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак,

лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.

6. Навыки звукового анализа и синтеза. Выделение начального ударного

гласного из слова (с 5 лет)

Материал: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка и др.

Инструкция: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.

д». Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова,

утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т. д.).

Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет):

а) вычленение первого согласного звука из слов.

Материал: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и др.

Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т. д.;

б) вычленение последнего звука из слов.

Материал: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и др.

Инструкция: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т. д.; в)

определение места звука в слове.

Инструкция: «Где ты слышишь звук [м] в слове «мука» в начале, середине

или в конце?» и т. д.;

г) определение последовательности звуков в слове.

Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук

слышитсяпосле звука [с] в слове суп? [у]. Какой звук ты слышишь после

звука [у] суп? [п]?» и т. д.;

д) определение количества звуков в слове — количественный анализ.

Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Инструкция: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т. д.;

е) определение места звука в слове по отношению к другим звукам —

позиционный анализ.

Инструкция: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове

сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед

звуком [ы], после звука [ы]».

Исследование фонематического синтеза.

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной

последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к —

мак» и т. д.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной

последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки

поссорились, поставь их рядом д, м, о — дом» и т. д.

Фонематические представления

(способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном

плане, на основе представлений).

Задания:

Назвать слова, в которых есть звук ш.

Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

После диагностики приступила к анализу исходного состояния и

перспективы развития фонематического слуха, фонематического восприятия.

Нарушение фонематического слуха влияет на качество звукопроизношения.

Дети не дифференцируют произношение пар или групп звуков, заменяют

один звук другим более простым по артикуляции, смешивают звуки, что

проявляется неустойчивым употребление целого ряда звуков в различных

словах.

В процессе диагностики дети затруднялись в воспроизведении рядов слогов,

включающих оппозиционные звуки при их правильном произнесении в

изолированной позиции;

Дети ошибались в процессе выделения определенных звуков из слогов и

слов, а также при определении наличия звука в слове.

Узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего

гласного в односложных словах практически им недоступно.

Они испытывали затруднения в дифференциации звуков, которые отличаются

тонкими акустико-артикуляционными признаками, а также в сложностях

различать и более контрастные звуки.

Выполняя элементарные действия звукового анализа (например, узнавание

звука), речь детей была наполнена смешениями заданных звуков, которые

сходны и близки по звучанию.

А выполняя более сложные формы звукового анализа (например,

придумывание слов на заданный звук), уже присутствовало смешение звуков

не сходных по произношению.

Анализируя результаты проведённой диагностики, литературу по данной

теме мною была разработана система упражнений по формированию

фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи, которая предполагает работу как

индивидуально, так и с группой детей.

В различных пособиях – В.К. Орфинской, Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, Н.А.

Чевелевой, Т.В. Тумановой и др.

Логопедическую работу по формированию фонематического восприятия

условно разделила на шесть этапов.

1 этап. Узнавание неречевых звуков.

Детям предлагала послушать звуки за окном. Что шумит? (деревья), что

гудит? (машина), кто кричит? (мальчик) и т.д. Найти в комнате заданный

предмет, ориентируясь на силу звуков барабана. Определить какой звучит

предмет, ориентируясь только на слух.

2 этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков,

ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.

3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап. Различение слогов.

5 этап. Различение фонем родного языка.

6 этап. В это время у детей формируются навыки элементарного

звукового анализа.

Игра «Сигнальщик».

В работе с детьми придерживалась здоровьесберегающих принципов:

«Не навреди!» - все применяемые методы и приёмы должны быть

обоснованными,

проверенными

на

практике,

не

наносящими

вреда

здоровью;

Приоритета

действенной

заботы

о

здоровье

все

используемые

средства

должны

быть

оценены

с

позиции

влияния

н а

психофизиологическое

состояние

участников

образовательного

процесса;

Непрерывности

и

преемственности

работа

ведётся

непрерывно,

систематически и ежедневно;

Субъект-объектного

взаимоотношения

ребёнок

являет ся

непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий;

Активности и сознательности участников образовательного процесса;

Соответствия

содержания

и

организации

обучения

возрастным

особенностям детей;

Комплексного, междисциплинарного подхода – единство в действиях

всех субъектов воспитательно-оздоровительного процесса.

Добиваться положительных результатов в развитии фонематического

восприятия

помогала

совместная

деятельность

с

воспитателями

группы

и

музыкальным руководителем.

Давала им рекомендации по работе с детьми данной группы. Проводя свою

непосредственно образовательную деятельность, они значительное внимание

уделяли

речи

детей,

следили

за

правильным

произношение

поставленных

звуков,

проводили

игры,

способствующие

развитию

фонематического

восприятия.

Невозможно добиться каких-либо положительных результатов без

поддержки родителей.

В своей работе придерживалась следующих форм работы:

- родительское собрание,

- консультации

-индивидуальные беседы,

- наглядная информация.

Анализ

результатов

повторного

обследования

уровня

развития

фонематического восприятия позволил констатировать у детей значительную

положительную динамику. У большинства из них произошли положительные

качественные изменения.

До

начала

занятий

состояние

фонематического

восприятия

у

детей

находилось на среднем и низком уровне. После проведенной коррекционной

работы

его

уровень

повысился,

возросло

количество

детей

со

средним

уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем. При продолжении

работы по формированию фонематического восприятия, дети, несомненно,

будут давать положительную динамику.

Литература

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних

заданий

для

преодоления

недоразвития

фонематической

стороны

речи

у

старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

2.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников

3. Волкова Л. С. и др. Логопедия. М.: «Владос», 1999.

4.

Методы

обследования

речи

детей:

Пособие

по

диагностике

речевых

нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.:

АРКТИ, 2003.

5.Ильина Т. Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Обучение чтению по методике Г.А. Каше.

6.

Каше

Г.

А.

Подготовка

к

школе

детей

с

недостатками

речи-М.:

Просвещение, 1985,-207с.

7.

Каше

Г.А.

Предупреждение

нарушений

чтения

и

письма

у

детей

с

недостатками произношения : Логопедия: Методическое наследие: Пособие

для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под редакцией Волковой

Л.С.: В 5 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.

– (Библиотека учителя-дефектолога).

8.

Каримова

Н.

В.

Диагностика

фонематических

процессов

у

детей

дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-

9 . Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для

воспитателей и родителей. - М.: Издательство "Гном-Пресс", Новая школа,

1999.

10. ПожиленкоЕ.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. —

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

11.

Туманова

Т.В.Формирование

звукопроизношения

у

дошкольников.

Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов /

Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой.

12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению

Т48

грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. -- М.:

«Издательство ГНОМ и Д», 2000.

13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М.:

Просвещение,1989.

14.Филичева, Чиркина, Туманова: Воспитание и обучение детей дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические

рекомендации - М.: ДРОФА, 2009.

15.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с

фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).

Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с

нарушениями речи. М.:МГОПИ,1993.-72с.

16. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми.

17. Хватцев М. Е. Основы логопедии.

18. Цуканова С. П., Бетц Л.JI. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты

занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте

детей старшего дошкольного возраста. - М.: ГНОМ и Д, 2008.

Приложение

Материал для обследования

различение слов, близких по

звуковому составу «Внимательные ушки».

Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки,

банана, сушки, птенца.

Материал для обследования

различения слов, близких по

звуковому составу «Внимательные ушки».

косы

козы

ежата

мышата

рак

мак

дочка

точка

Пособия и дидактические материалы

Символы звуков.

Пособия для различения

неречевых звуков.

Дидактическая игра «Цепочка».

Дидактическая игра

«Буква потерялась».

Звуковые линейки.

Игры на дифференциацию звуков.

Символы гласных звуков

Ткаченко Т.А.



В раздел образования