Автор: Габдрахманова Зилия Динаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №27 "Надежда"
Населённый пункт: г.Октябрьский
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Мой родной Башкортостан
Раздел: дошкольное образование
Цель:
Формировать у детей представления о родной стране,Республике
Башкортостан:(гербе,флаге,гимне,башкирском герое
С.Юлаеве);родными ресурсами,о традициях и культуре башкирского
народа.
Задачи:
-Расширять у детей знания о родной стране, о Республике
Башкортостан.
-развивать у детей интерес к традициям и культуре башкирского
народа.
-воспитывать любовь к родной стране и чувства гордости за свою
республику.
Материалы и оборудование. Презентация, музыкальное
сопровождение – мелодия гимна, мелодия курая, проектор, флешка,
магнитофон.
Предварительная работа. Слушание башкирских мелодий
(звучание курая), рассматривание иллюстраций башкирской
национальной одежды, беседы о родном городе и Республике
Башкортостан.
Словарная работа: кускар, курай, очпочмак, зур бэлеш, баурсак,
чак-чак, вак бэлеш, кумыс.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ,ребята. Здравствуйте, уважаемые
гости
Башкортостан – моя земля!
Бескрайние твои поля,
Леса, зеленые луга.
Как сильно я люблю тебя.
В речках быстрых и глубоких
Течет кристальная вода.
Ты – колыбель для наций многих,
Цвети и радуй нас всегда!
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о
чем оно? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это стихотворение о Республике
Башкортостан, в которой мы живем. 11 октября как вы знаете день
рождения республики Башкортостан. Ребята назовите, пожалуйста,
столицу Башкортостана, (город Уфа). Правильно. Я предлагаю
поиграть в игру «Кто больше назовет городов нашей республики».
Дети называют города Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават и др.
Воспитатель: Что вы видите на экране? Флаг Республики
Башкортостан. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы
видите на флаге? (Синий, белый, зеленый). Что они означают?
(Ответы детей). Правильно, синий цвет – это безоблачное небо, белый
– чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.
Воспитатель: А что же изображено на флаге? Это соцветие курая,
растения, которое распространено на территории Башкортостана.
Курай – является визитной карточкой нашей республики. Башкиры
научились делать из этого растения музыкальный инструмент-курай.
Воспитатель: Предлагаю послушать, как звучит курай . Какая
замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край,
его поля, леса и реки.
Воспитатель: Еще можно назвать государственной символикой Гимн.
Как вы думаете, когда звучит эта торжественная музыка? (На
праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не
разговаривая). Ребята, давайте, и мы с вами послушаем гимн
Республики Башкортостан
Слушают гимн Республики Башкортостан.
Воспитатель: У каждой республики кроме флага и гимна есть герб.
Вы видите герб Республики Башкортостан. По краю герба
расположен башкирский национальный орнамент - кускар. В нижней
части герба изображен – флаг нашей республики.
Воспитатель : В центре герба Республики Башкортостан на фоне
восходящего солнца Салават Юлаев. Кто же он — Салават Юлаев?
Салават Юлаев национальный герой башкирского народа, поэт, воин
— джигит.
Воспитатель: Ребята, какого цвета флаг Республики
Башкортостан? А что означает каждый цвет? Айбулат повтори. Как
зовут национального героя башкирского народа? Катя повтори.
Воспитатель: Наш край очень красив. Если посмотреть на
Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса,
озера и реки. Ребята, назовите горы, протянувшиеся по территории
нашей республики. (Уральские горы)
Физминутка «Гора»
Стоит гора - старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет, (прикладывают ладошки к
щекам и качают головой)
Воспитатель: Кто знает, чем богата наша республика, какую
пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). В
Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие национальности
проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары,
чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей
дружно живут в нашей республике. Люди в нашей республике
гостеприимны. Гостей они угощают башкирскими национальными
блюдами и напитками.
Воспитатель. Назовите их, какие вы знаете. (Кумыс, очпочмак, зур
бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш).
Воспитатель: Наш край славится целебным напитком кумыс. Что
это за напиток? ( Ответы детей) Это кислое кобылье молоко.
Итог занятия: Вот как много нового мы узнали много интересного
о нашей малой родине. На столе лежит флаг Республики
Башкортостан. Я вам раздам вот такие красивые эмблемы, и мы с
вами сделаем его цветным. Ребята, вам понравилось занятие? Что мы
нового узнали на занятии? (Ответы детей). Вы старались, были
внимательны Молодцы.