Автор: Угарова Елена Алексеевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №405
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Один за всех, и все за одного!"
Раздел: начальное образование
Один за всех и все за одного!
В прошлые выходные дочь весь день «провисела» на телефоне. По разговорам я
поняла - собирают выпускников: давно не виделись, соскучились, мальчишки вернулись
из армии, девчонки выросли красавицы - невесты… Неделя прошла в волнении, беготне,
подготовке к чему-то торжественно неизвестному. А сегодня вечером, вернувшись домой,
дочь чуть не разрыдалась:
–Ну, почему мы такие недружные! Мама, твоим первым выпускникам уже по 28, а
они друг за друга горой! Когда вы собирались, Иришка с тремя детьми на встречу пришла,
Илья из Москвы примчался, Пашка переговоры перенёс и все нашли время! А у наших
ребят одни отговорки! Пришли всего 5 человек, а приглашали всех…
Я задумалась. Действительно, почему так происходит? Одни бывшие
одноклассники безразличны друг к другу, и даже раз в год или раз в пять лет их не
соберёшь всех вместе. А другие встречаются, дружат семьями, растят вместе детей,
радуются победам и помогают в трудные минуты своим школьным друзьям.
Как педагог должен сплотить коллектив, чтобы и через год, и через пять или даже
двадцать лет хотелось бежать на эти встречи, и волноваться и наряжаться, как на тот
самый единственный и неповторимый выпускной вечер?
Я часто вспоминаю своего классного руководителя, Елину Антонину Ивановну.
Сколько душевного тепла, сколько энергии она отдала нам! Сколько было подготовлено
праздников, конкурсов, олимпиад, КВНов! Сколько мы посетили театров, музеев! А
сколько было походов! Вспоминаю, с каким волнением мы принимали своих подшефных
октябрят в пионеры, как дежурили по школе, как ответственно готовились к классным
часам, как выезжали на соревнования. И всегда дружно, весело. Один за всех, и все за
одного! Тогда и пришло определение моей будущей профессии.
Планирование воспитательной работы
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего
школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка.
В последнее время педагоги часто говорят о составляющей общей цели – освоение
учениками системы общечеловеческих ценностей. Существуют различные подходы к
определению структуры этой системы: с одной стороны, отдаётся приоритет
нравственным ценностям, с другой – широкому выбору ценностей разноуровневого плана.
К последним относится – Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование,
культура. Каждое из этих направлений несёт глубокое нравственное содержание.
Указанный набор общечеловеческих ценностей можно использовать для определения
содержания воспитательной работы с детьми во внеурочное время с учётом возрастных
особенностей учащихся.
1
При составлении планов воспитательной работы на первое место выступает
принцип гуманно-личностного подхода к детям. Другой не менее важный принцип – учёт
возрастных особенностей учащихся. Кроме того, при планировании учитывается и
принцип деятельного подхода к воспитанию.
Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в
свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием
участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели
оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
При планировании учитываются особенности региона, народные традиции,
школьный уклад. Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное
время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в
игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в
интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Если учитель реализует в учебной работе развивающую и воспитывающую
функции обучения, то внеклассная работа в виде праздников, экскурсий, разнообразных
викторин, конкурсов, творческих мастерских, играх-путешествиях и т.п. способствует
деятельности, проявлению их личностных качеств.
Планирование требует и анализа предшествующей воспитательной работы с
детьми, определение уровня воспитанности учащихся класса. Важно проанализировать,
какими стали дети в ходе разнообразной жизни детского коллектива: добры ли они,
внимательны ли к людям, трудолюбивы ли и доброжелательны.
Анализируя результаты работы с детьми, классный руководитель отмечает не
только положительные стороны, но анализирует и допущенные ошибки. Планируя
воспитательную работу в школе, учителю необходимо учитывать возрастные особенности
учащихся, их склонности, обязательно привлекать родителей, предоставляя им свободу в
деятельности по организации внеклассных мероприятий.
Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо
своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность
творческого отношения в деятельности.
Трудовые будни.
Переступая порог школы, первоклассникам предстоит освоить азбуку общения с
новыми людьми, узнать, почему они все такие разные, по каким правилам они живут, что
ценят друг в друге.
Здесь главную роль играет учитель, который обязан продумать воспитательную
работу в классе.
Можно выделить следующие задачи воспитательной работы:
-помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
-развивать познавательные процессы и интересы личности;
-развивать основные нравственные качества личности ребенка;
-развивать коммуникативные отношения ребенка;
-развивать мыслительные процессы, творческие способности;
-укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
-формировать полезные привычки;
-воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
-воспитывать чувство коллективизма;
Одна из форм воспитательной работы – классный час. Различают
организационные и тематические классные часы. На организационном классном часе
проводятся репетиции, обсуждение будущих и прошедших мероприятий, подводятся
2
итоги недели, четверти. Тематический классный час включает в себя нравственное
воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведения и т.д.
В процессе подготовки и проведения классных часов решаются следующие
педагогические задачи:
- активизация познавательных процессов
- усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности
(правила культуры поведения)
- проявление творческих способностей учащихся
- повышение уверенности в своих силах
- формирование позитивной моральной позиции
- формирование коммуникативных навыков
- формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и
жизнедеятельности школьников.
Ребёнок – активный участник познания окружающего мира. Ему всё интересно.
Ученики задают тысячи волнующих их вопросов. Классный час призван дать ответы на
многие детские «почему»?
Формы проведения классных часов должны быть различны. Это может быть
беседа, в ходе которой дети учатся высказывать свою точку зрения, слушать мнение
других, находить правильное решение различных жизненных ситуаций.
Культуру поведения надо воспитывать. Детей необходимо вооружить такими
умениями и навыками, которые помогают установлению контактов и доброжелательной
атмосферы взаимодействия. Многие правила культуры поведения, такие как вежливость,
внимательность, чувство такта, вытекают из норм морали. Большую роль в воспитании
привычек и навыков играет семья, но остаётся очень важной систематическая работа по
этому направлению в школе.
Для познавательной активности детей используются викторины. В
соревновательной увлекательной форме происходит расширение кругозора учащихся.
Игра - путешествие предложит детям необычные приключения с трудными, но если
решать их дружно всей командой, то легко преодолимыми заданиями.
При проведении классного часа следует использовать игры, загадки, сказки,
ролевые инсценировки, что делает его более интересным и содержательным.
Классный час может проходить в форме устного журнала, состоящего из
выступлений детей на различные интересующие их темы: искусства, литературы, спорта.
Подготовиться к таким выступлениям ребятам помогают родители, которые нередко сами
становятся участниками многих мероприятий, что способствует сплочению коллектива.
ГПД
Школа – это место, где до ребёнка и его проблем хоть и кому-то есть дело. Любой
ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость
достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою
3
нужность для других. Школа – это место, где ребёнка больше всего воспитывают.
Большинство личностных качеств закладываются в начальной школе. Уметь решать
проблему, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с
чем ребёнку необходимо войти в большой мир.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают
возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою
индивидуальность. Но эта возможность есть. Идеально подходит для этого микроклимат
группы продленного дня. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь
могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня
является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного,
здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского
интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов:
внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого
потенциала каждого ребенка.
Основная задача педагога – так организовать жизнь детского коллектива в
свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с желанием участвовали в
разнообразных делах класса.
Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем
мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры.
Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует
закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает
любознательность.
В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки,
стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем
самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять
знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры –
конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.
Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает
того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые
требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятиях
ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В
игре ребёнок стремиться научиться тому, что он ещё не умеет. Решение обучающей задачи
требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно же и даёт наибольшее
удовлетворение.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из
них, взрослый должен стать непосредственным участником. Своими действиями,
эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность,
делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. В
то же время взрослый организует игру и направляет её – он помогает детям преодолевать
4
затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил
и отмечает и помогает детям исправить ошибки.
Для ребёнка игра – это яркие эмоции, победы и поражения, настоящие
переживания, настоящая жизнь.
Как-то раз я решила посетить урок физкультуры у моих четвероклассников. Ребята
сдавали на оценку прыжки на скакалке. Девчонки прыгали смело, хотя и с ошибками.
Лихо скакали лишь те, кто занимался танцами. Там на тренировках строгая дрессура идёт.
А как быть остальным? Мальчишки вообще топтались в уголке, а смелые путались и
падали. Как быть? Как помочь детям справиться со скакалкой и получить хорошие
оценки? Решили на продлёнке тренироваться. На следующий день ребята принесли
скакалки. Сначала было трудно, хотелось бросить. Особенно мальчишки начали
протестовать, что не мужское, мол, это дело. Но тут на помощь пришёл папа Максима. Он
профессиональный спортсмен и тренер по боксу. Объяснил ребятам, что прыжки
тренируют выносливость, дыхание, координацию. Взял скакалку и очень легко на глазах
изумлённой публики пропрыгал пятьсот раз.
-А, Вы, Елена Алексеевна?!,–зашумели ребята. Пришлось и мне вспомнить
молодость!
И тут запрыгали все. Смотрю – глаза блестят задором. Кто больше? Кто с
подскоком? Кто крестиком? Кто в паре? И пошла игра!
Личный пример рождает доверие у детей.
Предметные недели
Как традиционная часть внеучебной деятельности, предметные недели достаточно
привычны для любой общеобразовательной школы. Увеличение учебной нагрузки на
уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес младших школьников к
учению. Мощным оружием в формировании нового отношения к познанию является
проведение предметных недель. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим
играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему
образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. В проведении Предметной
Недели используется и метод проектов, который помогает активизировать учащихся,
формировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в
практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
5
Каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. Он может
попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах
деятельности: мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать,
участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и
уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами на уроках.
.
Праздники
Школа– это не только уроки математики, русского языка или физкультуры. Это еще
и различные праздники.
Самое важное при подготовке к празднику – создание соответствующего
настроения. Учеников можно заранее оповестить о намеченном мероприятии, например,
разместив объявление в классном уголке. Можно добавить немножко интриги, сделав
небольшой анонс предстоящего празднества, но не открывая всех тайн.
Многие праздники требуют подготовки учеников, разучивания песен,
стихотворений и реплик, некоторые проводятся учителем, а дети просто участвуют в
конкурсах.
Зачастую подготовка к празднику проходит в виде ежедневной зубрежки после
уроков, многократного повторения одних и тех же действий, так что к моменту проведения
мероприятия дети устают и не чувствуют ничего, кроме скуки и раздражения.
Этого можно избежать, если поделить всех участвующих ребят на группы по
сюжету праздника. Назначить ответственных «режиссёров» и каждой группе подобрать
время и место для репетиции. Пусть ребята сами проявят инициативу и творчество в
подборе костюмов и декораций.
6
Подготовку к празднику можно проводить и во время уроков. Например, во время
уроков изобразительного искусства нарисовать приглашения для родителей и других
родственников и друзей, рисунки и плакаты, которые украсят праздничный зал. На уроках
труда можно изготовить гирлянды из блестящей бумаги или сделать небольшие сувениры,
которые можно будет подарить гостям. Дети могут разучить песни или танцы, которые
будут исполнены на мероприятии, во время уроков пения или хореографии.
Я всегда держу наготове небольшие призы для учеников. Чаще всего это
необходимые для школьников мелочи – красочные тетрадки, шариковые ручки, закладки,
ластики или просто воздушные шары. Любому ребенку очень приятно принести с
праздника маленький подарочек.
Благотворно действует на создание праздничного настроя украшение
помещения. Ученики самостоятельно могут заранее украсить класс, расположить
собственноручно нарисованные рисунки, протянуть гирлянды, развесить шарики. Дети
рисуют и относят родителям и гостям приглашения. В классе всегда звучит веселая
музыка, настраивая всех на праздничный лад.
Работая с детьми уже два десятка лет, я заметила, что родители стали равнодушнее
относиться к заботам класса и школы. Как правило, они проявляют интерес только к учёбе
сына или дочери. Это наблюдение заставило меня искать пути сплочения родительского
коллектива с ученическим. Однажды на родительском собрании я предложила провести
совместный праздник «Русские посиделки» на масленичной неделе. Поделилась с
родителями примерным планом проведения праздника. Родители загорелись этой идеей.
Подготовка
к
празднику
шла
долго.
Дети
вместе
с
родителями
собирали
литературу, предметы быта, мамы и бабушки шили себе и детям костюмы. По вечерам
приходили в класс на спевки- репетиции. Накануне праздника дети научились печь блины.
В это время было заметно, как сплачивался коллектив класса.
И вот наступил долгожданный день! Все присутствующие были активными
участниками. С каким азартом наши папы мастерили, наряжали а потом поджигали
Масленицу! Даже прабабушки моих учеников пели старинные песни, водили с детьми
7
ороводы и плясали. Праздничное настроение было у всех! Класс стал дружнее, коллектив -
сплочённее.
Родители
ещё
не
раз
просили
меня
привлекать
их
к
участию
на
школьных
праздниках. Сколько счастья и гордости испытали ребята за своих пап и мам на «Весёлых
стартах»! А дедушка Данилы был самым добрым и весёлым Дедом Морозом на свете!
Важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил
деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путём совершения
самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь
растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный путь морально-
нравственного и социального развития. Условие эффективности воспитания –
самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей
деятельности.
Таким образом, назначение воспитания – правильно ориентировать формирование
личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов,
потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников.
8
Сущность современных подходов к воспитанию заключается в том, что в классе
создаётся обстановка комфорта, задушевного человеческого общения учеников с
учителем. Ребята приходят в класс со своими радостями, совершают ошибки. Задача
учителя состоит в том, чтобы от назидательного тона в общении, построить работу, так,
чтобы был достигнут положительный результат.
Понимая, что для развития личности ребёнка необходимо многообразие форм
воспитания, я стараюсь, чтобы жизнь в нашем классе стала полноценной, интересной, в
которой есть место действиям, поступкам, выбору.
Я воспитываю детей, а они - меня. Дети помогают мне, они формируют меня, как
педагога. И я им за это очень благодарна. Поэтому я должна больше слушать их, лучше
видеть. У каждого свои грани, свой дар, они много знают, могут и умеют. Мне бы очень
хотелось знать, что на самом деле, про себя, думают обо мне ребята? Какой они меня
видят? Понимают ли? Не забудут ли ребята, выйдя за порог четвёртого класса, чему я их
учила, и чему они учились друг у друга? Какой будет встреча через много лет? Что они
мне тогда скажут?
Уроки заканчиваются…
Дружба остаётся навсегда!
Угарова Елена Алексеевна –
учитель начальных классов, воспитатель ГПД ГБОУ гимназия № 405
9