Напоминание

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них


Автор: Ремизова Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ ЛНР "Самсоновская основная общеобразовательная школа - детский сад №33
Населённый пункт: с.Самсоновка, Краснодонский район, ЛНР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них
Раздел: среднее образование





Назад




Ремизова Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы, первая категория,

ГОУ ЛНР «Самсоновская основная общеобразовательная школа – ДС №33»,

lud.remizowa@yandex/ua

План – конспект урока

по русскому языку

Класс 8

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения и

знаки препинания при них

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: систематизировать знания обучающихся об однородных членах,

ознакомить с обобщающими словами при них; научить находить

обобщающие слова при однородных членах; формировать умения: правильно

ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы

предложений с обобщающими словами при однородных членах;

использовать обобщающие слова в речи; воспитывать любовь к природе.

Результат обучения: учащиеся смогут отличать обобщающие слова от

однородных членов предложения, уместно употребляя их в речи, правильно

ставить знаки препинания.

Ход урока:

I.

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического

настроя.

- Добрый день! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он

пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная

задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное –

трудолюбивыми. Показать, что мы знаем и как умеем работать.

Целеполагание.

- Скажите, что вы уже знаете и умеете по теме «Однородные члены

предложения»?

-Чему мы должны научиться сегодня?

Знать понятия: обобщающие слова, однородные члены.

Уметь: расставлять знаки препинания при обобщающем слове в предложении

с однородными членами, составлять схемы.

- Сегодня закрепим знания об обобщающих словах при однородных членах.

Научимся их находить, правильно расставлять знаки препинания при

обобщающих словах, составлять схемы.

II.

Актуализация.

Повторение правил. Блиц – опрос.

1. Осложненные предложения - это…

2. Однородными называются члены предложения, ….

3. Однородные члены отвечают…..

4. Однородные члены предложения чаще выражаются….

5. Между однородными членами бывают….

6. Однородными членами могут быть….

7. Однородные члены по отношению друг другу....

8. Между однородными членами, если нет союза, ставятся….

- У вас на столе есть текст. Прочитайте его, пожалуйста, ответьте на вопросы.

Устная работа.

Работа с текстом.

1.Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы. 2.Почти то же

можно сказать и о лесе. 3.Полная красота всякой мес..ности состоит именно в

соед..нении воды с лесом.

4.Леса – хранители вод. 5.Деревья закрывают землю от палящих лучей

летнего солнца от и..ушительных ветров. 6.Прохлада и сырость живут в их

тени и не дают и..якнуть текучей или стоячей влаге.

7.Красным лесом называются все породы смолистых деревьев сосна ель

пихта и прочие. 8.Дуб вяз липа береза ольха и другие называются ч..рным

лесом. 9.К нему принадлежат ягодные деревья черемуха и рябина. 10.Все

породы кустов калину орешник жимолость волчье лыко шиповник чернотал

и обыкнове..ый тальник надо причислить к чернолесью.

11.Хороша развесистая бел..ствольная веселая береза. 12.Хорош и клен со

своими лапами – листьями. 13.Коренаст крепок высок и могуч бывает

мног..летний дуб.

1. Найдите предложения с однородными членами.

2. Найдите предложение соответствующее схеме. О, О, О и О.

3. Укажите предложение с несколькими рядами однородных членов

1.

5, 6, 7, 8, 9, 10.

2.

13

3.

6

Самостоятельная работа.

- Расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами:

1.

В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.

2.

Леса и рощи поля и луга уже покрылись первым снегом

3.

Он рощи полюбил густые, уединенье тишину и ночь и звезды и луну.

4.

Косая туча птиц заслонила и леса, и небо, и синеющую даль.

5.

Вода отражала небо и была то серой то бирюзовой то мягко-молочного

цвета.

предложения

Схемы

А. …и О, и О, и О.

Б. О и О, О и О.

В. О и О.

Г. О, О, О, и О, и О, и О.

Д. …то О, то О, то О.

Самопроверка: 1-В, 2-Б, 3-Г, 4-А, 5-Д

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1.Наблюдение над языковым материалом.

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

(слайд)

- В чём особенность этого предложения?

Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не

встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно

имеет и как в связи с этим может называться.

2. - Подберите к данным существительным обобщающие слова, к

изображенным предметам.

(слайд)

3. - А теперь попробуем выполнить похожее задание в предложениях.

Впишите на месте пропусков подходящие по смыслу обобщающие слова и

составьте схемы предложений. (слайд)

И луг, и пруд, и поле – … вокруг окутал густой туман.

Изредка попадались старые, большие … : тополь, липа и другие.

… : и двор, и дом, и цветущий сад - было залито лучами золотого солнца.

… не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке

дерева.

От дома, от деревьев, от купальни – ото … побежали далеко длинные тени.

- Прокомментируйте постановку знаков препинания в данных предложениях?

Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове» (слайд)

1.

О: О, О, О, О .

2.

О, О, О, О — О .

3.

О: О, О, О —….

4. – Прочитайте в учебнике теоретический матариал (с.147). Все ли

правильно вы рассказали? О чем не было сказано?

- При обобщающих словах могут быть вводные слова. Обратите внимание на

то, как в таких случаях ставятся знаки препинания. (слайд)

Если при обобщающем слове есть вводное слово (словом, короче говоря, а

именно, например и др.), то оно относится к обобщающему слову и

выделяется запятой.

И зеркальный пруд, и могучие сосны, и голубое небо – с л о в о м, в с ё

радовало гостей усадьбы.

В с ё, а и м е н н о: северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет

зимней ночи – всё это располагает к сказке. (слайд)

Словарная работа.

- На какую тему больше всего подобрано предложений? (на тему природы)

- А какая проблема в мире является приоритетной и связана с природой?

(проблема экологии, охрана окружающей среды)

Да, эта проблема не только нашего государства, эта проблема мировая.

-Какое лексическое значение имеет слово экология?

Экология 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг

к другу и к окружающей их среде. 2. Состояние организмов, населяющих

общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.

(слайд)

Речевая деятельность.

-Красота русской природы всегда вызывала восхищение поэтов, писателей и

художников.

-Перед вами иллюстрации картин русских художников – пейзажистов.

Назовите их, пожалуйста. (слайд) (И. Левитан «Июньский день», И. Шишкин

«Утро в сосновом лесу», В. Васнецов «Аленушка», К. Юон «Конец зимы.

Полдень.»)

Задание:

-Составьте предложения по картине с однородными членами и

обобщающими словами при них. (2-3 предложения)

(В зависимости от уровня подготовки учащихся, можно предложить опорные

слова и словосочетания: пестрели на лугу, резвились по утру, радовались

приближению весны, длинные тени, сочувствовали девушке…)

IV. Закрепление материала

Работа с текстом

1.Вставьте нужную букву вместо точек.

2.Расставьте пропущенные знаки препинания.

3.Сделайте морфемный разбор слова развесистая (береза)

4.Укажите предложение ( предложения) с обобщающим словом перед

однородными членами.

5.Начертите схемы 7, 10 предложений.

6. Укажите сложное предложение.

7. Сделайте синтаксический разбор 5 предложения.

Взаимопроверка: (слайд)

3.

Раз-вес-ист-ая

4.

7,9,10

5.

7. О: О, О, О и О.

10. О: О, О, О, О, О, О и О - … .

6.

1

7.

Деревья закрывают землю от

палящих лучей летнего солнца,

от иссушительных ветров.

Дополнительный материал.

Цифровой диктант

Обозначить цифрами предложения с обобщающим словом при однородных

членах:

1.

Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.

2.

Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку

колокольчик зверовой бессмертник мышиный горошек.

3.

Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.

4.

Лес не только вырабатывает кислород, но и является верным

помощником в борьбе за урожай.

5.

Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и

тесно.

6.

Для человека лес удлиняет жизнь, повышает жизненную

силу, придает состояние бодрости.

7.

Все пересыхание рек, появление ядовитых газов и пыли связано с

истреблением лесов.

8.

Исчезновение лесов вызвано невежеством, нерадивостью, жестокостью

и жадностью человека.

9.

Все компоненты березы почки березовый сок кора, молоденькие листья

березовый гриб находят свое использование в рецептах народной

медицины

Взаимопроверка: 2, 3, 5, 7, 9. (слайд)

Берегите землю!

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

М. Дудин

V. Итоги урока. Рефлексия.

Выставление оценок. Учащиеся подсчитывают заработанные баллы, дают

оценку своей работе на уроке.

Домашнее задание. Выучить правило с. 147. Написать мини – сочинение

«Природа родного края» (10-15предложений) или упр.



В раздел образования