Автор: Скворцова Ирина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №88 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: Конспект родительского собрания в средней группе детского сада
Тема: Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания в средней группе
Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного
возраста»
Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования
коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;
2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств
общения с ребенком;
3. Содействие формированию доброжелательных отношений в детском
коллективе и семье;
4.
Поддержка
важных
социальных
функций
семьи:
воспитательная,
досуговая, коммуникативная.
Ход собрания.
Здравствуйте уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего собрания
«Формирование
коммуникативных
способностей
у
детей».
А
что
вы
понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Ответы родителей).
Да, совершенно верно, коммуникативное умение – это умение общаться
друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в
контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно
слушать,
использование
мимики
и
жестов
для
более
эффективного
выражения
своих
мыслей,
а
также
осознание
своих
особенностей
и
особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить
ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его
всю жизнь.
Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым,
улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда
это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном
мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Процесс
развития
и
совершенствования
коммуникативных
навыков
ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Семья для ребенка -
это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Вот
что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых,
окружающих
ребёнка:
«Ваше
собственное
поведение
–
самая
решающая
вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним
разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его
в каждый момент вашей жизни... Как вы разговариваете с другими людьми и
говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь
с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка
имеет большое значение». Малыш копирует модель общения близких ему
людей,
поэтому
степень
его
коммуникабельности,
доброжелательности
к
окружающим зависит от самих родителей.
Давайте сейчас мы все вместе подумаем, что же
нужно делать, как
играть
с
ребенком,
чтобы
научить
общаться
и
находить
общий
язык
со
сверстниками? (предлагаю родителям высказать свои мнения о том, как
воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатываем памятку
«Как научить ребенка общению»).
Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем
основные
условия,
способствующие
формированию
коммуникативных
навыков детей:
1.
Создать в семье вежливую, терпимую, сочувственную, уважительную
и ласковую атмосферу.
2.
Избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода
бранные, тем более нецензурные слова.
3.
Помнить, что похвала очень помогает в достижении результатов – т.е.
ни одного дня без похвалы, без слов восхищения.
4.
Чтение
детской
художественной
литературы,
дающей
пример
позитивного общения между детьми и взрослыми;
5.
Использование игр с целью повышения коммуникативности детей.
Вторую
часть
нашей
встречи
мы
посвятим
именно
таким
играм.
В
предложенные игры вы сможете играть со своим ребенком в любое время,
развивая при этом коммуникативные навыки своего малыша. Игры очень
простые и интересные. В связи с этим, мне бы хотелось построить наше
общение таким образом, чтобы всё, о чем здесь говорилось, вы могли бы
пережить
и
прочувствовать
сами
с
позиции
ребенка.
Поэтому
сейчас
я
предлагаю вам немного поиграть!
1. Игра «Ласковое слово».
Сейчас мы будем передавать друг другу мяч. Тот,
у кого он окажется в руках, должен будет сказать про своего ребенка как
можно больше ласковых слов.
2. Игра «Ситуации».
Очень
эффективная
игра,
в
которой
необходимо
предлагать
ребенку
разные ситуации, требующие от него определенных действий. Так ребенок
научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:
1.
Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.
2.
У тебя потерялся котенок на улице. Скорее всего, во дворе его видел
кто-нибудь из ребят. Что ты будешь делать?
3.
Ты
заблудился
по
дороге
в
магазин.
Что
ты
будешь
делать?
Что
спросишь?
4.
Гуляя на площадке, ты увидел в руках у Вити машинку, о которой давно
мечтал. Это его машинка, а тебе очень хочется ей поиграть. Что ты
будешь делать?
5.
Ты
обидел
бабушку,
теперь
она
с
тобой
не
разговаривает.
Как
ты
поступишь?
3. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай.
В этой игре взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и
показать
свое
отношение,
похлопав
в
ладоши,
если
они
согласны,
или
потопав ногами, если утверждение неверно.
1.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
2.
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
3.
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его ударила».
4.
4. Интервью.
Цель:
развитие
коммуникативных
навыков,
активного
словаря,
умения
вступать в диалог, повышение самооценки ребенка.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они
— взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы,
которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться
по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него
дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе
вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая
детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо
помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Уважаемые родители, я бы хотела отметить важность развития у детей и
невербальных
форм
общения,
ведь
именно
они
и
определяют
выразительность
и
эмоциональный
фон
общения.
К
играм
на
развитие
невербальных средств общения относятся такие, где используется мимика и
жестикуляция. К примеру, пантомима: сначала вы изображаете медведя, а
ребенок угадывает, потом меняетесь ролями. Для старших детей подойдет
игра «Ассоциации», где с помощью языка жестов и различных мимических
движений водящий обыгрывает какое-либо слово или ситуацию. Подобные
развлечения
гарантируют
всеобщее
веселье,
эмоциональную
разрядку,
сплоченность. Одна из таких игр - «Перевоплощения».
Нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу
вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои
моего рассказа - мотоцикл, сигнализация, мама, чайник, будильник, малыш,
папа, дверь (все эти предметы задействованы в рассказе). Каждому из вас
достанется
роль,
которую
необходимо
озвучить. (Ведущий рассказывает,
родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).
Представьте…. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мотоцикл.
Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Звенит
будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит
дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.
Уважаемые родители, мне хотелось бы подвести итоги нашей встречи
такими
словами:
Путешествие
по
сложной,
но
очень
интересной
стране
общения
будет
непростым,
длительным,
но
удивительно
увлекательным.
Чудес не бывает, проблемы не проходят за один день по взмаху «волшебной
палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения, используйте все
свое воображение и творчество. Мы вполне способны помочь своему ребенку
стать
общительным,
дружелюбным
и
счастливым!
Вам
в
помощь
я
подготовила
картотеку
игр.
Вы
сможете
играть
с
ребенком
дома
и
ненавязчиво
помогать
ему
формировать
свое
умение
общаться.
Желаю
успеха!