Напоминание

объемные и плоские фигуры


Автор: Ахмадуллина Зинаида Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Ангасяк
Населённый пункт: село Ангасяк
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: объемные и плоские фигуры
Раздел: начальное образование





Назад




Тема

Класс

Учитель

«Плоские и объёмные фигуры»

2 класс по ОС «Школа 2100», учебник Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика»

Ахмадуллина Зинаида Григорьевна

Цели

1. Познакомить детей с объёмными телами и их принципиальным отличием от плоских фигур

(число измерений) на уровне ощущений.

2. Продолжить работу по классификации плоских фигур по различным основаниям.

3. Познакомить детей с названиями объёмных фигур.

4. Развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение

для проверки решения.

Формировать УУД:

-

умение выполнять

самооценку

на

основе

критерия

успешности

учебной

деятельности

(Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё

предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в

действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт (Познавательные УУД).

Оборудование:

1. Учебник, тетрадь;

2. Наборы объёмных фигур на каждой парте;

3. Наборы плоских геометрических фигур на каждой парте;

4. Задание для работы в парах;

5. Набор из 4 кружков для самооценки.

6. Мультимедийный проектор.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

Примечания

I. Орг. Момент.

Самоопределен

ие к

деятельности

Посмотрите, друг на друга,

улыбнитесь. Пожелайте

глазками друг другу самого

хорошего. Улыбнитесь

ласковому солнышку.

Садитесь, проверьте осанку.

.1) -Как называется место, в

котором мы живём?

-Сегодня

на уроке математики мы

отправляемся с вами в

путешествие по селу. На доске

иллюстрация села.

- Чтобы в селе был порядок, у

каждого дома есть свой номер,

но чтобы узнать номера домов

нужно выполнить задание:

Дети отвечают, что мы живём в

селе и объясняют свой ответ.

Дети выполняют задание,

определив закономерность

получают следующие

результаты:

Слайд № 2

Дети записывают: 11, 13, 15,

Дети отвечают, что это числа

Регулятивные

УУД:

1) формируем

умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом

учебника;

На доске плакат

Слайд № 2

2) Учитель предлагает детям

записать полученные числа в

тетрадь и задаёт вопросы:

- Что можно сказать про эти

числа, дайте характеристику?

- Как вы думаете, а какие

номера должны быть у

следующих трёх домов?

- А можно ли продолжить этот

ряд чисел?

двузначные, нечётные.

Ребята называют: 17, 19, 21…

Ребята отвечают, что можно и

объясняют, почему ставим

многоточие (т.к. ряд можно

продолжить до бесконечности)

II.

Актуализация

знаний.

1)- Ребята, а вы заметили, что

наше село необычное? Что в

нём такого необычного,

интересного?

- Какие геометрические

фигуры вы видите?

Ребята отвечают, что село

математическое, состоит из

геометрических фигур.

2) формируем

умение оценивать

учебные действия

в соответствии с

поставленной

задачей;

- Сколько четырёхугольников?

(10)

- Сколько треугольников? (6)

- Сколько кругов?(3)

Ребята отвечают, что они видят

круги, квадраты,

прямоугольники, треугольники,

пятиугольник.

3) формируем

умение

прогнозировать

предстоящую

- Сколько всего фигур? (19)

работу (составлять

план);

III. Работа с

геометрически

ми фигурами.

(Создание

проблемной

ситуации)

1. – Посмотрите на фигуры на

ваших партах. Все ли фигуры,

возможно разместить на

нашем рисунке?

- Какие фигуры трудно будет

поместить на нашем рисунке?

Почему?

2. Исходя из этого задания, на

какие две группы можно

разложить все фигуры?

- Почему в первую группу вы

объединили именно эти

фигуры, а во вторую группу

эти фигуры? На экране:

Слайд № 3.

Ребята выбирают различные

фигуры, кто-то плоские, а кто-

то объёмные, но путем

примеров, приходят к выводу,

что в данной ситуации лучше

подойдут фигуры плоские.

Дети раскладывают фигуры на

две группы, советуясь с соседом

по парте.

4) формируем

умение

осуществлять

познавательную и

личностную

рефлексию.

IV. Открытие

нового знания.

- Возьмите любую фигуру из

первой группы. Положите на

тетрадь и прижмите ладонью.

- Что произошло? Изменилась

ли фигура? Почему так

Ребята кладут плоскую фигуру

на тетрадь и прижимают

ладонью. Делают вывод о том,

что фигура не изменилась.

Познавательные

УУД:

1) формируем

умение извлекать

получилось?

- Положите на парту фигуру из

другой группы.

- Можно ли прижать ладонью

эту фигуру, не сломав её?

- Почему?

- У фигур из первой группы,

есть какие измерения?

- А у фигур из второй группы

есть длина, ширина и…

высота. Т. е. Такие фигуры

называют трёхмерными или

объёмными.

- Так как назовём фигуры

первой группы, второй

группы?

Слайд № 3.

Дети пробуют проделать этот

же опыт и с объёмной фигурой,

но понимают, что это

невозможно.

Дети делают вывод о том, что у

фигур из первой группы есть 2

меры: ширина и длина, а у

фигур из второй группы есть не

только длина, ширина, но ещё и

высота.

Ребята дают названия группам:

объёмные фигуры и плоские

фигуры.

информацию из

схем,

иллюстраций,

текстов;

V. Постановка

цели урока

- Что же на уроке для нас

сегодня будет важным? Чему

будет посвящён урок?

Дети ставят сами цель урока,

что урок будет посвящён

фигурам плоским и объёмным и

их отличию.

2) формируем

умение

представлять

информацию в

виде схемы;

VI. Знакомство

с названиями

объёмных

фигур.

Работаем по учебнику: стр. 47

№ 3.

Дети приводят примеры

объёмных тел в жизни.

Ребята рассматривают

иллюстрации и читают

названия каждой объёмной

фигуры: куб, параллелепипед,

конус, цилиндр, шар и т.д.

3) формируем

умение выявлять

сущность,

особенности

объектов;

VII. Первичное

закрепление.

- Нам трудно было разместить

на нашем рисунке объёмные

фигуры, но в жизни они нам

часто встречаются?

На слайде изображены

предметы, которые

встречаются в быту.

- Назовите предмет на

рисунке. Этот предмет в виде

какой объёмной фигуры?

Слайд № 4

Ребята называют предмет и

фигуру:

Коробка – параллелепипед

Ёлочный шарик – шар

Банка – цилиндр

Пирамидка детская – конус

Египетские пирамиды -

пирамида.

Слайд

№ 4

4) формируем

умение на основе

анализа объектов

делать выводы;

Слайд

№ 5

- Что для вас сегодня было

новым? С чем вы уже давно

знакомы?

- Так чем же отличаются

объёмные фигуры от плоских?

Слайд

№ 5

Дети поясняют, что плоские

фигуры имеют 2 измерения

(длина и ширина), а объёмные –

3 измерения (длина, ширина,

высота)

5)формируем

умение обобщать и

классифицировать

по признакам

VIII.

Физминутка.

IX.

Составление и

решение

задачи.

- Посмотрите на доску.

Составьте задачу по этой

схеме.

- Всего 19 фигур.

- Каких фигур? (плоских)

- Чем отличаются плоские

Ребята составляют задачу и

выполняют решение с

объяснением у доски:

I способ:

1) 3 + 10 =13 (ф) – столько

четырёхугольников и кругов

вместе.

2) 19 – 13 = 6 (ф.) – столько

треугольников.

19 - (3 + 10) = 6 (ф)

II способ:

1)

19 – 3 = 16 (ф) – столько

четырёхугольников и

треугольников.

6) формируем

умение

ориентироваться

на развороте

учебника;

19

3 ф.

? ф.

10 ф.

фигуры от объёмных?

2)

16 – 10 = 6 (ф) – столько

треугольников.

19 – 3 – 10 = 6 (ф)

Можно, если позволяет

время ещё 1 способ.

X. Задания в

группах и

парах.

Набираю две небольшие

группы. Даю задания:

1.

Первая группа ищет в

классе предметы,

демонстрирующие

плоские фигуры, вторая

группа ищет в классе

предметы объёмные по

своей форме.

2.

Оставшаяся половина

класса за партами в

парах выполняют

задания на листках: Из

всех фигур раскрась

только объёмные.

Слайд № 6

Ребята первых двух групп ходят

по классу и ищут предметы

плоских и объёмных форм,

затем рассказывают какие

плоские и объёмные тела

встречаются в кабинете .

Ребята второй группы,

совещаясь друг с другом

раскрашивают только объёмные

фигуры.

Ребята проверяют свою работу

и называют фигуры:

параллелепипед, куб, цилиндр,

конус.

Слайд

№ 6

7) формируем

умение находить

ответы на вопросы

в иллюстрации.

XI.

Закрепление.

- Вот такое у нас получилось

путешествие по

геометрическому селу. Вам

понравилось путешествие?

А сейчас мы попадём в село

настоящее. Как называется

село в котором мы живём?

А на улицах нашего села

встречали ли мы объёмные

тела? (детям предлагаются

слайды с зарисовками нашего

села) Слайд № 7.

И т.д.

Наше село красивое! Вы

любите свое село? Что бы вы

сделали для села?

Ребята рассматривают

фотографии села и называют

предметы объёмных форм,

также называют какую

объёмную фигуру представляет

этот предмет.

Например:

Здания – куб, параллелепипед;

Крыши – пирамиды,

Колонны – цилиндр и т.д.

Личностные УУД:

1) формируем

умение выказывать

своё отношение к

происходящему,

выражать свои

эмоции;

2) формируем

мотивации к

обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности;

3) формируем

умение оценивать

себя в

соответствии с

определённой

ситуацией.

Коммуникативные

УУД:

1) формируем

умение слушать и

понимать других;

XII. Создание

1.

«Возвращение к

Ребята отвечают, что настоящее

2) формируем

города(села).

началу»:

– Посмотрите, ребята, на

наше геометрическое село,

чем оно отличается от

настоящего?

- А можем ли мы с вами

создать свой такое же

объёмное село? ( у детей на

партах с начала урока

лежат наборы объёмных

фигур из цветной бумаги

(кубы, пирамиды,

цилиндры)

- Мы получили объёмное

село благодаря чему?

- С какими фигурами

удобнее работать, а с

какими интереснее?

село объёмное…

Ребята берут свои фигуры (на

всех фигурах на одной из

граней наклеен двусторонний

скотч и детям только остаётся

отклеить верхний слой и

наклеить свою фигуру) и

приклеивают их на плоскость

(заготовленную заранее)

Благодаря объёмным фигурам

мы можем выполнять многие

работы.

Дети объясняют, что с

плоскими фигурами удобнее

работать, потому что легко

сложить, переносить и т.д.

Но с объёмными интереснее…

умение строить

речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными

задачами;

3) формируем

умение оформлять

свои мысли в

устной форме;

4) формируем

умение работать в

паре в процессе

проверки

XIII.

Рефлексия.

– А теперь, ребята, оцените

себя. У вас на парте лежат 4

кружка. Всё ли вы

запомнили, всё ли вам

понятно? Покажите с

Ребята показывают при помощи

одного или даже двух кружков

оценку своим знаниям.

помощью кружка, как вы

оцениваете свои знания?

Слайд № 8.



В раздел образования