Автор: Ахмадуллина Зинаида Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Ангасяк
Населённый пункт: село Ангасяк
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: объемные и плоские фигуры
Раздел: начальное образование
Тема
Класс
Учитель
«Плоские и объёмные фигуры»
2 класс по ОС «Школа 2100», учебник Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика»
Ахмадуллина Зинаида Григорьевна
Цели
1. Познакомить детей с объёмными телами и их принципиальным отличием от плоских фигур
(число измерений) на уровне ощущений.
2. Продолжить работу по классификации плоских фигур по различным основаниям.
3. Познакомить детей с названиями объёмных фигур.
4. Развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение
для проверки решения.
Формировать УУД:
-
умение выполнять
самооценку
на
основе
критерия
успешности
учебной
деятельности
(Личностные УУД);
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.
(Коммуникативные УУД);
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
(Регулятивные УУД);
- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт (Познавательные УУД).
Оборудование:
1. Учебник, тетрадь;
2. Наборы объёмных фигур на каждой парте;
3. Наборы плоских геометрических фигур на каждой парте;
4. Задание для работы в парах;
5. Набор из 4 кружков для самооценки.
6. Мультимедийный проектор.
Технологическая карта урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование
УУД
Примечания
I. Орг. Момент.
Самоопределен
ие к
деятельности
Посмотрите, друг на друга,
улыбнитесь. Пожелайте
глазками друг другу самого
хорошего. Улыбнитесь
ласковому солнышку.
Садитесь, проверьте осанку.
.1) -Как называется место, в
котором мы живём?
-Сегодня
на уроке математики мы
отправляемся с вами в
путешествие по селу. На доске
иллюстрация села.
- Чтобы в селе был порядок, у
каждого дома есть свой номер,
но чтобы узнать номера домов
нужно выполнить задание:
Дети отвечают, что мы живём в
селе и объясняют свой ответ.
Дети выполняют задание,
определив закономерность
получают следующие
результаты:
Слайд № 2
Дети записывают: 11, 13, 15,
Дети отвечают, что это числа
Регулятивные
УУД:
1) формируем
умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом
учебника;
На доске плакат
Слайд № 2
2) Учитель предлагает детям
записать полученные числа в
тетрадь и задаёт вопросы:
- Что можно сказать про эти
числа, дайте характеристику?
- Как вы думаете, а какие
номера должны быть у
следующих трёх домов?
- А можно ли продолжить этот
ряд чисел?
двузначные, нечётные.
Ребята называют: 17, 19, 21…
Ребята отвечают, что можно и
объясняют, почему ставим
многоточие (т.к. ряд можно
продолжить до бесконечности)
II.
Актуализация
знаний.
1)- Ребята, а вы заметили, что
наше село необычное? Что в
нём такого необычного,
интересного?
- Какие геометрические
фигуры вы видите?
Ребята отвечают, что село
математическое, состоит из
геометрических фигур.
2) формируем
умение оценивать
учебные действия
в соответствии с
поставленной
задачей;
- Сколько четырёхугольников?
(10)
- Сколько треугольников? (6)
- Сколько кругов?(3)
Ребята отвечают, что они видят
круги, квадраты,
прямоугольники, треугольники,
пятиугольник.
3) формируем
умение
прогнозировать
предстоящую
- Сколько всего фигур? (19)
работу (составлять
план);
III. Работа с
геометрически
ми фигурами.
(Создание
проблемной
ситуации)
1. – Посмотрите на фигуры на
ваших партах. Все ли фигуры,
возможно разместить на
нашем рисунке?
- Какие фигуры трудно будет
поместить на нашем рисунке?
Почему?
2. Исходя из этого задания, на
какие две группы можно
разложить все фигуры?
- Почему в первую группу вы
объединили именно эти
фигуры, а во вторую группу
эти фигуры? На экране:
Слайд № 3.
Ребята выбирают различные
фигуры, кто-то плоские, а кто-
то объёмные, но путем
примеров, приходят к выводу,
что в данной ситуации лучше
подойдут фигуры плоские.
Дети раскладывают фигуры на
две группы, советуясь с соседом
по парте.
4) формируем
умение
осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
IV. Открытие
нового знания.
- Возьмите любую фигуру из
первой группы. Положите на
тетрадь и прижмите ладонью.
- Что произошло? Изменилась
ли фигура? Почему так
Ребята кладут плоскую фигуру
на тетрадь и прижимают
ладонью. Делают вывод о том,
что фигура не изменилась.
Познавательные
УУД:
1) формируем
умение извлекать
получилось?
- Положите на парту фигуру из
другой группы.
- Можно ли прижать ладонью
эту фигуру, не сломав её?
- Почему?
- У фигур из первой группы,
есть какие измерения?
- А у фигур из второй группы
есть длина, ширина и…
высота. Т. е. Такие фигуры
называют трёхмерными или
объёмными.
- Так как назовём фигуры
первой группы, второй
группы?
Слайд № 3.
Дети пробуют проделать этот
же опыт и с объёмной фигурой,
но понимают, что это
невозможно.
Дети делают вывод о том, что у
фигур из первой группы есть 2
меры: ширина и длина, а у
фигур из второй группы есть не
только длина, ширина, но ещё и
высота.
Ребята дают названия группам:
объёмные фигуры и плоские
фигуры.
информацию из
схем,
иллюстраций,
текстов;
V. Постановка
цели урока
- Что же на уроке для нас
сегодня будет важным? Чему
будет посвящён урок?
Дети ставят сами цель урока,
что урок будет посвящён
фигурам плоским и объёмным и
их отличию.
2) формируем
умение
представлять
информацию в
виде схемы;
VI. Знакомство
с названиями
объёмных
фигур.
Работаем по учебнику: стр. 47
№ 3.
Дети приводят примеры
объёмных тел в жизни.
Ребята рассматривают
иллюстрации и читают
названия каждой объёмной
фигуры: куб, параллелепипед,
конус, цилиндр, шар и т.д.
3) формируем
умение выявлять
сущность,
особенности
объектов;
VII. Первичное
закрепление.
- Нам трудно было разместить
на нашем рисунке объёмные
фигуры, но в жизни они нам
часто встречаются?
На слайде изображены
предметы, которые
встречаются в быту.
- Назовите предмет на
рисунке. Этот предмет в виде
какой объёмной фигуры?
Слайд № 4
Ребята называют предмет и
фигуру:
Коробка – параллелепипед
Ёлочный шарик – шар
Банка – цилиндр
Пирамидка детская – конус
Египетские пирамиды -
пирамида.
Слайд
№ 4
4) формируем
умение на основе
анализа объектов
делать выводы;
Слайд
№ 5
- Что для вас сегодня было
новым? С чем вы уже давно
знакомы?
- Так чем же отличаются
объёмные фигуры от плоских?
Слайд
№ 5
Дети поясняют, что плоские
фигуры имеют 2 измерения
(длина и ширина), а объёмные –
3 измерения (длина, ширина,
высота)
5)формируем
умение обобщать и
классифицировать
по признакам
VIII.
Физминутка.
IX.
Составление и
решение
задачи.
- Посмотрите на доску.
Составьте задачу по этой
схеме.
- Всего 19 фигур.
- Каких фигур? (плоских)
- Чем отличаются плоские
Ребята составляют задачу и
выполняют решение с
объяснением у доски:
I способ:
1) 3 + 10 =13 (ф) – столько
четырёхугольников и кругов
вместе.
2) 19 – 13 = 6 (ф.) – столько
треугольников.
19 - (3 + 10) = 6 (ф)
II способ:
1)
19 – 3 = 16 (ф) – столько
четырёхугольников и
треугольников.
6) формируем
умение
ориентироваться
на развороте
учебника;
19
3 ф.
? ф.
10 ф.
фигуры от объёмных?
2)
16 – 10 = 6 (ф) – столько
треугольников.
19 – 3 – 10 = 6 (ф)
Можно, если позволяет
время ещё 1 способ.
X. Задания в
группах и
парах.
Набираю две небольшие
группы. Даю задания:
1.
Первая группа ищет в
классе предметы,
демонстрирующие
плоские фигуры, вторая
группа ищет в классе
предметы объёмные по
своей форме.
2.
Оставшаяся половина
класса за партами в
парах выполняют
задания на листках: Из
всех фигур раскрась
только объёмные.
Слайд № 6
Ребята первых двух групп ходят
по классу и ищут предметы
плоских и объёмных форм,
затем рассказывают какие
плоские и объёмные тела
встречаются в кабинете .
Ребята второй группы,
совещаясь друг с другом
раскрашивают только объёмные
фигуры.
Ребята проверяют свою работу
и называют фигуры:
параллелепипед, куб, цилиндр,
конус.
Слайд
№ 6
7) формируем
умение находить
ответы на вопросы
в иллюстрации.
XI.
Закрепление.
- Вот такое у нас получилось
путешествие по
геометрическому селу. Вам
понравилось путешествие?
А сейчас мы попадём в село
настоящее. Как называется
село в котором мы живём?
А на улицах нашего села
встречали ли мы объёмные
тела? (детям предлагаются
слайды с зарисовками нашего
села) Слайд № 7.
И т.д.
Наше село красивое! Вы
любите свое село? Что бы вы
сделали для села?
Ребята рассматривают
фотографии села и называют
предметы объёмных форм,
также называют какую
объёмную фигуру представляет
этот предмет.
Например:
Здания – куб, параллелепипед;
Крыши – пирамиды,
Колонны – цилиндр и т.д.
Личностные УУД:
1) формируем
умение выказывать
своё отношение к
происходящему,
выражать свои
эмоции;
2) формируем
мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
3) формируем
умение оценивать
себя в
соответствии с
определённой
ситуацией.
Коммуникативные
УУД:
1) формируем
умение слушать и
понимать других;
XII. Создание
1.
«Возвращение к
Ребята отвечают, что настоящее
2) формируем
города(села).
началу»:
– Посмотрите, ребята, на
наше геометрическое село,
чем оно отличается от
настоящего?
- А можем ли мы с вами
создать свой такое же
объёмное село? ( у детей на
партах с начала урока
лежат наборы объёмных
фигур из цветной бумаги
(кубы, пирамиды,
цилиндры)
- Мы получили объёмное
село благодаря чему?
- С какими фигурами
удобнее работать, а с
какими интереснее?
село объёмное…
Ребята берут свои фигуры (на
всех фигурах на одной из
граней наклеен двусторонний
скотч и детям только остаётся
отклеить верхний слой и
наклеить свою фигуру) и
приклеивают их на плоскость
(заготовленную заранее)
Благодаря объёмным фигурам
мы можем выполнять многие
работы.
Дети объясняют, что с
плоскими фигурами удобнее
работать, потому что легко
сложить, переносить и т.д.
Но с объёмными интереснее…
умение строить
речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами;
3) формируем
умение оформлять
свои мысли в
устной форме;
4) формируем
умение работать в
паре в процессе
проверки
XIII.
Рефлексия.
– А теперь, ребята, оцените
себя. У вас на парте лежат 4
кружка. Всё ли вы
запомнили, всё ли вам
понятно? Покажите с
Ребята показывают при помощи
одного или даже двух кружков
оценку своим знаниям.
помощью кружка, как вы
оцениваете свои знания?
Слайд № 8.