Автор: Позейчук Людмила Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Бетлицкая СОШ
Населённый пункт: п. Бетлица, Куйбышевский район, Калужская обл.
Наименование материала: Разработка воспитательного часа
Тема: Экскурсия в прошлое и настоящее посёлка "В сердце ты у каждого..."
Раздел: среднее образование
Экскурсия в прошлое и настоящее посёлка
«В сердце ты у
каждого…»
Провела классный
руководитель 7 «Б» класса
МКОУ Бетлицкая СОШ
Позейчук Людмила Алексеевна
Цели:
1.Познакомить учащихся с прошлым и настоящим посёлка, показать его
красоту и своеобразие.
2. Развивать эстетическое восприятие, способность подмечать красоту в
привычном, обыденном, простом окружении.
3.Формировать чувство патриотизма, ответственности за сохранность
неповторимого облика посёлка.
Подготовительная работа с детьми:
Учащимся-экскурсоводам подготовить сообщения на темы: «В названиях
улиц имена, что сердцу дороги навеки».
Рассказать о своих любимых местах в посёлке.
Что можно сделать, чтобы в посёлке стало уютнее и красивее?
Внести свои предложения. Защита проектов.
Расспросить старожилов, каким был посёлок после Великой
Отечественной войны?
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, схемы и
рисунки для защиты проектов, рисунки, посвящённые
прошлому посёлка.
Этапы классного часа:
1.Вступительное слово учителя.
2. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.
Стихи местных поэтов.
3. А начиналась Бетлица… Немного истории.
4. А какова же Бетлица сейчас? Экскурсия по посёлку.
5. Рассказы о любимых местах.
6. Выступления гостей.
7. Защита проектов.
8. Заключительное слово учителя и подведение итога.
Ход классного часа
1 слайд.
Сегодня пойдёт разговор о том, что в сердце у каждого человека, о том
кусочке земли, который выглядит с горошину на карте Калужской области.
Мне очень дорог этот посёлок: я здесь родилась, ходила в школу. Я думаю,
что он дорог и вашим родителям, вашим дедушкам и бабушкам. Я хотела бы,
чтобы и вы любили это место.
2 слайд.
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть Родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья.
У каждого на свете
Есть Родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные…
Мы Родиной зовём.
Песня «Наш край».
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого
это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие
Отечества до границ всего государства. Но даже у больших рек есть исток –
маленький ключик, из которого река берёт своё начало. Для нас это наш
Куйбышевский район и его центр – посёлок Бетлица.
Что значит Родина моя? –
Ты спросишь, я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
3слайд.
Бетлица – районный центр Куйбышевского района Калужской области.
Маленькое административное звено в огромном государстве. И хотя здесь
пока нет крупных промышленных предприятий, нет индустриальных
гигантов, посёлок этот дорог каждому его жителю ничуть не меньше, чем
туляку – Тула, калужанину Калуга, москвичу – Москва.
4 слайд.
Люблю посёлок свой в осенней позолоте,
Когда рябины пламенем горят,
И журавли в красивом развороте
Под небом чистым что-то говорят.
Люблю посёлок свой заснеженным немножко,
Когда мороз по улицам плывёт,
И каждому хозяину в окошко
Цветы хрустально-нежные кладёт.
Люблю посёлок свой – красу России,
Люблю берёзы, долы и поля.
Люблю дымок трубы голубовато-синий.
Посёлок мой – это судьба моя.
Как надо любить свою землю, свою Родину, чтобы писать
так, как пишут наши местные поэты.
Когда последний лист простуженный откружит,
И танго зимнее по улицам завьюжит,
На замороженные лужи
Под вой неукротимой стужи
Ложится первый неуверенный снежок.
Скоробогатова Светлана Анатольевна.
Лекарь.
Когда на сердце боль да тучи
И на душе темно, хоть плач,
Иду быстрей я в лес дремучий
Он мне незаменимый врач.
Тропа всё дальше убегает…
Но вдруг теряется в глуши,
И постепенно нарастает
Спокойствие моей души.
Потом, когда иду обратно.
Лесной природою взбодрён,
Прощаюсь я с ним словно с братом
И шлю ему земной поклон.
Савкин Анатолий Тимофеевич.
Малая Родина.
Нет краше места на планете,
Где ты родился, с детства рос.
Где манит роща на рассвете
Сияньем светлым от берёз.
На землю вечер опускается,
И в вышине стрижи летают.
Неспешно стадо возвращается,
И дух лугов вокруг витает.
Мне в шуме ветра песня слышится,
Пейзажи сердце покоряют.
И так легко и вольно дышится…
Всё это Родина родная!
Дедкова Нина Ивановна.
Облака.
Как будто перья исполинской птицы
Высоко в небе облака.
И в небо хочется мне взвиться,
И там остаться на века.
Лететь в волнующем полёте,
На землю, глядя свысока.
Оставить все свои заботы,
Забыть про все свои дела.
Когда же звёздочки зажгутся,
Взойдёт волшебница – луна,
Домой хочу опять вернуться,
Сложив на время два крыла.
Романова Анна.
В классе есть и свои поэты. Слово Бабаевой Насте.
Я родилась в посёлке
С названьем интересным.
Не Ветлица, не Вербица,
Его назвали Бетлица.
По данным историческим
Там буквы переставили
И стать красивой Бетлицу,
Как будто бы заставили.
Идя по чистым улицам,
Невольно залюбуешься:
Домишки все ухожены,
Сады облагорожены,
Дорожки и тропиночки
Плиточкой уложены.
И даже на окраинах,
Где все дороги в ямах,
Садов благоухание
Скрывает их изъяны.
В садах цветут пионы,
Астры, георгины.
Акаций гроздья белые,
Красные рябины.
Посёлок наш красивый,
Чистый, аккуратный.
Мне очень нравится посёлок
, в котором я живу. Здесь я учусь, хожу
играть на улицу. Здесь тихо и спокойно. В посёлке есть детские площадки ,
там можно погулять или просто посидеть на лавочке. Я очень люблю свой
посёлок.
Я очень люблю свой посёлок.
Здесь я родилась, начала ходить в детский садик, сейчас хожу в школу. Я
была во многих городах и деревнях, но, когда я возвращаюсь в родной
посёлок, я ощущаю душевное спокойствие, мне становится радостно и
приятно. Здесь мои друзья.
5 слайд.
А начиналась Бетлица так.
Ещё в начале 30-х годов была построена
железная дорога Сухиничи-Рославль, трасса которой проходила по
территории Куйбышевского района. Она нигде не соприкасалась ни с одним
населённым пунктом. На строительстве дороги работали и местные жители.
Для обслуживания дороги железнодорожниками около неё были построены
служебные и жилые здания. Так на карте железных дорог появилась ещё одна
ниточка, а на ней небольшая точка с надписью «Бетлица».
Существует несколько версий того, как станция получила это название. По
одной из них название произошло по невнимательности чиновника,
изготовлявшего печати и штампы для оформления железнодорожных
документов.
Раньше были здесь леса, да болота топкие,
Да ходили грибники с корзинами-плетёнками,
Но прошло уж много лет,
Если вам не верится
Вырос здесь, как белый гриб,
Наш посёлок Бетлица.
Назывался он не так, как сейчас именуется,
Но какой-то там чудак
Перепутал буквицы:
Поменял он В на Б.
Если вам не верится,
А потом и М на Л.
Получилась Бетлица.
Как бы то не было, а слово «Бетлица» прочно закрепилось за посёлком.
Пожилые люди прекрасно помнят, что в 1945 году Бетлица «состояла» из
приспособленного помещения под вокзал и двух казарм для
железнодорожников. А ещё неизменным атрибутом в ландшафте нашей
Бетлицы были две красавицы – водонапорные башни, построенные вместе с
водопроводом к железнодорожной станции. Они стоят в Бетлице и сейчас,
как бы напоминая всем нам о том, что с них началась Бетлица.
6 слайд.
А какова же Бетлица сейчас?
Много жителей живёт на различных улицах,
И по-разному они все здесь именуются.
Есть здесь улица Циолковского, Горького, Гагарина
И много очень улиц под другим названием.
Экскурсия по улице Ленина.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22 по новому стилю)
апреля 1870 года в Симбирске (ныне Ульяновск) в семье инспектора
народных училищ Ильи Николаевича Ульянова, получившего за заслуги
личное дворянство.
7 слайд.
Улица Ленина плавно переходит в центральную площадь Бетлицы.
8 слайд.
Экскурсия по улице Калинина.
Калинин Михаил Иванович родился 7(19) ноября 1875 года в деревне
Верхняя Троица, ныне Каширского района Калининской области. Деятель
Коммунистической партии и Советского государства, Герой
Социалистического Труда. Родился в семье крестьянина.
9 слайд.
Экскурсия по улице Новосибирской.
На багровой реке Москвы,
На берегах реки Волги,
В своих дублёных полушубках,
Стояли вы сибиряки!
Да не забыт будет подвиг,
Как не забыты будут те,
У незнакомого посёлка
На Безымянной высоте.
18 смельчаков новосибирцев захватили линию фронта врага и победили их.
Из 18 человек осталось только двое. Новосибирцами руководил младший
лейтенант Порошин. В честь этих сибиряков и названа улица.
10 слайд.
Улица Горького. Алексей Максимович Пешков родился 16(28) марта 1868
года в Нижнем Новгороде. Горьким он назвал себя потому, что у него было
очень трудное детство. Он был великим писателем. Написал много
произведений. Мы изучаем его произведения в школе.
Улица Аксёнова. Аксёнов Филипп Васильевич родился в 1902 году, а умер
в 1974 году. До войны находился на хозяйственной работе. С ноября 1941
года по июль 1942 года был командиром Косеватского партизанского отряда,
действующего в Куйбышевском и Кировском районах Калужской области.
Аксёнов Награждён орденом Красного знамени.
Улица Циолковского. Константин Эдуардович Циолковский родился 5(17)
сентября 1857 года в селе Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии в
древней дворянской семье. Получил осложнение от скарлатины и оглох. Он
был ещё и близорук. Циолковский – основоположник теории межпланетных
сообщений. Он первым изучил вопрос о ракете.
Улица Энгельса. Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в
вестфальском городе Бармен (ныне район Вупперталя) в семье
преуспевающего текстильного фабриканта. Немецкий философ, один из
основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла
Маркса.
Улица Октябрьская. Возникшую улицу назвали Октябрьской в честь
Октябрьской революции 1917 года.
Улица Гагарина. Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт. Он полетел
в космос 12 апреля 1961 года.
А природа хороша здесь в посёлке Бетлица
Можно даже описать, если вам не верится.
Много можно говорить о родном посёлке.
Здесь растут у нас сады, да берёзы с ёлками.
Встало ясно солнышко,
Улыбнулось сладко,
В голубое озеро
Глянуло украдкой.
Заглянуло солнышко
И в моё окошко,
Постучалась веточкой
Тонкая берёзка.
Золотое солнышко
В озере умылось,
Белая берёзка
Вся росой покрылась,
На зелёных листиках
Капельки сверкают…
Ах, какой красивою
Родина бывает.
11 слайд.
Танец «Во поле берёза стояла».
12 слайд.
Бабаева Настя со своим стихотворением.
Мне нравится в посёлке
Гулять возле фонтана
Под звон колоколов,
Что слышится из храма.
Бывать на стадионе каждый выходной,
Болеть за нашу сборную,
Участвовать самой.
Там чисто, аккуратно,
Пострижены газоны,
И поле игровое там чистое такое.
Дорожка беговая,
Спортивные снаряды
Всем жителям посёлка
Всегда как будто рады.
Побегать и попрыгать,
Поиграть в футбол.
Такое удовольствие-
Забить в ворота гол.
Как хороша в посёлке улица Калинина.
За рекою рощица от берёзок синяя.
Озёра, реки и леса вокруг посёлка - чудеса.
Но это летом,
А зимой
Хорош посёлок сам собой.
Снег блестит,
Мороз трещит,
На речках лёд.
Берём коньки, каток зовёт.
Румяные, красивые.
Спасибо нашим спонсорам,
Что подарили жителям
Такое удовольствие.
Люблю тебя, посёлок мой,
Люблю и летом и зимой!
В Бетлице у меня есть любимые места, где я люблю отдыхать, проводить
свободное время с друзьями: стадион, берёзовая роща. На стадионе проходят
районные соревнования. В рощу мы часто с классом ходим в поход.
Моё любимое место- детская площадка около школы. Там можно прокатиться
на каруселях, съехать с горки и просто отдохнуть.
В Бетлице много хороших мест. Можно посидеть в парке у фонтана. Моё
любимое место- это берёзовая роща. Это маленький райский уголок. В
берёзовой роще красиво в любое время года.
13 слайд.
У каждого есть дом родной,
А мой - посёлок Бетлица.
Красивый он, и небольшой.
И жизнь всё время вертится.
Здесь люди счастливо живут,
Живут и наслаждаются,
А мой посёлок небольшой
Всё время развивается.
Жизнь на земле зависит от людей, то есть от нас. В нашем посёлке сделано
много хорошего. Изменяется посёлок в лучшую сторону благодаря нашему
районному руководству.
Знаю я, что достигли высот
Те, кто в школе учились моей
И теперь наш с тобою черёд
Станем гордостью учителей.
14 слайд.
Слово предоставляется гостям.
1).Что сделано в посёлке за последнее время?
2). Планы на будущее.
Изменилось ли что-то в Бетлице? На этот вопрос ответят ученики класса.
В Бетлице очень многое изменилось, например: вырубили парк и теперь
там строят ФОК. С одной стороны это хорошо, потому что в нём можно
заниматься спортом в комфортных условиях, а с другой – плохо, так как
вырубили берёзы, которым было много лет. Они были очень красивые и
придавали Бетлице особый вид.
В последнее время наш посёлок заметно преобразился. Тротуары уложены
плиткой, в нескольких местах построили детские площадки, где мальчишки и
девчонки, а также их родители могут отдыхать. Скоро построят ФОК , где все
желающие смогут выбрать вид спорта себе по душе. Уже несколько лет
работает каток, на который ребята ходят с большим удовольствием.
15 слайд.
Какого цвета страна родная?
Я сама про это пока не знаю
Какой в ней самый красивый цвет?
Что скажешь, мама, ты мне в ответ?
Ну что красивей берёзок прядей?
Снопы на ниве, как на параде,
Как небо, синий, цветущий лён,
Иль белый иней, иль белый клён?
Что лучше, краше? Я жду ответа.
И мама скажет: «Люби всё это.
И ветки мая, и море льна,
Страна родная у нас одна!»
А сейчас мы с помощью зонтиков ответим на вопрос: Какого цвета изменения
в нашем посёлке? Нужно раскрыть зонтик. Если изменения устраивают вас и
ваших родителей, то зонтик поднять цветной. Если – нет, то -чёрный.
Танец с зонтиками.
16 слайд.
Входит девочка Женя со связкой баранок.
Женя: Здравствуйте… Я, кажется, опять замечталась… Куда это я попала?
Ведущая: Ты, девочка, пришла к нам в школу. Но кто ты? По-моему, где-то
мы тебя видели?
Женя: Я- Женя. Меня мама за баранками к чаю послала, а я замечталась, на
ворон засмотрелась и попала сначала к волшебнице, она подарила мне
цветик- семицветик (показывает цветок с 7 разноцветными лепестками), а
потом пришла к вам…
Ведущая: Ну что ж, Женя, мы поняли, ты – героиня сказки Валентина
Катаева «Цветик – семицветик». Оставайся с нами.
Знаешь, Женя, в этом классе собрались дети, которые любят нашу землю,
природу, свой край, у них есть
заветные желания.
Давай узнаем, чего бы
им хотелось больше всего?
17 слайд.
1. Вполне меня всё устраивает в посёлке, но если бы мне удалось что-то
поменять, то я бы начала со школы:
-ввела бы школьную форму;
-ввела бы новшества в рацион питания;
- улучшила бы оборудование.
Что касается самого посёлка, то построила бы новые жилые дома, так как
молодым семьям негде жить. Построила бы завод, чтобы было людям работа.
2. Для каждого человека самое дорогое – его дом. Там он переживает свои
неудачи, радуется первым победам, там его поддержат, похвалят. Я хочу,
чтобы больше строилось красивых, уютных домов. Чтобы строились заводы.
Пусть люди не уезжают в города, а, наоборот, стремятся вернуться после
учёбы в родной посёлок.
3. Я бы очень хотел, чтобы в моём посёлке построили какой-нибудь завод,
чтобы наши родители могли работать спокойно, а не уезжать в другие города
на работу, тогда они могли бы больше времени проводить со своей семьёй.
4.В Бетлице есть всё: дома, детские площадки, магазины, школа, но нет ни
одного кинотеатра. Как хорошо было бы проводить своё свободное время
там, смотреть новые кинофильмы.
5. А я мечтаю о бассейне. Тогда бы можно было заниматься плаваньем
круглый год.
6. Я бы хотела построить в Бетлице больше музеев, чтобы на досуге люди
посещали их и там пополняли свой запас знаний.
7. Я хотела бы создать больше рабочих мест, чтобы люди не уезжали в города.
18 слайд.
Ведущая: Какие замечательные мечты у наших ребят! Мне кажется, что
лучшим подарком для нашей Земли будет, если все эти планы сбудутся!
Женя: Я согласна потратить на это свой цветик-семицветик.
(Отрывает лепестки…)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели:
Вели, чтобы мечты ребят сбылись!
Ведущая: Спасибо, Женя, за то, что не пожалела волшебной силы цветика-
семицветика на добрые дела!
У каждого заботой своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня – мы.
У каждого дорога своя
Или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все – её судьба,
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет
Какими будем мы.
Надеяться на волшебную силу цветка мы не должны. Всё зависит от человека
и его жизненной позиции, от вас. Сейчас вы должны хорошо учиться.
Но, чтобы исполнились все ваши добрые желания,
на земле должен
быть
мир
. Мы, жители Куйбышевского района, обязаны помнить о тех, кто
отдал свои жизни ради мир на земле, ради счастья будущих поколений.
Стихотворение нашего земляка Карпизенкова Дмитрия Лаврентьевича.
В войну я не трусил,
Не прятался в тень –
Со смертью знакомился близко,
Но жизнью обязан солдатам-
Вот тем, что в Бетлице …под обелиском.
Это они в 43 году,
Сентябрьскою ночью туманной,
В бессмертье ушли,
Победили в аду,
На высоте Безымянной.
Теперь перед ними я в вечном долгу
И здесь вот, у братской могилы,
Я совесть сверяю, как честь берегу
Сполна ль отдаю свои силы?
Велик был их подвиг
В священной войне,
В бою против своры нежданной,
И Бетлица наша известна в стране
По высоте Безымянной.
Песня «Безымянная высота»
для нас по сути дела является гимном.
Исполнение песни всеми учащимися класса.
Итог классного часа:
- хорошо учиться, чтобы в будущем работать
на благо района
- соблюдать порядок на стадионе, на детских
площадках и других местах
- принимать участие в благоустройстве и
озеленение территорий около своих домов
- уважительно относиться к истории и культуре
своего народа.
План дальнейшей работы
1.
Провести беседы: «Люби и умножай красоту родной природы»,
«Посмотри вокруг – мир прекрасен!».
2.
Провести экскурсию по посёлку: «Малый посёлок Родины великой».
3.
Организовать экскурсию на Безымянную высоту: «К рубежам славы и
бессмертия».
Литература
Буклет «Куйбышевский район сегодня».
Гулыга А.В. Земля калужская.
Литературная жизнь Калужского края.