Напоминание

"Уроки лыжной подготовки в начальной школе"


Автор: Бубнова Елена Игнатьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Уроки лыжной подготовки в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему

«Уроки лыжной подготовки в начальной школе»

Учитель: Бубнова Елена Игнатьевна

Предмет: физическая культура

Эффективная реализация задач урока лыжной подготовки во многом зависит от

предварительной

подготовки

материальной

базы,

места

занятий,

предварительной

разъяснительной работы с учащимися и родителями.

Важную роль при этом играет личная подготовка учителя и правильная организация

урока.

На

уроках

физкультуры

в

школе

решаются

основные

образовательные,

воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи, предусмотренные программами

по физической культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом «Лыжная

подготовка» в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи должны

конкретизироваться с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических

особенностей школьников.

К

сожалению,

на

уроках

по

лыжной

подготовке

не

всегда

реализуются

дифференцированный

и

индивидуальный

подходы

в

обучении,

а

также

к

развитию

физических качеств. Многие учителя не используют, к примеру, имеющиеся в литературе

рекомендации по разделению учащихся на группы (групповой метод) и др.

Далеко

не

все

учителя

физической

культуры

достаточно

ясно

представляют

особенности дифференцированного и индивидуального подходов в обучении способам

передвижения на лыжах и в развитии физических качеств.

Дифференцированный

подход

это

учет

общих

особенностей

групп

учащихся,

выражающийся в подборе средств, методов и методических приемов.

Индивидуальный подход подразумевает учет своеобразия, уровня подготовленности,

особенностей каждого отдельного учащегося и т.п.

Дифференцированный подход предполагает планирование заданий по группам с

учетом подготовленности учащихся или наличия типичных ошибок в каждой группе. Это

позволит ускорить обучение более подготовленных (что поднимет их интерес к уроку), а с

другой стороны, облегчит обучение менее подготовленных учеников, так как учитель

может им уделить больше внимания, целенаправленно подобрать подводящие упражнения

для исправления типичных ошибок. Так, при изучении техники скользящего шага менее

подготовленные будут изучать его простейший вариант – с размахиванием руками, а

другие уже будут передвигаться, заложив их за спину.

Таким образом, к каждому уроку по лыжной подготовке предъявляется целый ряд

требований,

которые

базируются

на

принципах

дидактики

и

отечественной

системы

физического воспитания.

Требования к проведению уроков по лыжной подготовки

1. На каждом уроке лыжной подготовки решаются конкретные образовательные, а также

развивающие, оздоровительные и воспитательные задачи.

Если

образовательные

задачи

обязательно

планируются

и

точно

формулируются

на

каждый урок, то оздоровительные и воспитательные задачи обычно на каждый урок не

планируются.

2. Каждый урок неразрывно связан с предыдущим и последующим в единую систему

уроков по лыжной подготовке, и в то же время он является вполне самостоятельной и

целостной частью учебной работы.

Большинство способов передвижения на лыжах школьники не в состоянии освоить на

одном

уроке.

Для

изучения

даже

простых

ходов,

поворотов

в

движении

и

других

элементов отводится несколько уроков, связанных между собой. Так как каждый способ

требует

разного

времени

обучения,

то,

как

правило,

изучение

одного

заканчивается,

другого начинается, а какого-либо третьего еще продолжается. При планировании данной

системы уроков необходимо учитывать взаимодействие навыков, максимально используя

такое явление, как положительный перенос.

3. Содержание, нагрузка, методы обучения и развития физических качеств на уроке

лыжной

подготовки

всегда

должны

соответствовать

программному

материалу,

поставленным задачам, полу и возрасту школьников.

Для решения конкретных задач урока учитель должен подобрать средства (подводящие и

специальные упражнения), методы и методические приемы, которые способствовали бы

более быстрому и прочному овладению техникой способов передвижения на лыжах.

Помимо этого, необходимо тщательно спланировать объем и интенсивность нагрузки,

направленной на развитие физических качеств средствами лыжной подготовки, с учетом

тех конкретных условий, в которых будут проводиться уроки.

При передвижении на лыжах на уроках лыжной подготовки ЧСС у школьников должна

быть

в

пределах

120-160

уд/мин,

что

говорит

о

допустимой

нагрузке

на

уроке.

На

отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью этот показатель

может достигать 160-180 уд/мин, а в паузах относительного отдыха (передвижение с

пониженной

скоростью)

он

должен

снижаться

до

110-120

уд/мин.

При

оценке

ЧСС

необходимо учитывать и возраст учащихся. Помимо этого, всегда следует сопоставлять

эти

данные

с

самочувствием

учеников

после

передвижения

с

повышенной

интенсивностью.

4. Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать активную

деятельность учащихся на уроке, побуждать к сознательному освоению нового материала.

При планировании учебной работы необходимо предусмотреть применение методов и

методических

приемов,

активизирующих

сознательное

отношение

школьников

к

изучению

нового

материала

и

проявление

самостоятельности.

Для

повышения

эмоциональности

урока

следует

широко

включать

элементы

соревнования,

игры

и

игровые задания.

Типы уроков по лыжной подготовки

В зависимости от поставленных задач выделяются следующие типы уроков по лыжной

подготовке: вводные, учебные, тренировочные, смешанные и контрольные. Каждый из

перечисленных типов уроков в соответствии с возрастными особенностями учащихся

имеет

свои

характерные

черты

в

структуре,

приемах

организации

и

активизации

учащихся.

Вводные уроки проводятся в каждом классе в начале занятий лыжной подготовкой. На

вводных уроках учитель знакомит учащихся с содержанием и требованиями раздела

лыжной подготовки в данном классе, сообщает теоретические сведения, предусмотренные

программой,

одновременно

выявляет

особенности

класса

и

координационную

и

физическую готовность школьников к освоению нового учебного материала. Часть этих

задач решается во время беседы в классе, однако превращать весь урок в теоретическое

занятие нецелесообразно. Продолжительность такой беседы в различных классах обычно

не превышает 15 мин. Поэтому очень важно использовать это время с максимальной

продуктивностью,

что

требует

от

учителя

тщательной

подготовки.

Сообщение

теоретических

сведений

и

рассказ

о

задачах

лыжной

подготовки

должны

быть

максимально краткими и точными. Оставшееся от вводной беседы время необходимо

использовать

на

практические

занятия

на

лыжах.

В

первом

классе

эту

часть

урока

целесообразно провести в спортивном зале или в другом просторном помещении, где

необходимо

ознакомить

школьников

с

лыжным

инвентарем,

надеванием

лыж

и

их

переноской. Оставшееся время от первого урока ученики используют для свободного

передвижения по учебному кругу. Учителю очень важно в это время оценить степень

подготовленности учеников, уровень владения лыжами, так как вполне возможно, что

большая часть из них уже каталась на лыжах в дошкольном возрасте. В других классах

школьники по заданию учителя передвигаются по кругу с использованием лыжных ходов,

изученных

в

предыдущих

классах.

Это

дает

возможность

учителю

оценить

подготовленность учащихся, учесть это и при необходимости внести соответствующие

коррективы в планирование учебного материала на предстоящую четверть.

Учебные уроки имеют своей задачей изучение нового материала.

Они

проводятся

преимущественно

в

начальных

классах,

значительно

реже

в

IV-VIII

классах, так как в них помимо нового материала уже включаются совершенствование

ранее изученных способов передвижения, а также упражнения на развитие физических

качеств. Для решения этой важнейшей задачи необходимо очень тщательно спланировать

учебный материал в зависимости от уровня подготовленности учеников.

В I—III классах в начале лыжной подготовки обычно проводятся 1-2 учебных урока,

целиком посвященные изучению нового материала, а затем в связи с изменением задач

(включается уже повторение и совершенствование) планируются другие типы уроков.

В

старших

классах

содержание

нового

материала

по

лыжной

подготовке

невелико,

поэтому учебные уроки там не планируются.

Тренировочные уроки чаще всего проводятся в старших классах.

В начальных школах такие уроки не проводятся, а в средних классах встречаются крайне

редко.

Смешанные уроки по лыжной подготовке получили широкое распространение во всех

классах.

На

этих

уроках

решаются

самые

разнообразные

задачи

обучения,

совершенствования

техники

способов

передвижения

на

лыжах,

развития

физических

качеств и текущего контроля за освоением учащимися учебного материала. В связи с тем,

что

в

одном

уроке

могут

использоваться

самые

разнообразные

средства

и

методы

обучения

и

развития

физических

качеств,

то,

например,

могут

стоять

такие

задачи:

изучение нового способа поворота в движении и совершенствование какого-либо хода;

изучение нового хода и развитие скорости передвижения; совершенствование двух ранее

изученных

ходов

и

развитие

выносливости;

изучение

нового

хода

и

текущий

учет

успеваемости

по

освоенному

на

предыдущих

уроках

повороту;

совершенствование

техники ходов и прием учебных нормативов и другие разнообразные сочетания.

Контрольные уроки проводятся в конце всех уроков по лыжной подготовке с целью

подведения итогов и учета успеваемости. На этих уроках в первую очередь принимаются

учебные нормативы по дистанциям. Оценка за технику выполнения отдельных способов

передвижения может быть выставлена как на контрольном уроке, так и в ходе других

уроков

(текущий

учет

успеваемости).

Итоговая

оценка

по

лыжной

подготовке

выставляется в конце четверти после приема учебных нормативов.

Структура уроков по лыжной подготовке

Структура урока лыжной подготовки в школе, несмотря на большое многообразие задач,

применяемых методов и разнообразие содержания, остается постоянной и соответствует

общепринятой в отечественной системе физического воспитания.

Урок по лыжной подготовке и лыжному спорту в школе состоит из трех взаимосвязанных

частей:

1. Вводно-подготовительная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Вводно-подготовительная часть урока. Такое название более точно соответствует задачам

и содержанию первой части урока. Здесь решаются вопросы начальной организации

школьников,

ознакомления

их

с

предстоящей

работой.

Кроме

этого,

проводится

постепенная функциональная подготовка организма учащихся к повышенным нагрузкам в

основной

части

урока,

осуществляется

психологическая

настройка

школьников

на

сознательное и активное овладение техникой способов передвижения на лыжах.

В

содержание

вводно-подготовительной

части

урока

могут

быть

включены

строевые

упражнения с лыжами и на лыжах, переход без лыж или передвижение на лыжах к месту

занятий (последнее зависит от местных условий). Подготовка мест занятий, укатывание и

прокладка лыжни учебного круга также могут входить в содержание этой части урока.

Передвижение на лыжах к месту занятий осуществляется со слабой и в конце со средней

интенсивностью. Именно в это время проходит подготовка организма к более интенсивной

работе в основной части урока.

Основная часть урока. Главные задачи этой части урока – образовательные. Происходит

обучение школьников новым способом передвижения на лыжах и развитие физических

качеств средствами лыжного спорта. Основная часть урока строится по следующей схеме:

вначале обычно повторяется материал предыдущего урока.

Повторение, как правило, занимает не более 3-5 мин. В отдельные уроки время, отводимое

на

это,

может

быть

увеличено

и

до

15

мин.

Следует

отметить,

что

в

этом

случае

происходит

не

только

повторение,

но

и

дальнейшее

совершенствование

способов

передвижения на лыжах. Общая продолжительность в этом случае зависит от характера

повторяемого материала, а также от задач и типа урока.

Закончив повторение, приступают к решению важнейших задач основной части урока –

изучению новых способов передвижения на лыжах, предусмотренных программой для

данного класса и рабочим планом учителя.

В

системе

уроков

и

на

каждом

конкретном

уроке

очень

важно

определить

последовательность изучения основных способов передвижения на лыжах и упражнений,

направленных на развитие физических качеств, с тем, чтобы максимально использовать

положительный перенос навыков в обучении (или хотя бы нейтрализовать отрицательный

перенос).

Кроме

этого

необходимо

учитывать

совместимость

и

последовательность

развития

физических качеств в одном уроке. Развитие физических качеств лучше проводить после

обучения

и

совершенствования

техники.

Вопросы

сочетания

в

развитии

отдельных

физических качеств тоже необходимо предусмотреть в зависимости от их совместимости.

Лучше, если развитие скорости и выносливости будет запланировано на разные уроки, но

в случае совмещения этих качеств в одном уроке вначале включают упражнения на

развитие скорости, а в конце урока – выносливости.

В

каждый

урок

включаются

занятия

на

учебном

склоне,

где

изучаются

спуски,

торможения и повороты в движении. Очень важно обучение способам ходов чередовать с

изучением горнолыжной техники. Такое сочетание уменьшает психологическое утомление

от однообразной и монотонной работы на учебной площадке, повышает эмоциональность

урока и способствует более быстрому и прочному усвоению и тех и других упражнений.

Разнообразить основную часть урока можно играми и игровыми заданиями. В основную

часть можно включать и упражнение соревновательного характера. Например, развитие

скорости повторным методом можно провести в виде эстафет на коротких отрезках,

разбив учащихся по силам на несколько команд. При равенстве сил созданные команды

можно закрепить и на все последующие уроки.

Заключительная

часть

урока.

Основная

задача

этой

части

приведение

организма

школьников

в

оптимальное

функциональное

состояние

для

дальнейшей

школьной

деятельности, а также подведение итогов урока (краткий разбор). Кроме того, здесь

даются

задания

на

дом.

Продолжительность

этой

части

урока

обычно

4-5

мин.

В

заключительной

части

урока

необходимо

постепенно

снизить

нагрузку,

чтобы

снять

возбуждение, возникшее с интенсивной работой на развитие физических качеств (этим

обычно заканчивается основная часть урока).

В

зависимости

от

задач,

типа

урока,

условий

и

места

проведения,

возраста

и

подготовленности

учащихся

продолжительность

отдельных

частей

урока

может

значительно изменяться. При проведении уроков лыжной подготовки организационные

трудности всегда больше, чем при других видах спорта. Даже при образцовой организации

много времени уходит на переодевание, получение и сдачу лыж, подгонку креплений и т.д.

Продолжительность урока лыжной подготовки в школе 45 мин. В младших и средних

классах сдваивать уроки (до 90 мин) не рекомендуется.

Игры на лыжах

Одним из важнейших средств физического воспитания школьников являются игры.

При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их

организации в связи со спецификой занятий) игры, игровые упражнения и задания

получили самое широкое распространение.

Длительное,

довольно

монотонное

передвижение

на

лыжах

вызывает

не

только

физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в

одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной

местности.

Применение

игр

и

игровых

заданий

не

только

в

значительной

мере

повышает

эмоциональность

урока,

но

и

увеличивает

интенсивность

нагрузки,

моторную

плотность, интерес школьников и в то же время тормозит развитие утомления.

В

процессе

игр

можно

целенаправленно

воспитывать

такие

важные

качества,

как

смелость, ловкость, настойчивость в достижении поставленной цели.

Игры

с

элементами

соревнований

порой являются

незаменимым

средством

в

воспитании

морально-волевых

качеств

у

школьников

при

организации

уроков

по

лыжной подготовке и спортивно-массовых мероприятий в школе.

Особенно важно применение игр, игровых упражнений и заданий на уроках лыжной

подготовки

в

начальной

школе.

Они

играют

исключительно

важную

роль

при

организации уроков в начальной школе в связи с началом обучения с шести лет. Дети

младшего школьного возраста ввиду особенностей развития центральной нервной сис -

темы быстро теряют интерес к многократным, однотипным повторениям элементов

ходов и т.д.

Применение игр очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной

секции

лыжного

спорта

игры

и

игровые

задания

применяются

при

обучении

и

совершенствовании

техники

способов

передвижения

на

лыжах,

и

при

развитии

физических качеств. Вместе с тем игры необходимо широко включать в раз личные

физкультурно-массовые мероприятия на лыжах – в программу зимних праздников,

вылазок и прогулок на лыжах.

Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от по ставленных задач можно

условно разделить на две группы: игры для обучения и совершенствования техники

способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры

и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут быть использованы

и для развития физических качеств.

При

изучении

и

закреплении

навыков

в

технике

лыжных

ходов

или

отдельных

элементов

и

для

развития

равновесия

в

младших

классах

(особенно

при

первоначальном обучении) можно использовать разнообразные игровые упражнения

(задания).

Для

совершенствования

техники

скользящего

шага

целесообразно

применять

следующие игровые упражнения с элементами соревнований:

1.

С

небольшого

разбега

проскользить

на

одной

лыже

до

полной

остановки.

Упражнение выполняется поочередно на правой и левой лыже (естественно, без потери

равновесия).

2.

Преодолеть

с

места

или

с

предварительного

разбега

за

5

скользящих

шагов

наибольшее расстояние.

3. Пройти без палок скользящим шагом заданный отрезок за наименьшее количество

шагов. В зависимости от возраста и подготовленности школьников длина отрезка

изменяется от 20 до 40 м.

4. Пройти скользящим шагом по лыжне, размеченной флажками. Расстояние между

ориентирами

(флажками,

ветками)

-один

полный

скользящий

шаг.

Постепенно

с

овладением техникой скользящего шага расстояние между ориентирами увеличивается

с учетом условий скольжения на данном занятии (уроке).

Совершенствованию

техники

скользящего

шага

поможет

проведение

игры «Сороконожка на лыжах».

Для игры необходимо иметь несколько веревок по количеству команд (обычно 2-3).

Длина их равна длине разомкнутой колонны команды.

Школьники на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной

рукой

за

веревку,

по

сигналу

начинают

передвигаться

к

финишу,

не

расцепляясь

(скользящий шаг выполняется обязательно в ногу).

Обычно ведет команду юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага.

Команды соревнуются по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему

участнику в колонне.

Игра может быть проведена и без веревки. Школьники выстраиваются в колонну;

каждый из них протягивает одну палку вперед, другую назад.

Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую

цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная.

Все другие в команде передвигаются, держась за палки.

Правила те же, что и в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не от -

пуская палки.

Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овладевшими скользящим шагом, для

дальнейшего его совершенствования.

В младших классах школьники еще не в состоянии согласованно передвигаться в такой

колонне.

Для совершенствования отталкивания в одновременных ходах и ходах в целом

применяются следующие игры-задания:

1.

Пройти

заданный

отрезок

одновременным

бесшажным

ходом

за

наименьшее

количество отталкиваний.

2.

Пройти

заданный

отрезок

одновременным

ходом,

отталкиваясь

у

ориентиров.

Условия те же, что и в упражнении для скользящего шага, но учитываются и изучаемый

одновременный ход, возраст, пол, и подготовленность школьников.

3.

Одновременными

ходами

пройти

участок

с

воротами

из

палок

с

верхней

перекладиной,

отталкиваясь

палками

между

воротами,

проскользить

под

ними

в

положении наклона.

Для совершенствования отталкивания ногой, воспитания чувства равновесия и

улучшения

координации

при

управлении

лыжами

используется

передвижение

коньковым ходом на равнине. Пройти отрезок нужно за наименьшее количество шагов

(отталкиваний).

Развитию

скорости

передвижения

способствуют

и

другие

и г р ы ,

например «Догони».

Две

колонны

(команды),

равные

по

количеству

участников

передвигаются

по

параллельным лыжням, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо

(налево)!» участники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Оказавшиеся

впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и

«запятнать». Гонка заканчивается по сигналу учителя, когда учащиеся пробегут 60-80 м

от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников).

Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запятнавшая» большее число участников.

Площадка для игры должна быть достаточно просторной (до 150-200 м в ширину).

Расстояние между параллельными лыжнями 5-6 м. Эффект развития скорости в данном

случае значительно выше, чем при обычном повторном методе тренировки, так как

эстафеты проходят более эмоционально.

Можно

использовать

и

другие варианты игр на развитие быстроты, например

«Кто первый?».

На

учебной

площадке

игры,

связанные

с

длительным

передвижением

на

лыжах,

способствуют воспитанию выносливости, однако их применение на уроках лыжной

подготовки ограничено ввиду недостатка времени.

В

то

же

время

они

должны

широко

использоваться

во

внеклассной

работе

и

в

различных

физкультурно-массовых

мероприятиях,

наприм е р игра «Охота

на

лис». «Лисы» (2-4 лучших лыжника) уходят в лес на 400-500 м, через 4-6 мин все

остальные участники игры -«охотники» - идут на поиск. «Лисы» убегают, прячутся в

овраги, кусты, меняют направление, путают следы. «Охотники» ищут и стараются

поймать «лис». Затем по сигналу через 20-25 мин все возвращаются на место сбора.

Каждый раз «лисы» меняются.

Значение уроков по лыжной подготовки

Правильно

организованные

занятия

по

лыжной

подготовке

эффективно

влияют

на

развитие физических способностей школьников, укрепление их здоровья и повышение

устойчивости к простудным заболеваниям.

Лыжная подготовка школьников включает использование на уроках физической культуры

подготовительных упражнений, связанных с развитием мышц бедра, плечевого пояса,

туловища. Эти упражнения выполняют в основной части урока. Качество и тщательная

подготовка лыж, лыжных палок и ботинок имеют немаловажное значение в приобщении

младших школьников к занятиям, быстрому овладению лыжной техникой, вызывают у них

положительные эмоции, заряд бодрости, повышают работоспособность.

Здоровье

бесценное

достояние

не

только

каждого

человека,

но

и

всего

общества.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные

задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе

здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую

и активную жизнь.

Памятка для родителей и учеников

Подбор лыж и лыжных палок.

Лыжи и лыжные палки подбираются в зависимости от роста ребенка и типа лыжного хода.

Лыжи для классического хода более мягкие, с длинным поднятым острым носком.

Лыжи для конькового хода более жесткие, с закругленным носком.

Подбор лыжных ботинок

Ботинки для катания на лыжах подбираются в соответствии со стилем катания.

Для катания классическим способом, лыжные ботинки должны быть низкие и с мягкой

подошвой.

Для катания коньковым стилем ботинки более высокие и жесткие, с манжетой для

фиксации ноги.

Для любителей универсального способа катания созданы так называемые комби-ботинки,

это ботинки средней жесткости, которые подойдут для катания любым стилем.

Подбор лыжных креплений

Крепления для беговых лыж бывают трёх видов:

1. Передние (Nordic 75) (Рисунок 15).

2. С «желобом» (система SNS) (Рисунок 16).

3. с «рельсами» (система NNN и NIS) (Рисунок 17).

По типу механизма крепления делятся на два вида:

1. Механические (Рисунок 18).

2. Автоматические (Рисунок 19).

Влияние занятий лыжным спортом на организм школьника

Лыжный спорт благотворно влияет на всестороннее развитие школьника, так как на

занятиях он развивает все группы мышц тела (рук, ног, туловища), что имеет огромное

значение для укрепления организма и неоспоримой помощью при сдаче норм ГТО.

Занятие лыжным спортом оказывает всестороннее влияние на организм школьника:

- вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища;

- благотворно воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему;

- развиваются двигательные качества – выносливость, сила, ловкость;

-

воспитываются

морально-волевые

качества:

смелость,

н а с то й ч и в о с т ь ,

дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого

характера

- длительная мышечная работа на чистом воздухе способствует закаливанию организма,

значительно повышая его сопротивляемость к заболеваниям;

- динамическая работа ног при занятиях на лыжах оказывает укрепляющее действие на

правильное формирование стопы, что предупреждает развитие плоскостопия;

- занятия лыжным спортом придают бодрость, повышают работоспособность, создают

хорошее настроение.



В раздел образования