Автор: Безверхняя Луиза Юрьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №26
Населённый пункт: Город Кириши Ленинградская область
Наименование материала: Патриотическое воспитание дошкольников на основе краеведческой работы
Тема: Формирование патриотического отношения, любви к малой родине, ее истории, культуре
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание дошкольников на основе краеведческой работы
Формирование патриотического отношения, любви к малой родине, ее истории ,культуре
начинается уже в дошкольном возрасте. Необходимость получения знаний об истории и
культуре своего народа, края - вот мотив, который должны культивировать в детях
работники дошкольных образовательных учреждений.. Ведь дошкольный возраст-это
период становления личности.
К семи годам уже четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель
его нравственно-патриотического развития.
Важными составляющими педагогического процесса являются формы и средства
воспитания и обучения. Одной из форм обучения дошкольников являются занятие.
Система занятий в дошкольном учреждении в педагогической практике дополняется
рядом других форм организации обучения. К таким формам относятся экскурсии, которые
являются одной из форм знакомства дошкольников с историей и культурой родного края,
его достопримечательностями.
С Киришским Историко-краеведческим музеем наш детский сад сотрудничает
свыше 15 лет,с каждым годом это сотрудничество становится все более плодотворным.
Началось все с обзорных экскурсий,со знакомства с музеем. На сегодняшний день наш
детский сад имеет прекрасную возможность для проведения тематических экскурсий в
течение всего учебного года. Сотрудники музея охотно идут навстречу педагогам,
представляя план экскурсионных мероприятий,где всегда есть возможность выбрать ту
или иную тему,либо предложить свою. Историко-краеведческий музей является
прекрасной основой для формирования и воспитания патриотических чувств у детей.
Любовь к Родине,родному городу,уважение традиций и дань памяти павшим в огненные
военные годы-все это находит понимание в детских сердцах именно в стенах музея.
Почему ? Потому что здесь они могут не только увидеть,но и
дотронуться,почувствовать,задуматься и ,что самое главное,больше узнать об
исторических событиях,которыми так богата наша киришская земля.
По-детски искренне,очень ярко и образно дети делятся с родителями своими
впечатлениями после каждого посещения музея. Беседуя с родителями,пришли к
неутешительному выводу:далеко не каждая семья может похвастаться частым посещением
краеведческого музея. Более того,некоторые родители ни разу там не были. Поэтому на
наше предложение о совместном посещении музея все родители с желанием
откликнулись.Результат превзошел все ожидания. Дети с радостью и гордостью
рассказывающие родителям о музейных экспонатах,родители,с неподдельным интересом
слушающие старшего научного сотрудника музея Татьяну Викторовну Гурьянову-все
вместе это создавало атмосферу тепла и понимания значимости нашего совместного
похода.
Обсудив с педагогами и родителями решили провести в Историко-краеведческом музее
родительское собрание»Держава армией крепка»,приуроченное к Дню защитника
Отечества.Подготовка к этому мероприятию была очень серьезной.В музей пришли не
только папы и мамы,но и бабушки и дедушки, братья и сестры. Зал едва мог вместить всех
гостей. Собрание мы начали с чествования пап и дедушек,и даже прадедушек-защитников
Отечества,в разные годы служивших в рядах Вооруженных сил нашей страны,стран
ближнего зарубежья. Продолжением стала замечательная экскурсия в зал боевой славы.
Стихи и песни военных лет,танец «Синий платочек» мы посвятили всем
защитникам,павшим в боях за нашу Родину. После многих трогательных строк в зале
стояла звенящая тишина,только потом раздались аплодисменты.
Да и как могло быть иначе? Ведь все мы- взрослые, и дети- «побывали» на передовой,
«отдохнули» на коротком привале вместе с солдатами, смотревшими на нас с
обожженных войной фотографий. Мы видели их форму, боевые награды, личные вещи и
как будто слышали их голоса за грохотом орудий. Мы пели о письмах(родители и
педагоги)- и эти письма лежали рядом:пожелтевшие странички,память о верности, любви
и подвиге всех сложивших головы наших солдат.
На наш взгляд,именно в эти минуты дети начинают осознавать,что такое любовь к
Родине. После именно таких встреч у них появляется желание защищать
близких,защищать свой любимый город,свою страну. А для этого надо лишь немного
подрасти.
После собрания родители с желанием откликнулись принять участие в во Всероссийской
акции «Солдатский платок»..Социальная значимость этой акции в том, что в изготовлении
памятного солдатского платка приняла участие не только семья,но и родственники,
которые рассказывали о родном человеке. Эта акция была посвящена памяти людей,
которые были участниками ВОВ 1941-1945г ,защитникам нашего Отечества(без вести
пропавшим),людям ,которым пришлось вести партизанскую борьбу с фашистким
агрессором, детям блокадного Ленинграда.
9 мая 2018 года ,в Великий День Победы,наши воспитанники прошли в колонне
Бессмертного полка с солдатскими платками. Все делалось с глубоким
уважением,пониманием,гордостью ,а это позволяет нам думать,что для патриотического
воспитания наших детей мы выбрали верное направление.