Напоминание

"Где зимуют птицы?"


Автор: Комарова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №24"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе
Тема: "Где зимуют птицы?"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка урока окружающего мира

в 1 классе по теме:

Где зимуют птицы?

Выполнила:

Комарова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №24»

Нижний Новгород

2018 год

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создание условий для расширения знаний обучающихся о

перелетных и зимующих птицах.

Задачи:

1.

Развитие

познавательных

логических

УУД

анализа,

сравнения

и

классификации на основе самостоятельного открытия обучающимися способа

деления птиц на зимующих и перелетных.

2. Создание условий для формирования личностных качеств обучающихся:

мотивации

к

учению,

познавательного

интереса

к

окружающему

миру

на

основе решения проблемных ситуаций.

3. Развитие коммуникативных УУД на основе работы в группах и парах.

Ожидаемые результаты

Предметный результат: обучающиеся усвоят, что одни птицы зимуют в наших

краях, а другие улетают в теплые края, научатся приводить примеры птиц

каждой группы, получат навык бережного отношения к животному миру.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность

к

самооценке

на

основе

критериев

успешности

учебной

деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

-

способность

и

умение

обучающихся

производить

простые

логические

действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

2

-

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный

вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию

собеседника; умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и

сверстниками.

Регулятивные УУД:

- постановка цели, планирование деятельности

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном;

-оценка.

Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А., часть 2,

электронная презентация «Где зимуют птицы?», фишки(синие и красные) на

каждого ученика, смайлики, карточки с заданиями, компьютер, проектор.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы.

Обучающиеся знают, кто такие птицы, могут приводить примеры птиц, знают

существенные признаки птиц, называть птиц с помощью атласа-определителя,

описывать птиц по плану, могут распознавать птиц в природе, знают, как можно

помочь птицам зимой, умеют изготавливать кормушки. Владеют общеучебными

навыками:

организация

рабочего

места,

работа

с

учебником,

имеют

первоначальные навыки работы в тетради.

Этапы урока и хронометраж.

Название этапа урока

хронометраж

1.

Организационный момент.

1 минута

2.

Актуализация знаний.

3 минуты

1) Фронтальный опрос.

1 минута

2) Тест «Найди ошибку». Работа в парах.

2 минуты

3.

Самоопределение к деятельности.

Этап формирования мотивации.

2 минуты

1)

Аналитическая

работа

с

литературным

произведением.

1 минута

2) Постановка темы и цели урока.

1 минута

4.

Повторение.

Самостоятельная

работа.

Игра

2 минуты

3

«Истинно-ложно».

5.

Знакомство с новым материалом.

32 минуты

1) Проблемная ситуация.

2 минуты

2) Самостоятельная работа в тетради.

2 минуты

3) Беседа о птицах, которые встречаются зимой в

нашей местности.

2 минуты

4)

Просмотр

видео

о

зимующих

птицах.

Анализ

видео.

7 минут

5) Беседа «Помощь птицам в зимнее время»

1 минута

6) Беседа о перелетных птицах. Работа с учебником

и в тетради.

5 минут

7)Физкультминутка.

2 минуты

8) Фильм о перелетных птицах.

5 минут

9) Работа с учебником. Самостоятельное чтение.

5 минут

10) Работа с картой.

1 минута

6.

Закрепление. Работа в группах.

3 минуты

7.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

2 минуты

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1.Органи

зационн

ый

момент.

1 мин.

Предлагает

проверить

готовность к уроку.

Ученики

организуют рабочее

место.

Открывают

учебник и тетрадь.

Личностные

УУД:

внутренняя

позиция

школьника;

2.

Актуализ

ация

знаний.

3 мин.

1)

Фронталь

ный

-

О

каких

холодных

районах

мы

узнали

на

предыдущем уроке?

Северный

Ледовитый океан и

Антарктида

Познавательны

е

У У Д :

способность

и

умение

обучающихся

производить

простые

логические

4

опрос.

1 мин.

СЛАЙД

1.

-

Ч е м

п о х о ж и

э т и

районы?

- Что вы запомнили про

северный

полюс

и

про

южный полюс?

Покрыты

снегом

и

льдом.

Географическое

положение,

виды

обитателей.

действия

Коммуникатив

н ы е

У У Д :

умение

строить

фразы,

отвечать

на поставленный

вопрос,

аргументировать

;

у м е н и е

р а б о т а т ь

в

парах,

группе,

учитывая

позицию

собеседника;

2)

Тест

«Найди

ошибку».

СЛАЙД

2.

Самостоя

тельная

работа

в

парах.

2 мин.

На слайде текст:

О д и н

и з

х о л о д н ы х

районов

Земли

это

Северный

Ледовитый

океан. Здесь расположен

Южный

полюс.

Океан

скован мощными льдами

и покрыт снегом. Здесь

холодно, но, несмотря на

э т о ,

ж и в о т н ы е

н е

з а м е р з а ю т .

Б е л ы х

медведей,

пингвинов,

м о р ж е й

и

т ю л е н е й

спасают густая шерсть и

т о л с т ы й

с л о й

Ч и т а ю т

т е к с т ,

находят

ошибки

в

представленной

информации.

Доказывают

свой

выбор.

Регулятивные

УУД: контроль

Познавательны

е

У У Д :

применение

методов

информационног

о поиска;

- способность и

умение

обучающихся

производить

простые

логические

действия

5

п о д к о ж н о г о

ж и р а .

(Ошибки: Южный полюс

-Северный

полюс,

на

с е в е р н о м

п о л ю с е

пингвины не живут.)

(анализ,

сравнение).

3.

Самоопр

еделение

к

деятельн

ости.

Этап

формиро

вания

мотивац

ии.

2 мин.

СЛАЙД

3.

1)

Аналитич

еская

работа

с

литератур

ным

произведе

нием.

Послушайте

стихотворение.

«Потянулись

гуси

на

далекий юг.

Голо са

их

г р у с т н ы е

ловит чуткий слух.

П р о л е т а ю т

м и м о

стороны лесной...

Возвращайтесь,

милые!

Будем ждать весной.»

Помогает

определить

тему

и

главную

мысль

стихотворения.

-

О

ком

говорится

в

стихотворении?

- Что сказано о птицах?

- Когда вернутся назад?

Почему птицы вернутся

весной?

Слушают

стихотворение.

О птицах.

Улетают на юг.

Когда будет тепло и

будет корм

Личностные

У У Д : учебно-

познавательный

и н т е р е с

к

новому

учебному

материалу;

Познавательны

е

УУД: поиск и

выделение

необходимой

информации;

Коммуникатив

н ы е

У У Д :

умение

объяснять

свой

выбор,

строить

фразы,

отвечать

на поставленный

вопрос,

аргументировать

;

6

Фронталь

но.

1 мин.

-

Ка ко е

н а с т р о е н и е

п е р е д а е т с я

в

стихотворении?

-

Сегодня

наш

урок

посвящен

птицам.

Для

кого

из

вас

эта

тема

интересна?

Кто

хочет

у з н а т ь

н о в у ю

информацию про птиц?

Грустное

Поднимают руки.

2)

Постанов

ка темы и

цели

урока.

Фронталь

но.

1 мин.

- Прочитайте в учебнике

на стр. 16 название темы

урока.

-

А

мы

добавим

«Как

зимуют птицы?» На эти

в о п р о с ы

м ы

б уд е м

искать сегодня ответы.

-

Что

будем

учиться

делать?

-

Прочитайте,

какие

учебные

задачи

помог

п о с т а в и т ь

н а м

Муравьишка.

Находят в учебнике

тему урока.

-

Гд е

з и м у ю т

птицы?

Рассуждать.

Читают в учебнике

на

стр.16

задачи

урока.

Регулятивные

УУД:

-

постановка

цели,

планирование

деятельности

Познавательны

е

УУД: поиск и

выделение

необходимой

информации.

7

4.

Повторен

и е

п о

теме.

СЛАЙД

4.

Самостоя

тельная

работа.

Игра

«Истинно

-ложно».

2 мин.

-

В

первом

полугодии

п т и ц а м

у ж е

б ы л о

посвящено

два

урока.

Вспомните,

кто

такие

п т и ц ы ?

О

к а к и х

характерных

признаках

мы говорили.

- Птиц на Земле около 9

т ы с я ч

в и д о в .

Е с т ь

птицы,

двухметровой

высоты,

а

есть

очень

м а л е н ь к и е ,

в е с о м

несколько

граммов,

как

бабочки.

-

П о и г р а е м

в

и г р у

«Истинно-ложно». Если

высказывание

истинно,

то вы поднимаете синюю

к а р т о ч к у ,

а

е с л и

высказывание ложное, то

красную карточку.

Все

птицы

умеют

летать.

Е с т ь

п т и ц ы

которые

питаются

П т и ц ы

э т о

ж и в от н ы е ,

т е л о

которых

покрыто

перьями.

Д е т и

готовят

карточки красную и

синюю.

ложно

истинно

Познавательны

е УУД:

- п о и с к

и

выделение

необходимой

информации;

Познавательны

е УУД:

умение

слушать

информацию,

- способность и

умение

обучающихся

производить

простые

логические

действия

Регулятивные

УУД: контроль и

самоконтроль.

Познавательны

е

У УД : умение

обобщать

Познавательны

8

рыбой.

Среди

птиц

есть

вегетарианцы.

Все птицы улетают

в теплые страны.

Все

птицы

строят

гнезда на деревьях.

Н е

в с е

п т и ц ы

питаются

лягушками

истинно

ложно

ложно

истинно

е

У У Д :

информационно

е

у м е н и е

умение работать

в тетради

5.Знаком

с т в о

с

новым

материал

ом.

32 мин.

1)

Проблемн

ая

ситуация.

2 мин.

2)

Обучение

работе

в

Прочитайте

вопросы

в

у ч е б н и к е

в

к о н ц е

сегодняшнего урока.

- На какой из них вы не

можете ответить?

-

на

эти

вопросы

мы

вместе

будем

искать

ответы.

- На какие группы можно

разделить птиц?

М ы

б уд е м

с е г о д н я

работать с зимующими и

перелетными птицами.

-

В

тетради

напишите

Ученики

чит ают

вопросы на стр.17.

Называют

вопрос,

н а

к о т о р ы й

н е

могут ответить.

Ученики

предлагают

с в о и

варианты.

Познавательны

е

У У Д :

классификация,

информационно

е

у м е н и е

умение работать

в тетради

п о и с к

и

выделение

необходимой

информации;

-применение

методов

информационног

о поиска;

9

тетради.

2 мин.

СЛАЙД

5.

СЛАЙД

6.

СЛАЙД

7.

3)

Фронталь

ная

беседа

о

птицах,

которые

встречаю

тся зимой

в

нашей

местност

и.

2 мин.

название

темы

урока:

«ПТИЦЫ».

-

З а т е м

р а з д е л и т е

страницу

на

две

части

вертикальной линией.

-

Подпишите

эти

две

ч а с т и

л и с т а :

З И М У Ю Щ И Е

и

ПЕРЕЛЕТНЫЕ

Осуществляет

индивидуальную

помощь учащимся.

-

Каких

птиц

называют

зимующими?

У

них

накапливается

слой

подкожного

жира,

который

помогает

им

в

морозы. Многие из них

оседлые

птицы

те,

которые

не

улетают

из

своей местности.

- А есть и гости, которые

прилетают к нам на зиму

с

далекого

холодного

севера.

Это чечётка,

с в и р и с т е л ь ,

к л ё с т,

Работают в тетради

с помощью цветных

к а р а н д а ш е й

и

линейки.

Т е х ,

к о т о р ы е

зимуют

в

нашей

местности

.

Коммуникатив

ные УУД:

-

умение

объяснять

свой

выбор,

строить

фразы,

отвечать

на поставленный

вопрос

Регулятивные

УУД:

с амооценка

и

самоконтроль

Коммуникатив

ные УУД:

-

умение

объяснять

свой

выбор,

строить

фразы,

отвечать

10

СЛАЙД

8.

4)

Просмотр

видео про

зимующи

х птиц. .

Анализ

видео.

7 мин.

снегирь.

Таких

п т и ц

называют кочующие. В

их

краях

зимой

такая

стужа, что наши морозы

и м

к а ж у т с я

н е

сильными.

Им

у

нас

тепло.

- Каких зимующих птиц

знаете?

-Найдите

изображение

этих птиц в учебнике на

стр.16.

-

Запишите

несколько

названий птиц в первый

столбик.

В о п р о с ы

п о с л е

просмотра:

-

Что

запомнили?

Что

нового узнали?

Обобщение учителем:

Снегири

и

свиристели

л а ко м я т с я

я г о д а м и

рябины.

Клесты шишками.

Чечётки

семенами.

Для

них

наши

к р а я

кажутся югом.

Для

глухарей

основной

Воробей,

синица,

дятел и т.д.

Дети

записывают

названия

птиц

в

первый столбик.

Ч е м

п и т а ю т с я

птицы.

Какая пища полезна

для птиц.

на поставленный

вопрос

Познавательны

е УУД:

- п о и с к

и

выделение

необходимой

информации;

-применение

методов

информационног

о поиска;

- способность и

умение

обучающихся

производить

простые

логические

действия

(анализ,

сравнение).

11

пищей

зимой

является

хвоя.

Голубь

питается

зерном

и семенами растений.

Галки

всеядны:

ловят

н а с е ком ы х ,

н а хо д я т

л и ч и н о к ,

ч е р в я к о в ,

заглядывают в мусорные

баки.

В о р о н а

м о ж е т

п е р е л е т ат ь

в

б о л е е

т е п л ы е

р а й о н ы .

Например,

из

Санкт-

П е т е р б у р г а

в о р о н а

улетает

во

Францию.

К

нам

могут

прилетать

вороны,

живущие

на

с е в е р е .

Н о

о н а

н е

п е р е л е т н а я ,

т. к .

н е

улетает в теплые страны

(живет в средней полосе)

Дятел — зимой питается

с еменами

р а с т е н и й ,

я г о д а м и ,

ж е л уд я м и

(раздалбливает

клювом

в с т а в и в

в

т р е щ и н ы

деревьев)

Снегирь прилетает к нам

с

п е р в ы м

с н е г о м .

12

П и т а е т с я

с е м е н а м и

д е р е в ь е в ,

я г о д а м и

рябины, черемухи.

5)

Фронталь

ная

беседа

«Помощь

птицам

в

зимнее

время» .

1 мин.

-

Зимующие

птицы

не

боятся

морозов,

а

еду

ухитряются

добывать

даже в снежные зимы. И

вс е-т аки

тяжело

им

зимой. Особенно трудно

маленьким

птичкам.

Из

д е с я т и

о д н а - д в е

доживают до весны.

-

Как

можно

помочь

птицам?

Сделать

кормушки,

н а с ы п а т ь

т у д а

з е р н о ,

х л е б н ы е

крошки,

несоленое

сало.

Познавательны

е УУД:

- п о и с к

и

выделение

необходимой

информации;

-применение

методов

информационног

о поиска;

- способность и

умение

учащихся

производить

простые

логические

действия

(анализ,

сравнение).

6)

Беседа

о

перелетн

ых

птицах.

- Но кроме зимующих

птиц есть те, которые у

нас не зимуют. Как они

называются?

-

П о ч е м у

и х

т а к

н а з ы в а ют ?

Гд е

о н и

Перелетные

О н и

ул е т а ю т

в

теплые

края

и

там

Познавательны

е УУД:

- п о и с к

и

выделение

необходимой

информации;

-применение

13

Самостоя

тельная

работа

в

тетради.

5 мин.

СЛАЙД

9.

зимуют?

- Каких перелетных птиц

знаете?

- Найдите в учебнике на

стр.16 перелетных птиц.

Назовите их.

Запишите их названия в

т е т р а д ь

в о

в т о р о й

столбик.

Проверьте себя на стр.84.

зимуют

Перечисляют:

ласточка,

соловей,

скворец,

жаворонок,

зяблик,

журавль, утки, гуси,

к у л и к и ,

а и с т ы ,

иволга.

Ученики

записывают

слова:

ласточка,

соловей,

скворец,

жаворонок,

зяблик,

журавль.

методов

информационног

о поиска;

- способность и

умение

обучающихся

производить

простые

логические

действия

(анализ,

сравнение.

Обобщение).

Регулятивные

УУД:

самоконтроль.

7)

Физкульт

минутка.

2 мин.

- О какой птице каждая

загадка? Изобразите эту

п т и ц у,

п о к а з а в

е е

повадки, походку, звуки.

1 )

Ч то

за

в е с е н н я я

черная птица

Любит за плугом ходить

Познавательны

е УУД:

- п о и с к

и

выделение

необходимой

информации;

анализ, синтез.

14

и кормиться?

Что

за

весенняя

черная

птица

Прямо на трактор любит

садиться?

2)

Угадайте,

что

з а

птичка:

темненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост

раздвинут

в

два

хвоста?

3)

Встали

братья

на

ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли , на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

Грач

Ласточка

Журавль

8)

Фильм

о

перелетн

ых

птицах.

5 мин.

Проводит

аналитическую беседу

по вопросам после

просмотра фильма:

-

Почему

сказано,

что

перелет в теплые страны

д л я

п т и ц

я в л я е т с я

н е о б х о д и м ы м

д л я

выживания?

-

Ч т о б ы

п р а в и л ь н о

.

Ученики

высказываются (для

птиц нет корма)

Познавательны

е УУД:

- п о и с к

и

выделение

необходимой

информации;

-применение

методов

информационног

о поиска;

- способность и

15

9)

Работа

с

учебнико

м.

Самостоя

тельное

чтение.

5 мин.

10)

Работа

с

картой.

Фронталь

но.

1 мин.

ответить

на

во п р о с ,

можно

воспользоваться

подсказкой на с.17.

-

Каким

словом

вы

бы

назва ли

п е р е л е т н ы х

птиц,

посмотрев

этот

фильм?

-

Где

же

зимуют

наши

перелетные птицы? Куда

они улетают?

Прочитайте текст с.85 о

перелете птиц.

- Куда улетают ласточки?

-

Куда

отправляются

журавли?

Г р а ч и

у л е т а ю т

в о

Францию.

Некоторые утки и кулики

зимуют

в

С е в е р н о й

Америке, в Австралии и

Южной Америке.

Слайд 10.

Учитель показывает пути

Самостоятельно

читают.

Отважные

странники,

герои,

мореходы,

летчики,

смельчаки.

В

Африку

улетают

все мелкие пташки,

например, стрижи.

В Африку

В Индию, Турцию

умение

обучающихся

производить

простые

логические

действия

(анализ,

сравнение).

Регулятивные

УУД:

-контроль

-оценка.

Коммуникатив

ные УУД:

-

умение

объяснять

свой

выбор,

строить

фразы,

отвечать

на поставленный

вопрос,

аргументировать

;

у м е н и е

работать

фронтально,

умение

организовать

и

осуществить

сотрудничество

16

перелета птиц на карте.

-

Правы

ли

мы,

что

птицы улетают в теплые

края?

-Как

об

этом

узнали

ученые?

Для

этого

используют

спо соб

кол ь ц е ва н и я .

Кольцевание

делают

во

время

отлова

птицы

в

момент гнездования, или

перелета,

или

зимовки,

путем надевания кольца

из алюминия с номером.

Это кольцо может быть с

цветными

вставками,

чтобы можно было легко

отслеживать

птицу

с

помощью

оптиче ских

приборов.

Кольцевание

позволяет

отслеживать

п е р е м е щ е н и е

п т и ц ,

наблюдать

за

жизнью

птиц. Сейчас используют

радиопередатчики.

-

Как

ориентируются

птицы, летящие днем?

Правы

Ученые

надевают

н а

л а п к и

п т и ц

кольца,

а

на

тело

радиопередатчик .

Птицы

ориентируются

на

солнце и

с

учителем

и

сверстниками.

17

- А летящие ночью?

на звезды.

Н

а магнитное

поле

Земли, т.к.

в

к л ю в е

е с т ь

частички железа и

к л ю в

у

н и х

р а б о т а е т

к а к

компас

6.

Закрепле

ние.

Работа

в

группах.

Диффере

нцирова

нное

задание.

3 мин.

Ученикам

предлагается

выполнить

задание на

карточках.

«Найди третий лишний».

Карточка №1 для слабых

учеников.

1) галка грач воробей

2 )

в о р о н а

с о р о к а

кукушка

3) сова голубь соловей

К а р т о ч к а

№ 2

д л я

сильных учеников.

1)

скворец

поползень

журавль

2) ласточка зяблик дятел

3) жаворонок журавль

клест

Ученики

работают

в группах.

Н а

к а р т о ч к а х

отмечают

«третий

лишний». Проверка

проводится

индивидуально

у

каждой группы.

Регулятивные

УУД:

-контроль

-оценка.

Познавательны

е УУД:

-выделение

информации

-применение

методов

информационног

о поиска;

- способность и

умение

обучающихся

производить

простые

логические

действия

(

а н а л и з ,

сравнение,

18

обобщение).

7.

Подведен

ие итогов

урока.

Рефлекси

я. 2 мин.

-

Вернемся

к

учебной

задаче

урока.

Что

мы

узнали и запомнили?

Чему научились?

Учитель

б л а г од а р и т

учеников

за

работу

на

уроке, выделяя наиболее

активных и аккуратных.

Обучающиеся

анализируют

свои

полученные знания.

Оценивают

свою

работу

с

помощью

к а р т о ч е к

с

изображением

смайликов.

Личностные

УУД:

-внутренняя

позиция

школьника;

-ориентация

на

понимание

причин успеха в

учебной

деятельности;

-самоанализ

и

самоконтроль

результата;

-способность

к

самооценке

на

основе

критериев

успешности

учебной

деятельности.

Карточка №1 «Третий лишний»

1) галка грач воробей

2) ворона сорока кукушка

3) сова голубь соловей

Карточка №2 «Третий лишний»

19

1) скворец поползень журавль

2) ласточка зяблик дятел

3) жаворонок журавль клест

Литература:

1. Окружающий мир. Программа 1-4 классы. Методические рекомендации./

Плешаков А.А.-Москва: Просвещение, 2017

2. Окружающий мир, 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Часть 2. / Плешаков А.А.-Москва: Просвещение, 2017

3. От земли до неба. Атлас-определитель. 1-4 класс. /Плешаков А.А.-Москва:

Просвещение, 2017

4. Современная технология проведения урока в начальной школе с учетом

требований ФГОС под редакцией Деменевой Н.Н. Издательство “ Аркти” 2014

5. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего

образования. ( часть 1 ) Просвещение, 2008.

6. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные

действия в начальной школе. От действия к мысли. Просвещение, 2010.

Технические требования:

1. Мультимедийная установка. DLP, 1024*768 Optoma DX 211 5.

2. Компьютер с комплектующими (монитор, клавиатура, мышь, акустическая

система) IS Mechanics Grown DC 19.

3. Экран настенный. Digis Optimal-C (DSOC-1102)4

4. Презентация к уроку.

5. Видеоролики о зимующих и перелетных птицах.

20



В раздел образования