Напоминание

Ознакомление детей с культурой, традициями и обычаями народов Поволжья.


Автор: Разорвина Анжела Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Цент развития ребенка № 223
Населённый пункт: г Ульяновск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Ознакомление детей с культурой, традициями и обычаями народов Поволжья.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интерес

к

прошлому,

закономерно

возникающий

на

определенном

этапе

развития

человеческого

общества,

интерес

к

своим

корням,

к

истории,

культуре,

быту

народа

есть

общемировая

тенденция.

Только

на

основе

прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Для понимания традиций, обычаев народов Поволжья, истории народной

культуры, для проникновения чувством понимания её древности и величия

предлагаю выбрать следующие приоритеты:

1.

Окружающие

предметы,

впервые

пробуждающие

душу

ребенка,

воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны

быть национальными.

2.

Широко

использовать

все

виды

фольклора

(сказки,

песенки,

пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Знакомя детей с поговорками,

загадками, пословицами, сказками – приобщать их к общечеловеческим

нравственным ценностям.

3.

Большое

место

в

приобщении

детей

к

народной

культуре

должны

занимать

народные

праздники

и

традиции.

В

них

фокусируются

накопленные

веками

тончайшие

наблюдения

за

характерными

особенностями

времен

года,

погодными

изменениями,

поведением

птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно

связаны

с

трудом

и

различными

сторонами

общественной

жизни

человека, во всей их целостности и многообразии.

4.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Она,

наполняя

душу

гармонией

и

ритмом,

способна

увлечь

ребят

национальным изобразительным искусством.

Для

того

чтобы

педагогический

коллектив

любого

дошкольного

образовательного

учреждения

имел

возможность

творчески

развивать

предлагаемые варианты приоритетов, помимо описания организационных и

методических

приемов

педагогической

работы,

тематического

плана

и

конспектов, предлагаю следующие материалы:

Для повышения уровня личностной культуры педагогов, занимающихся

обучением

и

развитием

детей

дошкольного

возраста,

рекомендую

использовать

сведения

из

разных

литературных,

исторических,

этнографических и искусствоведческих источников. Для знакомства с

данными материалами ( о праздниках и традициях, об особенностях

жилища,

одежды,

о

декоративно

прикладных

промыслах

и

т.д.)

целесообразно

использовать

сказки,

былины

и

литературные

произведения, предложенные для использования на образовательной

деятельности в детском саду.

Для

приобщения

детей

к

истокам

народной

культуры

Поволжья

рекомендую читать сказки; знакомить с пословицами, поговорками,

песнями и хороводами, с предметами, наиболее часто упоминающиеся

в

сказках:

коромысло,

горшки,

лапти,

сохранившиеся

старинные

бытовые предметы.

Для знакомства с народными обычаями Поволжья и традиционными

обрядовыми

праздниками,

с

народной

игрой,

играми

на

народных

инструментах,

очень

полезно

знакомить

с

календарным

детским

фольклором,

осуществлять

знания

о

встречах

и

прощаниях

времен

года, например: «Весна – весна, поди сюда!»

Для изучения фольклора, народного искусства Поволжья, составлять

конспекты и сценарии обрядовых праздников.

Для удовлетворения потребностей у ребенка к художественному слову

и соблюдения народных традиций в повседневной жизни детей всех

возрастов

_

подобрать

потешки,

пестушки,

прибаутки,

пословицы,

поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой

жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

Изучение календарного фольклора осуществлять через участие ребят в

календарных праздниках.

Народные

обрядовые

праздники

всегда

связаны

с

игрой.

Игры

развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к

сообразительности,

вниманию.

Чтобы

игра

была

интереснее

и

содержательнее,

рекомендую

использовать

разученные

с

детьми

прибаутки, считалки, скороговорки.

Особую

роль

в

системе

работы

с

детьми

рекомендую

отводить

народному искусству.

Большой интерес вызывают яркие матрешки. Нужно рассказывать о красоте

и особенностях этой игрушки. Постепенно подводить к осмыслению понятия

«народная игрушка». Старших дошкольников – знакомить с историей её

возникновения и со сведениями о создавших её мастерах; предлагать ребятам

попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была

бы

матрешка,

тогда

дети

полюбят

дидактические

и

хороводные

игры

с

участием этой игрушки.

В

детском

саду

должно

быть

множество

игрушек

и

других

предметов,

украшенных народной росписью, что позволить оформить художественные

выставки.

Для использования в работе по ознакомлению детей с народным творчеством,

педагоги могут использовать конспекты занятий, сценарии из книги цикла

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией

О.Л. Князевой.

Список литературы:

1.

Князева О. Л., Маханева М. Д. К54 Приобщение детей к истокам

русской народной культуры: Программа. Учебнометодическое пособие.

— 2-е изд., перераб. и доп.— СПб: Детство-Пресс, 2010.—304 с: ил

2.

Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет.

– Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.



В раздел образования