Автор: Разорвина Анжела Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Цент развития ребенка № 223
Населённый пункт: г Ульяновск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Ознакомление детей с культурой, традициями и обычаями народов Поволжья.
Раздел: дошкольное образование
Интерес
к
прошлому,
закономерно
возникающий
на
определенном
этапе
развития
человеческого
общества,
интерес
к
своим
корням,
к
истории,
культуре,
быту
народа
есть
общемировая
тенденция.
Только
на
основе
прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Для понимания традиций, обычаев народов Поволжья, истории народной
культуры, для проникновения чувством понимания её древности и величия
предлагаю выбрать следующие приоритеты:
1.
Окружающие
предметы,
впервые
пробуждающие
душу
ребенка,
воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны
быть национальными.
2.
Широко
использовать
все
виды
фольклора
(сказки,
песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Знакомя детей с поговорками,
загадками, пословицами, сказками – приобщать их к общечеловеческим
нравственным ценностям.
3.
Большое
место
в
приобщении
детей
к
народной
культуре
должны
занимать
народные
праздники
и
традиции.
В
них
фокусируются
накопленные
веками
тончайшие
наблюдения
за
характерными
особенностями
времен
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно
связаны
с
трудом
и
различными
сторонами
общественной
жизни
человека, во всей их целостности и многообразии.
4.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.
Она,
наполняя
душу
гармонией
и
ритмом,
способна
увлечь
ребят
национальным изобразительным искусством.
Для
того
чтобы
педагогический
коллектив
любого
дошкольного
образовательного
учреждения
имел
возможность
творчески
развивать
предлагаемые варианты приоритетов, помимо описания организационных и
методических
приемов
педагогической
работы,
тематического
плана
и
конспектов, предлагаю следующие материалы:
Для повышения уровня личностной культуры педагогов, занимающихся
обучением
и
развитием
детей
дошкольного
возраста,
рекомендую
использовать
сведения
из
разных
литературных,
исторических,
этнографических и искусствоведческих источников. Для знакомства с
данными материалами ( о праздниках и традициях, об особенностях
жилища,
одежды,
о
декоративно
–
прикладных
промыслах
и
т.д.)
целесообразно
использовать
сказки,
былины
и
литературные
произведения, предложенные для использования на образовательной
деятельности в детском саду.
Для
приобщения
детей
к
истокам
народной
культуры
Поволжья
рекомендую читать сказки; знакомить с пословицами, поговорками,
песнями и хороводами, с предметами, наиболее часто упоминающиеся
в
сказках:
коромысло,
горшки,
лапти,
сохранившиеся
старинные
бытовые предметы.
Для знакомства с народными обычаями Поволжья и традиционными
обрядовыми
праздниками,
с
народной
игрой,
играми
на
народных
инструментах,
очень
полезно
знакомить
с
календарным
детским
фольклором,
осуществлять
знания
о
встречах
и
прощаниях
времен
года, например: «Весна – весна, поди сюда!»
Для изучения фольклора, народного искусства Поволжья, составлять
конспекты и сценарии обрядовых праздников.
Для удовлетворения потребностей у ребенка к художественному слову
и соблюдения народных традиций в повседневной жизни детей всех
возрастов
_
подобрать
потешки,
пестушки,
прибаутки,
пословицы,
поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой
жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Изучение календарного фольклора осуществлять через участие ребят в
календарных праздниках.
Народные
обрядовые
праздники
всегда
связаны
с
игрой.
Игры
развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к
сообразительности,
вниманию.
Чтобы
игра
была
интереснее
и
содержательнее,
рекомендую
использовать
разученные
с
детьми
прибаутки, считалки, скороговорки.
Особую
роль
в
системе
работы
с
детьми
рекомендую
отводить
народному искусству.
Большой интерес вызывают яркие матрешки. Нужно рассказывать о красоте
и особенностях этой игрушки. Постепенно подводить к осмыслению понятия
«народная игрушка». Старших дошкольников – знакомить с историей её
возникновения и со сведениями о создавших её мастерах; предлагать ребятам
попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была
бы
матрешка,
тогда
дети
полюбят
дидактические
и
хороводные
игры
с
участием этой игрушки.
В
детском
саду
должно
быть
множество
игрушек
и
других
предметов,
украшенных народной росписью, что позволить оформить художественные
выставки.
Для использования в работе по ознакомлению детей с народным творчеством,
педагоги могут использовать конспекты занятий, сценарии из книги цикла
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией
О.Л. Князевой.
Список литературы:
1.
Князева О. Л., Маханева М. Д. К54 Приобщение детей к истокам
русской народной культуры: Программа. Учебнометодическое пособие.
— 2-е изд., перераб. и доп.— СПб: Детство-Пресс, 2010.—304 с: ил
2.
Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет.
– Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.