Автор: Разорвина Анжела Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Цент развития ребенка № 223
Населённый пункт: г Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Поволжья.
Раздел: дошкольное образование
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по
наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем
раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость
они приобретут».
Э.К.Суслова
Россия
всегда
являлась
многонациональным
государством,
а
регион
Поволжья,
где
на
протяжении
веков
сосуществовали
народы
разных
языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска
путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства
ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери»
культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре
народа.
Взрослея,
он
сам
становится
представителем
своего
народа,
хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывая в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из
важных задач работы педагога. В нашей стране, да и в нашем городе живет
много представителей народов Поволжья. Это – русские, татары, чуваши,
мордва и т.д.
И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие
должны иметь представление о культуре, быте и жизни другого народа,
доступное их возрасту. На образовательных мероприятиях мы рассказываем
детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в
различные игры, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду
проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются
народные игры народов Поволжья.
Сейчас
к
нам
постепенно
возвращается
национальная
память,
и
мы
по
новому
начинаем
относиться
к
старинным
праздникам,
традициям,
фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных
достижений.
Использование
в
работе
с
дошкольниками
и
освоение
ими
культурного
наследия
народов
Поволжья
формирует
интерес
к
нему,
оживляет
педагогический
процесс,
оказывает
особое
влияние
на
эмоциональную и нравственную стороны личности.
Наша основная цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к
родной
земле,
заложить
важнейшие
черты
национального
характера:
порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
В моей группе создана такая предметно – пространственная среда, которая
пробуждает в душе ребенка лучшие чувства, помогает детям с самого раннего
возраста
понять,
что
они
–
часть
великого
народа.
Дети
знакомятся
с
предметами декоративно – прикладного искусства, бытом людей в старину.
Работа
по
приобщению
к
культуре
народов
Поволжья
проходит
во
всех
режимных моментах и образовательной деятельности.
Приобщая детей к истокам народной культуры, знакомим детей с народными
праздниками и обычаями.
Проводим
посиделки,
досуги,
на
которых
дети
поют
песни,
частушки,
загадывают загадки, водят хороводы, играют в народные игры и т.д.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. В народной сказке заключено
богатое
содержание
в
отношении
насыщенности
художественной
речи,
языковыми
средствами
выразительности
(сравнениями,
эпитетами,
синонимами, антонимами).
Особенно
интересно
проходит
чтение
сказок
в
музее,
где
четко
можно
увидеть
обстановку
избы,
и
ребенок
чувствует
себя
очень
комфортно
и
уютно, как в «сказке». Дети с удовольствием самостоятельно разыгрывают
сказки и шуточные сценки.
Большая работа по приобщению детей к истокам народной культуры ведется
и в рамках дополнительного образования. Дети посещают кружки «Народные
игры».
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к народной культуре
является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в
основе
которых
лежит
теория
развития
ребенка,
как
личности,
его
социализация.
Каждому
человеку
и
каждому
народу,
чтобы
жить
осмысленно
и
с
достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя,
понимать свое место в мире природы, других людей и других народов.
Список литературы:
1.
Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. – М.:
ТЦ Сфера, 2011.-112 с.
2.
Князева О. Л., Маханева М. Д. К54 Приобщение детей к истокам
русской
народной
культуры:
Программа.
Учебно
-
методическое
пособие.— 2-е изд., перераб. и доп.— СПб: Детство-Пресс, 2010.—304
с: ил
3.
Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет.
– Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.