Напоминание

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Поволжья.


Автор: Разорвина Анжела Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Цент развития ребенка № 223
Населённый пункт: г Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Поволжья.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по

наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем

раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость

они приобретут».

Э.К.Суслова

Россия

всегда

являлась

многонациональным

государством,

а

регион

Поволжья,

где

на

протяжении

веков

сосуществовали

народы

разных

языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска

путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства

ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери»

культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре

народа.

Взрослея,

он

сам

становится

представителем

своего

народа,

хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывая в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из

важных задач работы педагога. В нашей стране, да и в нашем городе живет

много представителей народов Поволжья. Это – русские, татары, чуваши,

мордва и т.д.

И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие

должны иметь представление о культуре, быте и жизни другого народа,

доступное их возрасту. На образовательных мероприятиях мы рассказываем

детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в

различные игры, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду

проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются

народные игры народов Поволжья.

Сейчас

к

нам

постепенно

возвращается

национальная

память,

и

мы

по

новому

начинаем

относиться

к

старинным

праздникам,

традициям,

фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных

достижений.

Использование

в

работе

с

дошкольниками

и

освоение

ими

культурного

наследия

народов

Поволжья

формирует

интерес

к

нему,

оживляет

педагогический

процесс,

оказывает

особое

влияние

на

эмоциональную и нравственную стороны личности.

Наша основная цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к

родной

земле,

заложить

важнейшие

черты

национального

характера:

порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

В моей группе создана такая предметно – пространственная среда, которая

пробуждает в душе ребенка лучшие чувства, помогает детям с самого раннего

возраста

понять,

что

они

часть

великого

народа.

Дети

знакомятся

с

предметами декоративно – прикладного искусства, бытом людей в старину.

Работа

по

приобщению

к

культуре

народов

Поволжья

проходит

во

всех

режимных моментах и образовательной деятельности.

Приобщая детей к истокам народной культуры, знакомим детей с народными

праздниками и обычаями.

Проводим

посиделки,

досуги,

на

которых

дети

поют

песни,

частушки,

загадывают загадки, водят хороводы, играют в народные игры и т.д.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. В народной сказке заключено

богатое

содержание

в

отношении

насыщенности

художественной

речи,

языковыми

средствами

выразительности

(сравнениями,

эпитетами,

синонимами, антонимами).

Особенно

интересно

проходит

чтение

сказок

в

музее,

где

четко

можно

увидеть

обстановку

избы,

и

ребенок

чувствует

себя

очень

комфортно

и

уютно, как в «сказке». Дети с удовольствием самостоятельно разыгрывают

сказки и шуточные сценки.

Большая работа по приобщению детей к истокам народной культуры ведется

и в рамках дополнительного образования. Дети посещают кружки «Народные

игры».

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к народной культуре

является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в

основе

которых

лежит

теория

развития

ребенка,

как

личности,

его

социализация.

Каждому

человеку

и

каждому

народу,

чтобы

жить

осмысленно

и

с

достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя,

понимать свое место в мире природы, других людей и других народов.

Список литературы:

1.

Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. – М.:

ТЦ Сфера, 2011.-112 с.

2.

Князева О. Л., Маханева М. Д. К54 Приобщение детей к истокам

русской

народной

культуры:

Программа.

Учебно

-

методическое

пособие.— 2-е изд., перераб. и доп.— СПб: Детство-Пресс, 2010.—304

с: ил

3.

Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет.

– Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.



В раздел образования