Напоминание

"Развитие любознательности и активности детей дошкольного возраста через игровую– познавательную деятельность с песком"


Автор: Орлова Лариса Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Воробушек" № 438
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие любознательности и активности детей дошкольного возраста через игровую– познавательную деятельность с песком"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 438 “Воробушек” общеобразовательного типа

город Нижний Новгород

Статья: “Развитие любознательности и активности у детей

дошкольного возраста через игровую – познавательную

деятельность с песком”.

Составила:

Воспитатель – Орлова Лариса Валериевна

(

первая квалификационная категория)

2019 год

“Самая лучшая игрушка для

детей – кучка песка!”

( К. Д. Ушинский )

Введение в действие ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17.10.2013 г.) предполагает

становление в ДОУ новой образовательной системы, ориентированной на

воспитание и развитие у детей социально- личностных качеств и привитие

ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования.

Содержание образовательной области “Познавательное развитие”

направлено на развитие у детей познавательных интересов,

интеллектуальных способностей через решение задач: развитие

познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности;

формирование целостной картины мира; расширение кругозора.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

особенно актуально на современном этапе, т.к. именно познавательная

активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и

формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через

исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и

новые предметы, стремятся не только узнать их названия, но и черты

сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых

явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с

природой к ее пониманию. Когда ребенок сам действует с объектами, он

лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет следует отдавать

практическим методам: экспериментам, проектам, опытам.

Ребенок проявляет свои способности в ходе реальной деятельности. Если он

что- то знает, но может использовать новое знание только в рамках той

ситуации, в какой этот новый опыт был получен, или только в ответ на

вопрос, а в реальной жизни не использует данный опыт, значит, это знание,

опыт не обобщены, не стали достоянием деятельности ребенка. Обучение

детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в

контексте с практической и игровой деятельностью.

Игра- самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать

мир, выстроить отношения.

К.Д. Ушинский писал: ”Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка!”

Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке

строится дорога, появляется домик, из веточки “вырастает” дерево, игрушки

начинают “ходить” в гости.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так

кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир

ребенка от Мира взрослого. С помощью песочных игр дети воссоздают это

шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к

бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся

выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим

людям.

Песочная игротерапия- прекрасная возможность выразить свое отношение

к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на

мельчайшие песчинки образ пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно

поэтому она может быть использована в совместных прогулках с детьми. В

процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые

глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и

пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает

психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от

застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Игры с

песком- это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и

несколько маленьких фигурок животных, людей или каких то предметов

способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции,

которые порой так трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с

песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют

умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения.

А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания

и памяти. При этом создаются благоприятные условия для проявления у

детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим

делом. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что

выражается в физических формах, создаваемых руками. Преобразуя

ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения

трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Но основным

положительным моментом, несомненно, является возможность получать

ребенком первый опыт рефлексии (самоанализа). Накопленный опыт

самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную

повседневную жизнь.

Таким образом, использование песочницы, игры с песком и элементарные

опыты дают комплексный образовательно- терапевтический эффект,

развивают любознательность и активность у детей дошкольного возраста.



В раздел образования