Автор: Орлова Лариса Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Воробушек" № 438
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие любознательности и активности детей дошкольного возраста через игровую– познавательную деятельность с песком"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 438 “Воробушек” общеобразовательного типа
город Нижний Новгород
Статья: “Развитие любознательности и активности у детей
дошкольного возраста через игровую – познавательную
деятельность с песком”.
Составила:
Воспитатель – Орлова Лариса Валериевна
(
первая квалификационная категория)
2019 год
“Самая лучшая игрушка для
детей – кучка песка!”
( К. Д. Ушинский )
Введение в действие ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17.10.2013 г.) предполагает
становление в ДОУ новой образовательной системы, ориентированной на
воспитание и развитие у детей социально- личностных качеств и привитие
ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования.
Содержание образовательной области “Познавательное развитие”
направлено на развитие у детей познавательных интересов,
интеллектуальных способностей через решение задач: развитие
познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности;
формирование целостной картины мира; расширение кругозора.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
особенно актуально на современном этапе, т.к. именно познавательная
активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и
формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через
исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и
новые предметы, стремятся не только узнать их названия, но и черты
сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых
явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с
природой к ее пониманию. Когда ребенок сам действует с объектами, он
лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет следует отдавать
практическим методам: экспериментам, проектам, опытам.
Ребенок проявляет свои способности в ходе реальной деятельности. Если он
что- то знает, но может использовать новое знание только в рамках той
ситуации, в какой этот новый опыт был получен, или только в ответ на
вопрос, а в реальной жизни не использует данный опыт, значит, это знание,
опыт не обобщены, не стали достоянием деятельности ребенка. Обучение
детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в
контексте с практической и игровой деятельностью.
Игра- самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать
мир, выстроить отношения.
К.Д. Ушинский писал: ”Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка!”
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке
строится дорога, появляется домик, из веточки “вырастает” дерево, игрушки
начинают “ходить” в гости.
Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так
кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир
ребенка от Мира взрослого. С помощью песочных игр дети воссоздают это
шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к
бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся
выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим
людям.
Песочная игротерапия- прекрасная возможность выразить свое отношение
к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на
мельчайшие песчинки образ пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно
поэтому она может быть использована в совместных прогулках с детьми. В
процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые
глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и
пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает
психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от
застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Игры с
песком- это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и
несколько маленьких фигурок животных, людей или каких то предметов
способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции,
которые порой так трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с
песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют
умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения.
А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания
и памяти. При этом создаются благоприятные условия для проявления у
детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим
делом. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что
выражается в физических формах, создаваемых руками. Преобразуя
ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения
трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Но основным
положительным моментом, несомненно, является возможность получать
ребенком первый опыт рефлексии (самоанализа). Накопленный опыт
самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную
повседневную жизнь.
Таким образом, использование песочницы, игры с песком и элементарные
опыты дают комплексный образовательно- терапевтический эффект,
развивают любознательность и активность у детей дошкольного возраста.