Автор: Усанова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУДО "Юрюзанская ДШИ"
Населённый пункт: г. Юрюзань, Челябинская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (Баян, аккордеон) (Подготовительный класс)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Юрюзанская детская школа искусств
Катав – Ивановского муниципального района»
Челябинской области
Основы музыкального исполнительства
(Баян, аккордеон)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
(
Подготовительный класс
)
г. Юрюзань
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в
области музыкального искусства
Основы музыкального исполнительства (Баян, аккордеон)
(
Подготовительный класс
)
Разработчик: Усанова Наталья Николаевна, преподаватель высшей
квалификационной категории по классу баяна, аккордеона ДШИ, г. Юрюзань
Утверждено на заседании педагогического совета от 29.08.2018 г.
Рецензенты: Гуцул Е.А.- преподаватель высшей педагогической категории
по классу баяна, ДШИ г. Катав- Ивановск.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебный план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценок.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список репертуарных сборников;
- Список методической литературы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в
значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром
музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются
Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т.к. они являются
наиболее массовым звеном в системе музыкального образования.
На основании программ, разработанных Министерством Культуры СССР
(1967 г., 1988 г. и др.), прием детей в музыкальную школу в классе баяна и
аккордеона производился в возрасте 9-10 лет с учетом специфики
инструмента и физических данных ребенка.
В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с
проблемой обучения детей 6,5-7 летнего возраста. В раннем возрасте
наиболее полно раскрываются и реализуются врожденные способности и
задатки. Раннее начало обучения имеет ряд значительных преимуществ —
это касается прежде всего формирования игрового аппарата. Так как костно
— мышечная система пятилетнего ребенка гораздо податливее, чем у
семилетнего, легко формируются и закрепляются навыки координации
движений, а практическая деятельность (игра на баяне, аккордеоне) с раннего
возраста определяет стойкую мотивацию к обучению. Это так же связано с
желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах,
как баян и аккордеон.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей в
подготовительном классе и разработана на основе «Рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-
ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах
искусств.
2. Срок реализации учебного предмета
Данная программа предназначена для детей 6,5-7 лет и рассчитана на один
учебный год. При реализации программы «Основы музыкального
исполнительства» (Баян, аккордеон) подготовительный класс,
продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию программы «Основы
музыкального исполнительства» (Баян, аккордеон) подготовительный класс:
Таблица 1
Срок обучения
1-й год обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
70
Количество часов на аудиторные занятия
35
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную
работу)
35
4.Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю
построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов. Продолжительность
занятий 1 раз в неделю по 40 минут.
5. Цель учебного предмета
- воспитание у учащихся интереса к музыке;
- накопление музыкальных впечатлений;
- развитие музыкальных способностей;
- освоение элементарных понятий в увлекательной и доступной для детей
игровой форме;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие творческой активности;
- воспитание работоспособности и умения концентрировать внимание;
- развитие первичных навыков необходимых для самостоятельной работы
дома.
Формирование слуховой восприимчивости, моторики, памяти, музыкальных
представлений, мышления, развития специфических движений и действий,
связанных с игрой на баяне-аккордеоне осуществляется в игровой форме.
6. Задачи учебного предмета
1. Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память)
2. Формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка,
постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и
меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины).
3. Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты,
длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.)
4. Приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности
(самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с
педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа,
ритмические упражнения и т.д.)
5. Сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям
(учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее
восприятию).
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов,
прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне,
симфонической музыки и другие);
- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте;
умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео
записями концертов и конкурсов.
Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами,
стульями различный высоты, подставками для ног, аудио и видео техникой,
компьютером и интернетом.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
программы «Основы музыкального исполнительства» (Баян, аккордеон)
подготовительный класс:
Таблица 2
Вид учебной работы,
нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Классы
1 класс
Полугодия
I
II
Количество недель
16
19
Аудиторные занятия
16
19
35
Самостоятельная работа
16
19
35
Максимальная учебная
нагрузка
32
38
70
2. Годовые требования
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
знать:
- исторические сведения об инструменте;
- строение инструмента;
- нотную запись и диапазон; обозначения, встречающиеся в произведениях
начального периода;
уметь:
- ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах изучаемого инструмента;
- различать характер музыки;
- в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно
простые песенки и пьески;
владеть:
- посадкой и постановкой игрового аппарата;
- приемами исполнения штрихов: non legato,legato,staccato;
- элементарными навыками ведения меха.
Примерные программы промежуточной аттестации
I полугодие (контрольный урок)
I вариант
1. Р. н. п. « Припевка»
2. Н. Метлов. Паук и муха
2 вариант
1. А.Филиппенко. Беспокойные сапожки
2. Украинская народная песня « Ой, лопнув обруч»
II полугодие (переводной экзамен)
1 вариант
1. Гладков Г. Песенка черепахи
2. Русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде»
2 вариант
1.Украинская нар. песня «Ой джигуне, джигуне»
2. В. Калинников «Тень-тень»
Таблица 3
Учебный план
Наименование
Количеств
Количество
Формы контроля
учебного
предмета
о
аудиторны
х часов в
неделю
внеаудиторны
х часов в
неделю
1-е полугодие
2-е
полугодие
Основы
инструментально
го
исполнительства
(Баян, аккордеон)
1
1
Промежуточн
ая аттестация
(контрольный
урок, зачет,
творческий
проект)
Итоговая
аттестация
(переводно
й экзамен)
Примерный репертуарный список произведений
Упражнения и этюды
Упражнение для левой руки (бас - мажорный аккорд, бас - 2 мажорных
аккорда, бас - 3 мажорных аккорда от звуков фа, до, соль, ре, ля, ми, си).
Арман Ж. Этюд До мажор
Беренс Г. Этюд До мажор
Клин В. Этюд До мажор
Корецкий Н. Этюд До мажор
Лушников В. Этюд
Черни К. Этюд До мажор
Шитте Л. Этюд Фа мажор
Обработки народных песен и танцев
Белорусская народная песня «Колыбельная»
Бел. н. п. «Перепелочка»
Бел. н. п. «Савка и Гришка»
Детская песенка «Серенький козлик»
Латышская народная песня «Лошадка»
Лат. н. п. « Петушок»
Припевка Русский народный наигрыш
Польская песня «Весёлый сапожник»
Р. н. п. «Василек»
Р. н. п. «Вдоль да по речке»
Р. н. п. «В темном лесе»
Р.н.п. «Как на тоненький ледок»
Р.н.п. «Как под горкой»
Р. н. п. «Как пошли наши подружки»
Р. н. п. «На горе - то калина»
Р. н. п. «Не летай, соловей»
Р. н. п. «Ой, есть лесу калина»
Р. н. п. «Перевоз Дуня держала»
Р. н. п. «Полянка»
Р. н. п. «Солнышко»
Р.н.п. «Степь да степь кругом»
Р.н.п. «Ты пойди моя коровушка домой»
Р.н.п. «Уж как по мосту, мосточку»
Р. н. п. «Улица широкая»
Р.н.п. «Шуточная»
Р.н.п. «Я на горку шла»
Украинский танец «Гопак»
Украинская нар. песня «За городом качки плывут»
Украинская нар. песня «Ой джигуне, джигуне»
У.н.п. «Ой, лопнув обруч»
Укр. н. п. «Сияв мужик просо»
Укр. н. п. «Солнце низенько»
Чешск. н. п. «Аннушка»
Чешск. н. п. «Мне моя матушка говорила»
Чешская народная песня «По ягоды»
Пьесы современных композиторов
Гладков Г. «Я на солнышке лежу»
Кабалевский Б. «Маленькая полька»
Калинников В. «Тень-тень»
Качурбина М. «Мишка с куклой танцуют полечку»
Книппер Л. «Полюшко-поле»
Метлов Н. Паук и муха
Паулс Р. Колыбельная
Филиппенко А. Беспокойные сапожки
Филиппенко А. Праздничная
Хренников Т. «Колыбельная»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы являются следующие знания, умения и
навыки:
умение правильно сидеть за инструментом и самостоятельно
контролировать свою посадку;
освоение штрихов нон легато, легато, стаккато в пределах позиции
руки от разных звуков и с перемещением по октавам;
умение подбирать по слуху и пение от разных звуков песенных
попевок;
знание нотной грамоты;
умение читать с листа простейшие упражнения;
владение основами ансамблевого музицирования;
уметь определять лад, характер, жанр, тональность песенок, попевок,
пьес.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Важным элементом учебного процесса в музыкальной школе является
систематический контроль успеваемости учащихся.
Основными видами контроля успеваемости учащегося являются:
текущий контроль успеваемости учащегося,
промежуточная аттестация учащихся,
итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости являются:
систематичность,
учет индивидуальных особенностей обучаемого,
коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой
аттестации учащихся),
Текущий контроль осуществляется регулярно, начиная со второго урока.
Преподаватель оценивает работу ученика в классе и его домашнюю
подготовку по пяти бальной системе. Так как в подготовительном классе
ребенок еще маленький, то и оценивать нужно его положительные стороны,
чтобы не отбить желание ребенка посещать музыкальную школу и привить
устойчивый интерес к занятиям.
Промежуточный контроль учащихся в классе специального инструмента
баяна и аккордеона учитывается на контрольных уроках.
Итоговый контроль осуществляется на переводном экзамене в конце
учебного года, где учащийся показывает уровень освоения образовательной
программы, по итогам которого учащиеся поступают в первый класс. На
переводном экзамене в конце учебного года учащийся должен исполнить два
разнохарактерных произведения.
Здоровье сберегающий аспект
Педагогу следует помнить, что в возрасте 6-7 лет у детей происходит
активный процесс замены хрящевой ткани костной. Поэтому все
постановочные положения, связанные с позой ребенка, должны быть
оформлены идеально, так как искривление позвоночника и сутулость, а
отсюда неуклюжесть и зажатость движений, приобретенные в это время
остаются на всю жизнь. Чтобы избежать этих серьезных последствий,
необходимо уделять самое пристальное внимание вопросам воспитания
свободы игровых движений и особенно посадки.
Для занятий с детьми младшего школьного возраста могут быть
рекомендованы лишь специальные учебные модели выборных и выборно-
готовых баянов, а также аккордеонов.
Наиболее подходящими моделями являются: выборно-готовый баян
«Прима», баян «Выбор», аккордеон «Юность», аккордеон «Лель».
Приступая к практическим занятиям на инструменте, важно обратить
внимание на строение плечевого пояса ученика. Как правило, плечи у
младших школьников имеют округлые, сглаженные формы, кости их не
окрепли, а мускулатура еще не достаточно сильна. Не смотря на все усилия
детей, надплечные ремни постоянно соскальзывают, нарушая тем самым
необходимый контакт с инструментом во время исполнения.
Таким ученикам просто необходимо пользоваться дополнительным
горизонтальным ремешком, который удерживает надплечные ремни и
одновременно является дополнительной опорой. Это способствует выработке
правильной осанки и оберегает ученика от сутулости.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Игровая деятельность, сопровождающая первое знакомство ребёнка с
музыкальным инструментом, является естественным продолжением игр,
посредством которых он первые годы жизни постигает мир. Работать с
детьми в этот период означает для преподавателя - играть с ними, проявляя
при этом тот же энтузиазм и ту же радость, что и сами дети. Игры с
использованием инструмента преследуют определённую педагогическую
цель, известную только преподавателю: он шаг за шагом следит за
формированием качеств ребёнка - слуховой восриимчивости, моторики,
памяти, музыкальных представлений, мышления, эмоционального настроя,
не говоря уже о развитии специфических навыков необходимых для игры на
баяне-аккордеоне.
Для осуществления этих целей преподаватель должен владеть богатым
запасом методических средств (которые постоянно должны пополнять и
совершенствовать):
- ритмическое эхо и диалоги;
- детские стихи с речетацией на одном звуке;
- песни в объёме трёх и более звуков;
- стихи, песни, небольшие баянно-аккордеонные пьески для работы над
выразительностью и над техническими проблемами;
- детские игры, загадки, сказки;
- двигательные и расслабляющие упражнения для «минутки отдыха».
С методической точки зрения распределение этих элементов может решаться
разнообразными способами, но всегда с обязательным учётом
индивидуальных способностей каждого ребёнка. Чем больше преподаватель
умеет вслушиваться в ребёнка, чем больше фантазии и творчества
вкладывает он в свою работу, тем естественнее его контакт с ребёнком, тем
эффективнее воспитательное воздействие.
Важно помнить, что особенности памяти и внимания у детей этого возраста
обязательно требуют возвращения к пройденному материалу. Нужно время от
времени возвращаться к уже знакомым играм, по возможности изменяя их и
усложняя, находя новые повороты, приёмы. Какие находки наиболее удачны,
подсказывают сами дети. Они просят повторить их снова и снова.
Необходимо еще раз подчеркнуть – цель преподавателя на этой стадии
обучения состоит не в том, чтобы пройти как можно больше материала, а в
том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать ребёнка в музыке.
Целесообразно включать в работу с учащимися ансамблевое музицирование.
Ансамбли « учитель-ученик» систематически включаются во все разделы и
специально не выделяются, так как являются неотъемлемым элементом
педагогического процесса с первого урока. Большинство пьес дети играют
вместе с учителем, что создаёт при минимальных трудностях впечатление
законченного музыкального образа. Наряду с игрой в ансамбле с
преподавателем, нужно вовлекать детей в более сложный вид музицирования
- ансамбль из двух детей. Необходимо отметить, что в ансамблевой игре
значительно эффективнее развивается навык чтения с листа. Ансамблевая
игра позволяет принимать участие в публичных выступлениях на самых
ранних этапах обучения, что способствует развитию у детей артистизма.
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного
периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной
грамотой).
Убедившись в том, что малыш:
•
слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
•
хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы;
•
название клавиш;
•
имеет представление о том, что мелодия складывается из различных
длительностей и имеет определенный метроритм;
•
владеет навыками звукоизвлечения
Можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам. Обучение
нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт
показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись
учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении
дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком
в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения
длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях
являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается
теоретический материал, много творческих заданий, загадок.
На уроке по специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на
инструменте. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических
особенностей детей младшего школьного возраста.
•
Мелодии должны быть короткие (народные попевки, песенки и пьесы).
Объем пьес не должен выходить за рамки 8 тактов.
•
Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только
создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять
ритмическую сторону песенки)
Музыкальное воспитание строить на русской национальной основе, на
классических образах, на примерах фольклорного творчества других народов.
Предпочтение следует отдавать игре нон легато.
Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой
новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик
должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и
удобного расположения пальцев на клавиатуре. Приступить к первому
практическому уроку только после выполнения требований к посадке
ученика, установке инструмента, постановки рук:
- подготовить ремни
- подобрать стул нужной высоты
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонов О.,Лондонов П., Соловьев Ю. Самоучитель игры на баяне. М.,
1971, 1987
2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981
3. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная Школа игры на баяне. Ч. 1. М., 1975
4.Альбом для детей. Произведения для баяна. В. 2. М., 1987.
5.Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. М.,1986
6.Баян. Подготовительная группа. Учебный репертуар для ДМШ. Киев.,1984,
1988
7. Баян. Учебный репертуар для 1 класса ДМШ. Киев. 1976, 1981, 1983
8. Баян. Учебный репертуар для 2 класса ДМШ. Киев. 1970, 1981
9. Говорушко П., Начальная школа игры на баяне. 1988
10.Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1988.
11. Классические произведения в переложении для баяна. В. 2. Киев. 1974.
12. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М., 1985.
13. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., 1986.
14. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М., 1970.
15. Мой друг баян. В.11. Сост. А. Бурмистров, изд. Советский композитор.
1984
16. Мой друг баян. В. 16. Сост. Е. Двилянский. Советский композитор. 1989.
17. Накапкин В., Школа игры на готово-выборном баяне. М.,1985
18. Народные песни и танцы для аккордеона. Вып. 2. М.,1966.
19. Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М., 1970.
20.Онегин А.,Школа игры на баяне. М., 1964,1986
21. Панайотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне. Изд.3-е. М., 1984.
22. Педагогический репертуар аккордеониста. 1-5 классы ДМШ. Вып. 6. Сост.
М. Двилянский. М., 1969.
23. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. В. 4. Сост. Ф.
Бушуев, А. Чиняков. М.,1974.
24. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. В. 6. Сост. В.
Грачев, А. Крылусов. М., 1975.
25.Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. М.,1988.
26. Педагогический репертуар. Произведения русских и зарубежных
композиторов. Для ДМШ. Переложение для баяна. В. 4. Л.,1989.
27. Педагогический репертуар. ДМШ 1-2 классы. Хрестоматия
аккордеониста. Сост. В.Гусев. Изд. 2-е. М.,1988
28. Первые шаги аккордеониста. Вып. 30. М., 1968.
29. Популярные произведения русских композиторов. Переложение для
баяна. Л.,1982.
30. Репертуар художественной самодеятельности. Музыкальная акварель.
Пьесы для баяна. Вып. 6. Сост. А. Судариков. Советский композитор. 1988
31. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. Методическое
пособие. Ч. 2. М.,1982.
32. Хрестоматия аккордеониста. 1-2 класс ДМШ. Вып. 1. Сост.В. Бушуев,
С.Павин. М., 1974.
33.Хрестоматия аккродеониста.1-2 классы ДМШ. Вып. 1. М., 1984.
34.Хрестоматия баяниста для ДМШ 1-2 классы. Вып. 1. М.,1971.
35.Хрестоматия баяниста. ДМШ 1-2 классы. Сост. А. Крылусов. М., 1985.
36.Хрестоматия баяниста для ДМШ. 1-2 классы. Вып.1. Сост. Ю. Акимов и В.
Грачев. М.,1971
37. Хрестоматия баяниста. 1-5 классы ДМШ. Сост. А. Басурманов. М., 1966.
38. Хрестоматия начинающего баяниста. В. 3. Сост. В. Бухвостов. В.
Скворцов, Для 1-5 классов ДМШ.
39.Этюды для баяна на разные виды техники.2 класс ДМШ. Киев. 1974.
40. Этюды для баяна на разные виды техники. Учебный репертуар. ДМШ 2
класс. Киев. 1974
41. Этюды для баяна на разные виды техники. Учебный репертуар. ДМШ 2
класс. Киев. 1981
42. Этюды для баяна на разные виды техники. Учебный репертуар. ДМШ 3
класс. Киев. 1981
Методическая литература
1.Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М.,
1980
2.Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981
3Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне. Ч. I. М., 1975.
Ч. М, 1976 .
4. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия
исполнителя-баяниста Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978
5. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978
6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1973
7. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна М., 1978
8. Бирмак А. О художественной технике пианиста М., 1973
9. Браудо И. Артикуляция. Л., 1973
11. Гвоздев П. Принципы образования звука па баяне и его извлечения // Баян
и баянисты. Вып. 1. М., 1970
12. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники // Баян и баянисты.
Вып. I. М., 1970
13. Говорушко П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. Л., 1980
14.Говорушко П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста //
Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975 .
15.Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981
16. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне // Баян и
баянисты. Вып., 2. М., 1974
17. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приемов
ведения меха баянистами // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,
1985
18.Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога.//
Баян и баянисты. Вып. 2. М., 1974
19. Максимов В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. С.-Пб., 2004
20. Мотов В. О некоторых приемах звукоизвлечения на баяне // Вопросы
профессионального воспитания баяниста Вып. 48. М., 1980
21. Мотов В. Простейшие приемы варьирования. М., 1989
22. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху.
М,, 2002
23. Накапкин В. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1985
24. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987