Автор: Григорьева Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №85 "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие детского сада и родителей при реализации ФГОС в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Григорьева Елена Александровна
Воспитатель МАДОУ №85 «Колокольчик»
Г. Великий Новгород.
Взаимодействие детского сада и родителей при реализации ФГОС в ДОУ.
Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов вызывает у
работников дошкольного образования множество вопросов по поводу организации педагогического
процесса в соответствие с этими требованиями. Важнейшим инструментом становится
образовательная программа - это модель организации образовательного процесса: обучения,
воспитания, развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий. В нашем саду
основой образовательной программы является программа Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом
радости». Родителям детей-воспитанников дошкольного учреждения - образовательная программа
даёт возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, в
выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных
заказчиков. Привлечение родителей к разработке и реализации образовательной программы –
необходимое условие для стабильного функционирования и развития детского сада.
Основные положения ФГОС подводят к необходимости включения в структуру образовательной
программы различных форм взаимодействия с семьей. Это в достаточной степени учтено в
программе «Детский сад-Дом радости». Среди наиболее эффективных и соответствующих
современным требованиям выделяются формы совместной деятельности детей, родителей, педагогов.
Совместная деятельность детей и взрослых – это особая система их взаимоотношений и
взаимодействий. Её сущностные признаки – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской
формы организации (сотрудничество взрослых и детей, возможность свободного размещения,
перемещения и общения). Степень вовлеченности родителей может быть весьма разнообразной – это
во многом зависит от их желания и возможностей. Среди самых распространенных форм
совместного творчества в нашем ДОУ являются следующие:
- Студийные занятия детей и родителей.
На этих занятиях родители совместно с детьми выполняют задания педагога. Это могут быть
занятия по лепке, оригами, по раннему развитию детей; занятия с логопедом, танцами, плаванием и
т.п. Таким образом происходит знакомство взрослых не только с содержанием обучения, но и со
своим ребенком: родители открывают для себя такие качества, умения, возможности собственных
детей, о которых и не подозревали.
- Семейные встречи.
На таких вечерах, встречах – осенние посиделки, день рождения и т.п.- вместе с родителями дети
отдыхают, поют, танцуют, соревнуются. Главное – увеличить время совместного пребывания детей и
родителей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам и запросам, создать атмосферу
единства, сплоченности. Семейные встречи - пример для родителей в организации семейного досуга,
его содержательном насыщении.
- Вечера встреч с родителям.
На этих вечерах родители, а также другие близкие ребенку люди рассказывают, показывают,
обучают умению играть в шашки, шахматы, пользоваться компасами, показывают опыты,
изготовляют какие-либо пособия и т.д. Такие встречи сближают взрослых и детей. Позволяют
родителям осознать, что дети в них нуждаются, учат общаться, сотрудничать. Кроме того, ребенок
видит, как его папой (мамой, бабушкой) восхищаются сверстники, у него появляется чувство
гордости, уверенности в том, что папа (мама, бабушка) может всё.
- Совместные занятия детей и родителей.
Это одна из наиболее эффективных форм работы с родителями. Так, например, совместные
физкультурные занятия формируют у родителей основы физкультурной грамотности. Именно на
таких занятиях они приобретают элементарные навыки организации двигательной деятельности
ребенка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции на физическую
нагрузку. Совместные занятия позволяют ощутить радость от совместной деятельности, установить
эмоционально-тактильный контакт.
- Гостиные проводятся с использованием средств музыки, живописи, литературного и
фольклорного материала. Их цель - психологическое раскрепощение детей и родителей, развитие их
индивидуальности, личностной культуры. Система семейных гостиных позволяет ввести ребенка в
удивительный мир музыки, живописи, театра. Тематика самая разнообразная: «Волшебный мир
музыки», «Осень в картинах художников», «Сказки А.С.Пушкина» и т.д.
- Совместная проектная деятельность.
Она заключается в совместной деятельности детей, педагогов, родителей над какой-либо темой.
Например, «Мы и космос», «Юные орнитологи», «История новогодней игрушки» и т.д. Совместная
проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность
познакомиться и узнать друг друга ближе, узнать интересы других семей.
- Родительский клуб «Наши дети».
Этот клуб создан для оказания консультативной педагогической и социальной помощи молодым
родителям. Работа клубы организуется с учетом возраста детей. Главные задачи Клуба: активное
сплочение родителей в процессе воспитания детей, приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
Опыт работы позволяет сделать вывод, что применение различных форм в работе с родителями
позволяет добиться того, что родители становятся активными участниками образовательного
процесса, ощущают заинтересованность педагогов и руководства ДОУ в создании благоприятных
условий, заботу о воспитании детей. Так проведенное анкетирование родителей свидетельствует о
том, что родители поддерживают инновации ДОУ, проявляют интерес к содержанию работы,
выражают желание применять полученные знания, игры и разработки дома и участвовать в жизни
ДОУ.
Таким образом, инновационный опыт работы нашего ДОУ ориентирует всех участников
педагогического процесса на позитивное восприятие приоритетов развивающего образование в
дошкольном возрасте в рамках ФГОС современного дошкольного образования и положительно
влияет на различные стороны развития ребенка.