Автор: Масалова Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ" № 11
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование оценки качества
Раздел: начальное образование
Формирование оценки качества.
Из опыта работы Масаловой Галины Ивановны, МБОУ «СШ №11»,
г. Нижневартовска
Формирование оценки качества неразрывно связано с технологией
оценивания образовательных достижений.
Цель
технологии
оценивания:
развитие
контрольно-оценочной
самостоятельности обучающихся. Средство: коренное изменение школьных
правил оценивания. Оценивается любое, особенно, успешное действие, а
фиксируется
отметкой
только
решение
полноценной
задачи,
т.е.
по
использованию знаний. Оценивание в классе происходит в диалоге учитель-
ученик:
"Какое
было
задание?
Выполнил?
Верно?
Сам?
Что
себе
поставишь...?"
(внешняя
оценка
+
самооценка),
где
обучающийся
имеет
право
аргументировано
оспорить
выставленную
отметку.
В
данной
технологии
широко
использую
метод
рецензий,
где
обучающиеся
учатся
анализировать
образовательный
продукт
своих
одноклассников.
Данная
технология напрямую связана с комфортностью обучения, т.к. дети учатся
самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности.
Реализацию
технологии
оценивания
обеспечивает
также
система
вопросов
и
заданий
учебников,
специальные
рабочие
тетради,
(которые
теперь
нам
приходиться
распечатывать),
контрольные
работы
и
тесты,
возможность
выбора
заданий
для
проверки
своих
знаний.
Оценивание
рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что
учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и
ученик имеют право изменить оценку и отметку, если (по определенным
критериям) они могут доказать, что она завышена или занижена.
Оценочная
деятельность
строю
на
основе
следующих
принципов:
оценивание является постоянным процессом; оценивание может быть только
критериальным; оцениваться с помощью отметки могут только результаты
деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества
ребенка; оценивать можно только то, чему учат.
В оценочной деятельности реализую заложенный в стандарте принцип
распределения
ответственности
между
различными
участниками
образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ
соблюдаю
принцип
добровольности
выполнения
задания
повышенной
сложности. Ребенок сам вправе выбрать себе задание по своим силам. В
своей
практике
почти
в
каждой
работе
предлагаю
своим
ученикам
соизмерить свои силы и выбрать себе задание, которое сможет выполнить.
Далее ребенок может попробовать выполнить задание посложнее, и если оно
выполнено правильно, то оценка, а далее и отметка за работу имеет шанс,
повыситься. Или ставится дополнительная отметка.
В 1 классе использую три вида оценивания:
стартовая диагностика;
текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
итоговое оценивание.
В текущем оценивании применяю субъективные методы (наблюдения,
самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе
ответов и письменных работ обучающихся:
устный опрос
письменная самостоятельная работа
диктанты
контрольное списывание
тестовые задания
изложение
творческая работа
Итоговое
оценивание
происходит
в
конце
года,
а
затем
в
конце
обучения в начальной школе.
Какие же появляются новые формы и методы оценки?
Это
метапредметные
диагностические
работы
и
диагностика
результатов личности развития учащегося. На мой взгляд, приоритетным в
диагностике
становятся
теперь,
вместо
воспроизведения
информации,
продуктивные
задания
или
задачи
по
применению
знаний
и
умений,
предполагающие
создание
учеником
в
ходе
решения
своего
вывода
или
оценки.
Приведу пример: на уроке окружающего мира предложила учащимся
выполнить контрольную работу по теме «Погода и климат» один из вопросов
предполагал проверку умения описать погоду. 1. Какая погода чаще всего
бывает в том месте, где ты живешь? Этот вопрос предполагает необходимый
уровень знаний учащихся. 2. Расскажи о зимней погоде с помощью условных
значков
(температура,
ветер,
облачность,
осадки).
Этот
вопро с
предусматривал
знание
программного
материала.
3.
Напиши
признаки
ухудшения погоды (по осадкам). Такой вопрос относится к максимальному
уровню знаний. И я очень была рада, что большинство учащихся в классе не
боялись сложностей и брались за все вопросы. Если провести анализ этому
выбору, то на первой контрольной работе учащиеся с опаской смотрели на
вопрос
максимального
уровня
и
решали
вопросы
необходимого
и
программного уровня.
Помимо
привычных
контрольных
работ,
провожу
метапредметные
диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных,
но и регулятивных и коммуникативных действий.
Приведу пример. Метапредметные результаты.
Регулятивные
УУД. 1.Организовывать
свое
рабочее
место
под
руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей
работы
с
заданным
эталоном.
3.Вносить
необходимые
дополнения,
исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).4. В
сотрудничестве
с
учителем
определять
последовательность
изучения
материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Познавательные
УУД. 1.
Ориентироваться
в
учебниках
(система
обозначений,
структура
текста,
рубрики,
словарь,
содержание).
2.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных
заданий,
используя
справочные
материалы
учебника
(под
руководством
учителя).3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков,
схем.4.
Сравнивать
предметы,
объекты:
находить
общее
и
различие.5.
Группировать,
классифицировать
предметы,
объекты
на
о снове
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные
УУД. 1.Соблюдать простейшие нормы речевого
этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать
на
вопросы,
задавать
вопросы,
уточнять
непонятное).
3.
Сотрудничать
с
товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать
очерёдность
действий,
корректно
сообщать
товарищу
об
ошибках.
4.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать
со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС
диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в
разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В
любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств,
своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции,
культурного
выбора,
мотивов,
личностных
целей.
Работы,
выполняемые
учениками,
как
правило,
не
должны
подписываютя,
и
таблицы,
где
собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или
школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Для оценки результатов учебной деятельности применяю принцип
критериального оценивания, объясняю ученикам (до её выполнения) пять
критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой
цели оцениваю 1 баллом, и ученик, выполняя работу, набирает от 1 до 5
баллов, что позволяет давать содержательный анализ учебных результатов
всем участникам образовательного процесса.
Например, к устному ответу по литературному чтению предъявила такие
требования как:
выразительное чтение;
пересказ;
объяснение значения слов;
нахождение ключевых фраз;
ответы на вопросы учителя и класса.
Оценку «5» получает ученик, выполнивший все эти требования. ВАЖНО:
оценки «2» или «1» не являются отрицательным результатом работы, они
лишь говорят о том, что учителю, ученику и родителям предстоит решение
выявленных проблем.
Также ученики моего класса освоили алгоритм самооценки. На уроке
ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму
самооценки»
и,
если
требуется,
определяет
отметку,
когда
показывает
выполненное задание. Я имею право скорректировать оценки и отметки, если
докажу, что мой ученик завысил или занизил их.
Алгоритм самооценки:
1. Я получил задание……
2. Какова была цель задания (задачи)?
3. Удалось получить результат (решение, ответ)?
4. Правильно выполнил или с ошибкой?
5. Самостоятельно выполнил или с чьей-то помощью?
Кроме
официального
классного
журнала
главным
средством
накопления
информации
об
образовательных
результатах
ученика
я
веду
портфель достижений (портфолио) достижений ученика в течение обучения в
начальной школе.
Система оценивания выстраиваю таким образом, чтобы обучающиеся
включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и
привычку к самооценке и взаимооценке. Предлагаю вниманию некоторые
образцы листов самооценки и взаимооценки.
Также по окончании урока или внеклассного мероприятия, в целях
рефлексии, ученики оценивают свое отношение к уроку или мероприятию и
понимание пройденного материала.
И
в
заключении,
хочу
сказать,
что
для
формирующейся
личности
младшего
школьника
важно
не
обозначение
его
успехов
нa
бумаге,
а
терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он
продвигается.
Прежде
всего,
оценка
должна
отражать
чуткость
и
доброжелательность
учителя.
Ему
нужно
перейти
на
новый
уровень
понимания ошибок ребенка и проблем детского незнания.
Незнание
-
не
порок,
а
стимул
к
познанию,
поэтому
важно
не
наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через
похвалу,
одобрение,
создание
ситуации
успеха,
совет,
поддержку
и
сотрудничество.
Оценка
должна
свидетельствовать
о
гуманистическом
отношении
взрослого к ребенку. Младший школьник стремится не только узнавать все
новое, но и радовать учителя своими успехами и не огорчать неудачами.
В ы в о д : технология
оценивания
способствует
формированию
регулятивных УУД (развитие умения определять, достигнут ли результат
деятельности); коммуникативных УУД (умение аргументированно отстаивать
свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы); личностных УУД
(толерантное отношение к иным решениям).
Спасибо за внимание!