Автор: Ломиворотова Любовь Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Кривопорожская СОШ
Населённый пункт: пос.Кривой Порог Кемского района Республики Карелия
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: Использование игровых технологий в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование
«Следствие ведут знатоки»
( урок-игра по русскому языку в 6 классе)
Конспект урока составила Ломиворотова Любовь Валерьевна, учитель
русского языка и литературы МБОУ Кривопорожская СОШ Кемского
района п.Кривой Порог
Цель:
В занимательной форме формировать познавательный интерес учащихся к
русскому языку
Задачи:
Развивать речь, память, мышление
Формировать умение работать в группе
Воспитывать уважение и любовь к родному языку
Оборудование:
1.
таблички с названиями команд
2.
ведомости для жюри
3.
телеграммы
4.
фонограмма мелодий (мелодии звучат перед началом нового конкурса)
5.
карточки
6.
презентация
Ход урока.
1.
Оргмомент.
2.
Слово учителя. СЛАЙД 1
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и
понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С
помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит
благодаря языку. Мы говорим о языке вообще. А что такое русский язык?
(
ученики
читают
стихи
)
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти-
Он всякий раз со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина, родной!
Язык наш прекрасный-
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки-
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Русский язык- это национальный язык русского народа. Мы на нём говорим, читаем,
пишем, слышим его по радио и с экрана телевизора.
А как вы думаете, хорошо ли мы его знаем? Вот это мы сейчас и выясним.Наш урок мы
назвали: «Следствие ведут знатоки»
Итак, сегодня –состязание команд знатоков русского языка, на котором мы должны
лишний раз убедиться в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и
поистине волшебный русский язык».
Вы поделились на команды, у каждой команды есть капитан.
(
команды
представляют
названия
,
девиз
)
Никакое соревнование не обходится без жюри.
Разрешите мне представить
Неподкупное жюри:
Будет баллы строго ставить,
За ошибки вас журить.
Надо очень постараться,
Веру в нас не обмануть.
Ну, команды, вы готовы?
Что ж, ребята, в добрый путь!
Знатоки ведут расследование законов русского языка!
1.
Начнём с разминки, с « хитрого « вопроса.
(
конкурс
не
оценивается
)
Как сказать правильно?
У рыб нет зубов.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
(
у
рыб
есть
зубы
)
2. Конкурс «Разгадайте шарады»
СЛАЙД 2
1.Возьмите предлог К,стоящий перед местоимением МНЕ.
2.Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.
3.Допишите слово так,чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?
КОСНУТЬСЯ
1.Приставка у этого слова обозначает приближение.
2.К ней прибавили основу прилагательного КОСНЫЙ.
3.Затем суффикс,который пишется у прилагательных после шипящих и Ц под ударением
( КАМЫШОВЫЙ,ПЕСЦОВЫЙ).
4.И суффикс с окончанием ,как у существительного ВЫПАДЕНИЕ.
ПРИКОСНОВЕНИЕ
СЛАЙД 3
Конкурс «Телеграмма» (почтальон приносит телеграммы)
Учитель: Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:
«Здорова.Прибываю в полном благополучии». Все отправились на вокзал встречать
бабушку,но она не приехала.Что случилось?
ПРИБЫВАТЬ-приходить,приезжать (приставка ПРИ-приближение)
ПРЕБЫВАТЬ-находиться (приставка ПРЕ-ПЕРЕ)
СЛАЙД 4
Конкурс «Разносклоняемые существительные»
Учитель: Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:
1.Кузнец ушёл,пожар свирепствовал ещё несколько времени.
2.Пожар наконец унялся,и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи,и около
них бродили погорелые жители Кистенёвки.
3.Губернские чиновники трепетали при его имени. ( Откуда взяты цитаты?-А.С.Пушкин.
«Дубровский».)
ВРЕМЕНИ,ПЛАМЕНИ,ИМЕНИ,
СЛАЙД 5
Конкурс «Числительное»
Учитель; Ребята! Есть пословица «Семеро одного не ждут».А если бы было не семь
человек,а девять? Как бы вы сказали?
ДЕВЯТЕРО
СЛАЙД 6
Учитель: Какое числительное во всех падежах имеет окончание-а?
ПОЛТОРА,ПОЛТОРАСТА
-Сколько окончаний у слова СЕМЬСОТ?
ДВА,ОБА НУЛЕВЫЕ
СЛАЙД 7
Учитель: Мы говорим «Увеличить в полтора раза».ПОЛ-это половина,а что такое ТОРА?
Слово ПОЛТОРА образовалось из «ПОЛВТОРА»-половина второй единицы.
СЛАЙД 8
Учитель: Число 100 изображается тремя цифрами.Название этого числа СТО тоже состоит
из трёх букв.Найдите другое число,у которого количество цифр равно количеству букв.
1000000-МИЛЛИОН ( в слове семь букв и семь цифр).
СЛАЙД 9
Конкурс «Местоимение»
Учитель: Какие разряды местоимений различаются только значением?
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ.(Который час? Часы,на которые я
посмотрел,показывали полночь.
КАРТОЧКИ_ЗАДАНИЯ
Конкурс «Тёмная комната»
.
Учитель:Угадайте слово по его описанию.
– «глаз» автомобиля
(
фара
)
–«архитектурное строение» пчёл
(
улей
)
–шляпка на ножке
(
гриб
)
–лесной барабанщик
(
дятел
)
–не носки и не чулки
(
гольфы
)
Конкурс «полиглотов»
Учитель:У вас на листочках записано слово и три варианта ответов.
Табу- это:
- сокращённо табуретка
- табуретка
-запрет
Лорнет- это:
-очки
-кабинет
- туалет
Ассорти- это:
-вид цветов
-смесь
-шорты.
СЛАЙД 10
Конкурс «Образование слов»
Учитель: Образуйте существительные общего рода от
глаголов:ВЫСКОЧИТЬ,ЗАДИРАТЬСЯ,ЛОМАТЬСЯ,НЕ
ПОСИДЕТЬ,РАЗМАЗАТЬ,ТРУДИТЬСЯ-
(ВЫСКОЧКА,ЗАДИРА,ЛОМАКА,НЕПОСЕДА,РАЗМАЗНЯ,ТРУДЯГА)
СЛАЙД 11
Конкурс «НЕ»
Учитель:Почему частица НЕ с прилагательным ПРОСТЫЕ написана отдельно?
(имеется скрытое противопоставление)
СЛАЙД 12
Подведение итогов.
Учитель:Наши знатоки закончили своё расследование. Пока жюри готовится
назвать победителей, хочется еще раз отметить значимость русского языка в нашей
жизни. Прислушайтесь к тому, о чём говорил академик Д. С. Лихачёв: « Язык - самое
выразительное, чем человек обладает. За своим языком – устным или письменным – надо
следить постоянно». Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его
моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
По праву русский язык велик и могуч. Почаще вспоминайте слова
И.С.Тургенева(ученица читает наизусть):
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное
нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным
орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
РЕФЛЕКСИЯ: Что я чувствую? О чём я думаю? Как я себя ощущаю?
МУЗЫКА.