Напоминание

Использование игровых технологий в соответствии с ФГОС


Автор: Ломиворотова Любовь Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Кривопорожская СОШ
Населённый пункт: пос.Кривой Порог Кемского района Республики Карелия
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: Использование игровых технологий в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




«Следствие ведут знатоки»

( урок-игра по русскому языку в 6 классе)

Конспект урока составила Ломиворотова Любовь Валерьевна, учитель

русского языка и литературы МБОУ Кривопорожская СОШ Кемского

района п.Кривой Порог

Цель:

В занимательной форме формировать познавательный интерес учащихся к

русскому языку

Задачи:

Развивать речь, память, мышление

Формировать умение работать в группе

Воспитывать уважение и любовь к родному языку

Оборудование:

1.

таблички с названиями команд

2.

ведомости для жюри

3.

телеграммы

4.

фонограмма мелодий (мелодии звучат перед началом нового конкурса)

5.

карточки

6.

презентация

Ход урока.

1.

Оргмомент.

2.

Слово учителя. СЛАЙД 1

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и

понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С

помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит

благодаря языку. Мы говорим о языке вообще. А что такое русский язык?

(

ученики

читают

стихи

)

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти-

Он всякий раз со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина, родной!

Язык наш прекрасный-

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки-

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Русский язык- это национальный язык русского народа. Мы на нём говорим, читаем,

пишем, слышим его по радио и с экрана телевизора.

А как вы думаете, хорошо ли мы его знаем? Вот это мы сейчас и выясним.Наш урок мы

назвали: «Следствие ведут знатоки»

Итак, сегодня –состязание команд знатоков русского языка, на котором мы должны

лишний раз убедиться в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и

поистине волшебный русский язык».

Вы поделились на команды, у каждой команды есть капитан.

(

команды

представляют

названия

,

девиз

)

Никакое соревнование не обходится без жюри.

Разрешите мне представить

Неподкупное жюри:

Будет баллы строго ставить,

За ошибки вас журить.

Надо очень постараться,

Веру в нас не обмануть.

Ну, команды, вы готовы?

Что ж, ребята, в добрый путь!

Знатоки ведут расследование законов русского языка!

1.

Начнём с разминки, с « хитрого « вопроса.

(

конкурс

не

оценивается

)

Как сказать правильно?

У рыб нет зубов.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

(

у

рыб

есть

зубы

)

2. Конкурс «Разгадайте шарады»

СЛАЙД 2

1.Возьмите предлог К,стоящий перед местоимением МНЕ.

2.Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.

3.Допишите слово так,чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

КОСНУТЬСЯ

1.Приставка у этого слова обозначает приближение.

2.К ней прибавили основу прилагательного КОСНЫЙ.

3.Затем суффикс,который пишется у прилагательных после шипящих и Ц под ударением

( КАМЫШОВЫЙ,ПЕСЦОВЫЙ).

4.И суффикс с окончанием ,как у существительного ВЫПАДЕНИЕ.

ПРИКОСНОВЕНИЕ

СЛАЙД 3

Конкурс «Телеграмма» (почтальон приносит телеграммы)

Учитель: Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:

«Здорова.Прибываю в полном благополучии». Все отправились на вокзал встречать

бабушку,но она не приехала.Что случилось?

ПРИБЫВАТЬ-приходить,приезжать (приставка ПРИ-приближение)

ПРЕБЫВАТЬ-находиться (приставка ПРЕ-ПЕРЕ)

СЛАЙД 4

Конкурс «Разносклоняемые существительные»

Учитель: Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:

1.Кузнец ушёл,пожар свирепствовал ещё несколько времени.

2.Пожар наконец унялся,и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи,и около

них бродили погорелые жители Кистенёвки.

3.Губернские чиновники трепетали при его имени. ( Откуда взяты цитаты?-А.С.Пушкин.

«Дубровский».)

ВРЕМЕНИ,ПЛАМЕНИ,ИМЕНИ,

СЛАЙД 5

Конкурс «Числительное»

Учитель; Ребята! Есть пословица «Семеро одного не ждут».А если бы было не семь

человек,а девять? Как бы вы сказали?

ДЕВЯТЕРО

СЛАЙД 6

Учитель: Какое числительное во всех падежах имеет окончание-а?

ПОЛТОРА,ПОЛТОРАСТА

-Сколько окончаний у слова СЕМЬСОТ?

ДВА,ОБА НУЛЕВЫЕ

СЛАЙД 7

Учитель: Мы говорим «Увеличить в полтора раза».ПОЛ-это половина,а что такое ТОРА?

Слово ПОЛТОРА образовалось из «ПОЛВТОРА»-половина второй единицы.

СЛАЙД 8

Учитель: Число 100 изображается тремя цифрами.Название этого числа СТО тоже состоит

из трёх букв.Найдите другое число,у которого количество цифр равно количеству букв.

1000000-МИЛЛИОН ( в слове семь букв и семь цифр).

СЛАЙД 9

Конкурс «Местоимение»

Учитель: Какие разряды местоимений различаются только значением?

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ.(Который час? Часы,на которые я

посмотрел,показывали полночь.

КАРТОЧКИ_ЗАДАНИЯ

Конкурс «Тёмная комната»

.

Учитель:Угадайте слово по его описанию.

– «глаз» автомобиля

(

фара

)

–«архитектурное строение» пчёл

(

улей

)

–шляпка на ножке

(

гриб

)

–лесной барабанщик

(

дятел

)

–не носки и не чулки

(

гольфы

)

Конкурс «полиглотов»

Учитель:У вас на листочках записано слово и три варианта ответов.

Табу- это:

- сокращённо табуретка

- табуретка

-запрет

Лорнет- это:

-очки

-кабинет

- туалет

Ассорти- это:

-вид цветов

-смесь

-шорты.

СЛАЙД 10

Конкурс «Образование слов»

Учитель: Образуйте существительные общего рода от

глаголов:ВЫСКОЧИТЬ,ЗАДИРАТЬСЯ,ЛОМАТЬСЯ,НЕ

ПОСИДЕТЬ,РАЗМАЗАТЬ,ТРУДИТЬСЯ-

(ВЫСКОЧКА,ЗАДИРА,ЛОМАКА,НЕПОСЕДА,РАЗМАЗНЯ,ТРУДЯГА)

СЛАЙД 11

Конкурс «НЕ»

Учитель:Почему частица НЕ с прилагательным ПРОСТЫЕ написана отдельно?

(имеется скрытое противопоставление)

СЛАЙД 12

Подведение итогов.

Учитель:Наши знатоки закончили своё расследование. Пока жюри готовится

назвать победителей, хочется еще раз отметить значимость русского языка в нашей

жизни. Прислушайтесь к тому, о чём говорил академик Д. С. Лихачёв: « Язык - самое

выразительное, чем человек обладает. За своим языком – устным или письменным – надо

следить постоянно». Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его

моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

По праву русский язык велик и могуч. Почаще вспоминайте слова

И.С.Тургенева(ученица читает наизусть):

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное

нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным

орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

РЕФЛЕКСИЯ: Что я чувствую? О чём я думаю? Как я себя ощущаю?

МУЗЫКА.



В раздел образования