Автор: Морозова Екатерина Андреевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Консультация для родителей по теме
Тема: "Психологические особенности медлительных детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему «Психологические особенности
медлительных детей»
Медлительные дети такие разные – флегматики и меланхолики, тревожные
и безмятежные, сонные толстячки и тоненькие мечтатели. Но все они требуют
огромного терпения, внимания, такта и помощи со стороны взрослых.
Медлительные дети особенные. Особенная у них и нервная система. Оттого
они дольше других включаются в работу, труднее переходят от одного дела к
другому.
Гипоактивный или медлительный ребенок в своем поведении является
противоположностью гиперактивному. Такие дети производят впечатление
спокойных, медлительных и даже вялых. Поначалу родители не замечают ничего
особенного в поведении ребенка. Наоборот, они радуются тому, что он не
доставляет много хлопот, по сравнению с другими детьми. Такие дети редко
плачут и просятся на руки, любят много спать. Они не требовательные в еде,
хорошо кушают и быстро набирают в весе.
Родители начинают по-настоящему волноваться, когда их ребенок поступает
в детский сад или школу. Они начинают замечать, что он неуклюж, пассивен,
малообщителен, молчалив и медлителен. У него может быть снижена мотивация к
познанию окружающего мира, и интересы могут быть поверхностными. Такие
дети с осторожностью относятся ко всему новому. Они могут долго привыкать к
новым людям, новым блюдам, вещам и играм. Однако, родителям нужно быть
внимательными, потому что на самом деле гипоактивность может оказаться
особенностью характера.
К тому же эта особенность может наблюдаться у родственников или одного
из родителей, что говорит о наследственном факторе, который отразился на
темпераменте ребенка. Многие такие расстройства проходят по мере взросления
ребенка. И к его совершеннолетию совсем затухают. Но прежде чем ребенок
достигнет совершеннолетия, он может доставить много хлопот родителям и
воспитателям и учителям. К тому же гипоактивность может оказать влияние на
формирование характера ребенка, его привычек, стратегии взаимодействия с
миром и на другие адаптивные механизмы личности.
Работа с родителями и ближайшим окружением гипоактивного
(медлительного) ребенка:
Первым делом, родители должны набраться терпения, с пониманием и
любовью подходить к временным трудностям воспитания, с которыми
столкнулась семья. Для начала нужно выработать универсальные приемы
безопасного и эффективного общения с ребенком. Гипоактивного ребенка все
время приходится подгонять, «раскачивать», подталкивать к какому-либо
действию. Бесконечные фразы взрослых: «Давай быстрей!», «Ты что, спишь на
ходу?!» и т.д. приводят к тому, что ребенок чувствует себя неполноценным, он
ощущает себя обузой для родителей и понимает, что приносит им неудобство и
разочарование. Его самооценка падает, он замыкается в себе и у него пропадает
всякое желание к чему-либо стремиться, а значит, его активность может упасть
еще ниже. Его переживания перегружают нервную систему, которая и без того
работает на полную силу. Это может приводить к появлению тревожности, потере
безопасности и комфорта, и мешать гармонично развиваться в этом мире.
У таких детей есть своя скорость жизни. Ее нельзя увеличивать резко, чтобы
не ранить ребенка. По крайней мере, дома позвольте ему действовать в его
естественном режиме. Ребенку нужно давать время чтобы «собраться с мыслями».
Поэтому заранее предупреждайте его о том, что вы намерены сделать, например,
пойти с ним на какую-то встречу.
Часто такие дети имеют лишний вес и не любят физические упражнения,
потому что им не интересен спорт. Но дома можно предложить ребенку играть в
активные игры в холодное время года, а весной и летом кататься на велосипеде,
выезжать на природу и там организовывать активный отдых. В повседневной
жизни старайтесь вовлекать ребенка в какое-то совместное действие:
приготовление ужина, уборка в доме, встреча папы с работы и многое другое.
Самое главное внести в этот процесс элементы игры, сюрприза, волшебства и
доброты, а также нужности и важности этого занятия. Можно сообщить ребенку,
что без его помощи вам никак не обойтись.
Иногда с гипоактивными детьми бывает трудно общаться, так как они
немногословны. Но это не говорит о том, что они вас не слышат. На самом деле
такие дети все понимают и умеют слушать. И за внешней маской пассивности и
безразличия может скрываться богатый внутренний мир. В процессе вашего
общения с ребенком главное стремиться поддерживать и хвалить его за любые
достижения, а в случае неудачи верить в него и настраивать на позитивное
разрешение ситуации.
Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных
процессов, накладывают отпечаток на их характер: очень часто они становятся
необщительными, замыкаются в себе. Все эти факты говорят о том, что
медлительные дети нуждаются в помощи.
Необходимо тренировать подвижность нервных процессов у медлительных
детей. Ежедневные игровые занятия дома и в детском саду в течение 10-15 минут.
Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных,
последние быстрее овладевают требуемыми движениями и это обескураживает
медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние. Воспитателям также
рекомендуется проводить занятия в подгруппах, чтобы медлительные дети
выполняли задания игры в своём темпе.
Развивающие игры для медлительных малышей:
Малышам-дошкольникам будет легче преодолевать свои трудности, если вы
поиграете с ними в специальные игры.
Вот задания на развитие быстроты реакции и развитие моторики:
«Зеркало»: вы показываете ребёнку движения, он повторяет за вами, и
наоборот.
«Скатай бумажный шарик»: упражнение на мелкую моторику рук: у кого
шарик получится более плотный, тот и выиграл.
Также маленьким копушам будут полезны любые другие игры и упражнения
со сменой ритма.
А вот задания на развитие внимательности (которая тоже «хромает» у
медлительных малышей):
«Запрещённые движения»: ребёнок повторят все действия за взрослым, но
не должен делать какое-то одно движение, например, поднимать руки вверх.
«Всё наоборот»: ребёнок должен делать движения, противоположные тем,
что делает взрослый: взрослый поднимает руки – ребёнок опускает, взрослый
встаёт на цыпочки – ребёнок приседает и т.д.
А ещё ребёнку-копуше будут полезны игры на развитие чувства
соперничества. Дело в том, что накопление негативного опыта в попытках
тягаться со сверстниками часто приводит к тому, что медлительные дети совсем
отказываются соревноваться. А ведь соперничество – очень хороший стимул в
развитии. Поэтому важно, чтобы ребёнок не потерял вкус к борьбе. А для этого
нужно всего лишь давать детям временами побеждать. И взрослые, грамотно
организовав игру, могут этому поспособствовать. Например, на детском празднике
вы можете затеять именно те конкурсы, в которых силён ваш ребёнок. Главное,
чтобы ваши хитрости остались для малыша тайной.
Памятка для родителей медлительных детей:
Организация жизни медлительного ребёнка требует выполнения некоторых
условий:
1. Спокойно разговаривать с медлительным ребёнком.
2. Не проявлять спешки и не нервничать, делая что-то с медлительным ребёнком.
Не подгоняйте его. Предоставьте ему дополнительное время для того чтобы он
смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки. Даже если
придется доделывать в несколько этапов.
3. Четкий режим дня. Когда и что делать, в какой последовательности.
4. медлительным детям нужны постоянные трудовые обязанности: вешать одежду
на место; следить за своим внешним видом; стирать свои мелкие вещи и т.д.
5. Тренировку проводить в игровой форме и на хорошем эмоциональном фоне.