Напоминание

"Психологические особенности медлительных детей"


Автор: Морозова Екатерина Андреевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Консультация для родителей по теме
Тема: "Психологические особенности медлительных детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему «Психологические особенности

медлительных детей»

Медлительные дети такие разные – флегматики и меланхолики, тревожные

и безмятежные, сонные толстячки и тоненькие мечтатели. Но все они требуют

огромного терпения, внимания, такта и помощи со стороны взрослых.

Медлительные дети особенные. Особенная у них и нервная система. Оттого

они дольше других включаются в работу, труднее переходят от одного дела к

другому.

Гипоактивный или медлительный ребенок в своем поведении является

противоположностью гиперактивному. Такие дети производят впечатление

спокойных, медлительных и даже вялых. Поначалу родители не замечают ничего

особенного в поведении ребенка. Наоборот, они радуются тому, что он не

доставляет много хлопот, по сравнению с другими детьми. Такие дети редко

плачут и просятся на руки, любят много спать. Они не требовательные в еде,

хорошо кушают и быстро набирают в весе.

Родители начинают по-настоящему волноваться, когда их ребенок поступает

в детский сад или школу. Они начинают замечать, что он неуклюж, пассивен,

малообщителен, молчалив и медлителен. У него может быть снижена мотивация к

познанию окружающего мира, и интересы могут быть поверхностными. Такие

дети с осторожностью относятся ко всему новому. Они могут долго привыкать к

новым людям, новым блюдам, вещам и играм. Однако, родителям нужно быть

внимательными, потому что на самом деле гипоактивность может оказаться

особенностью характера.

К тому же эта особенность может наблюдаться у родственников или одного

из родителей, что говорит о наследственном факторе, который отразился на

темпераменте ребенка. Многие такие расстройства проходят по мере взросления

ребенка. И к его совершеннолетию совсем затухают. Но прежде чем ребенок

достигнет совершеннолетия, он может доставить много хлопот родителям и

воспитателям и учителям. К тому же гипоактивность может оказать влияние на

формирование характера ребенка, его привычек, стратегии взаимодействия с

миром и на другие адаптивные механизмы личности.

Работа с родителями и ближайшим окружением гипоактивного

(медлительного) ребенка:

Первым делом, родители должны набраться терпения, с пониманием и

любовью подходить к временным трудностям воспитания, с которыми

столкнулась семья. Для начала нужно выработать универсальные приемы

безопасного и эффективного общения с ребенком. Гипоактивного ребенка все

время приходится подгонять, «раскачивать», подталкивать к какому-либо

действию. Бесконечные фразы взрослых: «Давай быстрей!», «Ты что, спишь на

ходу?!» и т.д. приводят к тому, что ребенок чувствует себя неполноценным, он

ощущает себя обузой для родителей и понимает, что приносит им неудобство и

разочарование. Его самооценка падает, он замыкается в себе и у него пропадает

всякое желание к чему-либо стремиться, а значит, его активность может упасть

еще ниже. Его переживания перегружают нервную систему, которая и без того

работает на полную силу. Это может приводить к появлению тревожности, потере

безопасности и комфорта, и мешать гармонично развиваться в этом мире.

У таких детей есть своя скорость жизни. Ее нельзя увеличивать резко, чтобы

не ранить ребенка. По крайней мере, дома позвольте ему действовать в его

естественном режиме. Ребенку нужно давать время чтобы «собраться с мыслями».

Поэтому заранее предупреждайте его о том, что вы намерены сделать, например,

пойти с ним на какую-то встречу.

Часто такие дети имеют лишний вес и не любят физические упражнения,

потому что им не интересен спорт. Но дома можно предложить ребенку играть в

активные игры в холодное время года, а весной и летом кататься на велосипеде,

выезжать на природу и там организовывать активный отдых. В повседневной

жизни старайтесь вовлекать ребенка в какое-то совместное действие:

приготовление ужина, уборка в доме, встреча папы с работы и многое другое.

Самое главное внести в этот процесс элементы игры, сюрприза, волшебства и

доброты, а также нужности и важности этого занятия. Можно сообщить ребенку,

что без его помощи вам никак не обойтись.

Иногда с гипоактивными детьми бывает трудно общаться, так как они

немногословны. Но это не говорит о том, что они вас не слышат. На самом деле

такие дети все понимают и умеют слушать. И за внешней маской пассивности и

безразличия может скрываться богатый внутренний мир. В процессе вашего

общения с ребенком главное стремиться поддерживать и хвалить его за любые

достижения, а в случае неудачи верить в него и настраивать на позитивное

разрешение ситуации.

Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных

процессов, накладывают отпечаток на их характер: очень часто они становятся

необщительными, замыкаются в себе. Все эти факты говорят о том, что

медлительные дети нуждаются в помощи.

Необходимо тренировать подвижность нервных процессов у медлительных

детей. Ежедневные игровые занятия дома и в детском саду в течение 10-15 минут.

Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных,

последние быстрее овладевают требуемыми движениями и это обескураживает

медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние. Воспитателям также

рекомендуется проводить занятия в подгруппах, чтобы медлительные дети

выполняли задания игры в своём темпе.

Развивающие игры для медлительных малышей:

Малышам-дошкольникам будет легче преодолевать свои трудности, если вы

поиграете с ними в специальные игры.

Вот задания на развитие быстроты реакции и развитие моторики:

«Зеркало»: вы показываете ребёнку движения, он повторяет за вами, и

наоборот.

«Скатай бумажный шарик»: упражнение на мелкую моторику рук: у кого

шарик получится более плотный, тот и выиграл.

Также маленьким копушам будут полезны любые другие игры и упражнения

со сменой ритма.

А вот задания на развитие внимательности (которая тоже «хромает» у

медлительных малышей):

«Запрещённые движения»: ребёнок повторят все действия за взрослым, но

не должен делать какое-то одно движение, например, поднимать руки вверх.

«Всё наоборот»: ребёнок должен делать движения, противоположные тем,

что делает взрослый: взрослый поднимает руки – ребёнок опускает, взрослый

встаёт на цыпочки – ребёнок приседает и т.д.

А ещё ребёнку-копуше будут полезны игры на развитие чувства

соперничества. Дело в том, что накопление негативного опыта в попытках

тягаться со сверстниками часто приводит к тому, что медлительные дети совсем

отказываются соревноваться. А ведь соперничество – очень хороший стимул в

развитии. Поэтому важно, чтобы ребёнок не потерял вкус к борьбе. А для этого

нужно всего лишь давать детям временами побеждать. И взрослые, грамотно

организовав игру, могут этому поспособствовать. Например, на детском празднике

вы можете затеять именно те конкурсы, в которых силён ваш ребёнок. Главное,

чтобы ваши хитрости остались для малыша тайной.

Памятка для родителей медлительных детей:

Организация жизни медлительного ребёнка требует выполнения некоторых

условий:

1. Спокойно разговаривать с медлительным ребёнком.

2. Не проявлять спешки и не нервничать, делая что-то с медлительным ребёнком.

Не подгоняйте его. Предоставьте ему дополнительное время для того чтобы он

смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки. Даже если

придется доделывать в несколько этапов.

3. Четкий режим дня. Когда и что делать, в какой последовательности.

4. медлительным детям нужны постоянные трудовые обязанности: вешать одежду

на место; следить за своим внешним видом; стирать свои мелкие вещи и т.д.

5. Тренировку проводить в игровой форме и на хорошем эмоциональном фоне.



В раздел образования